Тепловые машины и их КПД (презентация 8 класс)
презентация к уроку по физике (8 класс) на тему
учитель: Короплясова Г.В.
Тема урока: «Тепловые машины. Двигатель внутреннего сгорания. КПД» (8 класс)
Цели урока:
Образовательные цели.
- Познакомить учащихся с историей развития тепловых машин.
- Раскрыть физические принципы действия тепловых двигателей и рассказать об их использовании.
- Дать понятие о КПД и путях его повышения.
- Показать экологические аспекты применения ДВС
Развивающие цели.
- Расширение кругозора обучающихся.
- Развивать умение видеть физические понятия в окружающем нас мире.
- Развитие интереса к предмету.
Воспитательные цели.
- Воспитывать любознательность.
- Воспитывать умение работать в группе.
Оборудование: Презентация-сопровождение в PowerPoint, действующая модель двигателя внутреннего сгорания.
Ход урока
1.Организационный момент
2.Повторение пройденного материала (слайд № 2)
3. Изучение нового материала
Презентация-сопровождение
«Тепловые машины. Двигатель внутреннего сгорания. КПД». Хронометраж.
№ слайда | Текст сообщения. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Более 2000 лет назад в III веке до н.э., великий греческий математик и механик Архимед построил пушку, которая стреляла с помощью пара (рисунок этого устройства был найден спустя 18 столетий). | |||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Тремя столетиями позже в Александрии выдающийся ученый Герон описал разные машины, приборы, механизмы, изобретенные им и существовавшие в те времена. Среди них был и так называемый ныне «Героинов шар» прообраз реактивных двигателей.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Прошло 15 столетий. Расцвет науки и культуры. Выдающийся итальянский ученый, художник, Леонардо да Винчи задумывается над тем как можно использовать внутреннюю энергию пара. В его рисунках находим изобретение цилиндра и поршня. Под поршнем в цилиндре находится вода, а сам цилиндр подогревается. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Через 100 лет итальянец Д Бранка описал двигатель, в котором использовалась энергия пара в другом виде. Это было колесо с лопатками, в которые с силой ударялась струя пара, благодаря чему колесо начинало вращаться. Как была изобретена паровая турбина. Над изобретением паровой машины в 17-18 веках трудились многие: Томас Севери и Томас Ньюкомен (Англия) | |||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | Современная паровая турбина | |||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | Дени Папен (Франция) | |||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | И.И. Ползунов (Россия) | |||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | Первые паровые машины для практического пользования были малопригодны (надо было подводить и отводить огонь, подавать охлажденную воду и т.д.). Но они уже работали: приводили в действие водяные насосы, откачивающие воду с шахт, поднимали грузы, … . Но так как они работали прерывисто, то приводить в действие машины и станки у которых вал вращался непрерывно, они не могли. Понадобилось еще 50 лет, чтобы универсальный двигатель был изобретен не в просвещенной Европе, а в крепостной России на одной из ее окраин Алтае. Изобрел его русский изобретатель, солдатский сын И. Ползунов учился в горнозаводской школе, с 14 лет работал на рудниках и плавильных заводах Алтая. В Барнауле построил «огнедышащую машину», которая делом всей его жизни и стоила ему жизни. В 1763 году представил проект универсальной машины непрерывного действия с двумя цилиндрами. Машина предназначалась для воздуходувных мехов нагнетающих воздух в плавильные печи. До испытаний не дожил. Умер в 38 лет. Но ученики через неделю после смерти испытали машину. Проработала она всего 43 дня. К концу 18 века все основные виды тепловых двигателей: паровые машины, ДВС, паровые турбины (Бранк), реактивные двигатели (Геронов шар), были разработаны в общих чертах. Началась эпоха их совершенствования. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
11 | К концу 18 века все основные виды тепловых двигателей были разработаны в общих чертах: - паровые машины; - двигатели внутреннего сгорания (ДВС); - паровые турбины, - реактивные двигатели. Началась эпоха их совершенствования | |||||||||||||||||||||||||||||||||
12 | Создателем универсального двигателя, который получил широкое распространение стал английский механик Джеймс Уатт. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
13 | Начиная с 1968 г. Д.Уатт на протяжении многих лет занимался усовершенствованием конструкции своей паровой машины. При поддержке крупного промышленника Болтона за 10 лет фирма Уатта построила 66 паровых машин: 22 для медных рудников; 17 для металлургических заводов; 7 для водопроводов, 5 для шахт; 2 для фабрик. В следующие 10 лет было выпущено уже 144 машины. Изобретение паровой машины сыграло огромную роль в переходе к машинному производству. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
14 | На памятнике Уатту написано: «Увеличил власть человека над природой!!!» | |||||||||||||||||||||||||||||||||
15 | Тепловые машины могут быть устроены различным образом, но в любой тепловой машине должно быть рабочее тело или вещество, которое в рабочей части машины совершает механическую работу, нагреватель, где рабочее вещество получает энергию, холодильник отбирающий у рабочего тела тепло. Рабочим веществом может быть водяной пар или газ. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
16 | Основные части тепловой машины. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
17 | КПД теплового двигателя (машины) Коэффициентом полезного действия теплового двигателя (КПД) называется отношение работы, совершаемой двигателем, к количеству теплоты, полученному от нагревателя: Коэффициент полезного действия любого теплового двигателя меньше единицы и выражается в процентах.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||
18 | Двигатель внутреннего сгорания • 1860г. – Французским механиком Ленуаром был изобретён двигатель внутреннего сгорания • 1878г. – Немецким изобретателем Отто сконструирован четырёхтактный двигатель внутреннего сгорания. • 1885г. – Немецким изобретателем Даймлером был создан бензиновый двигатель внутреннего сгорания • Примерно в то же время Бензиновый двигатель был разработан Костовичем в России. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
19 | Принцип действия одноцилиндрового ДВС. (Работа с действующей моделью) | |||||||||||||||||||||||||||||||||
20 | Работа одноцилиндрового ДВС | |||||||||||||||||||||||||||||||||
21 | Двигатели Дизеля 1896г. –Немецкий инженер Рудольф Дизель (18 марта 1858 - 29 сентября 1913) • сконструировал двигатель внутреннего сгорания в котором сжималась не горючая смесь, а воздух. Это наиболее экономичные тепловые двигатели 1)работают на дешёвых видах топлива; 2)имеют КПД 31-44%. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
22 | Устройства дизеля | |||||||||||||||||||||||||||||||||
23 | Экологические последствия работы тепловых двигателей Интенсивное использование тепловых машин на транспорте и в энергетике (тепловые и атомные электростанции) ощутимо влияет на биосферу Земли. Хотя о механизмах влияния жизнедеятельности человека на климат Земли идут научные споры, многие ученые отмечают факторы, благодаря которым может происходить такое влияние: | |||||||||||||||||||||||||||||||||
24 | Экологические последствия работы тепловых двигателей · Парниковый эффект – повышение концентрации углекислого газа (продукт сгорания в нагревателях тепловых машин) в атмосфере. Углекислый газ пропускает видимое и ультрафиолетовое излучение Солнца, но поглощает инфракрасное излучение, идущее в космос от Земли. Это приводит к повышению температуры нижних слоев атмосферы, усилению ураганных ветров и глобальному таянию льдов. · Прямое влияние ядовитых выхлопных газов на живую природу (канцерогены, смог, кислотные дожди от побочных продуктов сгорания). Разрушение озонового слоя при полетах самолетов и запусках ракет. Озон верхних слоев атмосферы защищает все живое на Земле от избыточного ультрафиолетового излучения Солнца. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
25 | Решите кроссворд:
Интенсивное парообразование со всего объема жидкости. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
26 | Домашняя работа
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teplovye_mashiny_2014.pptx | 2.88 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тепловой машиной называется устройство, в котором внутренняя энергия превращается в механическую. Что такое тепловая машина?
Архимед Паровая пушка
Герон Александрийский Геронов шар
Леонардо Да Винчи Устройство паровой пушки
Д. Бранка Паровая турбина
Паровая турбина C:\Documents and Settings\Директор\Мои документы\паровая турбина.swf Современная паровая турбина
Томас Севери (Англия) Томас Нькомен (Англия)
Дени Папен
Иван Ползунов
К концу 18 века все основные виды тепловых двигателей были разработаны в общих чертах: - паровые машины; двигатели внутреннего сгорания (ДВС); паровые турбины, реактивные двигатели. Началась эпоха их совершенствования .
Джеймс Уатт Паровая машина двойного действия
Паровые машины Уатта 1774 год – английским изобретателем Джеймсом Уаттом построена первая универсальная паровая машина,получившая широкое распространение С 1775 по 1785 г. – фирмой Уатта построено 66 паровых машин для медных рудников, металлургических заводов, водопроводов, шахт, фабрик. С 1785 по 1795г. – той же фирмой поставлено уже 144 такие машины. Изобретение паровой машины сыграло огромную роль в переходе к машинному производству.На памятнике Уатту написано «Увеличил власть человека над природой»
Тепловые машины могут быть устроены различным образом, но в любой тепловой машине должно быть рабочее тело или вещество , которое в рабочей части машины совершает механическую работу, нагреватель , где рабочее вещество получает энергию, холодильник отбирающий у рабочего тела тепло. Рабочим веществом может быть водяной пар или газ.
Рабочее тело Q 1 Q 2 Нагреватель Т 1 Холодильник Т 2 Основные части тепловой машины. A = Q 1 – Q 2 A = Q 1 – Q 2 A = Q 1 – Q 2 A = Q 1 – Q 2 A = Q 1 – Q 2 A = Q 1 – Q 2 A = Q 1 – Q 2 A = Q 1 – Q 2 A = Q 1 – Q 2 A = Q 1 – Q 2
КПД теплового двигателя (машины) Коэффициентом полезного действия теплового двигателя (КПД) называется отношение работы, совершаемой двигателем, к количеству теплоты, полученному от нагревателя: Коэффициент полезного действия любого теплового двигателя меньше единицы и выражается в процентах. Что это такое?
Двигатель внутреннего сгорания 1860г. – Французским механиком Ленуаром был изобретён двигатель внутреннего сгорания 1878 г. – Немецким изобретателем Отто сконструирован четырёхтактный двигатель внутреннего сгорания. 18 8 5 г. – Немецким изобретателем Даймлером был создан бензиновый двигатель внутреннего сгорания Примерно в то же время Бензиновый двигатель был разработан Костовичем в России.
Принцип действия одноцилиндрового ДВС
Работа четырехцилиндрового ДВС
Двигатели Дизеля 1896г. – Немецкий инженер Рудольф Дизель (18 марта 1858 - 29 сентября 1913) сконструировал двигатель внутреннего сгорания в котором сжималась не горючая смесь, а воздух. Это наиболее экономичные тепловые двигатели 1)работают на дешёвых видах топлива 2) имеют КПД 31-44 %
Устройство дизельного ДВС
Коэффициент полезного действия некоторых тепловых машин. Карбюраторный двигатель 25% Дизельный двигатель 38% Реактивный двигатель 30% Паровая турбина 25% Газовая турбина 55%
В реальных тепловых двигателях КПД определяют по экспериментальной механической мощности N двигателя и сжигаемому за единицу времени количеству топлива. Так, если за время t сожжено топливо массой m и удельной теплотой сгорания q , то Для транспортных средств справочной характеристикой часто является объем V сжигаемого топлива на пути s при механической мощности двигателя N и при скорости . В этом случае, учитывая плотность r топлива, можно записать формулу для расчета КПД :
Экологические последствия работы тепловых двигателей Интенсивное использование тепловых машин на транспорте и в энергетике (тепловые и атомные электростанции) ощутимо влияет на биосферу Земли. Хотя о механизмах влияния жизнедеятельности человека на климат Земли идут научные споры, многие ученые отмечают факторы, благодаря которым может происходить такое влияние:
Парниковый эффект – повышение концентрации углекислого газа (продукт сгорания в нагревателях тепловых машин) в атмосфере. Углекислый газ пропускает видимое и ультрафиолетовое излучение Солнца, но поглощает инфракрасное излучение, идущее в космос от Земли. Это приводит к повышению температуры нижних слоев атмосферы, усилению ураганных ветров и глобальному таянию льдов. Прямое влияние ядовитых выхлопных газов на живую природу (канцерогены, смог, кислотные дожди от побочных продуктов сгорания). Разрушение озонового слоя при полетах самолетов и запусках ракет. Озон верхних слоев атмосферы защищает все живое на Земле от избыточного ультрафиолетового излучения Солнца. Экологические последствия работы тепловых двигателей
Решите кроссворд: 1. Интенсивное парообразование со всего объема жидкости. 2. Парообразование, происходящее со свободной поверхности жидкости. 3. Переход вещества из газообразного в жидкое состояние. 1. 2. 3. к и п е н и е и с п а р е н и е к о н д е н с а ц и я
Домашнее задание. Определить пути повышения КПД. Предложить альтернативные виды топлива для ДВС . Параграфы 22, 23, 24 Задание 5 стр.57
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку физики в 10 классе "Тепловые машины"
Урок по теме: « КПД тепловых двигателей» разработан для 10 класса в традиционной форме и сопровождается электронной презентацией. Данный урок позволяет учащимся более наглядно представить процес...
Презентация для урока физики 9 класс "Холодильник. Экологические проблемы использования тепловых машин."
Презентация для урока физики 9 класс "Холодильник. Экологические проблемы использования тепловых машин."...
Второе начало термодинамики. Принцип действия тепловых машин. КПД тепловых машин.
Методическая разработка открытого урока на тему: «Второе начало термодинамики. Принцип действия тепловых машин. КПД теплового двигателя» предназначена для студентов первого курса.Основной целью ...
презентация на тему: "Тепловые машины"
Данный материал можно использовать при прохождении темы "Тепловые двигатели" или "физика и техника" при обобщении главы, а также во внеурочной деятельности....
Урок по теме «КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин»
Урок по теме«КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин» 8 класс...
Тепловые машины. КПД тепловой машины.
Чек - Лист для конспектирования темы урока....
Презентация по физике "Тепловые машины. Экология"
Презентация по физике "Тепловые машины. Экология" подготовлена ученицей 8б класса Газецкой Яной. Яна обучается в коррекционной школе для детей с ОВЗ (для детей с ЗПР"...