ФИЗИКА МКТ
методическая разработка по физике (10 класс) по теме

МКТ уроки 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konovalova_m.v._fizika_mkt.doc129.5 КБ
Office presentation icon mkt_uroki_.ppt1.63 МБ

Предварительный просмотр:

 
   «Урок в условиях ФГОС»

Урок физики в 10 классе  

(технологическая карта)

«Молекулярно кинетическая теория,

силы взаимодействия молекул»

Выполнила:

учитель физики

Коновалова М.В.

МБОУ СОШ №4 г. Пыть-Ях

2013 г.


Оборудование к уроку:

Видеомагнитофон и кинофрагмент «Строение вещества», компьютер, свинцовые цилиндры, стеклянные пластинки, карточки с графиком, разноуровневые карточки, мультимедийный проектор и диск «Уроки физики Кирилла и Мефодия 10 класс», лист самоконтроля, оборудование для опытов, наборы для кластера.

Лист самоконтроля, позволяющий ученику поставить себе за каждый этап урока самооценку

Тема урока

Оценка за работу по вопросам учителя

Самостоятельная работа учащихся

Решение по графику

Работа по разноуровневым карточкам

Итоговая оценка

МКТ, силы взаимодействия молекул

 

Заглянем в мир молекулярный,

Откроем потайную дверь.

Мы убедимся он прекрасен,

И станет нам ещё родней.

Молекулы, мы их не видим,

Но опыты помогут нам

Прийти к единой мысли о движении

В любых природой данных веществах!

Планируемые результаты:

три основные группы результатов

ЛИЧНОСТНЫЕ                                                                            

Самоопределение: внутренняя позиция школьника; самоуважение и самооценка

Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания»

Морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение моральных норм; оценка своих поступков

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ  

Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность

Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества

Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знака-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Основы системы научных знаний;

опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания;

Предметные и метапредметные действия с учебным материалом.

Методика данного урока позволяет проявить всем учащимся класса   в течение всего урока познавательную активность и интерес. Использование ИКТ стимулирует мотивацию учащихся на результативность и успех.

Урок имеет огромное воспитательное значение: факты о добычи нефти в Югре в сравнении с добычей в России заставляют учащихся задуматься о значимости нашей территории для государства, воспитание идет чувства гордости, что мы живем в Югре, патриотизма, чувства ответственности за будущее нашего округа. Предлагаемую разработку урока можно использовать не только учителям физики, но и другим предметникам, заполнив ее своим содержанием по темам, где требуется осуществить сотрудничество на этапе закрепления изученного материала. 

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

познавательная

коммуникативные

регулятивные

осуществляемые действия

формируемые способы деятельности

осуществляемые действия

формируемые способы деятельности

осуществляемые действия

формируемые способы деятельности

1.Организационный момент

(1 мин).

Учитель приветствует учащихся, мотивирует на успешную работу.

Учащиеся готовятся к уроку

2.Повторение пройденного материала по вопросам учителя

Организует деятельность по актуализации и повторению изученного материала

Работают с заданием индивидуально и в группах

Умение решать расчетные задачи, умение называть физические законы, явления, величины

Взаимодействуют друг с другом.

Умение работать в группах

Контролируют правильность ответов одноклассников

Умение слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную цель и задачу.

3.Изучение нового материала

Создает проблемные ситуации и контролирует правильность ответов

Обмениваются мнениями

Формирование внешней и внутренней речи

Контролируют правильность ответов одноклассников

Умение слушать, дополнять собеседника

Направляет работу учащихся

Работают с информацией из дополнительной литературы и учебника

Умение анализировать и структурировать информацию

Выступают при защите группы

Умение выступать

Работают с рабочей тетрадью

Умение выделять главное

Создает проблемные ситуации и контролирует правильность ответов

Работают с учебником

Умение выделить главное

Отвечают на вопросы

Формирование внешней и внутренней речи

Корректируют свои знания

Умение систематизировать извлеченную информацию

Создает проблемные ситуации и контролирует правильность ответов

Просматривают видеоролик по строению вещества

Умение концентрировать внимание на главных моментах

Формирование внутренней речи

Умение выполнять учебные задания в соответствии с поставленной целью

Создает проблемные ситуации и контролирует правильность ответов

Использование понятий в новой ситуации. Определяют вещества по состояниям

Умение определять по формулам различные физические величины

Работа в группе

Умение выполнять задание в группе

Проводят закрепление новых знаний

Умение решать задачи, находить сравнительные примеры из жизни.

Учитель объясняет, контролирует

Выполняют задания по карточкам.

Записывать формулы и решать задачи

Формирование внутренней речи

Принимать и сохранять учебную задачу.

Самоконтроль процесса решения

Создает проблемные ситуации и контролирует правильность ответов

Работают с учебником

Умение выделить главное

Отвечают на вопрос

Формирование внешней и внутренней речи

Корректируют свои знания

Умение систематизировать извлеченную информацию

4.Первичное закрепление материала.

Дает разноуровневые задания, стимулирует интерес к выполнению частично – поискового и эвристического уровня

Выполняют задания

Умение использовать методы наблюдения и прогнозирования для выполнения заданий

Представляют результат работы

Умение адекватно использовать внешнюю и внутреннюю речь для представления результата

Принимают учебную задачу и адекватно воспринимают ее

Умение выполнять учебные задания в соответствии с планом

5.Домашнее задание.

Инструктаж домашнего задания

Умение выполнять

6.Подведение итогов

Организует обсуждение обобщающего вывода

Участвуют в коллективном обсуждении и подведении итогов.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение.

Анализировать ответы учащихся

Строить понятные для собеседника высказывания

Осуществлять итоговый контроль по результату работы самостоятельно и в группе

Осуществление итогового контроля

7. Рефлексия

Мобилизует учащихся к   саморегуляции

Оценка, самооценка

Умение систематизировать, анализировать, делать выводы и обобщать

Высказывают мнения по поводу выполненных действий и полученных результатов

Владение монологической речью

Восстанавливает картину своей деятельности, определяет сильные и слабые стороны, анализирует

Делает выводы.

Самооценка и самоанализ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет физика класс 11

Тема урока

Место урока по теме

«Молекулярно кинетическая теория, силы взаимодействия молекул»

первый урок в теме МКТ

Тип урока

Формы, приемы, методы

урок открытие нового знания

Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в группах.

Приемы: психологический настрой на урок, «Синквейн»», «Кинолента», «Верите ли Вы, что…», Апелляция к жизненному опыту детей, «Кластер».

Методы: работа с учебником, анализ заданий, обобщение информации,

устная презентация, выступление учащихся.

Цель урока

Задачи урока

Приобрести в совместном поиске новые знания об МКТ, взаимодействии молекул, её основных законах.

Обосновать необходимость введения понятия взаимодействие молекул. Объяснить школьникам характер взаимодействия молекул, а ученики должны усвоить характерные особенности межмолекулярного взаимодействия.

Знание: ученик в конце урока может дать определения понятиям МКТ предлагать возможные пути их решения.

Понимание: ученик может преобразовать полученную информацию в кластер МКТ обсуждать в группе поставленные физические задания, делать выводы об особенностях МКТ, прогнозировать возможные физические ситуации.

Применение: ученик может организовать эффективную работу в группе, выбрать из предложенных источников примеры, на конкретных примерах показать взаимосвязь и взаимообусловленность физических законов.

Оценка: ученик в конце урока производит оценку своих знаний по данной теме и своей работе в группе, а также. даёт самооценку.

Творчество: ученики представляют изученный материал в виде защиты на тему «Значение МКТ», кластеры.

Предметные:

образовательные

 1.Развитвать навыки учащихся, способствующие самостоятельному приобретению информации, умению выделять главную мысль.

Развивающие:

1.Формировать умение применять полученные знания на практике при решении физических задач.

2.Развивать умение анализировать взаимодействие молекул; умение выделять признаки явления, по которым оно обнаруживается; указывать условия, при которых происходит броуновское движение.

Воспитательные:

1.Формировать эстетический вкус учащихся через демонстрацию и наглядность, поддерживать интерес к предмету через коллективную деятельность на уроке.

2.Добиться усвоения учащимися формулировки законов молекулярной физики научить школьников записывать основные понятия и физические величины

 3.Продолжить формирование умения анализировать, устанавливать связи между элементами содержания ранее изученного материала по основам молекулярной физики, навыки поисковой познавательной деятельности, способность к самоанализу.

Метапредметные:

регулятивные: формулировать цель урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока; оценивать свою работу на уроке;

познавательные: уметь находить нужную информацию в различных источниках; использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов, грамотно представлять имеющуюся информацию.

Коммуникативные: уметь участвовать в коллективном обсуждении; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество.

Личностные: формировать положительную мотивацию к обучению, понимание важности получения образования.

Предполагаемый результат

Знать

Уметь

Знать законы МКТ и уметь их применять на практике. Наглядно представлять взаимодействие молекул.

- анализировать полученную информацию;

- выделять главное в тексте учебника, оперативно работать с физическими формулами;

- систематизировать и обобщать материал, делать выводы по теме по учебному материалу;

- приводить примеры по данной теме и примеры из жизненного опыта;

- умело использовать новые понятия и приобретённые знания;

- оценивать свои самостоятельные действия и работу в группе;

- использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов: составлять кластер по теме: «МКТ»;

- сотрудничать с педагогом и сверстниками.

Компетенции/УУД

Педагогические технологии

Оборудование

УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, знаково-символические.

Компетенции: информационная, учебно-познавательная, коммуникативная, социальная.

ТРКМ, ИКТ, здоровье сберегающие, обучение в сотрудничестве

ПК, мультимедиапроектор, памятка для работы в группе, презентация «МКТ», разноуровневые карточки - задания, видеофрагмент (1 мин.);

заготовка для составления кластера по теме урока (2 комплекта);

Листы самооценки своих знаний (12 шт).

ХОД УРОКА

Цель и задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции /

аспекты компетенции/УУД

Оценивание / формы контроля

Результат

I этап: Начало образовательного мероприятия

Организационный момент (2 мин.)

формирование групп, выработка чувства команды.

Учитель предлагает выбрать   капитанов сформированных групп, требования к групповой работе.

Учащиеся из группы выбирают оборудование по карточке для эксперимента. карточки –задачи (оборудование на столе и карточки по цветовой гамме также лежат на столе).

Учитель приветствует учащихся (Заглянем в мир молекулярный.

Откроем потайную дверь.

Мы убедимся он прекрасен

и подчиняется законам он своим.

Молекулы, мы их не видим,

но опыты помогут нам

прийти к единой мысли о движении в любых, природой данных веществах!)

Наш девиз к уроку :(отдельно на доске)

«Используй всё, что под рукою и не ищи себе другое»

«Всё что в мире есть — реально, оно всё материально!»

Задание группе создать кластер «Как вы представляете себе материю» (2 мин)

Ученики формируют группу, выбирают капитана и девиз своей команды – группы. 
Группы рассаживаются  по рабочим местам.

Учащиеся в группах создают кластер и помещают на классную доску

УУД:

- Познавательные:

Уметь найти (услышать) необходимую информацию.

- Коммуникативные: умение договариваться в группе.

Компетенции:

- Информационная: учащиеся обмениваются информацией

- Учебно-познавательная: активизируется словарный запас детей.

- Коммуникативная: взаимодействие с учителем, одноклассниками.

Идёт оценка групп

Формирование групп.

Группы сами себе поставили оценки

Включение в учебный процесс

Постановка цели и задач урока 4 мин.)

формулировка темы и цели урока

Вы, ребята, уже не первый год изучаете физику.  Физические знания дают вам возможность понять и применять на практике многообразие форм существования материи во всём её многообразии, помогают подготовиться к различным жизненным ситуациям, которые требуют применения физических знаний.

Опыт со свинцовыми цилиндрами и кусочком мела. Опыт смачивание и не смачивание.

Ребята, объясните, что произошло?

Как вы думаете, а достаточно ли вам тех знаний, которые есть?

Приём «Синквейн»

Составьте, пожалуйста, «синквейн» со словом диффузия

Прием «Кинолента»

учитель предлагает посмотреть видеофрагмент «Взаимодействие молекул» и сформулировать тему урока, демонстрируется видеофрагмент.

 (демонстрируется видеофрагмент)

О чём мы сегодня будем с вами беседовать?

Вы совершенно правы. Сегодня на уроке мы будем говорить об   основных положениях молекулярно- кинетической теории, а также взаимодействии молекул.

Учащиеся пытаются объяснить, что они увидели и узнали с помощью опытов.

Группы «всё- таки нам нужны дополнительные знания»

Учащиеся составляют синквейн по алгоритму.

Например:

диффузия...

Учащиеся смотрят видеофрагмент, выдвигают варианты формулировки темы урока, записывают тему урока в тетрадь.

УУД:

- Познавательные: возможность активизировать мыслительную деятельность учащихся, направить ее на поиск новых знаний и способов действий.

- Коммуникативные: участие каждого ребёнка в совместных действиях по решению учебной задачи.

- Личностные: определение своей позиции к изучаемому учебному материалу.

Прочтение получившихся синквейнов

Формулировка учащимися темы и цели урока.

Появление цели урока.

Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать.

II этап: Работа над темой

Актуализация знаний (3 мин.)

Организация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»;

выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося.

Прием «Верите ли вы, что…?»

Учитель предлагает ответить на вопросы (сделать свои предположения) и заполнить таблицу «Диффузия в разных средах от чего она зависит?»

- Обратимся к тексту учебника, проверим, верны ли наши предположения.

- А теперь вернёмся к вопросам и ещё раз ответим на них.

- По каким вопросам наше мнение совпало?

- Объясните, почему вы так решили?

- По каким вопросам ваше мнение изменилось? Почему?

1.Учащиеся заполняют таблицу

2.Учащиеся изучают самостоятельно текст в учебнике физики

УУД:

- Личностные: определение собственной позиции.

- Регулятивные: прогнозирование -предвосхищение результата.

Прием «Верите ли вы, что…?»

Готовность учащихся к познавательной деятельности.

Первичное усвоение новых знаний (15 мин.)

получение новых знаний, концентрация внимания учащихся.

Апелляция к жизненному опыту детей.

А бывают ли такие ситуации, когда возникают проблемы диффузии в нашем организме.

Прежде всего, мы должны определить те проблемы, с которыми имеют люди на сегодня.

Медицина, техника испытывает массу проблем от данного явления.

Работа в группах учащиеся выявляют проблемы

Вывод: Итак, проблемы имеют место, и они вполне решаемы, но для этого нужны физические знания.

Работа со схемой:

Учитель комментирует схему на слайде (Слайд). Во время сообщения, учитель постепенно выводит на слайде информацию о трёх положениях МКТ.

Вывод:

таким образом, МКТ базируется на трёх основных положениях.

Давайте запишем их в тетради

Эвристическая беседа:

- А как Вы, ребята, думаете? Взаимосвязаны ли между собой три положения МКТ?

- возможно ли, их видеть раздельно?

Рассмотрите график и дайте ответы на вопросы, данные на карточках

Решаем задачи на карточках

Первая группа выявляет проблемы в медицине

Вторая группа в технике

Учащиеся записывают причины появления глобальных проблем к себе в тетрадочки.

Приводят примеры взаимосвязи процессов, происходящих в молекулярном мире.

Вывод делают учащиеся

о трёх положениях МКТ, движении и взаимодействии молекул.

Учащиеся делают записи в тетради.

   

Учащиеся решают.

- Познавательные: знание ключевых физических понятий, представление о молекулярном мире.

- Личностные: понимание значимости их скорейшего решения.

- Знаково-символические: составление схемы

- Регулятивные:

организация учащимися своей учебной деятельности

Проверка правильности составления схемы.

Получение обучающимися новых знаний.

Формирование навыков поисковой деятельности.

Способность анализировать и действовать с позиции содержания изучаемого материала по физике.

Формирование умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта.

Физминутка (1 мин)

Снижение утомляемости и отрицательного влияния, того что ученики в большей степени сидят за партой; активизация внимания школьников и повышение работоспособности к дальнейшей работе на уроке.

Ребята, а сейчас я предлагаю выполнить разминку, которую проведёт (проводит ученик)

Встаньте на пол, руки шире, не спешите три, четыре, выполняйте правильно движение...   

Чуть присели, чуть нагнулись,

Вправо, влево оглянулись, улыбнулись, потянулись и на место все вернулись!

                                                                                                                               

все учащиеся выполняют действия, предложенные учеником.

УУД:

- Коммуникативные

Восстановление энергетического потенциала для дальнейшей работы на уроке.

Проработка содержания темы (12 мин.)

формирование умения самостоятельного обсуждения и анализа информации на заданную тему в малых группах.

КОЗ (практическое задание) «Кластер»

Каждая группа получает набор-заготовку для кластера (спутники со словами вырезаны из бумаги). Ключевое слово «молекулы»

Ваша задача, составить у себя на столе кластер, выделяя важные смысловые блоки, объясняя их, проводя между физическими понятиями и словами логические связки.

По завершению работы каждая команда должна выступить с защитой своего кластера.

Учащиеся на партах размещают слова и понятия по изученной теме таковым образом, чтобы получился кластер.

При этом обсуждают и анализируют информацию, используя физические справочники и учебник.

Представители от группы выступают с итогом проделанной работы.

При защите кластеров делают вывод: проблемы разнообразны, сложны и взаимосвязаны. Они взаимосвязывают молекулярный мир. Их решение – задача молекулярной физики. Практическое решение возможно путем применения нанотехнологий.

УУД:

- Познавательные: умение находить нужную информацию, применять физические термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями)

- Личностные: заинтересованность не только в личном успехе, но и одноклассников.

- Коммуникативные:

умение считаться с позицией одноклассников, участвовать в коллективном обсуждении; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество.

- Регулятивные: 

организация учащимся своей учебной деятельности

Критерии оценивания:

- правильно классифицированы физические понятия, проблемы – 1 балл;

- отмечены особенности проблем – 1 балл;

- выделены причины их появления и следствия – 1 балл;

- определены возможные пути решения

проблем – 1 балл;

-публичная ---защита – 1 балл.

-Работа по карточкам с задачами — 2 балла

Самостоятельный поиск обучающимися информации, обсуждение и анализ заданной темы в малых.

III этап: Завершение образовательного мероприятия

Рефлексия. Подведение итогов (2 мин.)

Проверка усвоения учащимися учебного материала.

«Рефлексия»

Наш урок подошёл к концу, у вас карточки самооценки, оцените себя сами, работа групп наглядно оценена (на доске таблица на которой наглядно продемонстрированы достижения каждой группы в баллах)

(у учеников листы самооценки)

Учащиеся отвечают на вопросы, предложенные учителем, делают выводы.

УУД:

-Регулятивные: анализ работы и соотнесение с уровнем овладения материала

Личностные: представление о себе и своих возможностях, умение объяснить себе, что получилось, а что нет, над чем предстоит работать самостоятельно или обратиться за помощью.

Самооценка ученика

Проверка усвоения учащимися учебного материала.

Контроль и самооценка познавательной деятельности.

Домашнее задание: (1 мин)

Учащимся предлагается выполнить домашнее задание:

прочитать § учебника, и на основе установленной зависимости F от r объяснить существование веществ в различных агрегатных состояниях при разных температурах.

- указывается на необходимость повторить материал о трёх состояниях вещества из курсов физики и химии.

- Перед учащимися ставится проблема: опытное обоснование положения о том, что частицы движутся хаотически.

Учащиеся записывают домашнее задание.

Литература для составления технологической карты:

Асмолов УУД, материалы курсов физиков «Теоретические и методические основы преподавания физики в школе в условиях ФГОС, ООО», полученные на лекциях.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: