ФИЗИКА МКТ
методическая разработка по физике (10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
«Урок в условиях ФГОС»
Урок физики в 10 классе
(технологическая карта)
«Молекулярно кинетическая теория,
силы взаимодействия молекул»
Выполнила:
учитель физики
Коновалова М.В.
МБОУ СОШ №4 г. Пыть-Ях
2013 г.
Оборудование к уроку:
Видеомагнитофон и кинофрагмент «Строение вещества», компьютер, свинцовые цилиндры, стеклянные пластинки, карточки с графиком, разноуровневые карточки, мультимедийный проектор и диск «Уроки физики Кирилла и Мефодия 10 класс», лист самоконтроля, оборудование для опытов, наборы для кластера.
Лист самоконтроля, позволяющий ученику поставить себе за каждый этап урока самооценку
Тема урока | Оценка за работу по вопросам учителя | Самостоятельная работа учащихся | Решение по графику | Работа по разноуровневым карточкам | Итоговая оценка |
МКТ, силы взаимодействия молекул |
|
Заглянем в мир молекулярный,
Откроем потайную дверь.
Мы убедимся он прекрасен,
И станет нам ещё родней.
Молекулы, мы их не видим,
Но опыты помогут нам
Прийти к единой мысли о движении
В любых природой данных веществах!
Планируемые результаты:
три основные группы результатов
ЛИЧНОСТНЫЕ
Самоопределение: внутренняя позиция школьника; самоуважение и самооценка
Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания»
Морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение моральных норм; оценка своих поступков
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность
Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества
Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знака-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Основы системы научных знаний;
опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания;
Предметные и метапредметные действия с учебным материалом.
Методика данного урока позволяет проявить всем учащимся класса в течение всего урока познавательную активность и интерес. Использование ИКТ стимулирует мотивацию учащихся на результативность и успех.
Урок имеет огромное воспитательное значение: факты о добычи нефти в Югре в сравнении с добычей в России заставляют учащихся задуматься о значимости нашей территории для государства, воспитание идет чувства гордости, что мы живем в Югре, патриотизма, чувства ответственности за будущее нашего округа. Предлагаемую разработку урока можно использовать не только учителям физики, но и другим предметникам, заполнив ее своим содержанием по темам, где требуется осуществить сотрудничество на этапе закрепления изученного материала.
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||||
познавательная | коммуникативные | регулятивные | |||||
осуществляемые действия | формируемые способы деятельности | осуществляемые действия | формируемые способы деятельности | осуществляемые действия | формируемые способы деятельности | ||
1.Организационный момент (1 мин). | Учитель приветствует учащихся, мотивирует на успешную работу. | Учащиеся готовятся к уроку | |||||
2.Повторение пройденного материала по вопросам учителя | Организует деятельность по актуализации и повторению изученного материала | Работают с заданием индивидуально и в группах | Умение решать расчетные задачи, умение называть физические законы, явления, величины | Взаимодействуют друг с другом. | Умение работать в группах | Контролируют правильность ответов одноклассников | Умение слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную цель и задачу. |
3.Изучение нового материала | Создает проблемные ситуации и контролирует правильность ответов | Обмениваются мнениями | Формирование внешней и внутренней речи | Контролируют правильность ответов одноклассников | Умение слушать, дополнять собеседника | ||
Направляет работу учащихся | Работают с информацией из дополнительной литературы и учебника | Умение анализировать и структурировать информацию | Выступают при защите группы | Умение выступать | Работают с рабочей тетрадью | Умение выделять главное | |
Создает проблемные ситуации и контролирует правильность ответов | Работают с учебником | Умение выделить главное | Отвечают на вопросы | Формирование внешней и внутренней речи | Корректируют свои знания | Умение систематизировать извлеченную информацию | |
Создает проблемные ситуации и контролирует правильность ответов | Просматривают видеоролик по строению вещества | Умение концентрировать внимание на главных моментах | Формирование внутренней речи | Умение выполнять учебные задания в соответствии с поставленной целью | |||
Создает проблемные ситуации и контролирует правильность ответов | Использование понятий в новой ситуации. Определяют вещества по состояниям | Умение определять по формулам различные физические величины | Работа в группе | Умение выполнять задание в группе | Проводят закрепление новых знаний | Умение решать задачи, находить сравнительные примеры из жизни. | |
Учитель объясняет, контролирует | Выполняют задания по карточкам. | Записывать формулы и решать задачи | Формирование внутренней речи | Принимать и сохранять учебную задачу. | Самоконтроль процесса решения | ||
Создает проблемные ситуации и контролирует правильность ответов | Работают с учебником | Умение выделить главное | Отвечают на вопрос | Формирование внешней и внутренней речи | Корректируют свои знания | Умение систематизировать извлеченную информацию | |
4.Первичное закрепление материала. | Дает разноуровневые задания, стимулирует интерес к выполнению частично – поискового и эвристического уровня | Выполняют задания | Умение использовать методы наблюдения и прогнозирования для выполнения заданий | Представляют результат работы | Умение адекватно использовать внешнюю и внутреннюю речь для представления результата | Принимают учебную задачу и адекватно воспринимают ее | Умение выполнять учебные задания в соответствии с планом |
5.Домашнее задание. | Инструктаж домашнего задания | Умение выполнять | |||||
6.Подведение итогов | Организует обсуждение обобщающего вывода | Участвуют в коллективном обсуждении и подведении итогов. | Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. | Анализировать ответы учащихся | Строить понятные для собеседника высказывания | Осуществлять итоговый контроль по результату работы самостоятельно и в группе | Осуществление итогового контроля |
7. Рефлексия | Мобилизует учащихся к саморегуляции | Оценка, самооценка | Умение систематизировать, анализировать, делать выводы и обобщать | Высказывают мнения по поводу выполненных действий и полученных результатов | Владение монологической речью | Восстанавливает картину своей деятельности, определяет сильные и слабые стороны, анализирует Делает выводы. | Самооценка и самоанализ |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет физика класс 11
Тема урока | Место урока по теме | ||
«Молекулярно кинетическая теория, силы взаимодействия молекул» | первый урок в теме МКТ | ||
Тип урока | Формы, приемы, методы | ||
урок открытие нового знания | Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в группах. Приемы: психологический настрой на урок, «Синквейн»», «Кинолента», «Верите ли Вы, что…», Апелляция к жизненному опыту детей, «Кластер». Методы: работа с учебником, анализ заданий, обобщение информации, устная презентация, выступление учащихся. | ||
Цель урока | Задачи урока | ||
Приобрести в совместном поиске новые знания об МКТ, взаимодействии молекул, её основных законах. Обосновать необходимость введения понятия взаимодействие молекул. Объяснить школьникам характер взаимодействия молекул, а ученики должны усвоить характерные особенности межмолекулярного взаимодействия. Знание: ученик в конце урока может дать определения понятиям МКТ предлагать возможные пути их решения. Понимание: ученик может преобразовать полученную информацию в кластер МКТ обсуждать в группе поставленные физические задания, делать выводы об особенностях МКТ, прогнозировать возможные физические ситуации. Применение: ученик может организовать эффективную работу в группе, выбрать из предложенных источников примеры, на конкретных примерах показать взаимосвязь и взаимообусловленность физических законов. Оценка: ученик в конце урока производит оценку своих знаний по данной теме и своей работе в группе, а также. даёт самооценку. Творчество: ученики представляют изученный материал в виде защиты на тему «Значение МКТ», кластеры. | Предметные: образовательные 1.Развитвать навыки учащихся, способствующие самостоятельному приобретению информации, умению выделять главную мысль. Развивающие: 1.Формировать умение применять полученные знания на практике при решении физических задач. 2.Развивать умение анализировать взаимодействие молекул; умение выделять признаки явления, по которым оно обнаруживается; указывать условия, при которых происходит броуновское движение. Воспитательные: 1.Формировать эстетический вкус учащихся через демонстрацию и наглядность, поддерживать интерес к предмету через коллективную деятельность на уроке. 2.Добиться усвоения учащимися формулировки законов молекулярной физики научить школьников записывать основные понятия и физические величины 3.Продолжить формирование умения анализировать, устанавливать связи между элементами содержания ранее изученного материала по основам молекулярной физики, навыки поисковой познавательной деятельности, способность к самоанализу. Метапредметные: регулятивные: формулировать цель урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока; оценивать свою работу на уроке; познавательные: уметь находить нужную информацию в различных источниках; использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов, грамотно представлять имеющуюся информацию. Коммуникативные: уметь участвовать в коллективном обсуждении; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество. Личностные: формировать положительную мотивацию к обучению, понимание важности получения образования. | ||
Предполагаемый результат | |||
Знать | Уметь | ||
Знать законы МКТ и уметь их применять на практике. Наглядно представлять взаимодействие молекул. | - анализировать полученную информацию; - выделять главное в тексте учебника, оперативно работать с физическими формулами; - систематизировать и обобщать материал, делать выводы по теме по учебному материалу; - приводить примеры по данной теме и примеры из жизненного опыта; - умело использовать новые понятия и приобретённые знания; - оценивать свои самостоятельные действия и работу в группе; - использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов: составлять кластер по теме: «МКТ»; - сотрудничать с педагогом и сверстниками. | ||
Компетенции/УУД | Педагогические технологии | Оборудование | |
УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, знаково-символические. Компетенции: информационная, учебно-познавательная, коммуникативная, социальная. | ТРКМ, ИКТ, здоровье сберегающие, обучение в сотрудничестве | ПК, мультимедиапроектор, памятка для работы в группе, презентация «МКТ», разноуровневые карточки - задания, видеофрагмент (1 мин.); заготовка для составления кластера по теме урока (2 комплекта); Листы самооценки своих знаний (12 шт). |
ХОД УРОКА
Цель и задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Компетенции / аспекты компетенции/УУД | Оценивание / формы контроля | Результат | ||
I этап: Начало образовательного мероприятия | |||||||
Организационный момент (2 мин.) | |||||||
формирование групп, выработка чувства команды. | Учитель предлагает выбрать капитанов сформированных групп, требования к групповой работе. Учащиеся из группы выбирают оборудование по карточке для эксперимента. карточки –задачи (оборудование на столе и карточки по цветовой гамме также лежат на столе). Учитель приветствует учащихся (Заглянем в мир молекулярный. Откроем потайную дверь. Мы убедимся он прекрасен и подчиняется законам он своим. Молекулы, мы их не видим, но опыты помогут нам прийти к единой мысли о движении в любых, природой данных веществах!) Наш девиз к уроку :(отдельно на доске) «Используй всё, что под рукою и не ищи себе другое» «Всё что в мире есть — реально, оно всё материально!» Задание группе создать кластер «Как вы представляете себе материю» (2 мин) | Ученики формируют группу, выбирают капитана и девиз своей команды – группы. Учащиеся в группах создают кластер и помещают на классную доску | УУД: - Познавательные: Уметь найти (услышать) необходимую информацию. - Коммуникативные: умение договариваться в группе. Компетенции: - Информационная: учащиеся обмениваются информацией - Учебно-познавательная: активизируется словарный запас детей. - Коммуникативная: взаимодействие с учителем, одноклассниками. | Идёт оценка групп | Формирование групп. Группы сами себе поставили оценки Включение в учебный процесс | ||
Постановка цели и задач урока 4 мин.) | |||||||
формулировка темы и цели урока | Вы, ребята, уже не первый год изучаете физику. Физические знания дают вам возможность понять и применять на практике многообразие форм существования материи во всём её многообразии, помогают подготовиться к различным жизненным ситуациям, которые требуют применения физических знаний. Опыт со свинцовыми цилиндрами и кусочком мела. Опыт смачивание и не смачивание. Ребята, объясните, что произошло? Как вы думаете, а достаточно ли вам тех знаний, которые есть? Приём «Синквейн» Составьте, пожалуйста, «синквейн» со словом диффузия Прием «Кинолента» учитель предлагает посмотреть видеофрагмент «Взаимодействие молекул» и сформулировать тему урока, демонстрируется видеофрагмент. (демонстрируется видеофрагмент) О чём мы сегодня будем с вами беседовать? Вы совершенно правы. Сегодня на уроке мы будем говорить об основных положениях молекулярно- кинетической теории, а также взаимодействии молекул. | Учащиеся пытаются объяснить, что они увидели и узнали с помощью опытов. Группы «всё- таки нам нужны дополнительные знания» Учащиеся составляют синквейн по алгоритму. Например: диффузия... Учащиеся смотрят видеофрагмент, выдвигают варианты формулировки темы урока, записывают тему урока в тетрадь. | УУД: - Познавательные: возможность активизировать мыслительную деятельность учащихся, направить ее на поиск новых знаний и способов действий. - Коммуникативные: участие каждого ребёнка в совместных действиях по решению учебной задачи. - Личностные: определение своей позиции к изучаемому учебному материалу. | Прочтение получившихся синквейнов | Формулировка учащимися темы и цели урока. Появление цели урока. Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать. | ||
II этап: Работа над темой | |||||||
Актуализация знаний (3 мин.) | |||||||
Организация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»; выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося. | Прием «Верите ли вы, что…?» Учитель предлагает ответить на вопросы (сделать свои предположения) и заполнить таблицу «Диффузия в разных средах от чего она зависит?» - Обратимся к тексту учебника, проверим, верны ли наши предположения. - А теперь вернёмся к вопросам и ещё раз ответим на них. - По каким вопросам наше мнение совпало? - Объясните, почему вы так решили? - По каким вопросам ваше мнение изменилось? Почему? | 1.Учащиеся заполняют таблицу 2.Учащиеся изучают самостоятельно текст в учебнике физики | УУД: - Личностные: определение собственной позиции. - Регулятивные: прогнозирование -предвосхищение результата. | Прием «Верите ли вы, что…?» | Готовность учащихся к познавательной деятельности. | ||
Первичное усвоение новых знаний (15 мин.) | |||||||
получение новых знаний, концентрация внимания учащихся. | Апелляция к жизненному опыту детей. А бывают ли такие ситуации, когда возникают проблемы диффузии в нашем организме. Прежде всего, мы должны определить те проблемы, с которыми имеют люди на сегодня. Медицина, техника испытывает массу проблем от данного явления. Работа в группах учащиеся выявляют проблемы Вывод: Итак, проблемы имеют место, и они вполне решаемы, но для этого нужны физические знания. Работа со схемой: Учитель комментирует схему на слайде (Слайд). Во время сообщения, учитель постепенно выводит на слайде информацию о трёх положениях МКТ. Вывод: таким образом, МКТ базируется на трёх основных положениях. Давайте запишем их в тетради Эвристическая беседа: - А как Вы, ребята, думаете? Взаимосвязаны ли между собой три положения МКТ? - возможно ли, их видеть раздельно? Рассмотрите график и дайте ответы на вопросы, данные на карточках Решаем задачи на карточках | Первая группа выявляет проблемы в медицине Вторая группа в технике Учащиеся записывают причины появления глобальных проблем к себе в тетрадочки. Приводят примеры взаимосвязи процессов, происходящих в молекулярном мире. Вывод делают учащиеся о трёх положениях МКТ, движении и взаимодействии молекул. Учащиеся делают записи в тетради.
Учащиеся решают. | - Познавательные: знание ключевых физических понятий, представление о молекулярном мире. - Личностные: понимание значимости их скорейшего решения. - Знаково-символические: составление схемы - Регулятивные: организация учащимися своей учебной деятельности | Проверка правильности составления схемы. | Получение обучающимися новых знаний. Формирование навыков поисковой деятельности. Способность анализировать и действовать с позиции содержания изучаемого материала по физике. Формирование умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта. | ||
Физминутка (1 мин) | |||||||
Снижение утомляемости и отрицательного влияния, того что ученики в большей степени сидят за партой; активизация внимания школьников и повышение работоспособности к дальнейшей работе на уроке. | Ребята, а сейчас я предлагаю выполнить разминку, которую проведёт (проводит ученик) Встаньте на пол, руки шире, не спешите три, четыре, выполняйте правильно движение... Чуть присели, чуть нагнулись, Вправо, влево оглянулись, улыбнулись, потянулись и на место все вернулись!
| все учащиеся выполняют действия, предложенные учеником. | УУД: - Коммуникативные | Восстановление энергетического потенциала для дальнейшей работы на уроке. | |||
Проработка содержания темы (12 мин.) | |||||||
формирование умения самостоятельного обсуждения и анализа информации на заданную тему в малых группах. | КОЗ (практическое задание) «Кластер» Каждая группа получает набор-заготовку для кластера (спутники со словами вырезаны из бумаги). Ключевое слово «молекулы» Ваша задача, составить у себя на столе кластер, выделяя важные смысловые блоки, объясняя их, проводя между физическими понятиями и словами логические связки. По завершению работы каждая команда должна выступить с защитой своего кластера. | Учащиеся на партах размещают слова и понятия по изученной теме таковым образом, чтобы получился кластер. При этом обсуждают и анализируют информацию, используя физические справочники и учебник. Представители от группы выступают с итогом проделанной работы. При защите кластеров делают вывод: проблемы разнообразны, сложны и взаимосвязаны. Они взаимосвязывают молекулярный мир. Их решение – задача молекулярной физики. Практическое решение возможно путем применения нанотехнологий. | УУД: - Познавательные: умение находить нужную информацию, применять физические термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями) - Личностные: заинтересованность не только в личном успехе, но и одноклассников. - Коммуникативные: умение считаться с позицией одноклассников, участвовать в коллективном обсуждении; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество. - Регулятивные: организация учащимся своей учебной деятельности | Критерии оценивания: - правильно классифицированы физические понятия, проблемы – 1 балл; - отмечены особенности проблем – 1 балл; - выделены причины их появления и следствия – 1 балл; - определены возможные пути решения проблем – 1 балл; -публичная ---защита – 1 балл. -Работа по карточкам с задачами — 2 балла | Самостоятельный поиск обучающимися информации, обсуждение и анализ заданной темы в малых. | ||
III этап: Завершение образовательного мероприятия | |||||||
Рефлексия. Подведение итогов (2 мин.) | |||||||
Проверка усвоения учащимися учебного материала. | «Рефлексия» Наш урок подошёл к концу, у вас карточки самооценки, оцените себя сами, работа групп наглядно оценена (на доске таблица на которой наглядно продемонстрированы достижения каждой группы в баллах) (у учеников листы самооценки) | Учащиеся отвечают на вопросы, предложенные учителем, делают выводы. | УУД: -Регулятивные: анализ работы и соотнесение с уровнем овладения материала Личностные: представление о себе и своих возможностях, умение объяснить себе, что получилось, а что нет, над чем предстоит работать самостоятельно или обратиться за помощью. | Самооценка ученика | Проверка усвоения учащимися учебного материала. Контроль и самооценка познавательной деятельности. | ||
Домашнее задание: (1 мин) | |||||||
Учащимся предлагается выполнить домашнее задание: прочитать § учебника, и на основе установленной зависимости F от r объяснить существование веществ в различных агрегатных состояниях при разных температурах. - указывается на необходимость повторить материал о трёх состояниях вещества из курсов физики и химии. - Перед учащимися ставится проблема: опытное обоснование положения о том, что частицы движутся хаотически. | Учащиеся записывают домашнее задание. |
Литература для составления технологической карты:
Асмолов УУД, материалы курсов физиков «Теоретические и методические основы преподавания физики в школе в условиях ФГОС, ООО», полученные на лекциях.