Звук, инфразвук, ультразвук
презентация к уроку (физика, 8 класс) по теме
Цели занятия:
1) Образовательная
обеспечить усвоение знаний о звуковых волнах, ультразвуке и инфразвуке;
2) Развивающая
развивать у учащихся умение самостоятельно применять знания, осуществлять их перенос в новые условия;
продолжать формировать умение наблюдать, сравнивать и анализировать, рассуждать и делать выводы;
3) Воспитывающая
развитие познавательного интереса к предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Звук, инфразвук, ультразвук | 1.03 МБ |
Предварительный просмотр:
МОУ – Средняя общеобразовательная школа
с. Карпёнка
Краснокутского района Саратовской области
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ФИЗИКЕ
«Звук,
инфразвук и ультразвук»
для учащихся 8-х классов
Выполнила:
Глущенко Наталья Сергеевна
учитель физики
ЦЕЛИ занятия
1) Образовательная
обеспечить усвоение знаний о звуковых волнах, ультразвуке и инфразвуке;
2) Развивающая
развивать у учащихся умение самостоятельно применять знания, осуществлять их перенос в новые условия;
продолжать формировать умение наблюдать, сравнивать и анализировать, рассуждать и делать выводы;
3) Воспитывающая
развитие познавательного интереса к предмету.
ХОД
1.Организационный этап
Приветствие.
Сегодня мы обобщим знания о звуковых волнах, ультразвуке и инфразвуке;
рассмотрим примеры различных звуковых явлений; будем учиться формулировать чёткие ответы на качественные вопросы.
Слайд 1. Проводить занятие мы будем в форме игры.
Слайд 1 (щелчок) Игра называется «Самое интересное о звуке, инфразвуке и ультразвуке».
- Познакомимся с правилами игры. (слайд 2)
- Порядок участия в первом туре определим по жребию. Участник имеет право выбрать категорию и номер вопроса по желанию. На ответ не более 15 секунд. Если ответа дать не можете или допущена ошибка, открываем правильный ответ и проводим самопроверку.
5-7 игроков, получивших наибольшее число баллов в 1 туре, допускаются ко второму туру.
3 игрока с максимальным числом баллов допускаются к финальному туру. По итогам финального тура выявляется 3 призёра.
За каждый правильный ответ вы будете получать жетон, его «стоимость» 100 баллов. По окончании каждого тура подводим итог. Помогать фиксировать результаты вашей работы мне будет ...
- Внимание на экран!
- Начинаем 1 тур!
1 тур - слайды с 3 по 17
Слайд 4 содержит название категории и номера вопросов
На слайдах с 5 по 17 вопросы и ответы. Переход на слайды с 5 по 17 по гиперссылке.
«Звуковые волны»
- Что такое звук? (Упругие волны, вызывающие у человека слуховые ощущения).
- Каков диапазон волн, воспринимаемых слухом человека? (От 16 ГЦ до 20 кГц).
- Что можно назвать источником звука? (Любое тело, колеблющееся со звуковой частотой).
- Почему во время грозы мы сначала видим молнию, а потом слышим гром? (Скорость звука много меньше скорости света).
«Звук в различных средах»
- От чего зависит скорость звука в газах? (Скорость звука в газах зависит от температуры газа, от его рода, от плотности).
- Почему человек, стоящий на берегу реки, не слышит звуков, возникающих под водой? (При переходе из воды в воздух звук отражается на 99% в воду).
- Что спасает человека под водой от звуковой перегрузки? (При погружении в воду в его ушах остаются воздушные пробки).
«Громкость и высота звука. Эхо»
- Почему после удара молоточком по камертону его звук постепенно становится всё тише и тише? (Когда колебания звучащего камертона затихают, вместе с амплитудой уменьшается и громкость звука).
- Чем определяется высота звука? (Высота звука определяется его частотой).
- Что такое эхо? (Эхо это звуковые волны, отражённые от какого-либо препятствия и возвратившиеся к его источнику).
«Инфразвук и ультразвук»
- Что такое инфразвук? (Инфразвук- это упругие волны с частотой меньше 16 Гц).
- Что такое ультразвук? (Ультразвук – упругие волны с частотой выше 20 кГц)
- Как с помощью гидролокатора можно определить глубину моря? (Источник ультразвука с корабля посылает импульс и получает отражённый сигнал).
Итог 1-го тура:
- Подводим итог 1 тура: лучшие знания в этом туре показали: (называются фамилии). Они допускаются ко второму туру.
2 тур - слайды с 18 по 33
Слайд 19 содержит название категории и номера вопросов
На слайдах с 20 по 33 вопросы и ответы. Переход на слайды с 20 по 33 по гиперссылке.
«Звуковые волны»
- Откуда пошло название «дисковая сирена»? (по имени полуптиц- полуженщин, которые согласно древнегреческому мифу завлекали своим пронзительным пением мореходов на кораблях, и те разбивались о прибрежные скалы)
- Благодаря чему звук музыкальных инструментов (гитара, скрипка, балалайка) становится громче? (Благодаря наличию резонатора)
- Могут ли быть источниками звука не только колеблющиеся тела, но и физические явления? (Могут. Например: взрывы, полёты снарядов, завывание ветра, гроза.)
«Звук в различных средах»
- Почему человек, услышавший звук выстрела или свист пули может не волноваться, эта пуля его уже миновала? (пуля обгоняет звук выстрела: начальная скорость 800м/с, через 800м скорость пули примерно равна скорости звук, т.е. около 340м/с)
- Как Леонардо да Винчи предлагал слушать подводные звуки? (учёный предложил слушать подводные звуки, приложив ухо к веслу).
- Как объяснить выражение: «Нем, как рыба»? (Звуки из воды передаются очень слабо).
«Громкость и высота звука. Эхо»
- Благодаря чему звук музыкальных инструментов (гитара, скрипка, балалайка) становится громче? (благодаря корпусу (резонаторному ящику),через корпус с отверстием выходят звуковые волны).
- Что соответствует громкости в 1 сон? (приглушённый разговор).
- Почему полёт шмеля сопровождается более низким звуком, чем полёт комара? (шмель машет крылышками с меньшей частотой, чем комар).
- Из чего состоит музыкальный звук? (основной тон – звук определённой частоты с примесью нескольких колебаний).
«Инфразвук и ультразвук»
- Чем объясняется возбуждающее действие современной рок-музыки, насыщенной низкими частотами? (Резонансным влиянием низких частот на организм человека).
- Как медузы узнают о приближении шторма? (Медузы улавливают инфразвуковые волны, возникающие при шторме в результате взаимодействия потоков воздуха с гребнями морских волн заранее (за 15 часов).
- Как используют ультразвуковые волны для отпугивания птиц? (У некоторых птиц ультразвук вызывает болевые ощущения)
- Как применяют ультразвук для дефектоскопии? (Трещины обнаруживают по отражению от них ультразвука)
Итог 2-го тура:
- Подводим итог 2 тура: лучшие знания в этом туре показали: (называются фамилии). Сильнейшие игроки вышли в финал. Они допускаются к третьему, финальному туру. В третьем туре категории уже не выделены, подсказок никаких нет.
- Итак, внимание! Начинаем 3 тур!
3 тур - слайды с 34 по 47
Слайд 35 содержит номера вопросов
На слайдах с 36 по 47 вопросы и ответы. Переход на слайды с 36 по 47 по гиперссылке.
Вопросы 3 тура:
- Что является естественным резонатором певца? (Полость рта)
- Что является причиной звука появляющегося в начале считывания информации с СD – ROM? (работа механизма, раскручивающего диск. Раскручивание сопровождается звуком низкой частоты)
- Что мы слышим, приложив раковину к уху? (Раковина усиливает обычные шумы в окружающей обстановке, не улавливаемые ухом человека. Этот звук напоминает шум моря)
- С помощью какого прибора врач получает информацию о состоянии больного по характеру звуков? (фонендоскоп)
- Как осуществляется ультразвуковое видение предметов?(Ультразвуковые колебания превращаются в электрические, а затем в световые)
- Какое действие ультразвука используют при стерилизации молока, медицинских инструментов? (Ультразвук приводит к гибели микробов)
- Как с помощью листа бумаги усилить звук голоса? (Лист свернуть в виде воронки и использовать как рупор. Звук будет распространяться в одном направлении)
- Почему в лесу довольно трудно определить, откуда идёт звук? (Многократно отражаясь от деревьев, звуки мешают определить верное направление на предмет)
- Почему в глухом лесу, чтобы не потеряться, лучше свистеть, а не кричать? (В отличие от крика свист - это звук определённой частоты, он хорошо огибает препятствия, следовательно его можно услышать на большем расстоянии)
- Почему шум, создаваемый движущимся поездом, усиливается при входе поезда в туннель? (Звук усиливается в результате отражения от стен туннеля)
- Для чего открывают звучащий рояль? (Усиление звука происходит за счёт акустического резонанса)
- При полёте многие насекомые издают звук. Почему при полёте птиц звука не слышно? (Число колебаний крыльев меньше 16 раз в сек)
Итог игры: в общем зачёте по числу баллов
- На 3 месте ....
- На 2 месте ....
- И победителем игры становится ...
- Ребята, игра закончилась, но выиграли её не только три человека. Выиграли все мы, т.к. узнали очень много нового и интересного. Надеюсь, вам захочется почитать дополнительную литературу, обратиться ещё раз к материалу учебника.
Литература:
- Громов С.В. Физика: Учеб. Для 8 кл общеобразоват. учреждения/М.: Просвещение, 2003.
- Марон А.Е. Сборник качественных задач по физике: для 7 – 9 кл. общеобразоват. учреждений/. М.: Просвещение, 2006
- За основу взята идея телепередачи! «Своя игра».
- В презентации использована графическая информация Интернет – ресурсов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ультразвук и его применение в медицине
Современная медицина немыслима без ультразвуковых диагностических аппаратов. Ультразвук лежит в основе принципиально новых методик в хирургии и особенно микрохирургии. Физиотерапевтическая ультразвуко...
Презентация по физике на тему: "Инфразвук и ультразвук".
Данная презентация используется на уроках физики в 9 классе при изучении темы "Ультразвук и инфразвук"...
Ультразвук: источники и применение.
Презентация к уроку физики по теме: Ультразвук"....
Ультразвук и инфразвук
Урок-обощение по теме "Ультразвук и инфразвук"...
Презентация на тему:Инфразвук .ультразвук
Презентация может быть использована на уроках физики...
Урок №96 «Звуковые волны. Скорость звука. Характеристики звука. Акустический резонанс. Ультразвук и его применение. Эхо» (платформа ZOOM, видео урок с опорой на презентацию ( физико-математический и инженерный профиль)
В рамках истанционного обучения для учащихся разработан план виде занятий с опрой на презентацию ....
Внеклассное мероприятие по физике "Театрализованное представление "Суд над инфразвуком""
Цель данного мероприятия - расширить знания учащихся об инфразвуке, о его положительной и отрицательной роли в природе и жизни человека....