Урок "Закон сохранения импульса"
план-конспект урока по физике (9 класс) на тему

Марина Викторовна Петракова

Подробный конспект урока в 9 классе по теме "Импульс. Закон сохранения импульса".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_zakon_sokhraneniya_impulsa.docx33.36 КБ

Предварительный просмотр:

Подробный конспект урока

Организационная информация

Тема урока

Импульс.Закон сохранения импульса

Предмет

физика

Класс

9

Автор/ы урока (ФИО, должность)

Петракова Марина Викторовна, учитель

Образовательное учреждение

Муниципальное образовательное учреждение  «Средняя школа №4»

Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья)

Центральный

Республика/край

Тверская область

Город/поселение

г.Кимры

Методическая информация

Тип урока (мероприятия, занятия)

Изучение нового материала

Цели  урока (мероприятия, занятия)

(образовательные, развивающие, воспитательные)

Образовательная: обосновать необходимость введения физической величины, называемой импульсом. Сформировать понятие о замкнутых системах, вывести закон сохранения импульса

развивающая: содействовать патриотическому воспитанию школьников, познакомив с разработками отечественных ученых и вкладов в освоение космоса русских космонавтов

воспитательная: умение выслушивать и анализировать рассуждения и выводы одноклассников

Задачи урока (мероприятия, занятия)

1.Научить решать задачи ,используя закон сохранения импульса

2. Формировать навыки решения практических и расчетных задач

Используемые педагогические

технологии, методы и приемы

Информационно-коммуникативная технология,  объяснительно-иллюстративные и частично-поисковые методы

Время реализации урока (мероприятия, занятия)

45 мин.

Знания, умения, навыки и качества,

которые актуализируют/приобретут/закрепят/др.

ученики в ходе урока (мероприятия,

занятия)

  1. 1)развитие умения работать с лабораторными  приборами
  2. 2)развитие умения анализировать проведенные эксперименты
  3. 3)развитие умения решать расчетные практические задачи

4) развитие умения систематизировать материал, сравнивать и обобщать;

5)совершенствование навыка работы с таблицами

6)воспитание чувства коллективизма, умение работы в группе

Необходимое оборудование и

материалы

Интерактивная доска, компьютер

Обучающая компьютерная программа

Приборы: наклонная плоскость, тележка, грузы, шары, пружина

Демонстрации

Проблемный эксперимент демонстрации замкнутой системы тел

Список учебной и дополнительной

литературы

Краткое описание

Урок может быть использован  при работе по теме «Импульс. Закон сохранения импульса» в 9 классе, которые продолжают работать по образовательным стандартам 2004 года,  и с обучающимися 9 класса которые будут работать по новым ФГОС.

Ход и содержание урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

 Учебный материал

Организационный момент

 Ознакомить обучающихся с планом урока, сформулировать задачи урока, поставить цели перед учащимися

Рабочая тетрадь, учебник, интерактивная доска, компьютер

Обучающая компьютерная программа

Приборы: наклонная плоскость, тележка, грузы, шары, пружина

Повторение изученного материала

Актуализация знаний

Приложение 1

Самостоятельная работа учащихся

Карточки с заданиями

Объяснение нового материала

Подробное объяснение:

1.Исторические сведения:

Введение понятия Рене Декартом в 17 веке количества движения и закона сформулированном Декартом о сохранении количества движения , который в дальнейшем стал называться законом сохранения импульса

2. Обозначить причины введения в науку величины, называемой импульсом, ввести формулу и единицу измерения, направление вектора импульса

3.Вывод закона сохранения импульса. Формирование понятия замкнутой системы тел, абсолютно упругого и неупругого ударов

Учащиеся самостоятельно формулируют познавательную цель , анализируют  проведенный эксперимент, строят логические цепи рассуждений

Попытка объяснить демонстрационные опыты

Приложение 2

Приборы для проведения демонстрационных опытов: : наклонная плоскость, тележка, грузы, шары, пружина

Первичное закрепление  нового материала

Решение качественных задач

Приложение 3

Работа в группах по 4 человека  Каждой группе по  одной качественной задаче (2-3мин)

Дидактические карточки

Вторичное закрепление нового материала

Решение количественной задачи на закон сохранения импульса

Человек массой 40 кг , бегущий со скоростью  5м/с , догоняет тележку массой 50 кг ,движетсяся со скоростью 2м/с  и вскакивает на нее . С какой скоростью они продолжат движение?

Решение расчетной количественной задачи в тетради

Тетрадь, калькулятор, ручка, таблица

Домашнее задание

учитель объясняет домашние задание:

Подведение итогов урока

.Выставление оценок за урок с пояснением

Рефлексия деятельности на уроке

 учитель предлагает после окончания урока выразить смайликом свое отношение к тому, о чем узнали на уроке (показ смайлика  ,  

Дети при выходе из кабинета физики выкладывают на магнитной доске смайлики


Приложение 1

1)Под действием какой постоянной силы ранее покоящееся тело массой 300г в течении 5с пройдет путь 25м? (0,6Н)

2)Какую скорость приобретает тело массой 3 кг под действием силы, равной 9Н по истечении 5с (15 м/с)

1)Подъемный кран поднимает груз массой 500 кг с ускорением 0,5 м/с2 Определите силу натяжения каната (5150Н)

2)Поезд массой 500т , трогаясь с места, через25с набрал скорость 18 км/ч. Определите силу тяги (100кН)


Приложение 2

Проблемный эксперимент

1.Тележка скатывается по наклонной плоскости и сдвигает деревянный брусок стоявший на пути

2.Повторим опыт ,нагрузив тележку

3.Изменим угол наклона плоскости для увеличения скорости нагруженной тележки. Брусок сдвигается на большее расстояние, чем в предыдущем опыте

Сделайте вывод: с помощью  каких физических величин можно охарактеризовать движение тела?

Демонстрационный опыт №1

Соединить металлические шарики нитью и подвесить их на штативе, перекинув через него. Отведите один из шаров в сторону на высоту h и отпустите его.

Объяснить ,почему пришел в движение второй шар , а первый остановился, и почему процесс движения шаров продолжается.

Демонстрационный опыт №2

Возьмите 2 шара разной массы и установите их на горизонтальной поверхности так, чтобы они касались упругой пружины, сжатой и связанной нитью. Пережгите нить, наблюдайте за движением шаров. Расстояния , пройденные телами до полной остановки, будут обратно пропорциональными массам тел, а значит, и скорости этих тел также будут обратно пропорциональными их массам. ( Этот вывод ребята должны попробовать сделать сами)


Приложение 3

1.Человек стоит посреди замерзшего пруда, лед идеально гладок, лишен всякого трения. Как он сможет добраться до берега.

2.В книге А. Некрасова « Приключения капитана  Врунгеля»  описан следующий способ передвижения лодки: колесо приводят во вращение белки, несущиеся, «как бешенные одна за другой по ступенькам внутри колеса» (беличьего колеса). Будет ли двигаться лодка с подобным двигателем?

3.Чтобы сойти на берег, лодочник направляется от кормы лодки к ее носовой части. Почему при этом лодка отошла от берега?

4. Точка равномерно движется по окружности. Как при этом измениться направление и модуль ее импульса?

5. Применяя закон сохранения импульса, объясните механические явления, происходящие при движении теплохода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Импульс тела. Закон сохранения импульса"

Рзработка урока по теме "Импульс тела. Закон сохранения импульса", 9 класс...

Контрольная работа по физике для 9 класса "Законы Ньютона.. Закон всемирного тяготения. Движение тела по окружности. Импульс тела. Закон сохранения импульса".

Контрольная работа для 9 класса по теме "Законы Ньютона.Закон всемирного тяготения. Движение тела по окружности. Импульс тела. Закон сохранения импульса". Контрольная работа разработана имеет  дв...

Тест по физике на тему: «Импульс. Закон сохранения импульса»

Одна из проблем профилизации старшей школы - недостаточное количество учащихся для комплектования профильных классов. Физика преподается в большинстве школ на базовом уровне. Данный тест позволяет гот...

Тест по физике на тему: «Импульс. Закон сохранения импульса»

Одна из проблем профилизации старшей школы - недостаточное количество учащихся для комплектования профильных классов. Физика преподается в большинстве школ на базовом уровне. Данный тест позволяет гот...

конспект урока по физике "Импульс. Закон сохранения импульса"

Конспект урока по физике в 10 классе , изучающем предмет на базовом уровне, по теме "Импульс. Закон сохранения импульса". Содержит теоретический материал и проверочную работу по теме....

Урок физики в 9 классе: "Решение задач по теме "Импульс. Закон сохранения импульса"

Урок повторения и закрепления знаний по теме "Импульс. Закон сохранения импульса" Учащимся после повторения и самопроверки предлагаются задачи разного типа и уровня сложности, алгоритм решения типовых...

Презентация к уроку 9 класса "Импульс. Закон сохранения импульса"

Презентация сопровождает урок объяснения материала по теме "Импульс. Закон сохранения импульса", а также представляет примеры задач по данной теме....