Организация самостоятельной работы учащихся в училище
материал по физике (11 класс) по теме

Мукагова Ивета

виды и формы самостоятельной работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ПО ФИЗИКЕ

«Скажи мне и я забуду.

Покажи мне и я запомню.

Дай мне действовать

самому и я научусь»

(Китайская мудрость)

                 Программа изучения дисциплины «Физика» предусматривает, кроме обязательных часов аудиторной работы, также и определенный объем самостоятельной внеаудиторной работы. Она включает в себя планируемую учебную и учебно-исследовательскую работу обучающихся, выполняемую во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Эффективная самостоятельная работа способствует формированию и развитию общих и профессиональных компетенций обучающихся.

 Самостоятельная внеаудиторная работа обучающегося – это вид деятельности, выступающий как специфическая форма учебного и научного познания, внутренним содержанием которого является самостоятельное построение обучающимся способа достижения поставленной цели. Содержание самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся имеет двуединый характер. С одной стороны, это совокупность учебных и практических заданий, которые должен выполнить обучающийся в процессе обучения, объект его деятельности. С другой стороны, это способ деятельности обучающегося по выполнению соответствующего учебного теоретического или практического задания.

В нормативных документах определены цели самостоятельной внеаудиторной работы студентов:

 - закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, полученных во время аудиторных занятий, самостоятельное овладение новым учебным материалом;

 -  формирование общетрудовых и общепрофессиональных умений;

 -  формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда;

 -  развитие самостоятельности мышления;

 - формирование убежденности, волевых черт характера, способности к самооргани-зации.

         Активная самостоятельная работа обучающихся возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации.

          Основным мотивом в обучении является желание стать квалифицированным рабочим, для чего необходимо углублять знания по профессии; проявлять интерес к учебному и профессиональному поиску; стремиться к интеллектуальному росту и расширению кругозора.

         Поэтому в процессе выполнения самостоятельной внеаудиторной работы преподаватель:

- знакомит обучающихся: с научной организацией труда, методикой выполнения самостоятельной работы, критериями оценки качества выполняемой работы и т.д.;

- формирует: навыки научного исследования; развивает навыки работы с учебником, классическими первоисточниками и современной научной литературой;

- проводит индивидуальные и групповые консультации;

- осуществляет систематический контроль, проводит анализ и дает оценку работы.

                В соответствии с рабочими программами по дисциплине «Физика» мною составлены методические разработки на тему: «Организация самостоятельной внеаудиторной работы студентов по физике». Эти методические разработки явились своего рода опорными конспектами для меня при организации самостоятельной работы.  При определении тематики заданий для самостоятельной работы студентов я исходила из содержания раздела учебной программы «Основные требования к знаниям, умениям и навыкам». Каждое внеаудиторное задание стало логическим звеном в системе заданий, главный итог которых – формирование всех очерченных программой умений и навыков. Самостоятельные работы студентов заслушиваются на занятиях, анализируются преподавателем, оцениваются по 5-ти балльной системе с выставлением оценки в журнал.

           В своей практике организации внеаудиторных самостоятельных работ я применяю следующие виды внеаудиторной самостоятельной работы:

Подготовка и написание сообщений, рефератов, докладов.

Решение и составление задач.

Подбор и изучение литературных источников, работа с периодической печатью.

Участие в учебно-исследовательской деятельности.

Оформление мультимедийных презентаций, слайдового сопровождения докладов.

Практические экспериментальные задания в домашних условиях.

Подготовка физических диктантов, кроссвордов.

         Практические экспериментальные задания в домашних условиях выполняются индивидуально или в малых группах. Организация наблюдений и опытов студентов в процессе обучения преследует следующие цели: развитие у студентов наблюдательности как черты личности; ознакомление студентов с особенностями наблюдения и эксперимента как методом научного исследования: развитие познавательных способностей.

       Вывешиваются правила оформления заданий по физике и примерный план отчёта о выполнении задания.

      Каждый пункт описания может содержать не только текст, но и фотографии, видеофрагменты, рисунки, схемы, таблицы и т.д.

      Домашние опыты и наблюдения, экспериментальные задачи студенты выполняют охотнее и с большим интересом, чем другие виды домашних заданий. Их знания становятся более осмысленными, глубокими, повышается интерес к физике и технике. Умения наблюдать, экспериментировать, исследовать и  конструировать становятся составной частью в подготовке студентов к дальнейшему творческому труду в различных областях производства.

     Оформление мультимедийных презентаций учебных разделов и тем (создание компьютерных презентаций к учебным занятиям)

     Опережающие задания (подготовка сообщения, доклада) использовались в практике работы и раньше, а создание компьютерных презентаций к учебному занятию - это относительно новая форма самостоятельной работы обучающихся.

     Организация такой формы работы стала возможна в связи с развитием информационно-коммуникационных технологий, свободным выходом во всемирную сеть Интернет, наличием компьютерной техники в образовательном учреждении и у обучающихся дома.

     Создание презентации осуществляется индивидуально или группой обучающихся в зависимости от сложности и уровня умений обучающихся. В случае необходимости преподаватель вносит корректировки в содержание и оформление слайдов и применяет презентации на занятиях. Это является хорошим стимулом для обучающихся, которые видят результаты своего труда.

              Таким образом, самостоятельная внеаудиторная работа:

- активизирует познавательную деятельность обучающихся,

- формирует у них активность в учебном процессе,

- интенсифицирует и индивидуализирует учебный труд.

               В.А.Сухомлинский советовал: «Не обрушивайте на ребенка лавину знаний, не стремитесь рассказать на уроке о предмете изучения все, что вы знаете. Под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность». Именно с пытливости и любознательности начинается творчество.

            Использование самостоятельной работы позволяет сделать процесс обучения более интересным, стимулировать поисковую деятельность, формировать устойчивую положительную мотивацию учения, способствовать формированию общих и профессиональных компетенций.

  Используемая литература:

ФГОС среднего (полного) образования [электронный ресурс]//http://standart.edu.ru/

Типовое положение об образовательном учреждении СПО

Рекомендации по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений СПО в условиях действия ФГОС СПО.  [электронный ресурс]//http://news-city.info/akty/prawila-44/tekst-fz-pravitelstvo-russia.htm

Нормативные требования к организации самостоятельной работы при реализации ФГОС НПО/СПО нового поколения [электронный ресурс]// http://ogk.edu.ru/sites/all/files/materialy_vystupleniya.pdf

Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов (общие положения) [электронный ресурс]//reaviz.ru›content_files/file_uploads/ovsrs.doc

Самостоятельная внеаудиторная работа как один из компонентов речевого развития студентов техникума (из опыта работы) [электронный ресурс]// http://do.gendocs.ru/docs/index

Хомина, О.Н. Организация внеаудиторной самостоятельной обучающихся при переходе на ФГОС [электронный ресурс] //http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/organizaciya-vneauditornoy-samostoyatelnoy-raboty


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самостоятельной работы учащихся учителями гуманитарного цикла

говорится о формах саостоятельной деятельности, о перспективах...

организация самостоятельной работы учащихся на уроке при изучении темы "Реакции ионного обмена"

РОпыт по организации самостоятельной работы учащихся на примере урока усвоения конкретных понятий и развития умений и навыков «Реакции ионного обмена». Почему именно на примере этого урока? Вы з...

Организация самостоятельной работы учащихся на занятиях по рукоделию

• Презентаөия на тему "Организациясамостоятельнойработыучащихсяназанятияхпорукоделию"...

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ПО ИСТОРИИ КАК СРЕДСТВО ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ.

Данная статья представляет опыт работы педагога над методической темой.В работе автор:раскрывает содержание этапов работы над методической темой;приводит данные исследований и диагностики учащихся, пр...

Методические рекомендации для преподавателей ОБЖ по организации самостоятельной работы учащихся

Для преподавателей ОБЖ предлагаются рекомендации для воспитания учебной самостоятельности, развития умственных способностей учащихся. В рекомендациях представлены тесты для опреде...

Методическое пособие Памятки для организации самостоятельной работы учащихся по английскому языку

Настоящий сборник содержит памятки разных видов, цель которых – вооружить учащихся рациональными приемами самостоятельной работы над языком. Предлагаемые вербальные модели приемов учебной деятел...