"Здоровьесберегающие технологии на уроках физики"
статья по физике на тему

Физика один из наиболее сложных предметов в школе. Естественно, что при изучении этого предмета школьникам приходится испытывать значительные интеллектуальные, психоэмоциональные и даже физические нагрузки. На уроках физики вопросам сохранения здоровья должно уделяться достаточное внимание.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

«Здоровьесберегающие технологии на уроках физики»

Толоконникова Владлена Викторовна

Учитель физики государственного бюджетного общеобразовательного учреждения гимназия 446 Колпинского района Санкт-Петербурга.

«Единственное, что дается человеку один раз в жизни, и расходуется всю жизнь – это здоровье», Гиппократ.

В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как "Состояние полного физического, духовного и социального благополучия", а не только отсутствие болезней и физических дефектов.         Здоровье – бесценный ресурс человеческой жизни. Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, оно позволяет много трудиться, полноценно отдыхать, справляться с множеством разнообразных задач с легкостью. Одно из современных определений здоровья дается, как способность адаптироваться, приспосабливаться к жизни. Согласно заключению экспертов ВОЗ состояние здоровья населения на 10% определяется уровнем развития медицины, как науки и состояния медицинской помощи, на 20% наследственным фактором, на 20% состоянием окружающей среды и на 50% образом жизни. Единственный путь, ведущий к здоровью каждого человека – это изменение отношения человека к самому себе.

Проблемы здоровья детей сегодня актуальны как никогда. Быстрые темпы развития высоких технологий, а также устойчивые негативные тенденции в динамике состояния здоровья детей и подростков требуют от общества принятия мер по укрепление здоровья обучающихся, и обеспечению психологического комфорта участникам педагогического процесса.

 Школа должна способствовать сохранению и укреплению здоровья детей. Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни. У каждого ребенка необходимо сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья. В связи с этим принята в ФГОС нового поколения Программа  «Формирование здорового и безопасного образа жизни»  Здоровый образ жизни - это динамичная система поведения конкретного человека, основанная на его знаниях о различных факторах, оказывающих влияние на здоровье, и это постоянное корректирование своего поведения с учетом приобретенного опыта и возрастных особенностей.

Формирование здорового образа жизни школьников включает в себя четыре составляющих:
1. Создание информационно-пропагандистской системы повышения уровня знаний о негативном влиянии факторов риска на здоровье, возможностях его снижения.                                                                                                                                2. Комплексная просветительская, обучающая и воспитательная деятельность, направленная на повышение информированности по вопросам здоровья и его охраны, на формирование навыков укрепления здоровья, создание мотивации для ведения здорового образа жизни (так называемое «обучение  здоровью»).                                                                                                                                   3. Меры по снижению распространенности курения и потребления табачных изделий, снижению потребления алкоголя, профилактика потребления наркотиков и наркотических средств.                                                                                         4. Побуждение к физически активному образу жизни, занятиям физической культурой, туризмом и спортом.                                                                             Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Дети школьного возраста проводят в школе значительную часть дня, соответственно заниматься их здоровьем должны, в том числе, и педагоги. Одним из способов решения проблемы ухудшающегося состояния здоровья детского населения, является реализация здоровьесберегающих технологий в процессе обучения. По словам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».                                                                                                       Здоровьесберегающая технология по мнению В.Д. Сонькина, включает                                                                                                      * условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания)                                                                                *рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями)                                                            *соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка                                                                                                              *необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим                                                                                                                                                

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья учителя и учеников. Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов:                          * Не навреди— все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.                                                           * Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося — все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.  

*Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.                                                                          *Субъект – субъектные взаимоотношения — учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий.      *Соответствие содержания   обучения возрастным особенностям — объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.                                                                                *Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов и врачей.                                                                              *Успех порождает успех— акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.                                                                                             *Активность— активное включение в любой процесс снижает риск переутомления.                                                                                                                              

        От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.
Правильная организация урока (Соответствие урока критериям здоровьесбережения и гигиенической рациональности урока)                                                                                                                                                    
*Обстановка и гигиенические условия в классе (температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски).                                                                                                                                                                                                *Количество видов учебной деятельности.

 4 - 7 за урок, продолжительностью 7 - 10 минут (опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т.д.                                                                                                                                  * Количество видов преподавания не менее 3-х видов.

 Словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа.                                                                                           * Наличие методов, способствующих активизации. Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества). Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки)                                                                                                                         *Место и длительность применения ТСО  (использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения).                                                                                                                             *Поза учащегося, чередование позы (Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы).                                                                                                *Наличие и продолжительность на уроке моментов оздоровления физкультминутки на 15 - 25-ой минутах урока                                          *Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке 

Внешняя мотивация: оценка, похвала,  поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к предмету.                                                                                         *Психологический климат на уроке.

Взаимоотношения на уроке: учитель — ученик (комфорт- напряжение, сотрудничество - авторитарность, учет возрастных особенностей). Ученик – ученик (сотрудничество - соперничество, дружелюбие - враждебность, активность - пассивность, заинтересованность — безразличие).                                                                                                   *Эмоциональные разрядки на уроке.                                                                   Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие                                                                                                                       * Момент наступления утомления и снижения учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности.                                                                         *Использование каналов восприятия.                                                              Следует не забывать о том, что среди учащихся есть визуалы (зрительно-ориентированные) опирающиеся преимущественно на зрение, аудиалы (слухо-ориентированные) и кинестатеки - для их сознания наибольшее значение имеют ощущения тела, движения, запахи, вкусы, прикосновения, поэтому на уроке должны использоваться различные виды информации.                

         Необходимо приобщение школы и каждого учителя к здоровьесберегающим технологиям. Герман Григорьевич Левитас - создатель авторской здоровьесберегающей технологии «Технология учебных циклов» считает, что задача учителя – из существующих технологий, с учетом своих возможностей, способностей учащихся, выбрать то, что помогает ему  (учителю) «приобрести специфическую способность к созданию своей собственной методической системы преподавания. Такой системой, разумеется, владеет каждый хороший, опытный учитель, и у каждого она своя».                                                      

Физика один из наиболее сложных предметов в школе. Естественно, что при изучении этого предмета школьникам приходится испытывать значительные интеллектуальные, психоэмоциональные и даже физические нагрузки. На уроках физики вопросам сохранения здоровья должно уделяться достаточное внимание.  Одним из важнейших аспектов является психологический комфорт школьников во время урока физики. Плохое настроение, раздражение недопустимы в стенах школы. А.С. Макаренко иногда увольнял воспитателей с формулировкой: "Постоянно разводит в колонии грусть"  Требовательность  учителя  должна  быть  тактичной,  малейший  проблеск  мысли  и  движение  ученика  вперёд  должны  быть  замечены  учителем.  Создание  на  уроке  таких  условий,  при  которых    уважают  своё  и  чужое  право  на  ошибку  и  учащиеся  не  боятся  самостоятельно  высказываться – одна  из  задач,  решаемых  учителем.  Педагог  должен  помнить  слова  Л.Н.Толстого  «Если  учитель  соединяет  в  себе  любовь  к  делу,  и  к  ученикам,  он  совершенный  учитель» В обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что приводит к более высоким результатам.                              

Дети не любят однообразия, быстро устают. Важно  умение  создавать  на  уроке  ситуации,  в  которых  ученик  захочет  попробовать  себя  как  участник  общения.  Это  может  быть  ситуация  неожиданности – явление  поражающее  своей  неожиданностью,  вызывающее  удивление.  Например:  мираж,  северное  сияние,  огни  святого  Эльма,  гало. Существует  огромный  набор  средств,  делающих  урок  физики  ярким,  живым,  интересным,  запоминающимся.  Эффектные  опыты,  факты  из  биографий  учёных  и  истории  открытий,  физические  фокусы, интересные,  иногда неожиданные вопросы о мире, который нас окружает, о явлениях происходящих в нём. Например: каков физический смысл русской пословицы « Мороз невелик, да стоять не велит!», «Либо в стремя ногой, либо в пень головой», «Шила в мешке не утаишь».  Почему Принцесса - на - горошине испытывала дискомфорт, лёжа на перине, под которую были положены горошины?                                                                                          

Преподавание физики должно опираться на личный опыт учащихся, который велик у любого человека, особенно в области механики, термодинамики, оптики, звука. Бытовая  ситуация  из  личного  опыта может  превратиться  в  яркую  иллюстрацию  к  теме  урока. Ответы на вопросы из повседневной жизни обычно производят на ребят сильное впечатление. Часто слабые ученики отвечают на такие вопросы лучше, чем отличники. В какой обуви больше мёрзнут ноги зимой - в тесной или просторной? Почему жарким летом люди предпочитают лёгкие, светлые ткани? Здесь же можно отметить и прием использования литературных произведений, иллюстрирующих то или иное физическое явление. Например, при изучении темы «Механические колебания»:

Н.А.Заболоцкий. Утро.

Рождённый пустыней,

Колеблется звук,

Колеблется синий

На нитке паук

Колеблется воздух,

Прозрачен и чист,

В сияющих звёздах

Колеблется лист.

При изучении темы «Инерция»:

Л.Кэрролл. Алиса в зазеркалье

«Стоило Коню остановиться…, как Рыцарь тут же летел вперёд. А когда Конь снова трогался с места…, Рыцарь тотчас падал назад»

         Учебный материал, методика его преподнесения должны вызывать у ребёнка интерес к познанию нового, а это приведёт к удовлетворению потребности в творческой деятельности и станет источником радости.  На  таком  уроке  у  школьников  пропадает  страх  перед  предметом,  приходит  удовольствие  от  общения  друг  с  другом  и  учителем. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить.                                                                                                 

         Из-за увеличения количества учебных часов (уроков, внеурочных занятий, факультативов и т.п.) происходит интенсификация образовательного процесса. Реальное уменьшение количества часов по предметам при сохранении или увеличении объема материала также приводит к увеличению учебной нагрузки на школьников. Столь резкое сокращение количества часов неизбежно должно было привести к увеличению домашних заданий. Частое следствие интенсификации – возникновение у учащихся состояний усталости, утомления, переутомления. Именно переутомление создает предпосылки развития острых и хронических нарушений здоровья, развития нервных, психосоматических и других заболеваний. Учебный материал должен быть в основном  проработан и закреплён в классе. Нельзя переносить центр тяжести на домашние задания. К концу урока вся информация должна быть конкретизирована и упорядочена в виде конспекта. Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач позволяют снять эмоциональное и физическое напряжение и обеспечить психологическую разгрузку учащихся.                              

          Необходимо включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.                   Умение учителя выделить и подчеркнуть вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма. На уроках физики практически любая изучаемая тема может быть использована для освещения тех или иных фактов, способствующих формированию правильного отношения учеников к своему здоровью. Сюда же можно отнести и профилактику детского травматизма, несчастных случаев, связанных с неправильным поведением ребенка в различных бытовых ситуациях. Именно  на  уроке  физики  учитель  имеет  возможность  рассказать  об  отрицательных  последствиях  научно-технического  прогресса,  таких  как  шум,  вибрация,  воздействие  на  человека  электромагнитных  полей  различных  частот,  загрязнение  биосферы  в  результате  развития  теплоэнергетики,  транспорта  и  промышленности  и  т.д. При изучении  темы «Механические колебания. Звук» необходимо рассказать ученикам о том, как воздействуют на человека музыкальные звуки и шум, об основных источниках шума на производстве и в быту, о допустимых нормах шума, методах его уменьшения. Рассматривая колебания, следует отметить и отрицательное влияние вибрации на здоровье человека. Изучая материал о взаимных превращениях жидкостей и газов, о свойствах паров, следует подчеркнуть важность поддержания норм влажности воздуха в помещении, рассказать о том, что избыток или недостаток паров воды в воздухе может привести к плохому самочувствию человека, различным заболеваниям органов дыхания, порче продуктов. Можно обсудить вопрос: почему вода гасит огонь, в каких случаях этот способ применим, а в каких опасен.  Рассмотреть правила поведения при пожаре. Полезно рассказать о возможности переохлаждения,  перегревания организма человека в зимнее или летнее время года в районах резко континентального климата, о роли закаливания, физических свойствах одежды. Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, полезно на уроках, посвящённых изучению механического движения, скорости, инерции рассматривать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями "безопасное поведение на дорогах". Очень важно обсудить требования техники безопасности при изучении раздела «Электричество», так как всегда существует угроза поражения электрическим током. Ответы на вопросы, при каких условиях происходит поражение током, каковы причины гибели  человека, как можно предотвратить поражение током и каковы правила оказания первой помощи помогут учащимся сохранить своё здоровье, возможно и жизни.                                                           

    В последние годы всё чаще говорится о солнечной активности, магнитных бурях и их влиянии на людей. Так как солнечная активность нарастает, то вопрос о влиянии этого явления на здоровье становится в достаточной степени актуальным. Влияние солнечной активности на возникновение заболеваний установил ещё в 20-х годах А.Л.Чижевский. Его считают основоположником науки гелиобиологии. С тех пор проводятся исследования, накапливаются научные данные, подтверждающие влияние солнечных и магнитных бурь на здоровье. Ухудшение состояния больных максимально проявляется сразу после солнечной вспышки и затем с началом магнитной бури. Это объясняется тем, что, примерно через 8 минут от начала солнечной вспышки солнечный свет (а также рентгеновское излучение) достигают атмосферы Земли и вызывают там процессы, которые влияют на функционирование организма, а примерно через сутки начинается сама магнитосферная буря Земли. За последние годы стало понятно, что на человека действует целый ряд космических факторов, вызывающих изменения в магнитосфере планеты в результате воздействия на неё солнечных корпускулярных потоков. Например, инфразвук, представляющий собой акустические колебания очень низкой частоты. Он возникает в областях полярных сияний, в высоких широтах и распространяется на все широты и долготы, то есть является глобальным явлением.

 Исследованиями в разных странах на большом фактическом материале было показано, что число несчастных случаев и травматизма на транспорте увеличивается во время солнечных и магнитных бурь, что объясняется изменениями деятельности центральной нервной системы. При этом увеличивается время реакции на внешние световой и звуковой сигналы, появляется заторможенность, медлительность, ухудшается сообразительность, увеличивается вероятность принятия неверных решений. У детей в такие периоды может появиться повышенная возбудимость, нарушение внимания, некоторые становятся агрессивными, раздражительными, обидчивыми. Ребёнок может более медленно выполнять школьную работу. Непонимание состояния детей в такие периоды со стороны родителей, воспитателей, учителей усугубляет отрицательный эмоциональный фон ребёнка. Могут возникать конфликтные ситуации.

Такие знания полезны для учащихся и могут быть им сообщены в процессе изучения целого ряда тем и разделов физики в старшей школе.

 Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Одного философа спросили: “Что самое главное в жизни: богатство или слава”? Мудрец ответил: “Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровье – один из важнейших источников счастья и радости”.

Список литературы

1.Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.

2.Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. – Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.

3.Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение. – 220 с.

4.http://www.shkolnymir.info/. О. А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологии.                                                                                                         5.zdorovayashkola.ru М Павлова. Здоровьесберегающие технологии 

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Как говорил Сократ: «Здоровье- не всё, но всё без здоровья- ничто». Эти слова актуальны и сегодня. В современной системе российского образования множество проблем. Одна из важнейших проблем, требующи...

Здоровьесберегающие технологии на уроке физики

Использование здоровьесберегающих технологий помогает заботиться о сохранении детского здоровья. Это новые технологии. Они необходимы, так как в школе мало совершенно здоровых детей.Цель здоро...

Здоровьесберегающие технологии на уроках физики

Использование на уроках физики заданий, где дети больше двигаются, выходя к доске, записывая изученные формулы, обозначения величин и их единицы измерения....

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Разделы физики, при изучении которых можно показать практическое применение знаний физики для здоровьесбережения обучающихся в быту...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Как говорил Сократ: «Здоровье - не всё, но всё без здоровья - ничто». Эти слова актуальны и сегодня.В современной системе российского образования множество проблем. Одна из важнейших проблем, требующи...

Доклад "Здоровьесберегающие технологии на уроках физики и математики"

Проблема здоровья детей сегодня, как никогда актуальна. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения — обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за время обучения в школе, с...