Викторина по физике для 7-10 классов "Звёздный час"
учебно-методический материал по физике (7 класс) на тему

Данное мероприятие проводилось на неделе предметов естественно-математического цикла в апреле 2014 года.  Оно позволило  учащимся задуматься над теми вещами, которые раньше ускользали от их внимания, увидеть «необычное» в «обычном», познакомиться с некоторыми интересными фактами из жизни учёных-физиков, разгадать кроссворд и даже удивиться. Задания викторины помогут заглянуть за границы предмета, способствуют развитию логического мышления, творчества.

Цель: активизация деятельности учащихся, развитие интереса к физике, углубление знаний.

Задачи:   

1.      Повторить основные понятия, формулы, физические законы.

2.      Изучить биографию учёных, познакомиться с их открытиями.

3.      Проявить самостоятельность, творчество и смекалку при решении физических задач и творческих заданий.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран.

Мероприятие прошло в форме викторины для старшеклассников. В ходе викторины присутствует монологическая речь учителя и подготовленных учеников. Включены моменты обсуждения в диалоговом режиме.  Учащиеся были распределены на две команды. Викторина  была составлена из 7 конкурсных заданий, которые оценивало компетентное жюри.

1конкурс «Блиц-турнир»: каждая команда за 2 минуты должна была ответить на наибольшее количество вопросов (всего 20). Ребята старались, ведь о  многих известных природных явлениях, процессах, физических величинах, спрашивалось в викторине  в необычной форме.

2 конкурс «Конкурс капитанов». Капитанам команд предстояло показать знания физических законов, физических явлений, исторического материала; проявить смекалку и эрудицию.

3 конкурс . Угадай, чей портрет? Чем известны эти личности? На экране появлялись портреты великих ученых, исследователей, знаменитых людей. Необходимо было отгадать этих людей.

4 конкурс « Физика в пословицах и сказках». Этот конкурс  особенно понравился командам. Они спорили, рассуждали и пытались увидеть в пословицах и сказках явления природы и старались объяснить их.

5 конкурс « Кто быстрее отгадает кроссворд?» Команды в течение 3 минут отгадывали кроссворд, представленный им на отдельных листах. Обсуждения были жаркими и эмоциональными. Кто справлялся быстрее тот получал большее количество баллов.

6 конкурс «Загадка». Учитель читает загадки, а отгадки команды записывают на листах. Проверяется правильность ответов с помощью презентации (картинки-ответы).

7 конкурс «Колесо истории». Раскроем одну из тайн истории.  Необходимо отгадать, что находится в красивой тайной коробочке. «Назовите будильник времен Александра Македонского». (петух)

Данный сценарий внеклассного мероприятия сопровождается презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon викторина по физике58 КБ

Предварительный просмотр:

                 Государственное бюджетное  специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии

Чкаловская специальная (коррекционная)

общеобразовательная  школа-интернат Московской области.

                                   ВИКТОРИНА  по ФИЗИКЕ

                                      «Звёздный час»

              ( для учащихся 7-10 классов с презентацией)

             

                                                         Работу выполнила учитель математики

                                                                                            Булыгина Татьяна Васильевна

                                                                                            Идентификатор 218-035-198

       Викторина по физике  «Звёздный час»

 Данное мероприятие позволит учащимся задуматься над теми вещами, которые раньше ускользали от их внимания, увидеть «необычное» в «обычном», познакомиться с некоторыми интересными фактами из жизни учёных-физиков, разгадать кроссворд и даже удивиться. Задания викторины помогут заглянуть за границы предмета, способствуют развитию логического мышления, творчества.

Цель викторины: Активизация деятельности учащихся, развитие интереса к физике, углубление знаний.

Задачи:          1.  Повторить основные понятия, формулы, физические законы.

  1. Изучить биографию учёных, познакомиться с их открытиями.
  2. Проявить самостоятельность, творчество и смекалку при решении физических задач и творческих заданий.

  1. Вступительное слово.

                                            Науку всё глубже постигнуть стремись,

                                            Познанием вечного жаждой томись.

                                            Лишь первых познаний блеснёт тебе свет,

                                            Узнаешь: предела для знания нет.

                                                           (  Персидский и таджикский поэт. 940-1030 гг.)

  1. Наша встреча пройдёт в форме викторины. (учащиеся делятся на две команды). Выбирается жюри.  Болельщики занимают места в зале.
  2. Итак, конкурс 1. «Блиц турнир».

(Каждая команда за 2 минуты должна ответить на большее число вопросов.)

Вопросы для  1команды:

1.Прибор для измерения сил (динамометр)

2.Прибор для измерения атмосферного давления (барометр)

3.Сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого

  и направленная против движения (сила трения)

4.Единица плотности вещества (кг/куб.м)

5.Линия, вдоль которой движется тело (траектория)

6.Одноименные заряды (отталкиваются)

7.Единица измерения силы электрического тока (ампер)

8.На тело, погруженное в жидкость, действует (архимедова сила)

9.Сила, с которой Земля притягивает все тела (сила тяжести)

10. Вид теплопередачи, при котором энергия переносится струями жидкости или газа (конвекция)

11.Сохранение объема и формы — это свойство (твердого тела)

12.Величина, равная отношению пройденного пути ко времени (скорость)

13.Единица массы (кг)

14.Прибор для измерения напряжения (вольтметр)

15. Энергия, которой обладает движущееся тело (кинетическая)

16.Единица измерения давления (Па)

17.Изменение с течением времени положения тела относительно других тел (механическое движение)

18.Сила, которая производит такое же действие как несколько одновременно действующих сил (равнодействующая)

19. В каком рассоле — горячем или холодном  быстрее просаливаются огурцы? (в горячем)

20.Смазка является одним из способов уменьшения (силы трения)

          Вопросы для 2 команды:

  1. Прибор для измерения температуры (термометр)
  2. Разноименные заряды (притягиваются)
  3. Если вещество сохраняет объем, но легко меняет свою форму, то оно находится    (в жидком состоянии)
  4. Единица измерения механической работы (Дж)
  5. Прибор для измерения силы тока (амперметр)
  6. Единица электрического сопротивления (Ом)
  7. Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел (инерция)
  8. Единица измерения длины (метр)
  9. Величина, равная отношению массы тела к его объёму (плотность)
  10. Движение, при котором тело за равные промежутки времени проходит равные пути (равномерное)
  11. Ядро атома состоит из (протонов и нейтронов)
  12. Прибор для регулирования силы тока в цепи (реостат)
  13. Если плотность тела больше плотности жидкости, то это тело в ней  (тонет)
  14. Прибор для измерения давлений, больших или меньших атмосферного (манометр)
  15. Единица для измерения силы (Н)
  16. Величина, характеризующаяся отношением работы ко времени, за которое она была совершена (мощность)
  17. На каком явлении основана засолка огурцов? (диффузия)
  18. Вид теплопередачи, которая возможна и в вакууме (излучение)
  19. Мельчайшая частица одного вещества (молекула)
  20. Единица измерения напряжения (вольт)

 (Подведение итогов 1 конкурса. Жюри подсчитывают баллы команд.)

  1. Конкурс 2.  Конкурс капитанов.

Вопросы для капитанов:

1. Ежесуточно Земля прибавляет в весе 400 тонн. За счет чего?

(космической пыли)

2. Какой иностранный термин В.И.Даль предлагает заменить русским словом «колоземица» или «мироколица»?(атмосфера)

3. Для чего дети учат стихотворение «Каждый охотник желает знать где сидит фазан»? (чтобы запомнить порядок цветов радуги)

  1. Зачем шведские ученые предложили красить рельсы в белый цвет?

( чтобы отражая солнечные лучи, они слабее нагревались и меньше расширялись, уменьшая опасность аварий)

5. Конкурс 3. Угадай, чей портрет? Чем известны эти личности?

Архимед: великий механик, математик, исследователь, строитель; «дайте мне точку опоры и я переверну весь мир», инженер.

Ньютон: английский физик и математик, создавший теоретические основы механики и астрономии, открывший закон всемирного тяготения, разработавший (наряду с Готфридом Лейбницем) дифференциальное и интегральное исчисления, изобретатель зеркального телескопа и автор важнейших экспериментальных работ по оптике.

Ломоносов: Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник: (Пушкин)

Королёв С.П.: советский учёный, конструктор и организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР, основоположник практической космонавтики. Крупнейшая фигура XX века в области космического ракетостроения и кораблестроения.

Галилео Галилей:итальянский ученый, физик,  механик и астроном, один из основоположников естествознания; поэт, филолог и критик. Боролся против схоластики, считал основой познания опыт. Заложил основы современной механики: выдвинул идею об относительности движения, установил законы инерции, свободного падения и движения тел по наклонной плоскости, сложения движений; открыл изохронность колебаний маятника; первым исследовал прочность балок.

Гагарин: первый космонавт, лётчик-испытатель.

  1. Конкурс 4. Физика в пословицах и сказках.

1.Гвоздём моря не нагреешь.

(Гвоздь обладает небольшой массой. Поэтому, количество теплоты, которое может отдать гвоздь, остывая, будет не велико, и им не нагреешь большую массу воды).

2.Много снега — много хлеба.

(Между кристаллами снега находится воздух, который плохо проводит тепло, поэтому, предохраняет посевы от вымерзания).

3.Куй железо, пока горячо.

(Повышение температуры резко увеличивает пластические свойства металлов, поэтому, многие из них поддаются ковке только в сильно нагретом состоянии).

4.Без сала дёгтя не смоешь.

(Поверхность, покрытая дёгтем не смачивается водой. Но дёготь растворяется в жирах и с их помощью легко может быть удалён с поверхности предмета. Этот факт используется при изготовлении мыла.)

5.Имя сказочной героини, связанное с твердым состоянием воды?

(снегурочка)

6.Частью какого звукового прибора служил для Совы хвост ослика Иа?

(колокольчик)

7.Единица длинны, которая есть в имени героини одной из сказок Г.Х.Андерсена? (дюйм)

8. Прибор, с помощью которого девочка Оля попала в страну, где все имена звучат наоборот. Там она встретила своё отражение -девочку Яло.

(зеркало).

  1. Конкурс 5. Кто быстрее отгадает кроссворд?

Каждая команд получает задание на отдельном листе. В течение 3 минут команды отгадывают кроссворд.

(Победитель получает 2 балла)

  1. Конкурс 6. Загадка.

(Отгадки команды записывают на листках)

1. Кто не учившись на всех языках разговаривает ? (эхо)

2. Днём стекло разбито, за ночь вставлено. (лёд)

3. Вокруг носа вьется, а в руки не дается. (запах)

4.Сперва блеск, потом треск, за треском плеск. (молния, гром, дождь)

5.Чего в избе не видно (воздух)

6.Привела я солнце за своё оконце, к потолку подвесила, стало в доме весело.(лампочка)

7.На дворе горой, а в избе водой. (снег)

8.В круглом домике, в окошке, ходят сестры по дорожке. Не торопится меньшая, но зато спешит старшая. (часы)

9.То справа, то слева, то за спиной идёт она рядом со мной.(тень).

Подведение итогов конкурса. Подсчет правильных ответов.

  1. Конкурс 7. Колесо истории.

Раскроем одну из тайн истории.  Необходимо отгадать, что находится в красивой тайной коробочке. «Назовите будильник времен Александра Македонского». (петух)

     Подведение итогов конкурса.

  1. Заключительное слово.

     Наши конкурсы подошли к концу. Вы со мной согласитесь, что ФИЗИКА — удивительная: она всемогуща и интересна, даже если в ней очень слабо разбираешься.

 И как  гласит арабская мудрость « Никогда не стыдись спрашивать о том, чего не знаешь».

Жюри подводит итоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина по физике: "Пословица недаром молвится"

     Предлагаемая викторина может использоваться как на уроке, так и при проведении предметных недель и интеллектуальных марафонов. ...

ВИКТОРИНЫ ПО ФИЗИКЕ ( о ученых-физиках)

Историко-физические викторины позволяют не только повысить уровень знаний по физике и истории физики. Они имеют также...

Заочная викторина по физике (внеклассное мероприятие по физике)

Заочная викторина по физике (внеклассное мероприятие по физике) ...

Викторина по физике "Физика в природе".

Викторина по физике "Физика в природе" для учащихся 7-9 классов. Организация, задания и ответы....

Викторина по физике "Кто хочет стать физиком?"

Викторина по физике для 7 классов"Кто хочет стать физиком?"...

Викторина по физике "Вопросы знатокам физики"

ldquo;Вопросы знатокам физики” предлагают учащимся задуматься о том, где можно встретится с физическими законами, как они действуют и для чего их нужно знать....

Викторина по физике "Физика дома"

Методическая разработка для повторения материала и расширения кругозора, а также проведения внеурочных мероприятий для учащихся 10-11 кл., изучающих физику на базовом уровне....