Классный час "Физики и спорт"
учебно-методический материал по физике (10 класс) на тему

Крицкая Светлана Николаевна

Материал классного часа "Физики и спорт" и презентации содержит информацию о физических открытиях Нобелевских лауреатов, их увлечении спортом. Материал может быть рекомендован для проведения в рамках предметной недели физики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fiziki_i_sport.rar2.18 МБ

Предварительный просмотр:

Классный час  "Физики и спорт"

Цели :

1) Повышение мотивации у обучающихся к изучению физики;

2) Расширение кругозора обучающихся;

3) Формирование потребности к углублению и расширению знаний по дисциплине.

Целевая аудитория: обучающиеся 1 и 2 курсов

Физики -  люди многогранные. Кроме науки большинство из них увлекалось спортом. Давайте познакомимся с ними поближе.

Вильгельм Рентген

«Рентген был большой и цельный человек в науке и жизни. Вся его личность, его деятельность и научная методология принадлежат прошлому. Но только на фундаменте, созданном физиками XIX века и, в частности, Рентгеном, могла появиться современная физика».

А. Ф. Иоффе

Открытия по физике. Рентген исследовал свойства кристаллов, установил взаимосвязь электрических и оптических явлений в кристаллах, проводил исследования по магнетизму.

 Рентген экспериментально доказал существование икс - лучений выяснил, что они возникают в месте столкновения катодных лучей с преградой внутри катодной трубки. Учёный сделал трубку специальной конструкции — антикатод был плоским, что обеспечивало интенсивный поток икс-лучей. Благодаря этой трубке,  он изучил и описал основные свойства ранее неизвестного излучения, которое получило название — рентгеновское. Как оказалось, икс-излучение способно проникать сквозь многие непрозрачные материалы; при этом оно не отражается и не преломляется. Рентгеновское излучение ионизирует окружающий воздух и засвечивает фотопластины. Также Рентгеном были сделаны первые снимки с помощью рентгеновского излучения. Рентгеновкие трубки нашли своё применение в науке и технике.

За открытие икс - лучей, названных в честь ученого рентгеновскими, в 1901 году Рентгену была присуждена первая в истории Нобелевская премия по физике.

Увлечения спортом. Рентген охотно занимался греблей и альпинизмом, увлекался коньками, санным спортом, любил лошадей и был страстным охотником.

Альберт Майкельсон

"Альберт Майкельсон открыл коварный недостаток эфирной теории света в том виде, в котором она существовала тогда, и тем самым стимулировал появление идей Хендрика Антона Лоренца и Фицджеральда, из которых развилась частная теория относительности".

Открытия по физике. Американский физик А. Майкельсон интересовался измерениями скорости света. Спроектировал интерферометр - прибор, в котором на основе интерференции изучаются различные оптические явления.

 В 1881 году Майкельсон провёл физический опыт на интерферометре с целью измерения зависимости скорости света от движения Земли. Результат эксперимента был отрицательный — скорость света никак не зависела от скорости движения Земли и от направления измеряемой скорости. Значение скорости света, полученное Майкельсоном в 1883 году составляло 299 853±60 км/с.

В течение жизни Майкельсон искал метод измерения скорости света без учета влияния возмущений атмосферы на результаты. Он провёл 36 измерений скорости света: последнее, полученное им значение, составляло 299774±11 км/с.

В 1887 году Майкельсон, совместно с Морли, провёл эксперимент, при помощи которого определяли скорость движения Земли относительно эфира В этом эксперименте определялась скорость движения Земли относительно эфира. В результате опыта не было обнаружено движения Земли относительно эфира.

Опыт Майкельсона стал основанием и первым экспериментальным подтверждением теории относительности.

Майкельсон использовал интерферометр для определения диаметра астрономических объектов -  малых лун, планет Солнечной системы, больших ярких звёзд. В 1820 году он определил диаметр звезды Бетельгейзе, сообщая, что он составляеь 240 млн. миль.

В 1907 году стал лауреатом Нобелевской премии по физике «за создание точных оптических инструментов и спектроскопических и метрологических исследований, выполненных с их помощью»

Увлечения спортом. Майкельсон занимался боксом и фехтованием,  хорошо играл в теннис и всю жизнь старался поддерживать себя в спортивной форме. Однажды, когда ему было уже за шестьдесят, он пришел обедать к своему приятелю. На обычный вежливый вопрос о здоровье, он ответил с излишней, как показалось его приятелю, горячностью: «Никогда не чувствовал себя лучше и только что сыграл два сета в теннис».

Макс Планк

"Теория излучения Планка - самая яркая из путеводных звезд современного физического исследования, и пройдет, насколько можно судить, еще немало времени, прежде чем иссякнут сокровища, которые были добыты его гением".

А.Г. Экстранд

Открытия по физике.  Известны исследования Планка по  вопросам термодинамики. В 1900 объяснил понятие спектра «абсолютно чёрного тела», являющееся основой развития квантовой физики.

Абсолютно черное тело - это  тело, поглощающее всё падающее на него электромагнитное излучение во всех диапазонах и ничего не отражающее, излучение которого зависит только от температуры и видимой площади поверхности. Планк ввёл представление о квантовой природе излучения.

 Планк получил правильную формулу спектральной плотности излучения чёрного тела, нагретого до определённой температуры, открыл квант и постоянную, которая носит его имя. Высказывания Планка о новой теории относительности Эйнштейна, в немалой мере способствовали принятию специальной теории относительности физиками.

Во время работы в Кальском университете профессором теоретической физики, самой значительной работой стало написание книги "Принцип сохранения энергии", получившая премию на конкурсе Геттинского университета.

Планк внёс существенный вклад и в дальнейшее развитие квантовой теории в начале века, в том числе и применяя релятивистские методы. Так, ему принадлежит такое ключевое теоретическое открытие, как введение представления об импульсе фотона p = hk. Обобщенное впоследствии де Бройлем на все частицы это представление стало одним из фундаментальных представлений квантовой механики.

Участвовал Планк и в разработке квантовой теории в направлении, позволившем впоследствии выявить структуру классической механики как предельного случая квантовой, а также и в формировании квазиклассических теорий первой четверти XX века.

Макс Планк получил Нобелевскую премию в 1918 году за вклад в развитие квантовой физики.
         Увлечения спортом.  Увлечением Планка  являлся альпинизм, которым он начал заниматься в расположенных неподалёку Баварских Альпах.Учёный оставался приверженцем этого вида спорта на протяжении всей жизни.

Петр Николаевич Лебедев

"Пётр Николаевич не только прославил русскую науку выдающимися трудами по самым животрепещущим вопросам современной ему науки, но и создал обширную физическую школу, в которой воспитал плеяду талантливой молодёжи"

Т.П. Кравец

Открытия по физике. Петр Николаевич Лебедев русский физик, измеривший экспериментальным путём световое давление на твёрдые тела и газы. Это явилось важной вехой в науке об электромагнитных явлениях. Известному английскому физику Уильяму Томсону принадлежат слова: «Я всю жизнь воевал с Максвеллом, не признавал его светового давления, и вот... Лебедев заставил меня сдаться перед его опытами».

Изучение давления света на газы побудило Лебедева заинтересоваться происхождением хвостов комет. В 1895 году Лебедев П.Н. занимался  исследованием миллиметровых электромагнитных волн при помощи  установки для генерирования и приема электромагнитного излучения, при этом детально рассмотрел оптические явления: отражение, преломление, поляризацию, интерференцию и др. 

Лебедев рассматривал влияние  электромагнитных волн на резонаторы и выдвинул гипотезы о межмолекулярных взаимодействиях, занимался вопросами акустики, в частности, гидроакустики.

Создатель первой русской школы физиков, в которой в 1905 году было уже 20 молодых учёных.

Увлечения спортом. П. Н.  Лебедев был приверженцем гребного спорта.

Нильс Бор

«Что удивительно привлекает в Боре  как ученом-мыслителе, так это редкий сплав смелости и осторожности; мало кто обладал такой способностью интуитивно схватывать суть скрытых вещей, сочетая это с обостренным критицизмом.

Он, без сомнения, является одним из величайших научных умов нашего века"

А. Эйнштейн

Открытия по физике. Нильс Бор датский физик, один из создателей современной физики.

Нильс Бор являлся основоположником создал теорию атома, в основу которой легли планетарная модель атома, квантовые представления и предложенные им Бора постулаты.

Применяя новую квантовую теорию к проблеме строения атома, Бор предположил, что электроны обладают некоторыми разрешёнными устойчивыми орбитами, на которых они не излучают энергию. Только в случае, когда электрон переходит с одной орбиты на другую, он приобретает или теряет энергию, причём величина, на которую изменяется энергия, точно равна энергетической разности между двумя орбитами. Идея, что частицы могут обладать лишь определёнными орбитами, была революционной, поскольку, согласно классической теории, их орбиты могли располагаться на любом расстоянии от ядра, подобно тому как планеты могли бы в принципе вращаться по любым орбитам вокруг Солнца.

В 1936 Бор предложил теорию составного ядра, позднее -  капельную модель, которая сыграла заметную роль при исследовании проблемы деления ядер.

В 1922 году Бору была присуждена Нобелевская премия по физике «за заслуги в изучении строения атома».

В 1827 году открыл принцип дополнительности, который заключался в том, что для полного описания квантомеханических явлений необходимо два вазимоисключающих набора классических понятий. С помощью принципа объясняется корпускулярно - волновой дуализм природы света.

Увлечения спортом. В школьные годы Нильс Бор был заядлым футболистом; позднее увлекался катанием на лыжах и парусным спортом. Нильс и его брат Харальд (впоследствии ставший известным математиком) выступали за любительский клуб «Академиск» (первый — на позиции вратаря, а второй — полузащитника).

Игорь Тамм

«Не только талант ученого, не только исключительная живость ума и острый интерес ко всему новому сделали Игоря Евгеньевича главой большой теоретической школы, но в неменьшей степени огромный моральный авторитет и личное обаяние».

И.М. Франк

Открытия по физике. Основные направления научного творчества Игоря Евгеньевича относятся к квантовой механике, физике твердого тела, теории излучения, ядерной физике, физике элементарных частиц, а также к решению ряда прикладных задач.

В 1930 году Игорь Тамм создал квантовую теорию рассеяния света на кристаллах и теорию рассеяния света электронами. В 1931 году он (совместно с физиком-теоретиком Семеном Петровичем Шубиным) разработал квантовую теорию фотоэффекта в металлах. К этому направлению относятся и работы, в которых была показана возможность особых состояний электронов на поверхности кристаллического тела . Эти работы впоследствии приобрели важное значение в связи с развитием физики поверхностных явлений и микроэлектроники. Тамм занимался электродинамикой анизотропных твердых тел (тел, которые обладают самыми различными физическими свойствами и характеристиками) и оптическими свойствами кристаллов.

В 1946 Тамм был привлечён к созданию атомной водородной  бомбы, которую он создал с  коллегами - физиками менее,чем за 5 лет.

Он предложил приближенный квантово-механический метод для описания

взаимодействия элементарных частиц, скорости которых близки к скорости света. также разработал каскадную теорию потоков космических лучей.

В 1958 году Игорь Евгеньевич вместе с двумя другими учеными - И. М. Франком и П. А. Черенковым - получил Нобелевскую премию «за открытие и истолкование эффекта Черенкова».

Тамм был создателем обширной научной школы физиков-теоретиков. Он обладал всеми качествами первоклассного научного руководителя, его собственная работа являла собой исключительный пример того, как должен работать теоретик.

Увлечения спортом. Игорь Евгеньевич увлекался альпинизмом. Написал о своём увлечении книгу "Записки альпиниста". Вот строки из неё:

 "  Я не достиг каких-либо особых высот в этом виде спорта, и в моем послужном списке не было вершин той самой шестой категории трудности, о которых мечтает каждый альпинист".

" Я был очень посредственный скалолаз. Правда у меня было одно качество, которое ценилось и из за которого меня охотно включали во всякие команды: я был хороший шерп, мог долго переносить тяжести на больших высотах".

Другим увлечением Тамма был бег на лыжах на длинные дистанции.

Физики Иркутской области

Кринберг Игорь Августович

Научные работы по физике. Основные научные интересы лежали в области физики плазмы , а точнее физике  ионосферы и магнитосферы, физике электровакуумных разрядов.

Увлечения спортом. Кринберг И.А. занимался лёгкой атлетикой, был чемпионом  университета по легкой атлетике 1954-1956 гг.

Парфёнов Юрий Викторович

Научные работы по физике. Научные работы Ю.В.Парфенова в основном посвящены теоретическому описанию взаимодействия частиц при низких и высоких энергиях. С начала 80-х годов в широкой коллаборации начаты работы по созданию глубоководного нейтринного телескопа на Байкале. Эта тематика стимулировала ряд экспериментальных направлений: оптика и свечение природных вод, создание Черенковского детектора и других.

Увлечения спортом. Юрий Викторович занимался гимнастикой, имел 1 разряд, увлекался парусным спортом, имел высшую квалификацию в парусном спорте – «яхтенный капитан без ограничения района плавания», победитель регаты «Бархатная осень» 1987, 1989, 1991 г.

Жеребцов Гелий Александрович

Научные работы по физике. Основные труды отмечены в области физики солнечно-земных связей, исследования влияния солнечной вариабильности на глобальные изменения климатической системы Земли, динамики высокоширотных крупномасштабных атмосферных структур на ионосферном уровне, динамического режима полярной ионосферы, распространения радиоволн в высоких широтах, электризации космических аппаратов.

Увлечения спортом. В 1967 году Гелию Жеребцову предложили стать космонавтом. Предполагалось его участие в программе (ТЛ-1) полета на Луну. Поэтому Г.А серьезно занялся физической подготовкой - лыжи, бассейн. К сожелению, данная программа не состоялась.

Интернет -источники:

http://n-t.ru

http://www.krugosvet.ru

http://to-name.ru

http://www.likebook.ru

http://teachmen.ru

http://mycelebrities.ru

http://www.eduspb.com

http://elkin52.narod.ru

http://irkipedia.ru

http://yandex.ru/images


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "О спорт! Ты - мир!" (Об истории развития Олимпийского движения и Олимпиаде в Сочи-2014)

Классный час "О спорт! Ты - мир!" (Об истории возникновения и развития Олимпийского движения и Олимпиаде в Сочи-2014, о видах спорта летних и зимних Олимпиад )...

Классный час "Вокруг спорта"

Форма проведения - устный журнал. Главная цель:  пропаганда массового спорта, здорового образа жизни. В приложении к разработке презентации: " Сочи-2014",        " Профессия -...

Программа проведения спортивного праздника «Спорт-всегда, спорт-везде, спорт в твоей, моей душе!» под девизом «Спорт любить - здоровыми быть!»

Программа проведения спортивного праздника«Спорт-всегда, спорт-везде, спорт в твоей, моей душе!»под девизом «Спорт любить - здоровыми быть!» 1.  Цель- пропаганда здорового образа жизни,...

Сценарий классного часа. Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классе Цели классного часа: 1. Воспитание внимательного отношения к своему здоровью; 2. Повышение мотивации на здоровый образ жизни; 3. Развитие творческих способносте

Сценарий классного часа.Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классеЦели классного часа:Воспитание внимательного отношения к своему здоровью;Повышение мотивации на...

Сценарий открытого классного часа о спорте «Наш спортивный 5 «А»

Цель классного часа: способствовать сплочению детей во вновь образованном спортивном классе, вовлекать детей в систематическое занятие спортом, физической культурой; привлекать детей к здоровому ...

Классный час «Польза спорта для организма подростка».

Цель: формировать потребность в занятии спортом; приобщать учеников к здоровому образу жизни; пропагандировать здоровый образ жизни, культуру здоровья, развивать творческие способности, обучать общени...

Классный час " "Улыбка, спорт, здоровье — нам в жизни ценное подспорье"

Классный час " "Улыбка, спорт, здоровье — нам в жизни ценное подспорье"...