Реализация компетентностного подхода в преподавании физики
статья по физике на тему

Малышев Михаил Евгеньевич

Каждая из рассматриваемых компетентностей включает большой комплекс умений, но, видимо, и не только умений. Так или иначе, понадобится особый термин, даже если компетентность во множественном числе нам не нравится. Будь моя воля, вполне бы обошелся традиционным «умением» школьника. Но, по-видимому, «поезд уже ушел», и компетентность выпускника школы вместе с его компетенцией ворвались в российскую педагогику. Даже нормативные документы предписывают учителю работать с этой терминологией. И, возможно, уже скоро будем отчитываться перед управлениями образования о процентах выпускников, обладающих той или иной компетентностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon realizatsiya_kompet._-_dlya_sliyaniya.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

               МКОУ  лицей   станица Змейская   РСО-Алания

Творческий отчёт учителя

  Реализация компетентностного подхода в преподавании физики

Почётный работник общего образования

учитель физики Малышев Михаил Евгеньевич

I. Использование терминов «компетенции» и «компетентности» в педагогике.                                                                                       

      В педагогической литературе часто используются и уже «устоялись» термины КОМПЕТЕНЦИЯ, КОМПЕТЕНТНОСТЬ. Их широкое применение вполне оправдано, особенно в связи с необходимостью модернизации (обновления) содержания образования. Например, в Стратегии модернизации содержания общего образования читаем: «...основными результатами деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе. Речь идет о наборе ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах.».

КОМПЕТЕ НЦИЯ - (латин. competentia)  1. Круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом. Не будем говорить о том, что не входит в нашу компетенцию. Это вне сферы моей компетенции или вне моей компетенции. 2. Круг полномочий, область подлежащих чьему-нибудь ведению вопросов, явлений (право). КОМПЕТЕ НТНОСТЬ - осведомленность, авторитетность. К. в вопросах политики.

     «Образовательная компетенция» — уровень развития личности учащегося, связанный с качественным освоением содержания образования. Что значит «качественное освоение» — определяется требованиями и нормами к подготовке выпускника.

«Образовательная компетентность» — способность учащегося осуществлять сложные культуросообразные виды деятельности. Образовательная компетентность — это уже сложившееся личностное качество. Она( компетентность) — реальна, относится к личности, существует «здесь и сейчас». С ней (компетентностью) могут происходить психологические трансформации, она имеет эмоциональную «окраску». Ещё в советские годы было введено понятие общеучебных, интеллектуальных и практических умений. Разумеется, современное общество предъявляет новые требования к умениям, которые должен приобрести ребёнок в школе. Словосочетание «компетентный ученик», «переводя» его на привычный для нас язык, означает «осведомлённый ученик», «авторитетный ученик», «ученик, профессионально разбирающийся в каком-либо вопросе»

   В свете требований модернизации школы, отраженных в научно-методических рекомендациях к широкомасштабному эксперименту по обновлению содержания и структуры общего среднего образования «Аспекты модернизации российской школы», «содержание образования» не должно восприниматься узкопредметно (как синоним того, что написано в учебнике). В него обязательно включается план деятельности учащихся (репродуктивной и творческой), а значит, и вопросы методов и технологий обучения. Ведь то, как учится школьник, ничуть не менее важно для конечного результата образовательного процесса, чем то, что он учит. И тогда через усвоение школьниками умений использовать полученные знания в различных жизненных ситуациях, самостоятельно добывать необходимые знания, грамотно работать с информацией можно будет отнести к компетенции школьников. Это, в свою очередь, способствует вырабатыванию умения видеть возникающие проблемы и находить правильное их решение, умение вести дискуссию, спокойно и доказательно отстаивая свою позицию.                                                                            В книге «Образовательный процесс в начальной, основной и средней школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы» (М.: Сентябрь, 2001), написанной большим коллективом авторитетных в образовании людей, можно найти следующее: «Основной компетентностью, которая формируется к концу основной школы, является способность к созданию собственного продукта, выполненного и представленного с ориентацией на восприятие другим человеком. Такое понимание компетентности может быть конкретизировано как:

  • социальная компетентность — способность действовать в социуме с учётом позиций других людей;
  • коммуникативная компетентность — способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым;
  • предметная компетентность — способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры».

      Видно, что обойтись, например, понятием «умение» в таком случае нельзя. Каждая из рассматриваемых компетентностей включает большой комплекс умений, но, видимо, и не только умений. Так или иначе, понадобится особый термин, даже если компетентность во множественном числе нам не нравится. Будь моя воля, вполне бы обошелся традиционным «умением» школьника. Но, по-видимому, «поезд уже ушел», и компетентность выпускника школы вместе с его компетенцией ворвались в российскую педагогику. Даже нормативные документы предписывают учителю работать с этой терминологией. И, возможно, уже скоро будем отчитываться перед управлениями образования о процентах выпускников, обладающих той или иной компетентностью.

Резюмируя рассуждения об использовании терминов «компетенции» и «компетентности» в педагогике, можно условно разделить на три группы.

  1. Эти термины — дань моде, и можно обойтись без них, т.к. есть классические прототипы — уровень подготовленности выпускника и учебные умения. Но издержки нашей практической деятельности привели, на мой взгляд, к упрощению этих понятий, и они приобрели не достаточно глубокий смысл. Отсюда и возникла необходимость нового описания качества образования.
  2. «Компетенция» и «компетентность» уже широко используются в других видах жизнедеятельности человека и обозначают высокое качество его профессиональной деятельности. Этот же смысл данным понятиям придает и педагогика для описания качества подготовки своих клиентов.
  3. Для перспективы развития содержания образования понадобились производные от обсуждаемых терминов во множественном числе. Но в результате неудачного перевода с английского такие производные уже давно появились. Возможно, компетенции и компетентности в дальнейшем опишут сложную структуру культуросообразной деятельности школьников и привнесут инновационный характер и резерв в развитие самого содержания образования.

II. Как реализуется компетентностный подход в преподавании физики в лицее ст. Змейской

      От нынешнего ученика требуется умение управлять своей образовательной деятельностью на рефлексивной основе, для этого необходимо овладеть диагностическими навыками самоконтроля и самооценки. Компетентность ученика дополняется знаниями методологического характера и навыками организационной, конструктивной, коммуникативной деятельности. Я вижу реализацию компетентностного подхода в преподавании физики в решении следующих основных задач:    

           

 • Освоение структуры деятельности с позиции компетентностного подхода.                           • Дифференциация предметного содержания, обеспечивающая освоение базового и повышенного уровня обучения.    

 • Разработка и отбор средств, методов, приемов, использование технологий, обеспечивающих деятельностный подход в обучении.  

  • Создание простой и объективной системы мониторинга.

        Основу содержания деятельности составляют три взаимосвязанные этапы урока: целеполагание, самостоятельная продуктивная деятельность, рефлексия. Этап целеполагания занимает ведущее место и в структуре традиционного урока, но в новой позиции предусматриваются качественные изменения:  я стараюсь не транслировать   свою цель, а создаю условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания. В результате более половины моих учеников умеют на уроке ставить цель собственной образовательной деятельности. При выполнении творческих реферативных работ, микроисследований физических явлений  учащиеся умеют выделить главное и определить цель.    В структуре традиционного урока самостоятельная деятельность понимается как выполнение учащимися того или иного задания, определяемого учителем. На уроках не осталось равнодушных детей, потому что каждому ученику предоставляется возможность высказать свое мнение и поставить учебную задачу в соответствии с его собственными способностями и намерениями.

    Вторым элементом методической структуры компетентностного урока является этап самостоятельной продуктивной деятельности. В структуре традиционного урока самостоятельная деятельность понимается как выполнение учащимися того или иного задания, определяемого учителем. В компетентностном уроке самостоятельная работа приобретает качественно новый смысл. Это работа, спланированная учеником, направлена на достижение его образовательной цели. Мониторинг учебно-организационных умений, осуществляемый мной на уроках физики, показывает, что в среднем половина учащихся владеет планированием своей работы.

      Основным средством реализации компетентностного подхода является для меня изучение и использование современных образовательных технологий проблемного, дифференцированного обучения, информационно-коммуникационные технологии, технологии проектного обучения, потому что заложенная в технологиях структура деятельности совпадает со структурой деятельности компетентностного подхода и позволяет включать каждого ученика в самостоятельные культуросообразные виды деятельности. Например, в качестве эпиграфа к уроку « О, эти кванты!» в 11классе мною были выбраны  слова Луи Пастера:

                                               Не всякому помогает случай.

                                             Судьба одаривает только подготовленные умы

                                                                                           

Цели и задачи урока:      обобщить и систематизировать материал по основам

квантовой физики;

научить выявлять положительные и отрицательные стороны научных открытий и технологических достижений;

продолжить формирование интереса к научным познаниям;

учить использовать возможности компьютерных технологий;

воспитывать гражданскую активность и чувство патриотической гордости за весомый вклад отечественных ученых в развитие квантовой физики.

Ученики включаются в процесс целеполагания с постановки проблемного вопроса:

В чем отличие классического понятия реальности от понимания реальности и измерения в квантовой физике?

В ходе урока идёт поиск ответа на этот вопрос и при подведении итогов ученики высказывают своё мнение. Для закрепления полученных знаний проводятся исследования различных видов памяти, проверяется результативность.

Учитель координирует действия учащихся, ведет индивидуальную работу по выявлению степени восприятия каждым учеником материала.

При этом в своей практической деятельности руководствуюсь принципами:

* В любом действии, где только возможно, предоставлять ученику право выбора. Но всегда уравновешивать его осознанной ответственностью за свой выбор.

* Не только давать знания — но и показывать их границы. Сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изученного.

* Освоение учениками знаний, умений, навыков, способов деятельности преимущественно в форме деятельности.

* Регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы обратной связи.

* Максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования.

            В практике работы наиболее часто использую технологию проблемного обучения на этапах целеполагания и самостоятельной продуктивной деятельности учащихся. Чаще всего проблемную ситуацию создаю на основе демонстрационного или фронтального эксперимента, с этой целью собрана папка «Проблемные опыты» с классификацией и описанием опытов по темам и классам. Элементы технологии уровневой дифференциации применяю на этапе целеполагания, когда учащиеся имеют возможность в соответствии с уровнем содержания (базовый, повышенный, высокий) и собственными способностями поставить свою цель. Например, на открытом уроке в 9 классе 21.10.2009г учащиеся ставят перед собой такие цели:

    - применять знания о свободном падении при решении задач;

    - уметь систематизировать изученный материал, оценивать значимость полученных данных.

 В течение  последних лет на уроках физики и во внеурочной работе в системе использую информационно-коммуникационную технологию. ИКТ применяю при изучении нового, с этой целью совместно с учащимися созданы «Уроки — презентации» по некоторым темам школьного курса:

 « Атомная физика» - 11класс ( фрагмент 1 презентации этого урока),

« Волновые свойства света» - 11 класс ( фрагмент 2),

«Электромагнитные колебания и волны» - 11класс, «Электростатика» - 10класс, «Постоянный электрический ток» - 8класс и др.

 Для контроля знаний использую в основном готовые тесты, предлагаемые в электронных учебниках и некоторые материалы, создаваемые совместно с учащимися: кроссворды, тесты.  Для организации итогового повторения и контроля в 10 классе создаю учебные модули, позволяющие учащимся работать в самостоятельном режиме.

 На уроках физики мною активно используется  курс «Физика, 7–11 классы», который  разработан компанией ФИЗИКОН. Применяются и другие мультимедийные образовательные комплексы.  Они применяются  в учебном процессе следующим образом. 

        Самостоятельная подготовка учащихся (изучение конспектов, просмотр видеозаписей, проведение практических работ).

       Демонстрации учителем в классе (показ видеозаписей, интерактивных моделей и анимаций), в т. ч. с помощью мультимедиа-проектора на экране. 

       Самостоятельные практические работы учеников (решение примеров из базы данных вопросов и задач).

      Проведение электронной аттестации учащихся (контрольная работа в компьютерном классе).

       Подготовка материалов для проведения контрольной работы в традиционном («бумажном») варианте в классе.

       Подготовка учителя к занятию или контрольной работе.

        Выполнение учащимися творческих работ под руководством учителя, а также самостоятельно.

В процессе преподавания с использованием мультимедийных курсов ФИЗИКОНа мною были использованы  следующие виды заданий для учащихся к компьютерным моделям:

1.        Компьютерные эксперименты

2.        Экспериментальные задачи

3.        Расчётные задачи с последующей компьютерной проверкой

4.        Проблемные задания

           Используя слайд – фильмы, интерактивные модели осуществляю дифференцированный, индивидуальный  подход в работе с учащимися, владеющими разной степенью освоения учебного материала

  Использование компьютерных технологий эффективно на уроках физики при изучении нового материала, на повторительно-обобщающих уроках,  заключительных лекциях по курсу и других типах уроков.  Использование слайд - фильмов (Power Point) во время лекций обеспечивает динамичность, наглядность, более высокий уровень и объем информации по сравнению с традиционными методами, повышается интерес к изучаемому вопросу и в целом к предмету. Конечно, подготовка уроков с использованием современных информационных технологий  требует много времени для поиска, систематизации и оформления информации к уроку. Но вложенный труд накапливается в виде целых циклов уроков, они составляют интеллектуальное богатство учителя, которое передается его ученикам. Этот процесс как магнит тянет к учителю таких же творческих ребят, развивает  и совершенствует их личность.

    В качестве примера использования компьютерных технологий могу привести фрагмент открытого урока «Два начала термодинамики, на котором коллеги могли увидеть, каким образом мною осуществляется компетентностный подход в экспериментальном исследовании « Циклический процесс в газе». Учащиеся на уроке не просто наблюдают за результатом эксперимента, они включаются в исследовательский процесс по расчёту работы, совершённой газом за цикл, а затем сверяют свои результаты с результатами, которые рассчитала компьютерная программа при обработке данных этого эксперимента. На этом же уроке  использовалась компьютерная программа курса «Физика 7- – 11»  , раздел « Молекулярная физика и термодинамика»,  интерактивные модели – 5,6,7                                 В 2007 году наш лицей в рамках национального проекта « Образование» получил кабинет физики. Вошедшее туда оборудование « Лаборатории L – микро» предоставляет широкие возможности для проведения демонстрационного эксперимента по физике с использованием компьютерных технологий по разделам « Механика», « Электричество»,      « Тепловые явления. Термодинамика», « Оптика» и др. Мы успешно пользуемся этим оборудованием. Например, при изучении раздела « Кинематика» ставим опыт « Определение ускорения при равноускоренном движении». При помощи оптоэлектрических датчиков на экране монитора высвечиваются  интервалы времени, за которые тележка проходит различные расстояния, скатываясь по наклонной плоскости. Ставится проблемный вопрос: «является ли такое движение равномерным?» Учащиеся вовлечены в поиск ответа и вскоре делают вывод, что при таком движении происходит изменение скорости. Далее вводится понятие ускорения – величины, характеризующей быстроту изменения скорости. Повторяя опыт несколько раз, ученики убеждаются в том, что ускорение постоянно на различных участках пути. Следующий шаг в этом эксперименте позволяет рассчитать ускорение при равнозамедленном движении. Ученикам предлагается произвести самостоятельно расчёты величины ускорения в этом случае.

     В результате разных дискуссий сегодня уже ясно, что ключевые компетентности характеризуются тем, что они:

  * позволяют решать сложные задачи ( неалгоритмические);

* позволяют решать разные задачи из одного поля ( полифункциональны);

 * сложно устроены и требуют целого набора навыков ( сотрудничества, понимания,    аргументации, планирования и др.);

 * реализуются на разных уровнях – от элементарного до глубокого.

        Что предстоит молодому человеку по окончании школы и завершении дальнейшего обучения, в каком – либо высшем или среднем учебном заведении? Ему предстоит трудоустройство. Если мы взглянем на квалификационные требования к работникам, выполняющих работу в сложноорганизованных командах, то мы обнаружим, что они тождественны спискам ключевых компетентностей для общего образования. В этом смысле становится понятным, что обновление содержания на основе ключевых компетентностей есть реакция на реальные изменения рынка труда. Отсюда следует, что наиболее общие ключевые компетентности  - универсальные действия, позволяющие человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях конкретного общества. Они (ключевые компетентности) приобретаются в результате опыта успешного применения полученных в образовательном процессе умений ( путём опыта их успешной реализации).

             Литература:

  1. Стратегия модернизации школьного образования. – М., 2001.
  2. Меерович М.Е., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления: практическое пособие. – М.: Харвест, АСТЮ, 2000.

       

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В   ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА...

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Данная работа посвящена реализации компетентостного подхода в преподавании английского языка.Описаны различные формы и методы компетентостного подхода....

" Реализация компетентностного подхода в преподавании английского языка в МОУ СОШ №32"

Выступление на педагогическом совете с анализом работы по реализации компетентностного подхода в преподавании английского языка в школе....

Компетентностный подход в преподавании физики в условиях модернизации регионального образования

Рассматриваются основные положения компетентностного подхода в обучении, средства реализации компетентностного подхода на уроках физики. Представлен результат мониторинга качества знаний и успеваемост...

Реализация компетентностного подхода в преподавании химии в профильных классах муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №2

Цель данной работы  – определить основные направления  развития компетенций учащихся при обучении в классе естественно - научного профиля.Задачи:1.  изучить механизм формиров...

Реализация компетентностного подхода в преподавании английского языка

Доклад на тему "Реализация компетентностного подхода в преподавании английского языка"...