Конспект урока "Плотность вещества" 7 класс
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Черных Ольга Юрьевна

Данный конспект представлен ввиде технологической карты урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plotnost_veshchestva.docx53.53 КБ
Файл plotnost_veshchestva.pptx332.74 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет

Физика

7 класс

Тип урока

Урок изучения нового материала

Учитель

Черных Ольга Юрьевна, учитель физики МОУ «СОШ №10»

Тема урока

Плотность вещества

Цель урока

Познакомиться с характеристикой вещества – плотность, выяснить физический смысл плотности.

Задачи урока

Образовательные. Создание условий для:

-введения новой физической величины - плотности

- применение полученных знаний для решения экспериментальных задач

Развивающие. Создание условий для:

-формирования навыков экспериментальной деятельности

- развития умений учащихся воспринимать и представлять информацию в словесной, графической, символической формах;

- формирования коммуникативных компетенций учащихся;

Воспитательные. Создание условий для:

- воспитания коллективизма, чувства ответственности за работу группы, взаимопомощи;

- политехнического воспитания;

 - развития самостоятельности учащихся;

- развития познавательного интереса учащихся к предмету.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

- умение описывать свойства тел используя физическую величину – плотность;

- умение правильно трактовать физический смысл плотности, ее обозначение, единицы измерения, записывать формулу для расчета плотности;

- овладение умениями формулировать гипотезы, оценивать полученные результаты;

- приобретение опыта простых экспериментальных исследований

- Овладение навыками постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности;

- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной и символической формах;

- Формирование монологической и диалогической речи;

- формирование умений работать в группе;

- формирование целостного научного мировоззрения;

- воспитание чувства товарищеской взаимовыручки, этики групповой работы;

- формирование осознанного, толерантного отношения друг к другу;

- мотивация образовательной деятельности;

- формирование ответственного отношения к обучению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию

Основные понятия, изучаемые на уроке

Плотность.

Оборудование

Аппаратное и программное обеспечение

Интерактивная доска, мультимедийный проектор,  документ-камера, система SMART – тестирования. Прикладное программное обеспечение (Microsoft Word, PowerPoint)

Средства ИКТ

Презентация

Образовательные интернет ресурсы

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b044d-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html - Классная физика

Приборы и материалы

Весы, разновесы, мензурка, тела различной массы и объема

Организационная структура урока

Основные этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

Организационный момент

Цель - создание  комфортной образовательной среды

Создание положительного эмоционального настроя  учащихся

Приветствие учителя

Подготовка рабочих мест

Личностные: мотивировать свои действия; готовность к восприятию; проявлять внимательность; желание больше узнать;

Результат: создание благоприятной обстановки.

Актуализация знаний, формулирование темы урока, постановка цели Цель - Активное включение в образовательный процесс и формулировка цели урока

Методы обучения:  проблемный, частично-поисковый

Формы обучения: фронтальная

Личностные:

-осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

Регулятивные:- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, работать в коллективе. Коммуникативные:  - участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое собственное;

Результат:  выработка вместе с учащимися цели урока

Проверка знаний в форме теста в системе SMART – тестирования (приложение 1).

Учитель  создает проблемную ситуации для активизации познавательного

процесса и условий для успешного усвоения нового материала

Учащиеся анализируют демонстрационный эксперимент и предлагают

пути решения поставленной проблемы.

Ход урока

1. Учитель проводит опыт по измерению массы цилиндров одинакового объема.

У: «2 цилиндра, на первый взгляд одинаковые, взвесили – массы разные. - Вы сначала как думали? А на самом деле? Какой возникает вопрос?»

Д: «- Почему у тел одинакового объема разные массы?»

2. Опыт по измерению массы тел разных объемов.

-У: «2 тела разного объема – на первый взгляд массы разные.

-Взвесим – массы одинаковые. Вы сначала как думали? А на самом деле? Какой возникает вопрос?»

Д: «Почему у тел разного объема, могут быть одинаковые массы?»

У: «В чем же кроется причина такого различия?»

Далее учащиеся вспоминают основные положения строения вещества, приходят к выводу, что разные вещества имеют разное строение (слайд 1), и что для описания всего выше сказанного не хватает новой физической величины.

У: «Давайте подумаем, что это за величина. Возьмем 3 тела одинакового объема (по 1м3) (слайд 2). Что можно сказать об их массах? Что будет показывать новая физическая величина?»

Д: «Чему равна масса вещества, взятого в объеме 1м3»

У: «Такая физическая величина называется плотность. Так какая тема нашего урока? Какие задачи нашего урока?» Учащиеся формулируют цель и задачи данного урока (слайд 3).

Изучение нового

Цель – ввести понятие плотности, раскрыть физический смысл донного понятия

Методы обучения: проблемный

Формы обучения: фронтальная

Регулятивные:

- умение строить логические рассуждения, включающие установку причинно-следственных связей

Коммуникативные:

-умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- слушать и понимать речь других.

Результат: раскрытие физической сущности понятия плотность;

Учитель организует подводящий диалог

Участвуют в диалоге с учителем

Ход урока

(Слайд 4)

У: «Мы видим, что если у тела увеличивается масса, то будет увеличиваться объем. Но что не будет изменяться?»

Учащиеся приходят к выводу, что для одного о того же вещества отношение массы к объему всегда остается постоянным. Дают понятие плотности. По определению записывают формулу нахождения плотности, с помощью формулы получают единицы измерения плотности. (слайд 5)

Изучают таблицу плотностей в учебнике, делают вывод, что у одного и того же вещества в разном агрегатном состоянии плотность разная.

Закрепление нового

Цель – применение полученных знаний при выполнении эксперимента

Методы обучения:  фронтальный эксперимент

 Формы обучения: групповая

Регулятивные:

- Умения ориентироваться в своей системе знаний:

отличать новое от уже известного;

- Умения

планировать свое действие в соответствии с

поставленной задачей,

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на

основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Коммуникативные:

-умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- слушать и понимать речь других.

- умение работать в группе

Результат:

Умение применять полученные знания на практике

Определяет путь и этапы работы.

Проводит инструктаж по ТБ. Контролирует работу групп.

Осуществляет педагогическое сопровождение ученика. Организует проверку полученных результатов.

Учащиеся делятся на группы, выполняют фронтальный эксперимент по  технологическим картам (приложение 2). Затем свои отчеты демонстрируют 3 представителя от разных групп. Представляют результаты своей экспериментальной работы всему классу при помощи интерактивной доски, документ-камеры и демонстрации своей экспериментальной установки.

Контролирующее задание

Цель – установить степень усвоения новых знаний, устранить обнаруженные проблемы

Методы обучения:  проверка знаний

 Формы обучения:  индивидуальная

Регулятивные:

- контроль и

Коррекция результатов

Результат: устанавливают степень усвоение новых знаний

Выполняют  мини тест, позволяющий проверить уровень базовых знаний по данной теме (выполняется на компьютере)

.

Рефлексия учебной деятельности

Цель – формирование ценностного отношения к совместной деятельности, развитие рефлексивных умений

Методы обучения: беседа

 Формы обучения:  фронтальная

Регулятивные:

- осознание себя как частицу общего мировоззрения.

Коммуникативные: 

-составление небольших монологических высказывании;

Познавательные: 

- воспроизведение по памяти информации

Личностные: 

-выражает положительное отношение к процессу познания;

- оценивать собственную деятельность, свои достижения, идентифицировать себя с принадлежностью класса для решения учебной задачи.

Результат:

анализ своей деятельности

Предлагает учащимся вернуться к цели и задачам урока, проанализировать степень их достижения.

Предлагает оценить урок и свою деятельность. Сообщает оценки за урок. Дает домашнее задание

Вспоминают цель урока. Анализируют степень ее достижения. Формулируют выводы. Оценивают успешность своей работы на уроке и уровень усвоения знаний.


Приложение 2

Технологическая карта  №1

Определите плотность деревянного бруска.

m, г

a, см

b,  см

c,  см

V, см3

ρ,  

ρ,  

Технологическая карта №2

Определите плотность игрушечной машинки

m, г

V1, см3

V2, см3

V, см3

ρ,  

ρ,  

Технологическая карта №3

Определите плотность сахара

m, г

V, см3

ρ,  

ρ,  


Приложение 1

Проверочный тест «Взаимодействие тел. Масса»

  1. Может ли тело само изменить свою скорость без действия других тел?
  1. Может.
  2. Не может.
  3. Иногда может.
  1. Какая из тележек придет в движение, если пережечь нитку?

  1. 1
  2. 2
  3. 1 и 2
  4. Никакая.
  1. Два тела массами m1 и m2 взаимодействуют между собой, и первое из них после взаимодействия движется с большей скоростью, то говорят, что..
  1. m12
  2. m1>m2
  3. m1=m2
  1. На весах сравнивают массы шаров 1 и 2. Каково соотношение их масс?

  1. Так нельзя сравнивать массы тел.
  2. m12
  3. m1>m2
  4. m1=m2
  1. Сколько миллиграммов в одном грамме?
  1. 1000 мг
  2. 0,001 мг
  3. 100 мг
  4. 0,01 мг


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

V = 1 м 3 V = 1 м 3 V = 1 м 3 Лед Алюминий Медь m = 2700 кг m = 8900 кг m = 900 кг

Слайд 3

Плотность вещества 7 класс Черных Ольга Юрьевна МОУ «СОШ № 10» г. Ухта

Слайд 4

Цель – познакомиться с характеристикой вещества – плотность. Задачи: Выяснить физический смысл плотности; Уметь рассчитывать плотность вещества; Применять новые знания для решения конкретных задач.

Слайд 5

Лед V = 1 м 3 m = 900 кг V = 3 м 3 m = 2700 кг V = 2 м 3 m = 1800 кг

Слайд 6

Плотность – физическая величина, которая равна отношению массы тела к его объему плотность = масса объем ρ m V СИ: [ ρ ] = кг м 3

Слайд 7

Выскажи свое мнение… Что ты сегодня понял на уроке? Что ты сегодня не понял на уроке? При выполнении каких заданий ты ошибся и почему? Укажи причины успехов и неудач своей деятельности… Моя оценка психологической атмосферы…

Слайд 8

Домашняя работа Определите в домашних условиях плотность подсолнечного масла ? ? ? ? ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в классе эстрадного вокала с обучающейся 4 класса

Тема урока: "Работа с интонационной дикцией. Скэт - как способ развития голоса."...

Конспект занятия, 5 класс, по УМК Биболетова 5- 6 классы

Интересный урок "Animals in our life", с элементами игры. Урок носит обобщающий характер....

Конспект урока ФГОС Класс птицы. Общая характеристика класса

Конспект урока Класс Птицы.Общая характеристика класса....

Конспект урока ФГОС Класс птицы. Общая характеристика класса

Конспект урока разработан по учебнику Латюшин Биология 7 класс...

Конспект урока 5 класс "Баскетбол", 7 класс

Конспект урока 5 класс "Баскетбол", 7 класс...