«Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы»
проект по физике (10 класс) на тему
«Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы» . Проект урока разработанного к защите гос. экзамена по физике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 935.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Возможности физического эксперимента в данной теме
Особенности (трудности), возникающие при решении задач по данной теме.
Психолого-педагогическая характеристика класса, в котором будет проведен проектируемый урок
Возможности использования содержания темы для воспитания и развития учащихся
Обоснование отбора форм, методов и средств обучения
В главе «Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы» не изучаются принципиально новые сведения о газах. Речь в этой главе идет о следствиях, которые можно извлечь из понятия температуры и других макроскопических параметров.
Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов вплотную приблизит учащихся к установлению связей между этими параметрами.
Десятиклассники должны четко понимать, что частные газовые законы и уравнение состояния Клапейрона связывают параметры двух состояний газа при неизменном значении третьего, а уравнение Менделеева - Клапейрона устанавливает связь между параметрами газа в одном и том же состоянии.
Последовательность изучения газовых законов может быть любой, однако традиционно первым рассматривают закон Бойля - Мариотта, что соответствует и исторической последовательности открытия законов. Можно предложить единый план изучения газовых законов: 1) определение процесса; 2) условия осуществления процесса; 3) формула и формулировка закона; 4) экспериментальное исследование справедливости закона; 5) графическое изображение процесса.
В конце изучения газовых законов целесообразно провести обобщение и систематизацию знаний учащихся.
Данная глава успешно вписывается в содержание раздела курса «Молекулярная физика». При изучении газовых законов и уравнения состояния идеального газа учащиеся уже владеют необходимым понятийным аппаратом необходимым при изучении данных тем. Ранее в курсе основной школы ими были достаточно подробно изучены макропараметры, которые встречаются при выводе уравнения состояния и газовых законов. Также учащимися в курсе физики 10 класса были изучены основы молекулярно-кинетической теории, что обеспечивает прочный фундамент для осознанного усвоения и понимания изучаемой главы.
В дальнейшем изучении курса физики 10 класса предполагается использование приобретенных знаний о газовых законах. А именно при изучении основ термодинамики рассматривается вопрос о применении первого закона термодинамики к газовым процессам.
Возможности физического эксперимента в данной теме
В разделе «Молекулярная физика» программа предусматривает выполнение фронтальных лабораторных работ и работ физического практикума.
- Опытное подтверждение закона Бойля-Мариотта;
- Работа физического практикума «Исследование и проверка изобарного процесса»;
- Демонстрационный эксперимент «Закон Бойля-Мариотта»;
- Лабораторная работа по экспериментальной проверке закона Гей-Люссака в домашних условиях.
Особенности (трудности), возникающие при решении задач по данной теме.
При изучении газовых законов большое внимание уделяют решению задач. Можно выделить два типа вычислительных задач на газовые законы: задачи, в которых масса газа не изменяется (в этом случае меняются либо все три макроскопических параметра (р,V,Т),либо два из них, а третий остается постоянным), и задачи, в которых меняется масса газа (могут изменяться все термодинамические параметры или два из них). Задачи первого типа решают после изучения частных газовых законов и уравнения Клапейрона, задачи второго типа - после изучения уравнения Менделеева - Клапейрона.
При решении задач используют общий алгоритм решения и учитывают специфику задач на газовые законы, которая сводится к следующему: в каждом случае выясняют, какие параметры состояния газа изменяются, а какие остаются постоянными, и устанавливают в связи с этим характер совершаемого процесса.
Обучая учащихся решению задач на газовые законы, необходимо пояснить им, что:
а) если в задаче не выступают явно два состояния, то в качестве одного состояния можно выбрать состояние при нормальных условиях;
б) если масса газа остается постоянной, то задачи следует решать, используя газовые законы;
в) если в задачах фигурирует масса или плотность газа, то при решении целесообразно использовать уравнение Меделеева-Клапейрона.
На газовые законы целесообразно решать графические задачи. Можно предложить определенную систему графических задач на газовые законы.
Первую группу задач составляют такие, в которых требуется построить графики изопроцессов в одной или нескольких-системах координат. Задачи второй группы требуют умения читать график и определять по нему значения термодинамических параметров.
Психолого-педагогическая характеристика класса, в котором будет проведен проектируемый урок
Данный урок будет проведен в 10 классе, среди учеников, учителем которых я являлась на педагогической практике проходимой на 5 курсе. На момент прохождения педагогической практики ученики обучались в 9ом классе. Проект разработанного мною урока, планируется реализовать в следующем учебном году, когда учащиеся перейдут на новую ступень школьного обучения. Поэтому при составлении проекта следует учитывать возрастные особенности старшеклассников.
В 2013-2014 году в классе обучалось 6 человек: 5 мальчиков и 1 девочка. Один ученик имеет положительную успеваемость «4-5», два учащихся учится на «3-4», остальные же в основном имеют отметки «3».
На основе проведенных диагностических исследований мною были сделаны следующие выводы: у учащихся преобладает моральный мотив учебной деятельности (нежелание огорчать родителей). Познавательные мотивы находятся на достаточно низком уровне и занимают последнюю позицию в иерархии мотивов учебной деятельности.
В результате наблюдения, тестирования, и беседы с классным руководителем было установлено, что в классе царит добрая, теплая, дружеская атмосфера. Отношения в классе ровные, спокойные, конфликтов практически не возникает. Учащиеся во время прохождения педагогической практики отличались особой общительностью и открытостью не только по отношению к сверстникам, но и к взрослым. Ребята хорошо общаются между собой как в школьных стенах, так и за их пределами. Ученики с интересом включаются во внеурочную и деятельность. Для них внеурочная, внеклассная деятельность является приоритетной. Но, к сожалению, познавательная деятельность таковой не является.
Поэтому моей первоочередной задачей как педагога-предметника является развитие познавательной активности учащихся, а также формирование навыков познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, способов разрешения учебных проблем; способности и готовности к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.
Также следует учитывать те возрастные особенности, которые характерны для старшеклассников. У старшеклассника возникают важные личностные качества: осознанность, самостоятельность, независимость. Обучение старшеклассников предусматривает радикальную перестройку содержания и методов обучения, максимальный учет индивидуальных особенностей и интересов учеников, что дает простор их собственной умственной и социальной деятельности. Увеличивается объем внимания, способность долго сохранять ее интенсивность и переключаться с одного предмета на другой. Старшеклассники начинают оценивать учебную деятельность с позиции своего будущего. Ведущая деятельность старшеклассника - учебно-профессиональная. А новообразованием является личностное и профессиональное самоопределение.
Возможности использования содержания темы для воспитания и развития учащихся
При изучении темы «Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы» возможна реализация интернационального и патриотического воспитания. При изучении газовых законов учащиеся знакомятся со многим именами ученых, сделавших вклад в развитие физики как науки. Среди этих имен есть имя и великого русского ученого Д.И. Менделеева.
При реализации проекта мною был выбран урок обобщения и систематизации знаний. Потому что в процессе обучения физике важным и необходимым условием для глубокого и осознанного усвоения учебного материала является систематизация и обобщение знаний учащихся. Систематизация и обобщение способствуют формированию прочных и систематичных знаний, а также таких развитию таких приёмов мышления, как: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, аналогия, обобщение, конкретизация.
Стратегические: формирование научного мировоззрения, физической картины мира, целостного гармонического развития личности, культурологического аспекта мышления. Овладение системой научных знаний о физических свойствах окружающего мира, об основных физических законах и о способах их использования в практической жизни.
Тактические: развить познавательный интерес; создать условия для развития мышления, умения применять и пополнять свои знания. Привить учащимся умение пользоваться основными интеллектуальными операциями: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей. Сформировать умение определять цели и задачи деятельности, а также умение анализировать, оценивать результаты своей деятельности. Развить коммуникативные способности учащихся: умение работать в коллективе, в парах.
Оперативные: (сформулированные на языке наблюдаемых действий учащихся)
Ученики должны знать/понимать
смысл понятий: идеальный газ, изопроцесс, макро и микропараметры.
смысл физических величин: температура, давление, объем, концентрация.
смысл физических законов и уравнений: закон Бойля-Мариотта, Шарля, Гей-Люссака, уравнение состояния идеального газа, уравнение Меделеева-Клапейрона.
уметь: решать задачи, интерпретировать графики изопроцессов, применять свои знания при выполнении задач физического практикума.
отличать: графики изопроцессов друг от друга, макропараметры от микропараметров.
Понимать:
Приводить примеры использования и применения изопроцессов в жизни, быту, производстве, словесно интерпретировать формулы газовых законов и уравнения состояния, читать графики
анализировать: проводить различия между процессами в газах.
Предполагаемые результаты усвоения:
личностные:
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
- воспитание патриотизма.
метапредметные:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение.
предметные:
- формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий; научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;
- приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов.
Обоснование отбора форм, методов и средств обучения
При проведении уроков мною будут использованы следующие методы обучения и воспитания учащихся:
Практический метод: для закрепления и систематизации материала, данный метод будет наиболее действенным и продуктивным. Данный метод будет использоваться практически на всех этапах урока.
Наглядный метод: так как он способствует стимулирующему влиянию наглядности, благодаря которой повышается интерес школьников к изучаемым вопросам, возбуждаются новые силы, позволяющие преодолеть утомляемость. На уроке будет реализовываться посредством показа видео, презентации, изображения графиков изопроцессов на доске при ответе учащихся.
Практический метод: ученики проявляют повышенный интерес к практическим работам, которые, в этом случае выступают как стимуляторы активности в учении. Решение задач и тестирование на уроке.
При изучении материала необходима мотивация содержанием, а именно применение элементов занимательности: использование различных приемов, ситуаций, ярких фактов, которые вызывают положительное эмоциональное состояние. Поэтому на уроке учащимся будет предложено решение кроссворда. ( В виде соревнования).
Действенным методом стимулирования интереса к учению является создание в учебном процессе ситуаций успеха у школьников (метод стимулирования деятельности) испытывающих затруднения в учёбе. Известно, что без переживания удовлетворения от достижения успеха невозможно по-настоящему. А так как в классе имеются отстающие ученики, то этот метод будет действенным.
Средства обучения:
Раздаточный материал (бланки кроссворда, тексты задач, теста), доска, тетради учащихся, ПК, проектор, презентация.
(2 часа)
Конспект урока
«Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы»
- Орг. момент
(Приветствие учащихся, выявление отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку, готовность средств обучения).
- Проверка выполнения домашнего задания
( Сбор тетрадей учащихся с письменными ответами на вопросы, решения задач).
- Актуализации знаний
(Постановка целей и задач урока, организация действий учащихся по их принятию. Обзор предстоящего фронта работы, запись плана урока на доске. Краткий обзор изученного материала по основным понятийным составляющим).
-Итак, сегодняшний урок посвящен повторению изученной нами главы.
Вопрос к учащимся - название главы и изученных тем, основные понятие которые встретились в ходе изучения главы.
(основные вопросы на слайде).
-Сегодня на уроке нам предстоит большой фронт работы и для того чтобы оценить его, запишем краткий план урока на доске.
Запись плана урока, с основной работой, которая необходима для понимания и закрепления материала
-И после того как мы пройдем с вами все эти этапы, то сможем с уверенностью сказать то, насколько хорошо мы понимаем суть этих процессов.
План урока, записанный на доске.
- Проверка понимания знаний – выступление микрогрупп по теме «Газовые законы»;
- Закрепление учебного материала - решение задач, самостоятельная работа, просмотр видеофрагментов;
- Обобщение и систематизация знаний - отгадывание кроссворда, тестирование.
Необходимо обратить внимание учащихся, что за каждый правильный ответ в течение урока, учащиеся будут получать баллы. И к концу занятия каждый из учащихся подойдет с определенным их количеством.
- Проверка понимания новых знаний.
Учащиеся делятся на 3 группы, каждая группа вытягивает бумажку с названием изопроцесса. В течение 5-6 минут микрогруппа готовится по материалам учебника и дополнительной литературы к рассказу о данном процессе. ( Учащимся на дом ранее было дано задание - повторить материал по газовым законам).
В то время как микрогруппа отвечает у доски, остальные учащиеся вместе с учителем выступают в роли экспертов, которые задают дополнительные вопросы по данной теме и следят за правильностью изложенного материала.
Работа в микрогруппах должна быть распределена таким образом, что каждый учащийся должен внести равную долю в ответ.
При подготовке к рассказу учащиеся получили краткий план ответа.
Схематическая модель:
Далее следуют ответы учащихся. В конце ответов учащихся еще раз заострить внимание на графиках.
5.Закрепление учебного материала
При закреплении учебного материала учащимся будет предложена фронтальное решение нескольких задач, а затем небольшая самостоятельная работа на 10 мин. (Каждому ученику раздаточный материал) Задачи для самостоятельного решения разделены на 2 варианта, что соответствует двум уровням сложности.
Задачи для фронтального решения.
( Вызов учащихся к доске по желанию или по списку журнала)
№1. В сосуде объёмом 8,3 находится 0,04 кг гелия при температуре 127. Определить его давление.
Решение
Дано: V=8,3 m=0,04 кг T=127=400K | Решение Ответ: p= 4кПа |
Найти р |
№ 2. Газ занимает объём 2 при температуре 273 К. Каков будет его объём при температуре 546 К и прежнем давлении?
Дано: =2 p=const =273 K =546 K | Решение Если p=const, то =const (закон Гей-Люссака) Ответ: |
Найти |
Задачи для самостоятельного решения.
Вариант 1
№1. Давление в откачанной рентгеновской трубке при 15 ºС равно 1,2*. Какое будет давление в работающей трубке при температуре 80 ºС?
Дано: =288 K =353 K | Решение Если V=const, то =const (закон Шарля) Ответ: |
Найти |
№2. Определите глубину озера, если объем воздушного пузырька удваивается при подъеме со дна на поверхность. Температура пузырька не успевает измениться при подъеме
Дано: ρ= | Решение Т.к. T=const, то по з. Бойля-Мариотта: Ответ: |
Найти |
Вариант 2
№1. Определите массу водорода, находящегося в баллоне вместительностью 20 под давлением 830Па при температуре 17.
Дано: V=20 p=830 Па T=17=290 K | Решение Ответ: m=0.014 кг |
Найти m |
№ 2. В сосуде объёмом 8,3 находится 0,1 кг азота при температуре 500 К. Определить его давление
Дано: V=4,6 m=0,1 кг T=500K | Решение Ответ: p= 3,2кПа |
Найти р |
После решения задач учащимся будут предложены к просмотру видео фрагменты с описанием газовых законов. Ученики самостоятельно определяют вид газового закона и записывают ответ в тетрадях. После просмотра учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют правильность ответов вместе с учителем. ( В ходе проверки возможны комментарии со стороны учителя).
Ссылки на видео:
Изотермический процесс.
http://www.youtube.com/watch?v=_XrePhFymtI
изохорный процесс
http://www.youtube.com/watch?v=j0LUke6eIKY
изобарный процесс
http://www.youtube.com/watch?v=ic3pMbDgdNQ
- Обобщение и систематизация знаний
Ученикам предложено решение кроссворда по изученной главе. Взаимопроверка в парах. Важно отметить, что решение кроссворда и теста происходит без использования книг и тетрадей учащихся.
При проверке работ оценивается правильность выполнения и время, затраченное на его решение.
По вертикали:
- …. газ- газ, взаимодействие между молекулами которого пренебрежимо мало. (идеальный)
- При каком неизменном макропараметре протекает изобарный процесс? (давление)
- При каком неизменном параметре протекает изохорный процесс?
( объем)
- …. состояние- состояние, при котором температура воздуха и давления во всех точках объема одинакова. (равновесное)
По горизонтали:
- …. процесс, протекающий при неизменном значении одного из параметров. (изопроцесс)
- ….- линия графически изображающая процесс, происходящий при неизменном давлении. (изобара)
- При каком неизменном макропараметре протекает изотермический процесс? (температура)
- С именем этого русского ученого связано уравнение состояния идеального газа. (Менделеев)
- ….- линия графически изображающая процесс, протекающий при неизменном объеме. (изохора)
- Давление - это макроскопический….. (параметр)
В конце урока итоговое тестирование по основным понятиям формулам, графикам изопроцессов.(2 варианта)
Решение индивидуальное, проверка в парах.
Тестирование:
1 вариант | 2 вариант |
А. Шарля; В. Гей-Люссака; С. Бойля-Мариотта. | 1. Для газа данной массы отношение объёма к температуре постоянно, если давление газа не меняется. Это закон: А. Шарля; В. Гей-Люссака; С. Бойля-Мариотта. |
А. Изохорный, изотермический, изобарный; В. Изобарный, изохорный, изотермический; С. Изохорный, изобарный; изотермический. | 2. Какие три процесса представлены на диаграммах рисунка? А. Изохорный, изотермический, изобарный; В. Изотермический, изобарный, изохорный; С. Изобарный, изотермический, изохорный. |
А. 273 К; В. 373 К; С. 473 К. | 3. Универсальная газовая постоянная равна: А. 8,31 Дж/моль∙К; В. 1,38∙10-23 Дж/К; С. 6,02∙1023 моль-1. |
| 4 Изображенный график для данной массы идеального газа соответствует уравнению:
|
| 5 На рисунке приведены две гиперболы I и II, соответствующие изотермическим процессам при разных температурах. Какая из изотерм соответствует более высокой температуре? (2) |
| 6. При изотермическом процессе давление газа уменьшилось в 3 раза. Изменилась ли концентрация газа в сосуде?
|
| 7 При сжатии идеального газа объем уменьшился в 2 раза и температура увеличилась в 2 раза. Как изменилось при этом давление газа?
|
- Инструктаж по выполнению домашнего задания.
Решение задач письменно в тетради (Комментариями учителя по тексту задач).
№507, 536,539 (из сборника Рымкевича).
№ 507. Газ при давлении 0,2 МПа и температуре имеет объем 5 л. Чему равен объем газа этой массы при нормальных условиях?
Дано: | Решение Ответ: |
Найти |
№536. При температуре давление газа в закрытом сосуде было 75 кПа. Каким будет давление при температуре ?
Дано: | Решение V=const, Ответ: |
Найти: |
№539. При какой температуре находился газ в закрытом сосуде, если при нагревании его на 140 К давление возросло в 1,5 раза?
Дано: | Решение: V=const, Ответ: |
Найти: |
- Подведение итогов занятия
(выставление баллов, оценок, отметок).
При выставлении оценок учитель руководствуется степенью активности учащегося на уроке, уровень его знаний, а также его индивидуальными возможностями.
- Рефлексия
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…
После проведения разработанного мною урока, я надеюсь, что будут достигнуты цели поставленные мною. При подготовке проекта учитывались возрастные особенности учащихся и уровень их познавательной мотивации, согласно данным анкетирования 2013-2014 года.
В процессе проведения урока возможна корректировка заданий в зависимости от степени подготовленности учащихся.
- Касьянов В. А. Физика : 10 класс учебник для общеобразовательных учреждений базовый уровень / В.А. Касьянов. - 2-е изд.,стер.. - Москва : Дрофа, 2009. - 288 с.
- Мякишев Г. Я. Физика : 10 класс учебник для общеобразовательных учреждений базовый и профильный уровни / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский; под ред. проф. В. И. Николаева, проф. Н. А. Парфентьевой. - 19-е изд.. - Москва : Просвещение, 2010 [т.е. 2009]. – 365с.
- Пурышева Н.С. Физика: 10 класс. учебник для общеобразовательных учреждений базовый уровень / Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская, Д.А. Исаев.- 7-е изд., испр. и доп.. - Москва : Мнемозина, 2013. – 279 с.
- Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений / А.П. Рымкевич. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003. – 192 с.
- Единый государственный экзамен: Физика: Тестовые задания для подг. к Единому гос. Экзамену: 10-11 кл. / Н.Н. Тулькибаева, А.Э. Пушкарев, М.А. Драпкин, Д.В. Климентьев. – М.: Просвещение, 2004. – 254 с.
Приложение
Фрагменты из презентации
+
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уравнение состояния идеального газа
1. Тема урока: Уравнение состояния идеального газа2....
ЭОР тест по теме «Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы»
ЭОР тест по теме «Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы»Цель данного ресурса: повторение, обобщение и систематизация знаний учащихся на различных этапах освоения материала. Подгото...
Разработка урока с презентацией Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский, 10 класс "Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы"
Методическая разработка урока с презентацией...
Решение задач по теме «Основное уравнение МКТ, уравнение состояния идеального газа и изопроцессы» 10 класс
Урок: Решение задач по теме «Основное уравнение МКТ, уравнение состояния идеального газа и изопроцессы» 10 класс...
презентация к уроку по теме «Решение задач на применение уравнения состояния идеального газа и газовых законов»
«Решение задач на применение уравнения состояния идеального газа и газовых законов»...
Методические рекомендации при решении задач по теме «Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы».
Алгоритмы решения задач на газовые законы...
Интегрированный урок физики и информатики на тему «Уравнение состояния идеального газа. Газовые процессы»
Урок рассчитан для 10 класса, как для очного, так и для дистанционного обучения.Для организации и проведения уроков в процессе экспериментальной работы выявлено основание: изучение теоретических основ...