Формирование гражданской позиции учащихся Лицея, как в урочной, так и во внеурочной деятельности
статья по физике на тему
Воспитание патриотизма традиционная для отечественной педагогики и школы задача и связана с изучением школьниками истории, культуры своей страны, с деятельностью по сохранению культуры своего народа. Формирование патриотизма, как совокупности чувств, идей и деятельности, связанных с отношением личности к своему отечеству, определяется применением разнообразных средств и методов учебно-воспитательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vishnevskaya_t.a-statya.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование гражданской позиции учащихся Лицея, как в урочной, так и во внеурочной деятельности
Выполнила:
учитель физики БОУ г.Омска "Лицей № 25",
Вишневская Татьяна Алексеевна,
Воспитание патриотизма традиционная для отечественной педагогики и школы задача и связана с изучением школьниками истории, культуры своей страны, с деятельностью по сохранению культуры своего народа. Формирование патриотизма, как совокупности чувств, идей и деятельности, связанных с отношением личности к своему отечеству, определяется применением разнообразных средств и методов учебно-воспитательного процесса.
Физика занимает особое место среди школьных дисциплин, она создает у учащихся представление о научной картине мира. Являясь основой научно-технического прогресса, физика показывает учащимся гуманистическую сущность научных знаний, подчеркивает их особую нравственную и патриотическую ценность.
Возросшее значение физики как науки выдвинуло методику физики на одно из важных мест в системе педагогических наук в деле обучения и воспитания подрастающего поколения.
Основная цель воспитания в БОУ г.Омска «Лицей № 25» является:
- в процессе изучения наук естественнонаучного цикла формирование гражданской позиции учащихся, как в урочной, так и в во внеурочной деятельности.
Для достижения данной цели администрация Лицея и педагоги кафедры естественнонаучного цикла ставят перед собой следующие задачи:
- воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, свой край, героев города;
- воспитывать у учащихся Лицея позицию «Я - гражданин России»;
- воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов своей страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;
- формирование патриотических чувств и сознания на основе понимания исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;
- социальная направленность при выборе профессий технического направления.
Область применения: урочная и внеурочная деятельность учащихся 1-11 класс в БОУ г.Омска «Лицей №25».
Патриотизм - такое качество личности, характеризующее высшую степень его духовного развития и самосознания, выражающуюся в ценностном отношении к своему Отечеству, его истории и культуре, и готовности к активно - деятельностной самореализации на благо Родины. Выражается готовность в каждодневном высокопрофессиональном труде, выполнении своего гражданского долга и готовности к самопожертвованию во имя интересов Отечества.
Лишая урок его главной воспитательной цели – воспитание гражданина и патриота Отечества, мы:
- во - первых теряем возможность целенаправленно и регулярно воздействовать на личность ребенка,
- во-вторых превращаем изучение предмета в способ приобретения знаний, умений и навыков, неизвестно для чего предназначенных.
По мнению Харламова “…воспитание патриотизма представляет собой целенаправленный процесс включения учащихся в различные виды учебной и внеурочной работы, связанной по своему содержанию с развитием патриотизма, стимулированием их активности по выработке у себя этого морального качества”.
Любой урок физики, а также внеклассные мероприятия значительно выигрывают, если слова учителя подтверждаются иллюстративным материалом. Сегодня в качестве иллюстрации используются видеофильмы, презентации, позволяющие наблюдать быстропротекающие процессы, такие как: взрыв, выстрел, взлет самолета, запуск ракеты, броуновское движение и т.д. Включение в урок видеоматериалов заставляет мыслить, задавать вопросы, ставить проблемы. Видеофильмы связаны с профессиональной направленностью обучения, что позволяет учителю познакомить учащихся с требованиями к моральным качествам специалистов, определить зависимость успешности выполнения обязанностей по ним от знания естественнонаучных закономерностей. Важно, чтобы при отработке каждой темы, каждого урока учебный материал, даваемый учителем, отвечал бы на вопрос: “Где это применяется в жизненной ситуации? Как это пригодится для будущей профессии?”
Использование наглядности позволяет включить в познавательный процесс различные органы восприятия. Ведь еще К.Д. Ушинский писал: “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются и легче, потом вспоминаются”.
Немалую роль в утверждении правильности выбора, воспитании черт характера, присущих будущему профессионалу (трудолюбие, дисциплинированность, высокий уровень ответственности, чувство долга), играет насыщенные научными фактами и примерами уроки физики. Задачи по определенной тематике служат реальной связью между наукой и практикой, дают учащимся не только знания предмета, но и профессиональные сведения, обеспечивают лучшее понимание физических основ, воспитывают гордость за отечественную промышленность, не имеющей аналогов в мире.
В качестве примера можно привести:
- применение Закона сохранения импульса на практике. При изучении данного закона учащиеся старших классов знакомятся с такими деятелями в области космонавтики как: Ю.А. Гагарин, С.П. Королев, Н.Е. Жуковский и другие.
- На уроке, посвященном теме «Атомная энергия: добро или зло?» учащиеся решают проблемный вопрос, размышляют о нравственной ответственности ученого за свое открытие перед человечеством.
- Использование биографического материла.
Одним из способов формирования у школьников чувства патриотизма на уроках физики является ознакомление их с жизнью и творчеством отечественных ученых, которых отличало замечательное качество- преданность Отчизне, стремление развивать науку своей Родины.
Если говорить о тематических разделах, связанных с известными учеными, то это:
- М.В. Ломоносов, в связи с изучением молекулярно-кинетической теории строения вещества;
- П.Н. Лебедев, при изучении давления света;
- К.Э. Циолковский и С. П. Королёв, при изучении вопроса о достижениях нашей страны в освоении космического пространства;
- И. В. Курчатов, при изучении ядерного реактора и применения ядерной энергии;
- А. С. Попов, при изучении принципов радиосвязи и др.
Благодаря нашим социальным партнерам: колледж им. Н.Е.Жуковского, ПО им.Хруничева «Полет», Омский Государственный Технический университет города Омска, мы направляем учащихся нашего Лицея в формировании четкой гражданской позиции, а так же в воспитании гражданина и патриота Отечества.
В нашем Лицее проводится достаточно мероприятий, направленных на формирование и становление учащегося в современном обществе. Основные мероприятия в данной области:
- посещение Музея техники на ПО им.Хруничева «Полет»;
- принимаем активное участие в Политехнических Чтениях на базе колледжа им. Н.Е.Жуковского и Омского Государственного Технического университета города Омска. Неоднократно учащиеся нашего Лицея становились призерами и лауреатами данных Политехнических Чтений. Знакомство с новыми направлениями в области робототехники, электроники, микроэлектроники, это основные направления работы Политехнических Чтений. Работа с известными учеными, аспирантами, студентами нашего города, помогает учащимся в выборе и становлении будущей профессии. Неоднократно, участники данных Чтений в будущем, становятся профессорами, членами академии Наук, инженерами. Поэтому участие в данных Политехнических Чтениях, это еще один факт проверки своих знаний, ориентация будущей профессии и гордость за открытия свои и других участников Чтений;
- знакомство с основными цехами и лабораториями колледжа им. Н.Е.Жуковского. Данное знакомство зачастую тесно связано с самоопределением в выборе своего будущего и своей профессии;
- в Омском Государственном Техническом университете было знакомство с кафедрами, которые занимаются разработкой и изготовлением летательных аппаратов. Преподаватели и аспиранты университета проводят познавательные беседы, направленные на будущий выбор профессии. Много лекций на кафедрах университета для старших школьников посвящены Российским ученым, внесшим неоценимый вклад в развитие Российской науки. Фамилии многих ученых Омска и Омской области учащиеся знают не понаслышке, так как регулярно организуем интересные встречи и беседы. Гордость за ученых города, за ученых нашей страны, вот то, что движет нами педагогами;
- для учащихся 1-4 классов ежегодно, и это стало традицией для нашего Лицея, проводим телекоммуникационный проект «Я -Космический конструктор». Более 90 команд учащихся Омска и Омской области принимают участие в данном проекте. На различных этапах проекта ребята знакомятся с известными людьми, тесно связанные с разработкой, запуском ракет. В данном проекте неоднократно поднимаем вопросы освоения космического пространства. Ребята младших классов узнают о тех великих открытиях в области космонавтики, которые связаны с нашей страной - Россией. К 12 апреля ребята готовят поздравления нашему Омскому космонавту Ю.В. Исаулову. Благодаря участию в данном проекте, мы организаторы проекта, видим только успешность в формировании патриотизма и гордости за наш город и нашу страну;
- ежегодно, и это стало для нас традицией, на базе нашего Лицея проводится Областная Научно-Практическая Конференция «Россия - Космическая держава», на которой ребята выступают с научными докладами и разработками своих проектов в области авиа и ракето моделирования. Учащиеся делают вывод о роли нашей страны в решении различных проблем, которые связаны с освоением космического пространства. В рамках данной конференции для учащихся 1-11 классов проводится выставка рисунков «Космос - глазами детей».
Только благодаря совместным усилиям, мы достигнем четко поставленной цели, воспитание патриота своей страны, своего города, своего округа.
Не менее важно использовать на уроках естественнонаучного цикла информационные технологии. Все обучающие, развивающие, контролирующие программы имеют профессиональную направленность. Таким образом, в познавательном аспекте эффективность патриотического воспитания определяется уровнем патриотических и профессиональных знаний.
Процесс выработки нравственных представлений в области патриотизма требует умелого учета возрастных особенностей воспитанника. В системе обучения, внеклассной работе следует акцентировать внимание лицеистов на формировании у них представлений об огромном вкладе России в развитие науки, техники, различных отраслей производства. Этот вклад связан с именами таких выдающихся людей, как М.В. Ломоносов, П.Л. Чебышев, А.С. Попов, П.Н. Лебедев, Д.И. Менделеев, К.Э.Циолковский и другие.
Большую помощь в патриотическом воспитании наших учащихся оказывает «Музей техники», который был открыт в ноябре 2011 года на базе Лицея. При организации музея были трудности по сбору экспонатов, но благодаря педагогам, родителям, учащимся и нашим социальным партнерам, экспонаты в музей были собраны в достаточном количестве. Несколько стендов музея рассказывают о развитии техники в России, а так же на одном стенде представлена краткая история образования и деятельности ПО «Полет». При проведении экскурсий, каждый присутствующий может гордиться своей страной и своим городом, а также ее изобретениями. Часть экспонатов музея, способствуют профессиональной направленности и желания выбора профессий, связанные с техникой и наукой исследования.
Поэтому в нашем Лицее проводится огромная работа в направлении профессиональной направленности и выборе профессии в будущем.
Таким образом, формирование нравственных, эстетических и патриотических ценностей на уроках физики понимаем как:
- основной канал усвоения духовной культуры общества,
- превращения культурных ценностей в стимулы и мотивы практического поведения людей.
Содержание, методы и история физики в руках учителя служат могучим средством развития интеллектуальных, нравственных и патриотических качеств подрастающего поколения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме " Формирование гражданской позиции учащихся на уроках географии и внеурочной деятельности"
В данной статье обобщен опыт работы по теме "Формирование гражданской позиции учащихся на уроках географии и внеурочной деятельности". Данный материал был представлен на краевом уровне и пполучил олож...
Доклад и презентация на тему "Самоуправление в классном коллективе как метод формирования гражданской позиции учащихся"
Выступление на школьном круглом столе «Учеба учителей»Доклад на тему: «Самоуправление в классном коллективе как метод формирования гражданской позиции учащихся».Докладчик: учитель английского языка, к...
«Формирование гражданской позиции учащихся во внеклассной работе по истории»
Формирование гражданской позиции учащихся – целенаправленный процесс воздействия на учащихся, который должен активно способствовать формированию у них гражданской ответственности и долга....
Воспитание толерантности на уроках русского языка и литературы как фактор формирования гражданской позиции учащихся
В статье описана система работы учителя русского языка и литературы по воспитанию толерантности учащихся....
Формирование гражданской позиции учащихся.
laquo;ВОСПИТАНИЕ СЕГОДНЯ. РАДИ ЧЕГО И КАК ВОСПИТЫВАТЬ.ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ. ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В СВЕТЕ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ В СТРАНЕ.ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗ...
«Использование ТРКМ как способ формирования гражданской позиции учащихся в системе патриотического воспитания на уроках истории»
Использование в процессе обучения истории, технология развития критического мышления на уроках позволяет развивать у учащихся навыки критического анализа, повышать уровень их самостоятельности, обеспе...
Правовое воспитание как фактор формирования гражданской позиции учащихся.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования. Основным в воспитании является формирование у учащихся гражданской ответственности, правового самосознания, духовности и культуры, толер...