Рабочие программы
рабочая программа по физике (7 класс) на тему
Настоящая рабочая программа разработана на основе Программы для общеобразовательных учреждений «Физика. 7-11 кл» МО РФ, М.: Дрофа, 2005; авторской программы А.В.Перышкина., Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 ч для обязательного изучения физики на базовом уровне в 7 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizika_7.doc | 172.5 КБ |
Предварительный просмотр:
\
Рассмотрено на заседании ШМО протокол № ___от ___ Руководитель: ______________ | Согласовано: зам.дир. по УВР Т.В.Копылова “___”___________2014г | “Утверждено” Директор МОУ СОШ п.Янталь Е.М. Тополевская “___”___________2014г |
Рабочая программа по физике
для 11 класса
на 2014-2015 учебный год
Учитель: Шелемова Л.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
СТАТУС ДОКУМЕНТА
Настоящая рабочая программа разработана на основе Программы для общеобразовательных учреждений «Физика. 7-11 кл» МО РФ, М.: Дрофа, 2005; авторской программы А.В.Перышкина., Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 ч для обязательного изучения физики на базовом уровне в 7 классе. Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий. Реализация программы обеспечивается нормативными документами:
Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089) и Федеральным БУП для общеобразовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312);
учебниками (включенными в Федеральный перечень):
- Перышкин А.В. Физика-7 – М.: Дрофа, 2005;
- сборниками тестовых и текстовых заданий для контроля знаний и умений:
- Лукашик В.И. сборник вопросов и задач по физике. 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2002. – 192с.
- · Марон А.Е., Марон Е.А. Контрольные тексты по физике. 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2002. – 79с.
Цели изучения физики
Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
- овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
- использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
- использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
- владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
- организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Основные цели изучения курса физики в 7 классе:
- освоение знаний о механических явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Место предмета в базисном учебном плане
Материалы для рабочей программы составлены на основе:
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации;
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования;
- Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Согласно учебному плану на изучение физики в 7 классе отводится 70 часов из расчета: 2 часа, в том числе 6 часов на проведение контрольных работ и 10 часов на проведение лабораторных работ.
Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная система.
Предусматривается применение следующих технологий обучения:
- традиционная классно-урочная
- игровые технологии
- элементы проблемного обучения
- технологии уровневой дифференциации
- здоровьесберегающие технологии
- ИКТ
Виды и формы контроля: промежуточный, предупредительный контроль; контрольные работы.
Учебно – тематический план
№ п/п | Тема | Кол-во часов | В том числе | ||
уроки | лаб. работы | контр. работы | |||
1 | Физика и техника | 4 | 3 | 1 | |
2 | Первоначальные сведения о строении вещества | 6 | 5 | 1 | |
3 | Взаимодействие тел | 22 | 16 | 4 | 2 |
4 | Давление твёрдых тел, жидкостей и газов | 25 | 20 | 2 | 3 |
5 | Работа и мощность. Энергия. | 13 | 10 | 2 | 1 |
Итого: | 70 | 54 | 10 | 6 |
Содержание рабочей программы
- Физика и техника (4 ч)
Предмет и методы физики. Экспериментальный метод изучения природы. Измерение физических величин.
Погрешность измерения. Обобщение результатов эксперимента.
Наблюдение простейших явлений и процессов природы с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания). Использование простейших измерительных приборов. Схематическое изображение опытов. Методы получения знаний в физике. Физика и техника.
Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора»
- Первоначальные сведения о строении вещества. (6 часов.)
Гипотеза о дискретном строении вещества. Молекулы. Непрерывность и хаотичность движения частиц вещества.
Диффузия. Броуновское движение. Модели газа, жидкости и твердого тела.
Взаимодействие частиц вещества. Взаимное притяжение и отталкивание молекул.
Три состояния вещества.
Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел»
- Взаимодействие тел. (21 час.)
Механическое движение. Равномерное и не равномерное движение. Скорость.
Расчет пути и времени движения. Траектория. Прямолинейное движение.
Взаимодействие тел. Инерция. Масса. Плотность.
Измерение массы тела на весах. Расчет массы и объема по его плотности.
Сила. Силы в природе: тяготения, тяжести, трения, упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Трение.
Упругая деформация.
Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах»
Лабораторная работа №4 «Измерение объема тела»
Лабораторная работа №5 «Определение плотности вещества»
Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»
- Давление твердых тел, жидкостей и газов. (25 час)
Давление. Опыт Торричелли.
Барометр-анероид.
Атмосферное давление на различных высотах. Закон Паскаля. Способы увеличения и уменьшения давления.
Давление газа. Вес воздуха. Воздушная оболочка. Измерение атмосферного давления. Манометры.
Поршневой жидкостный насос. Передача давления твердыми телами, жидкостями, газами.
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.
Сообщающие сосуды. Архимедова сила. Гидравлический пресс.
Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.
Лабораторная работа №7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»
Лабораторная работа №8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»
- Работа и мощность. Энергия. (13 часов.)
Работа. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. КПД механизмов.
Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе.
Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.
Лабораторная работа №9 «Выяснение условия равновесия рычага»
Лабораторная работа №10 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»
Наименование главы | Кол-во часов на главу | № п/п | Тема урока | Дата проведения | Форма итогового и текущего контроля | Домашнее задание |
Физика и техника | 4 | Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения. Опыты, измерения. | § 1 – 3 | |||
Физические величины. Измерение физических величин. | §4 | |||||
Точность и погрешность измерений. ЛР: «Определение цены деления измерительного прибора» | ЛР № 1 | §5, задача № 1 | ||||
Физика и техника. | §6 | |||||
Первоначальные сведения о строении вещества | 6 | Строение вещества. молекулы. | §7 | |||
ЛР: «Измерение размеров малых тел» | ЛР № 2 | §8 | ||||
Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. | §9, | |||||
Взаимное притяжение молекул. | §10 | |||||
Три состояния вещества. | §11 | |||||
Различие в молекулярном состоянии твердых тел. | §12 | |||||
Взаимодействие тел | 22 | Механическое движение. | §13, упр. 3, зад. 4 | |||
Равномерное и неравномерное движение. | §14 | |||||
Скорость. Единицы скорости. Расчет пути и времени движения. | §15, 16, | |||||
Инерция. | §17 | |||||
Взаимодействие тел. | §18 | |||||
Масса тела. Единицы измерения. | §19, | |||||
Измерение массы тела на весах. ЛР «Измерение массы тела на рычажных весах». | ЛР № 3 | §20 | ||||
Плотность вещества. расчет массы и объема тела по его плотности. | §21, 22, | |||||
ЛР: «Измерение объема тела», «Определение плотности вещества». | ЛР № 4 ЛР № 5 | §13 –22 | ||||
Решение задач. | §13 – 22 | |||||
Контрольная работа по теме «Инерция, масса тела, плотность вещества» | КР № 1 | §13 – 22 | ||||
Сила. | §23 | |||||
Явления тяготения. Сила тяжести. | §24 | |||||
Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. | §25 – 26 | |||||
Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. | §27, | |||||
Динамометр. | §28, | |||||
ЛР: «Градуирование пружины и измерение сил динамометром». | ЛР № 6 | §28 | ||||
Сложение двух си, направленных по одной прямой. Равнодействующая сила. | §29, | |||||
Сила трения. | §30 | |||||
Трение покоя. Трение в природе и технике. | §31 – 32 | |||||
Решение задач. | §23 – 32 | |||||
Контрольная работа. | КР № 2 | §23 – 32 | ||||
Давление твердых тел и жидкостей | 25 | Давление. Единицы измерения. | §33, | |||
Способы уменьшения и увеличения давления. | §34 | |||||
Давление газа. | §35 | |||||
Передача давления жидкости и газами. Закон Паскаля. | §36 | |||||
Решение задач. | §33 – 36 | |||||
Контрольная работа. | КР № 3 | §33 – 36 | ||||
Давление в жидкости и газе. | §37 | |||||
Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. | §38, | |||||
Сообщающиеся сосуды. | §39, | |||||
Вес воздуха. Атмосферное давление. | §40, | |||||
Почему существует воздушная оболочка Земли. | §41 | |||||
Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. | §42, | |||||
Барометр – анероид. | §43, | |||||
Атмосферное давление на различных высотах. | §44, | |||||
Манометры. | §45 | |||||
Поршневой жидкостный насос. Решение задач. | §46, | |||||
Контрольная работа по теме «Давление в жидкости и газе» | КР № 4 | §37 – 46 | ||||
Гидравлический пресс. | §47, | |||||
Действие жидкости и газа на тело погруженное в них. | §48 | |||||
Архимедова сила. | §49, | |||||
ЛР «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело». | ЛР № 7 | §48 – 49 | ||||
Плавание тел. Плавание судов. | §50 – 51 , | |||||
Воздухоплавание. ЛР «Выяснение условий плавания тела в жидкости». | ЛР № 8 | §52 | ||||
Решение задач. | §47 – 52 | |||||
Контрольная работа | КР № 5 | §47 – 52 | ||||
Работа и мощность. Энергия | 13 | Механическая работа. Единицы работы. | §53, | |||
Мощность. Единицы мощности. | §54 | |||||
Простые механизмы. | §55 | |||||
Рычаг. Равновесие сил на рычаге. | §56 | |||||
Момент силы. | §57 | |||||
Рычаги в технике, быту и природе. ЛР «Выяснение условия равновесия рычага» | ЛР № 9 | §58, | ||||
Применение закона равновесия рычага к блоку. | §59 | |||||
Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики. | §60, | |||||
Коэффициент полезного действия механизма. ЛР «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости». | ЛР № 10 | §61 | ||||
Энергия. | §62, | |||||
Потенциальная и кинетическая энергия. | §63 | |||||
Превращение одного вида механической энергии в другой. | §64 | |||||
Контрольная работа. | КР № 6 | §53 – 64 |
Требования к уровню подготовки обучающихся 7 класса
знать/понимать
- смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, диффузия, траектория движения тела, взаимодействие;
- смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая и потенциальная энергия;
- смысл физических законов: Архимеда, Паскаля;
уметь
- описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
- решать задачи на применение изученных физических законов;
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;
- рационального применения простых механизмов;
- контроля за исправностью водопровода, сантехники, газовых приборов в квартире.
Литература
1.. Учебник «Физика. 7 класс», А. В Пёрышкин., 2007 г.
2. «Сборник задач по физике 7-9 класс для общеобразовательных учреждений»? В.И. Лукашек, Е.В. Иванов, 21 издание, М., Просвещение 2007 г.
3. Тесты по физике. 7 класс. Ярославль: Издательство ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2000 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...