Рабочие программы
рабочая программа по физике (7 класс) на тему

Шелемова Людмила Владимировна

Настоящая рабочая программа разработана на основе Программы для общеобразовательных учреждений «Физика. 7-11 кл» МО РФ, М.: Дрофа, 2005; авторской программы А.В.Перышкина., Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 ч для обязательного изучения физики на базовом уровне в 7 классе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizika_7.doc172.5 КБ

Предварительный просмотр:

\

Рассмотрено

на заседании ШМО            протокол № ___от ___            Руководитель:   ______________

Согласовано:

зам.дир. по УВР Т.В.Копылова

“___”___________2014г

“Утверждено”

Директор МОУ СОШ п.Янталь

Е.М. Тополевская

“___”___________2014г

Рабочая программа по физике
для 11 класса

на 2014-2015 учебный год

Учитель: Шелемова Л.В.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

СТАТУС ДОКУМЕНТА

Настоящая рабочая программа разработана на основе Программы для общеобразовательных учреждений «Физика. 7-11 кл» МО РФ, М.: Дрофа, 2005; авторской программы А.В.Перышкина., Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 ч для обязательного изучения физики на базовом уровне в 7 классе. Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий. Реализация программы обеспечивается нормативными документами:

  Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089) и Федеральным БУП для общеобразовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312);

  учебниками (включенными в Федеральный перечень):

  •        Перышкин А.В. Физика-7 – М.: Дрофа, 2005;
  • сборниками тестовых и текстовых заданий для контроля знаний и умений:
  •       Лукашик В.И. сборник вопросов и задач по физике. 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2002. – 192с.
  • ·       Марон А.Е., Марон Е.А. Контрольные тексты по физике. 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2002. – 79с.

Цели изучения физики

Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и  признавать право на иное мнение;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

                   Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Основные цели  изучения курса физики в 7 классе:  

  • освоение знаний о механических явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
  • воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности  своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Место предмета в базисном учебном плане

Материалы для рабочей программы составлены на основе:

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации;
  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования;
  • Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
  • Федеральный перечень учебников,  рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования;
  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Согласно учебному плану на изучение физики в 7 классе отводится 70 часов из расчета: 2 часа, в том числе 6 часов на проведение контрольных работ и 10 часов на проведение лабораторных работ.

Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная система.

Предусматривается применение следующих технологий обучения:

  1. традиционная классно-урочная
  2. игровые технологии
  3. элементы проблемного обучения
  4. технологии уровневой дифференциации
  5. здоровьесберегающие технологии
  6. ИКТ

Виды и формы контроля: промежуточный, предупредительный контроль; контрольные работы.


Учебно – тематический план

№ п/п

Тема

Кол-во часов

В том числе

уроки

лаб. работы

контр. работы

1

Физика и техника

4

3

1

2

Первоначальные сведения о строении вещества

6

5

1

3

Взаимодействие тел

22

16

4

2

4

Давление твёрдых тел, жидкостей и газов

25

20

2

3

5

Работа и мощность. Энергия.

13

10

2

1

Итого:

70

54

10

6


Содержание рабочей программы

  1. Физика и техника  (4 ч)

Предмет и методы физики. Экспериментальный метод изучения природы. Измерение физических величин.

Погрешность измерения. Обобщение результатов эксперимента.

 Наблюдение простейших явлений и процессов природы с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания). Использование простейших измерительных приборов. Схематическое изображение опытов. Методы получения знаний в  физике. Физика и техника.

Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора»

  1.  Первоначальные сведения о строении вещества. (6 часов.)

Гипотеза о дискретном строении вещества. Молекулы. Непрерывность и хаотичность движения частиц вещества.

Диффузия. Броуновское движение. Модели газа, жидкости и твердого тела.

Взаимодействие частиц вещества. Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

Три состояния вещества.

Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел»

  1. Взаимодействие тел. (21 час.)

Механическое движение. Равномерное и не равномерное движение. Скорость.

 Расчет пути и времени движения. Траектория. Прямолинейное движение.

Взаимодействие тел. Инерция. Масса. Плотность.

Измерение массы тела на весах. Расчет массы и объема по его плотности.

Сила. Силы в природе: тяготения, тяжести, трения, упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела.  Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Трение.

Упругая деформация.

Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах»

Лабораторная работа №4 «Измерение объема тела»

Лабораторная работа №5 «Определение плотности вещества»

Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»

  1. Давление твердых тел, жидкостей и газов. (25 час)

Давление. Опыт Торричелли.

Барометр-анероид.

Атмосферное давление на различных высотах. Закон Паскаля. Способы увеличения и уменьшения давления.

Давление газа. Вес воздуха. Воздушная оболочка. Измерение атмосферного давления. Манометры.

Поршневой жидкостный насос. Передача давления твердыми телами, жидкостями, газами.

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.

Сообщающие сосуды. Архимедова сила.  Гидравлический пресс.

Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.

Лабораторная работа №7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

Лабораторная работа №8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»

  1.  Работа и мощность. Энергия. (13 часов.)

Работа. Мощность. Энергия.  Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. КПД механизмов.

Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе.

Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.

Лабораторная работа №9 «Выяснение условия равновесия рычага»

Лабораторная работа №10 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

 


Наименование главы

Кол-во часов на главу

№ п/п

Тема урока

Дата проведения

Форма итогового и текущего контроля

Домашнее задание

Физика и техника

4

Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения. Опыты, измерения.

§ 1 – 3

Физические величины. Измерение физических величин.

§4

Точность и погрешность измерений. ЛР: «Определение цены деления измерительного прибора»

ЛР № 1

§5, задача № 1

Физика и техника.

§6

Первоначальные сведения о строении вещества

6

Строение вещества. молекулы.

§7

ЛР: «Измерение размеров малых тел»

ЛР № 2

§8

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.

§9,
задание № 2

Взаимное притяжение молекул.

§10

Три состояния вещества.

§11

Различие в молекулярном состоянии твердых тел.

§12

Взаимодействие тел

22

Механическое движение.

§13, упр. 3, зад. 4

Равномерное и неравномерное движение.

§14

Скорость. Единицы скорости. Расчет пути и времени движения.

§15, 16,
упр. 4(4),
упр. 5 (4, 5)

Инерция.

§17

Взаимодействие тел.

§18

Масса тела. Единицы измерения.

§19,
упр. 6(3)

Измерение массы тела на весах. ЛР «Измерение массы тела на рычажных весах».

ЛР № 3

§20

Плотность вещества. расчет массы и объема тела по его плотности.

§21, 22,
упр. 7(2,3),
упр. 8(4)

ЛР: «Измерение объема тела», «Определение плотности вещества».

ЛР № 4

ЛР № 5

§13 –22

Решение задач.

§13 – 22

Контрольная работа по теме «Инерция, масса тела, плотность вещества»

КР № 1

§13 – 22

Сила.

§23

Явления тяготения. Сила тяжести.

§24

Сила упругости. Закон Гука. Вес тела.

§25 – 26

Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.

§27,
упр. 9(3,4)

Динамометр.

§28,
упр. 10(2)

ЛР: «Градуирование пружины и измерение сил динамометром».

ЛР № 6

§28

Сложение двух си, направленных по одной прямой. Равнодействующая сила.

§29,
упр. 11(1, 3)

Сила трения.

§30

Трение покоя. Трение в природе и технике.

§31 – 32

Решение задач.

§23 – 32

Контрольная работа.

КР № 2

§23 – 32

Давление твердых тел и жидкостей

25

Давление. Единицы измерения.

§33,
упр. 12(2, 4)

Способы уменьшения и увеличения давления.

§34

Давление газа.

§35

Передача давления жидкости и газами. Закон Паскаля.

§36

Решение задач.

§33 – 36

Контрольная работа.

КР № 3

§33 – 36

Давление в жидкости и газе.

§37

Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.

§38,
упр. 15(1, 2)

Сообщающиеся сосуды.

§39,
упр. 16(1, 2)

Вес воздуха. Атмосферное давление.

§40,
задание 10

Почему существует воздушная оболочка Земли.

§41

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

§42,
задание 11

Барометр – анероид.

§43,
упр. 20 (3, 4)

Атмосферное давление на различных высотах.

§44,
упр. 21(3, 4)

Манометры.

§45

Поршневой жидкостный насос. Решение задач.

§46,
упр. 22(4)

Контрольная работа по теме «Давление в жидкости и газе»

КР № 4

§37 – 46

Гидравлический пресс.

§47,
упр. 23(2, 3)

Действие жидкости и газа на тело погруженное в них.

§48

Архимедова сила.

§49,
упр. 24(3,4)

ЛР «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».

ЛР № 7

§48 – 49

Плавание тел. Плавание судов.

§50 – 51 ,
упр. 25(4,5),
упр. 26(2, 3)

Воздухоплавание. ЛР «Выяснение условий плавания тела в жидкости».

ЛР № 8

§52

Решение задач.

§47 – 52

Контрольная работа

КР № 5

§47 – 52

Работа и мощность. Энергия

13

Механическая работа. Единицы работы.

§53,
упр. 28(3, 4)

Мощность. Единицы мощности.

§54
упр. 29(3, 4)

Простые механизмы.

§55

Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

§56

Момент силы.

§57

Рычаги в технике, быту и природе. ЛР «Выяснение условия равновесия рычага»

ЛР № 9

§58,
упр. 30(3,4)

Применение закона равновесия рычага к блоку.

§59

Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.

§60,
упр. 31(2. 4)

Коэффициент полезного действия механизма. ЛР «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости».

ЛР № 10

§61

Энергия.

§62,
упр. 32(2, 4)

Потенциальная и кинетическая энергия.

§63

Превращение одного вида механической энергии в другой.

§64

Контрольная работа.

КР № 6

§53 – 64


   Требования к уровню подготовки обучающихся 7 класса

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, диффузия, траектория движения тела, взаимодействие;
  • смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая и потенциальная энергия;
  • смысл физических законов: Архимеда, Паскаля;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение,  передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
  • решать задачи на применение изученных физических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;
  • рационального применения простых механизмов;
  • контроля за исправностью водопровода, сантехники, газовых приборов в квартире.

Литература

1.. Учебник «Физика. 7 класс»,  А. В Пёрышкин., 2007 г.

2. «Сборник задач по физике 7-9 класс для общеобразовательных учреждений»? В.И. Лукашек, Е.В. Иванов, 21 издание, М., Просвещение 2007 г.

3. Тесты по физике. 7 класс. Ярославль: Издательство ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2000 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...