расчет массы и обьема тела по его плотности
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме
урок по теме: "Расчет массы и обьема тела по его плотности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_v_7_klasse_na_temu.doc | 902 КБ |
plotnost_raschet.pptx | 566.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок в 7 классе на тему: «Расчет массы и объема тела по его плотности»
ПЛАН УРОКА
I. Организация начала урока.
II. Проверка усвоения ранее изученного материала, постановка целей урока
(для учащихся).
III. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е.
актуализация знаний и практических умений, мотивация деятельности
учащихся на уроке.
IV. Изучение нового материала, в том числе объяснение.
V. Закрепление изученного материала на данном уроке и ранее пройденного.
VI. Обобщение и систематизация знаний и умений, связь с новыми и ранее
полученными и сформированными.
VII. Подведение итого и результатов урока.
VIII. Информация о домашнем задании.
IX. Рефлексия.
ТЕМА УРОКА: РАСЧЕТ МАССЫ И ОБЪЕМА ТЕЛА ПО ЕГО ПЛОТНОСТИ.
Цели урока.
1)Продолжить формирование и развитие понятия плотности, формировать
деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний на практике,
развивать умение работать во времени, планировать эксперимент, помочь учащимся
усвоить способы определения массы и объема тела по его плотности; развивать
умение пользоваться приборами, таблицами, анализировать рисунки.
2) Показать роль физического эксперимента и наблюдений в раскрытии причинно –следственных связей между понятиями плотность, масса, объем. Развивать умение
наблюдать, сравнивать и сопоставлять изучаемые явления, делать выводы по
результатам эксперимента, выделять общие признаки.
Научить учащихся применять новые формулы для решения задач. 3) Познакомить учащихся с практическим применением изучаемого материала в
народном хозяйстве страны и технике, содействовать осознанию учащимися
ценности изучаемого материала. Развивать познавательный интерес, творческую
активность и творческие способности учащихся.
Оборудование: штатив с муфтой, горизонтальный стержень, 4 колечка с крючками на стержне, большая картошка на нитке, большая морковь на нитке, большая редька на нитке, большое яблоко на нитке. Написать на карточках для каждого стола название одного овоща: картошка, морковь, свекла, огурец, яблоко, лук. Овощи должны входить в мензурку. На каждый стол положить салфетку, карточку с названием овоща, на которой будут сделаны расчеты, поставить мензурку с подкрашенной водой, и один овощ на нитке длиной 30 – 40 см. Проектор.
Оформление доски.
Центральная доска: число, тема урока;
Правая доска с обратной стороны:
Д.З. § 22, упр.8
По желанию : Найдите плотность мыла. Масса написана на куске мыла, а объем вычислите по собственным измерениям.
План урока
I. Организация начала урока. 2 мин
II. Проверка усвоения ранее изученного материала, постановка целей урока
(для учащихся): 7 мин
1. Ребята, на предыдущих уроках мы познакомились с новым для вас понятием ≪Плотность вещества≫, научились определять ее практически, выполнив лабораторную работу №5. Давайте вспомним, как можно найти плотность, скажем об
этом все вместе (учащиеся говорят: ≪Плотность мы легко найдем, разделив массу на
объем≫). А теперь уточним еще раз, что мы должны знать, чтобы найти плотность, и как мы найдем нужные величины. (Учащиеся отвечают, что надо знать массу тела,
которую найдем с помощью весов, и надо знать объем тела, который найдем с
помощью мензурки, так как все овощи имеют неправильную форму).
2. А теперь работаем парами. Каждая пара учащихся, имеет у себя на
рабочем месте все необходимое оборудование, и как можно быстрее приступает к
работе, определяет плотность предложенного овоща. Свой результат сначала
вычисляете на карточке с названием овоща, а затем результат записываете на доске,
напротив плотности соответствующего овоща. Карточки со своими фамилиями
сдаете. Когда будет закончена работа, то у всех овощей, названия которых на доске,
будет известна плотность.
III. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е.
актуализация знаний и практических умений, мотивация деятельности
учащихся на уроке. 1 мин
Мы, видим, что с работой справились все. Молодцы! А теперь новая работа.
Ребята, содержание сегодняшнего урока поможет понять нам, как не используя весы
определить массу тела, как не производя измерений определить объем тела. Если вы
будете внимательно следить за ходом моих рассуждений, вы обязательно научитесь
это делать, запомните нужные формулы и простейший алгоритм решения задач по
этой теме. В ходе урока я оценю работу многих из вас, старайтесь активно работать,
и тогда вы овладеете материалом, будете уметь применять его для объяснения
качественных задач и практического использования.
IV. Изучение нового материала, в том числе объяснение. 15 мин
Открываем рабочие тетради, записываем сегодняшнее число, классная работа
и тема урока (все написано на доске). Записав тему урока, мы видим, что сегодня мы
вновь будем говорить о тех самых трех взаимосвязанных физических величинах: массе, объеме и плотности, о которых шла речь на предыдущих уроках. Сегодня
мы узнаем новые способы и новые формулы для вычисления массы и объема,
узнаем о практическом применении изучаемого сегодня материала. Внимание!
(Перед учащимися на демонстрационный стол ставится штатив с горизонтальным
стержнем, на котором висят крупные овощи). Ребята, ваша работа сегодня вначале
урока уже позволила нам узнать плотность разных овощей. А сейчас попытайтесь
найти способ, придумайте, как определить массу, например, этой картофелины не
используя, весов и я напоминаю, что плотность картошки мы знаем, объем написан
на картофелине Vк = 133 см3 (слушаем предложения учащихся и обобщаю их). Итак, чтобы найти массу картошки, мы берем за основу известную уже формулу
ρ = m / v , но посмотрим на нее с точки зрения математики: здесь известны делитель
и частное, давайте вспомним, как же найти неизвестное делимое (учащиеся
отвечают) из этого следует, что m = ρ . v, запишите все эту формулу в тетрадь и
выделите ее, так как это очень важная формула.
А теперь пользуясь этой формулой давайте вычислим массу этой большой
картошки (вычисление производится на доске). Видите, ребята массу тела можно
найти не имея весов, а используя только формулу.
2. Ребята мы еще раз обращаемся к формуле, по которой вычисляется
плотность вещества. Но, теперь пользуясь этой формулой, я хочу вычислить объем,
т.е. пользуясь языком математики, у нас известны делимое и частное. А как же нам
найти неизвестный делитель: кто же догадался уже, т.е. понял и знает, как найти
объем тела, например моркови, яблока или редьки зная их массу и плотность?
(слушаем учащихся). Запишем в тетрадь формулу для нахождения объема тела по его
массе и плотности и также выделим ее, как основную v = m / ρ. Давайте, вычислим
объем, например, моркови по ее массе и плотности (вычисление производится на доске).
Итак, чтобы вычислить объем тела, можно использовать мензурку, можно
вычислить по формуле, которую изучили сегодня, а если тело имеет правильную
форму, то из уроков математики вы знаете, что для этого надо перемножить …
продолжите мою фразу, что же надо перемножить (учащиеся отвечают: длину,
ширину и высоту).
V.Закрепление изученного материала на данном уроке и ранее пройденного,
связанного с новым: 10 мин
1. Ребята, откройте стр. 52 и найдите в тексте §22 учебника, что говорится о
практическом применении того, о чем мы сегодня говорим, (ученик зачитывает по
учебнику первый абзац).
Да, ребята, как видите, изучаемый сегодня материал, формулы, очень важны для
практических целей, потому что с их помощью можно всегда найти объем и массу
тел особенно имеющих причудливую форму.
2. А сейчас, в подтверждение этих слов давайте обратимся к картине, на
которой представлен памятник Петру I.
≪Стынет в грозном нетерпенье, конь великого Петра≫, эти строки Анны Ахматовой о
памятнике, который вы видите на картине.
18 августа 1782 г. в г. Петербурге присутствующим был представлен ≪гигант на
скачущем коне≫, одно из величайших произведений мирового искусства. Более 220
лет стоит памятник Петру I, созданный французским скульптором Фальконе.
Взволнованные и вдохновенные строки об этом памятнике есть у А.С. Пушкина в его
поэме с таким же названием ≪Медный всадник≫, вот несколько строк из этой поэмы:
И думал он
Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердо встать при море
На картине, которая перед нами, мы видим Великого Петра I на вздыбленном коне,
под ноги, которого брошена змея. С одной стороны змея это дополнительная точка
опоры, для большей устойчивости памятника, с другой стороны змея –
символизировала враждебные России силы. Конь и всадник были отлиты из бронзы,
а камень для пьедестала предстояло еще найти. Крестьянин Вишняков
рассказал в Академии художеств, что в 12-ти верстах от Петербурга есть глыба
называемая Гром – камень на которую не раз взбирался Петр I и осматривал
окрестности. Крестьянин утверждал, что глыба подойдет для пьедестала, и началась
трудная работа по перемещению этого камня из гранита.
Сотни крестьян, согнанные из окрестных деревень с помощью воротов, канатов и
рычагов, перемещали платформу с глыбой целых 5 месяцев. Затем обработанный
мастерами – каменотесами гранитный камень стал прекрасным пьедесталом для
памятника Петру I. Объем этого камня 480 м3, плотность гранита 2500 кг/м3. Давайте,
определим массу этого камня, и тогда нам станет понятно, почему 12 верст камень
≪ехал≫ целых 5 месяцев. (Одна верста примерно равна 1067 м , тогда 12 верст
составляют около 13 км).
Дано: Решение:
v = 480 м3 m = ρ . v
ρ = 2500 кг/м3 Вычисление:
m - ? m = 2500 кг/м3 . 480м3 = 1 200 000 кг = 1 200 т
Вот такова масса камня, миллион двести тысяч килограмм! Подчеркну еще раз, мы
определили массу камня не используя весов.
VI. Обобщение и систематизация знаний и умений, связь с новыми и ранее
полученными и сформированными. 5 мин
(Пока производится вычисление массы камня, на доске написать m1=780г, v1=100см3,
m2 =780 г, v2 = 200 см3).
Ребята, я думаю, что вы уже знаете, что тела могут быть сплошными, а могут
содержать в себе пустоты и при этом они могут быть изготовлены из одного и того
же материала. Например, есть два тела изготовленных из стали. Одно тело
имеет массу 780г и объем 100 см3, а другое тело имеет массу такую же 780г, а объем
другой – 200 см3. Не подскажите ли вы, как узнать, в каком теле есть пустота, в
первом или во втором?
Что надо сделать, что определить, чтобы правильно ответить на вопрос, в каком теле
есть пустота? (надо определить, например, плотность. В первом теле нет пустот, т.к.
его вычисленная плотность соответствует табличному значению: ρ = 7,8 г/см3).
Рассматриваем качественные задачи: а) Знаменитую задачу о короне царя Гиерона решил в свое время древнегреческий философ Архимед. Упомянутый царь подозревал, что часть золота в короне изготовители ее подменили более дешевым серебром. Как бы вы проверили чистоту вещества короны?
Б) Два грузовика везут грузы одинаковой массы.
Отличаются ли плотности перевозимых материалов?
Тела часто бывают сделаны из разных материалов. Поэтому, проводя расчет
по формуле, мы получаем значение плотности некоего символического материала,
или, по-другому, значение средней плотности ρ материалов, из которых сделано тело.
Тело человека тоже состоит из различных материалов: кости, кожа, мышцы,
кровь, внутренние органы и т.д., поэтому плотность ≪условного≫ материала
человека (ρ≈1036 кг/м3), т.е. чуть больше плотности воды.
г) Скульптор изваял фигурки одинаковой формы и массы из мрамора и дерева, отлил
из чугуна и воска, вылепил из глины и пластилина. Расположите фигурки ≪по росту≫.
Плотность чугуна, воска, глины, мрамора, дерева и пластилина известна из
справочных таблиц:
ρч = 7000 кг/м3 ρг = 1500 кг/м3 ρв = 900 кг/м3
ρд = 400 кг/м3 ρп = 950 кг/м3 ρм = 2700 кг/м3
(данные значения плотности написаны на доске).
Решение состоит в том, что рисунки первых букв названий веществ,
учащиеся делают в тетрадях самостоятельно, начиная с самой большой и заканчивая
самой маленькой буквой, затем, кто сделал быстрее других, выполняет задание на
доске.
VII. Подведение итогов и результатов урока, оценка работы учащихся,
выставление оценок. 2 мин
VIII. Информация о домашнем задании. 1 мин
Д.З. § 22, упр.8
По желанию : найдите плотность мыла. Масса написана на куске мыла, а объем
вычислите по собственным измерениям.
(Комментирую обязательное домашнее задание, и то задание что учащиеся
выполняют по желанию).
IX. Рефлексия. 1 мин
На доске, магнитами, укрепляю три листа с рисунками и текстом.
Прошу учащихся изобразить в тетради тот рисунок, который относится
непосредственно к нему (каждый выбрал и нарисовал). Я посмотрела,
поблагодарила. Урок окончен.__
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Плотность вещества. Плотность мы легко найдем, разделив массу на объем. ρ= m : V
Работа в парах. 1. Определите плотность предложенного овоща. 2. Свой результат вычислите на карточке с названием овоща. 3. Результат записываем на доске, напротив плотности соответствующего овоща. 4. Карточки со своими фамилиями сдаете.
Плотности овощей. ρсвекла = 1075 кг / м 3 ρкартофель = 680кг/м3 ρяблоко = 884кг/м3 ρогурец = 943 кг/м3 ρморковь =1080 кг/м3
Формула для расчета массы. m = ρ V
Формула для расчета объема. V = m : ρ
И думал он Отсель грозить мы будем шведу. Здесь будет город заложен Назло надменному соседу Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно, ногою твердо вставить при море.
Задача Объем этого камня 480 М 3 , плотность гранита 2500кг/ М 3 . Давайте определим массу этого камня.
Есть два тела изготовленных из стали . V =100 см 3 m = 780г V =200 см 3 m = 780г Не подскажите ли, вы как узнать, в каком теле есть пустота, в первом или во втором?
Задача Знаменитую задачу о короне царя Гиерона решил в свое время древнегреческий философ Архимед. Упомянутый царь подозревал, что часть золота в короне изготовители ее подменили более дешевым серебром. Как бы вы решили эту задачу?
Задача. Два грузовика везут грузы одинаковой массы. Отличаются ли плотности перевозимых материалов?
Задача. Скульптор изваял фигурки одинаковой формы и массы из мрамора и дерева, отлил из чугуна и воска, вылепил из глины и пластилина. Расположите фигурки « по росту». Плотность веществ нам известна из таблицы. Рисунки первых букв названий веществ, сделайте в тетради. Начиная с самой большой и заканчивая самой маленькой буквой.
Домашнее задание. § 22 упражнение 8 По желанию: Найдите плотность мыла. Масса написана на куске мыла, а объем вычислите по собственным измерениям.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме:"Расчет массы и объема тела по его плотности"
Конспект урока для 7 класса. В конспекте :вступительное слово учителя о теме и форме урока;актуализация знаний; новая тема; физминутка; решение задач; рефлексия; информация о Д/з....
Урок решения задач в 7 классе по теме"Расчет массы и объема тела по его плотности".
Урок физики с применением ИКТ способствует развитию умений и навыков оперировать понятием "плотность тела" при решении задач. В ходе урока отрабатывается навык установления связей между фи...
Конспект урока по физике 7 класс "Расчет массы и объема тела по его плотности"
Конспект урока по физике 7 класс "Расчет массы и объема тела по его плотности"...
Презентация к уроку "Расчет массы и объема тела по его плотности" 7 класс.
Презентация к уроку "Расчет массы и объема тела по его плотности" 7 клас...
«Решение задач на расчет массы и объёма тела по его плотности»
Урок применения знаний по теме "плотность вещества" в 7 классе с презентацией....
конспект урока по физике в 7 классе "Расчет массы и объема тела по его плотности"
Расчет массы и объема тела по его плотности...
Плотность вещества. Расчет массы и объема тела по его плотности.
Материал презентации по теме."Плотность вещества. Расчет массы и объема тела по его плотности." Ловцовой А.Ф. находится по ссылке-https://vk.com/wall555604454_1610...