уроки, презентации, программа 10-11 кл
материал по физике (7 класс) по теме
рекомендую просмотр данных материалов, думаю что пригодятся для работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
лабораторные работы 7 класса в домашних условиях | 33.91 КБ |
программа 10-11 классы базовый уровень | 307 КБ |
презентация "виды излучения" | 384 КБ |
внеклассная работа ко "Дню космонавтики" | 1.93 МБ |
качественные задачи по физике | 1.35 МБ |
Предварительный просмотр:
пр
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Успенская средняя общеобразовательная школа Татарского района Новосибирской области
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ приказ № _________ |
Рабочая ПРОГРАММА
Среднего (полного) общего образования
по физике
(базовый уровень)
X - XI классы
Разработчик: Савина Л.В.,
учитель физики
с. Успенка
Пояснительная записка
Программа по физике составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
- Приказом Минобразования России “Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования” от 5 марта 2004 г. № 1089.
- Государственными стандартами среднего (полного) общего образования по физике / Сборник нормативных документов. – М.: Дрофа, 2004.
- Примерной программой среднего (полного) общего образования по физике. / Сборник нормативных документов. Физика. М.: Просвещение, 2009.
- Учебным планом школы .
- Программой _ФИЗИКА 10-11 классы. Авторы программы: Мякишев Г.Я, Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н.., «Просвещение», Москва, 2009 год
Общая характеристика учебного предмета
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и методы научного познания»
Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в программе среднего (полного) общего образования структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, электродинамика, электромагнитные колебания и волны, квантовая физика.
Особенностью предмета физика в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.
В программе базового уровня акцент делается на изучение физики как элемента общей культуры, на ознакомление учащихся с историей возникновения и развития основных представлений физики как науки, на формирование у них представлений о физической картине мира.
В содержание курса базового уровня включены знания и умения, наиболее значимые для формирования общей культуры.
В содержание программы на базовом уровне введены элементы астрономических знаний, необходимые каждому культурному человеку для формирования современных представлений о строении и эволюции Вселенной. Это стало необходимым в связи с исключением учебного предмета “Астрономия”, имеющего большое значение для формирования научной картины мира, из федерального компонента базисного учебного плана.
Цели изучения физики
Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
- овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
- использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
- использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
- владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
- организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
C целью формирования экспериментальных умений в программе предусмотрена система фронтальных лабораторных работ.
Основной акцент при обучение по предлагаемой программе делается на научный и мировоззренческий аспект образования по физике, являющийся важнейшим вкладом в создание интеллектуального потенциала страны.
Распределение учебного времени, отведенного на изучение отдельных разделов курса.
Тема | Рабочая программа | Программа примерная | ||
10кл | 11 кл | всего | ||
1.Физика и методы научного познания | 2 | 2 | 4 | 4 |
2. Механика | 32 | 32 | 32 | |
3. Молекулярная физика. Термодинамика | 27 | 27 | 27 | |
4. Электродинамика | 11 | 24 | 35 | 35 |
5.Квантовая физика | 20 | 28 | 28 | |
элементы астрофизики | 8 | |||
Повторение | 14 | 14 | 14 | |
Резерв | ||||
Всего | 72ч | 68 ч | 140 | 140 |
Список лабораторных работ, которые не проводятся
Название лабораторной работы | Причина, по которой не проводится лабораторная работа | ||
Примерная программа | Программа авторов Мякишев Г.Я, Буховцев Б.Б., | ||
Нет в примерной программе | Нет необходимого оборудования | ||
Опытная проверка закона Гей-Люссака. | + | * | |
«Изучение последовательного и параллельного соединения проводников».. | + | ||
Наблюдение действия магнитного | + | ||
Измерение магнитной индукции | + (заменена л.р. Изучение явления электромагнитной индукции) | ||
Определение спектральных границ чувствительности человеческого глаза.)* | (заменена л.р. Измерение длины световой волны) | ||
Измерение электрического* сопротивления с помощью омметра | + Из-за нехватки оборудования проводится в виде фронтального эксперимента | ||
Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы. | + |
Основное содержание
10 класс
Уровень __базовый_________
Всего часов на изучение программы 72 Количество часов в неделю ___2___________
Физика и методы научного познания (2 ч) |
Физика – наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. |
Механика (32 час) |
Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Свободное падение тел Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью |
Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение Предсказательная сила законов классической механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики Первый закон Ньютона. Второй и третий законы Ньютона. Первая космическая скорость. Вес тела. Невесомость и перегрузки. Силы тяжести, упругости, трения |
Законы сохранения в механике. Импульс материальной точки. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Энергия. Закон сохранения механической энергии. |
Повышенный уровень (для самостоятельной работы) |
Момент силы. Условия равновесия твердого тела. Механические колебания. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Уравнение гармонических колебаний. Свободные и вынужденные колебания. Резонанс. Автоколебания. Механические волны. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Уравнение гармонической волны. Свойства механических волн: отражение, преломление, интерференция, дифракция. Звуковые волны. |
Демонстрации Зависимость траектории от выбора системы отсчета. Падение тел в воздухе и в вакууме. Явление инерции. Сравнение масс взаимодействующих тел. Второй закон Ньютона. Измерение сил. Сложение сил. Зависимость силы упругости от деформации. Силы трения. Условия равновесия тел. Реактивное движение. Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно. Лабораторные работы 1.Измерение ускорения свободного падения. 2..Изучение движения тел по окружности под действием силы тяжести и упругости. 3.Исследование упругого и неупругого столкновений тел. «Измерение коэффициента трения скольжения». 4.Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости. 5.Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела. В результате изучения темы ученик должен знать/понимать /уметь
|
Молекулярная физика (27 час) |
Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Модель идеального газа. Давление газа. Броуновское движение Строение газообразных, жидких и твердых тел . Связь между давлением идеального газа и средней кинетической энергией теплового движения его молекул. Границы применимости модели идеального газа. |
Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. .Температура и тепловое равновесие. |
Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы. |
Строение и свойства жидкостей и твердых тел. Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха. Модель строения жидкостей. Поверхностное натяжение. Модель строения твердых тел. |
Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. Внутренняя энергия и способы ее изменения. Изменения агрегатных состояний вещества. Расчет количества теплоты. Первый закон термодинамики. Второй закон термодинамики. |
Демонстрации Механическая модель броуновского движения. Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме. Изменение объема газа с изменением температуры при постоянном давлении. Изменение объема газа с изменением давления при постоянной температуре. Кипение воды при пониженном давлении. Устройство психрометра и гигрометра. Явление поверхностного натяжения жидкости. Кристаллические и аморфные тела. Объемные модели строения кристаллов. Модели тепловых двигателей. Лабораторные работы
6. « Измерение удельной теплоёмкости вещества». В результате изучения темы ученик должен знать/понимать/ уметь
|
Электродинамика ( 11 ч ) |
Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. .Закон Кулона. Напряженность электрического поля. Потенциал электрического поля. Разность потенциалов. Электрическая емкость. Конденсатор. |
Электрический ток. Закон Ома для полной цепи. Условия, необходимые для существования электрического тока. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность электрического тока. Электродвижущая сила (ЭДС). |
Повышенный уровень (для самостоятельной работы) |
Плазма. Электрический ток в металлах, электролитах, газах и вакууме. Закон электролиза.. Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников. Полупроводниковый диод. Полупроводниковые приборы. |
Демонстрации Электрометр. Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Энергия заряженного конденсатора Лабораторные работы 7. «Измерение электрического сопротивления с помощью вольтметра и амперметра». 8. «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока».
В результате изучения темы ученик должен знать/понимать
|
Календарно – тематическое планирование по физике. 10 кл. | ||
№урока | Тема учебного занятия | § учебника Д/З |
Физика и методы научного познания (2 ч) | ||
1/1 | Физика – наука о природе. Научные методы познания мира. Инструктаж по тб | Введение К10 (2) |
2/2 | Роль эксперимента и теории в процессе познания природы | Инд зад |
Механика (32 час) | ||
3/1 | Механическое движение, его виды и характеристики. | §3,§5-8Упр1.(1,2) |
4/2 | Относительность механического движения. | §10 Упр2.(1,2*) |
5/3 | Графики движения | Инд.зад. |
6/4 | Решение задач по теме «Равномерное движение» | [7, №20,22] упр1 (1,2) |
7/5 | Прямолинейное равноускоренное движение | §11-14 пр3.(1,2*) |
8/6 | Свободное падение тел Л.Р.№1 Измерение ускорения свободного падения Инструктаж по тб | §15-16 Упр4.(1,2) |
9/7 | Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью | §17 Упр5.(1) |
10/8 | Решение задач по теме «Равноускоренное движение» | ТС2-10, инд. Зад. |
11/9 | Повторение по теме: «Кинематика» | Инд.зад. |
12/10 | Кр.№1 по теме «Кинематика» | |
13/11 | Законы динамики Ньютона. Предсказательная сила законов классической механики. | §20-22,§23 -27 §24 (стр64) |
14/12 | Решение задач на законы Ньютона. Л.О. Исследование движения тела под действием постоянной силы. Инструктаж по тб | [7,№113,117] |
15/13 | Принцип относительности Галилея. Границы применимости классической механики. | §28 |
16/14 | Всемирное тяготение | §30,§31Упр7.(1) |
17/15 | Сила тяжести и Вес. Невесомость | §32-33 |
18/16 | Силы тяжести, упругости, трения | §29,34-37 |
19/17 | Решение задач по теме «Сила тяжести и Вес. Невесомость » | [7,№169,170,172] |
20/18 | Решение задач по теме «Силы упругости, трения » | |
21/19 | Л.Р №2.Изучение движения тел по окружности под действием силы тяжести и упругости. Инструктаж по тб | Инд.зад. |
22/20 | Импульс материальной точки. Закон сохранения импульса. | §39,§40 Упр8.(1) |
23/21 | Реактивное движение. | §41[7314,316,317] |
24/22 | Решение задач по теме «Закон сохранения импульса» | Инд.зад. |
25/23 | Лр.№3 «Исследование упругого и неупругого столкновение тел». «Измерение коэффициента трения скольжения» Инструктаж по тб | Упр8.(2,4) |
26/24 | Работа силы. | §43,§45 |
27/25 | Энергия. Закон сохранения механической энергии. | 46,§49 |
28/26 | Решение задач по теме: «Работа силы. Энергия» | 46,§49 |
29/27 | Решение задач по теме: «Закон сохранения энергии» | [7,№335,336,339] |
30/28 | Л.Р№4 Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости. Инструктаж по тб | Упр9.(1) |
31/29 | Л.Р№5 Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела Инструктаж по тб | Упр9.(5) |
32/30 | Кр.№2 «Динамика материальной точки. Законы сохранения» | Ф11 §117 § 42 |
33/31 | Коррекция знаний по теме «Динамика материальной точки». | |
34/32 | Коррекция знаний по теме «Законы сохранения». | Инд зад |
Молекулярная физика (27 час) | ||
35/1 | Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. | §56,§58, §59[7,455,457] |
36/2 | Модель идеального газа. Давление газа. | §61, 63*Упр11.(8) |
37/3 | Строение газообразных, жидких и твердых тел | §60§57*, |
38/4 | Абсолютная температура. Температура - мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества | §64,66 Упр12.(2) |
39/5 | Решение задач по теме «Основы МКТ. Температура» | §64,66 Упр12.(2) |
40/6 | Решение задач по теме « Температура. Энергия теплового движения» | Инд.зад. |
41/7 | Уравнение состояния идеального газа. | §68 [7,494,495,] |
42/8 | Решение задач : «Уравнение состояния идеального газа.» | Инд.зад. |
43/9 | Изо процессы | §69 Упр13.(2,5) |
44/10 | Решение задач по теме «Изо процессы » | (С) 585 587 589 |
45/11 | Насыщенные и ненасыщенные пары. | §70-§71 Упр14.(1,2,) |
46/12 | Влажность воздуха. Л.О Измерение влажности воздуха. Инструктаж по тб | §72 |
47/13 | Модель строения жидкостей. Поверхностное натяжение. Л.О. Измерение поверхностного натяжения жидкости. Инструктаж по тб | К10-64(03) |
48/14 | Решение задач : «поверхностного натяжения жидкости.» | Инд.зад. |
49/15 | Модель строения твердых тел. | §73-74 |
50/16 | Внутренняя энергия и способы ее изменения. | §75-§76[7,621,623,] |
51/17 | Решение задач : «Внутренняя энергия». | Инд.зад. |
52/18 | Изменения агрегатных состояний вещества. Расчет количества теплоты. | §77 Упр15.(10*) |
53/19 | Решение задач : «Расчет количества теплоты». | Инд.зад. |
54/20 | ЛР№6 «Измерение удельной теплоёмкости вещества». Инструктаж по тб | 637, 638 (Р) |
55/21 | Законы термодинамики. Первый закон термодинамики | §78-79*.(С).650-654 |
56/22 | Решение задач : «. Первый закон термодинамики». | Инд . зад. |
57/23 | Необратимость тепловых процессов. Второй закон термодинамики. Порядок и хаос | §80 [7,651,652,655] |
58/24 | Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. | §82 Упр15.(11,12*) |
59/25 | Повторение: « Молекулярная физика Термодинамика» | Подг. К.р. |
60/26 | Кр.№3 по теме « Молекулярная физика Термодинамика» | |
61/27 | Коррекция знаний по теме « Молекулярная физика. Термодинамика» | Инд.зад. |
Электродинамика (11 ч ) | ||
62/1 | Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. | §84-86 §87-88 |
63/2 | Электрическое поле. Напряженность электрического поля. | §90-91 [7,703-705] |
64/3 | Потенциал электрического поля. Разность потенциалов. Электрическая емкость. Конденсатор. | §97(С). 885 886 926 §99-100 |
65/4 | Кр.№4 по теме «Электростатика». | |
66/5 | Электрический ток. Сила тока. Условия, необходимые для существования электрического тока. | §102-103 [7,776-781] |
67/6 | Закон Ома для участка цепи. Сопротивление Л.р№7. «.Измерение электрического сопротивления с помощью вольтметра и амперметра». Инструктаж по тб | §104 [7,785,786] |
68/7 | Последовательное и параллельное соединение проводников. | §105 §106 §107 |
69/8 | Работа и мощность электрического тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. | П. 108 Упр19.(6,7) |
70/9 | Л.Р.№ 8 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока» . Инструктаж по тб | с. 352 § 109-112 §§ 113-116 выборочно |
71/10 | Электрический ток в металлах, Полупроводники. Электрический ток в электролитах. Закон электролиза .Л.О. Измерение элементарного заряда. Инструктаж по тб Электрический ток в газах и вакууме. Плазма. | §§ 119-120 §§ 117, 121-123 выборочно |
72/11 | Кр. .№5 по теме «Законы постоянного тока» |
11 класс
Уровень __базовый_________
Всего часов на изучение программы 68 Количество часов в неделю ___2___
Электродинамика 24 ч |
Магнитное поле тока. Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы. Индукция магнитного поля. Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера. Сила Лоренца. |
Явление электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Электромагнитное поле. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции Фарадея. Правило Ленца. Самоиндукция. Индуктивность |
Свободные электромагнитные колебания. Колебательный контур Переменный ток. Трансформатор. Производство, передача и потребление электрической энергии. |
Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Принцип радиотелефонной связи. Простейший радиоприемник. Радиолокация. Принципы телевидения. Развитие средств связи.. |
Волновые свойства света. Различные виды электромагнитных излучений и их практические применения. Законы распространения света. Оптические приборы. Скорость света. Законы отражения и преломления света Дисперсия света Интерференция света. Дифракция света. Поляризация света Линза. Дифракционная решетка. Различные виды электромагнитных излучений, их свойства и практические применения. Шкала электромагнитных излучений. |
Повышенный уровень (для самостоятельной работы) |
Постулаты специальной теории относительности Эйнштейна. Пространство и время в специальной теории относительности. Полная энергия. Энергия покоя. Релятивистский импульс. Связь полной энергии с импульсом и массой тела. Дефект массы и энергия связи. |
Демонстрации Электроизмерительные приборы. Магнитное взаимодействие токов. Отклонение электронного пучка магнитным полем. Магнитная запись звука. Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока. Свободные электромагнитные колебания. Осциллограмма переменного тока. Генератор переменного тока. Излучение и прием электромагнитных волн. Отражение и преломление электромагнитных волн. Интерференция света. Дифракция света. Получение спектра с помощью призмы. Получение спектра с помощью дифракционной решетки. Поляризация света. Прямолинейное распространение, отражение и преломление света. Оптические приборы Лабораторные работы 1.Изучение явления электромагнитной индукции 2.Измерение показателя преломления стекла. 3.Измерение длины световой волны. В результате изучения темы ученик должен знать/понимать
уметь
|
Квантовая физика и элементы астрофизики (28ч) |
Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм. Применение фотоэффекта. |
Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Лазеры. Опыт Резерфорда. |
Строение атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения. Закон радиоактивного распада. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия. Ядерные реакции. Цепная реакция деления ядер. Элементарные частицы |
Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной. Общие сведения о Солнце. |
Демонстрации Фотоэффект. Линейчатые спектры излучения. Лазер. Счетчик ионизирующих частиц. Лабораторные работы и опыты. Л.О. Наблюдение линейчатых спектров. Л/р №4 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям». В результате изучения темы ученик должен знать/понимать
уметь описывать и объяснять физические явления и свойства тел: излучение и поглощение света атомом; фотоэффект; |
Физика и методы научного познания (2 час) Основные элементы физической картины мира. |
Обобщающее повторение 14 час. Кинематика материальной точки. Динамика материальной точки. Законы сохранения. Динамика периодического движения. Релятивистская механика. Молекулярная структура вещества. МКТ идеального газа. Термодинамика. Силы электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов. Энергия электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов. Постоянный электрический ток. Магнитное поле. Электромагнетизм. Электромагнитное излучение. Волновая оптика. Квантовая теория электромагнитного излучения. |
Календарно-тематическое планирование по физике 11 класс 2 часа в неделю(68 часов) | ||
№урока | Тема учебного занятия | § учебника |
Повторение 1 ч | ||
1/1 | Инструктаж по ТБ. Вводный урок. Повторение темы «Электростатика, Электрический ток» | |
Электродинамика. ( 24 ч ) Магнитное поле. Электромагнитная индукция. ( 9 ч ) | ||
2/1 | Магнитное поле тока Действие магнитного поля на проводник с током | 1,2 3, 4*,5* |
3/2 | Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы | 6,7 р/з |
4/3 | Решение задач по теме «Магнитное поле» | Инд.зад. |
5/4 | Явление электромагнитной индукции Закон электромагнитной индукции ЛР№1 «Изучение явления электромагнитной индукции». Инструктаж по тб | §8-10 |
6/5 | Опыты Фарадея. Правило Ленца. | П. 11,12,13 р/з |
7/6 | Самоиндукция. Индуктивность | §14,§15§12*, |
8/7 | Энергия магнитного поля. Электромагнитное поле | §16,17 |
9/8 | Решение задач по теме «Магнитное поле. Электромагнитная индукция» | Инд.зад. |
10/9 | Контрольная работа № 1 по теме «Магнитное поле. Электромагнитная индукция» | |
Электродинамика . Электромагнитные колебания и волны ( 15 ч ) | ||
11/1 | Свободные электромагнитные колебания Колебательный контур. | 27§28 [№942,944] |
12/2 | Переменный электрический ток. Трансформатор. | §31§37,§38 выбор. |
13/3 | Производство, передача и потребление электрической энергии. | §39§40 |
14/4 | Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. | §48,§49 54 |
15/5 | Принцип радиотелефонной связи. Простейший радиоприемник. | §51,§52 |
16/6 | Радиолокация. Принципы телевидения. Развитие средств связи. | §55,§56,§57 |
17/7 | Скорость света. Законы распространения света. Закон отражения света. | §59§60 |
18/8 | Законы распространения света. Закон преломления света | §61 |
19/9 | ЛР№2 «Измерение показателя преломления стекла». Инструктаж по тб | Инд.зад. |
20/10 | Линза. Оптические приборы. Дисперсия света | 63-65, §66 |
21/11 | Волновые свойства света: интерференция, Волновые свойства света: дифракция и поляризация. Л.О. «Наблюдение линейчатых спектров». | §68, 67*,69* §71§73 |
22/12 | ЛР№3 Измерение длины световой волны Инструктаж по тб | §72 Ф11 |
23/13 | Различные виды электромагнитных излучений и их практические применения. Шкала электромагнитных излучений. | §80, §84 Инд.зад. |
24/14 | Постулаты специальной теории относительности Эйнштейна. Повторение: «Электромагнитные колебания и волны» | П. 85-86 Инд.зад. |
25/15 | Контрольная работа №2 по теме «Электромагнитные колебания и волны» | |
Квантовая физика и элементы астрофизики . ( 20 ч) | ||
26/1 | Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. | Стр 156, §87,88 |
27/2 | Решение задач по теме: «Энергия Кванта. Фотоэффект». | Инд.зад. |
28/3 | Фотон. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм. | §89, реш.зад. |
29/4 | Решение задач по теме: «Фотоэффект. Фотон». | Инд.зад. |
30/5 | Применение фотоэффекта. | §90-92, инд.зад. |
31/6 | Планетарная модель атома. Опыт Резерфорда. | §93, инд.зад. |
32/7 | Квантовые постулаты Бора. | §94, инд.зад. |
33/8 | Решение задач «Квантовая физика. Фотоэффект». | Ф11 стр391 |
34/9 | Лазеры. | §96, повт. 90-95 |
35/10 | Радиоактивность. Закон радиоактивного распада. | §98-101 |
36/11 | Строение атомного ядра. Ядерные силы. | §104 |
37/12 | Ядерные реакции. Дефект массы и энергия связи ядра. | §105§106 |
38/13 | Решение задач по теме: «Строение атомного ядра. Дефект массы и энергия связи ядра. | Инд.зад. |
39/14 | Деление ядер урана. Цепная реакция деления ядер. | §107,§108, 109 |
40/15 | Ядерная энергетика. | П. 110, 111 |
41/16 | Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения. | §113 |
42/17 | Элементарные частицы. Методы регистрации частиц. | §114, инд.зад. |
43/18 | Л.Р.№4 «Изучение треков заряжённых частиц по готовым фотографиям». | Инд.зад. |
44/19 | Контрольная работа №3 по теме «Квантовая физика» | |
45/20 | Коррекция знаний по теме «Квантовая физика» | Инд.зад. |
Элементы астрофизики. ( 8 ч ) | ||
46/1 | Солнечная система. | §116-118 |
47/2 | Солнечная система. Планеты | §119 |
48/3 | Общие сведения о Солнце. | §120 |
49/4 | Звезды и источники их энергии. | §121,122 |
50/5 | Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. | §123 |
51/6 | Галактика Млечный путь | §124 п. 119-123. |
52/7 | Строение и эволюция Вселенной. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной | §125,126. |
53/8 | Обобщающий урок по теме «Элементы астрофизики» | |
Физика и методы научного познания (2ч) | ||
54/1 | Единая физическая картина мира. | |
55/2 | Фундаментальные взаимодействия. | |
Повторение. (13ч) | ||
56/1 | Кинематика материальной точки | |
57/2 | Динамика материальной точки. Законы сохранения | |
58/3 | Молекулярная физика. | |
59/4 | Термодинамика | |
60/5 | Электростатика | |
61/6 | Постоянный электрический ток | |
62/7 | Магнитное поле Электромагнетизм | |
63/8 | Электромагнитные колебания и волны | |
64/9 | Квантовая физика. | |
65/10 66/11 | Итоговая контрольная работа | |
67/12 | Коррекция знаний | |
68/13 | Обобщающий урок |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
- смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;, физическая величина, модель, принцип, постулат, пространство, время, инерциальная система отсчета, материальная точка, идеальный газ, резонанс, электромагнитные колебания, квант, дефект массы, энергия связи, радиоактивность[1]
- смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
перемещение, давление, мощность, момент силы, период, частота, амплитуда колебаний, длина волны, , удельная теплоемкость, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания, напряженность электрического поля, разность потенциалов, электроемкость, энергия электрического поля, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, электродвижущая сила, магнитный поток, индукция магнитного поля, индуктивность, энергия магнитного поля, показатель преломления, оптическая сила линзы;
- смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
смысл физических законов, принципов и постулатов (формулировка, границы применимости): принципы суперпозиции и относительности, закон Паскаля, закон Архимеда, закон Гука, основное уравнение кинетической теории газов, уравнение состояния идеального газа, закон Кулона, закон Ома для полной цепи, закон Джоуля-Ленца, законы отражения и преломления света, постулаты специальной теории относительности, закон связи массы и энергии, постулаты Бора, закон радиоактивного распада;
- вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь
- описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект; описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов:
независимость ускорения свободного падения от массы падающего тела; нагревание газа при его быстром сжатии и охлаждение при быстром расширении; повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде; броуновское движение; электризация тел при их контакте; взаимодействие проводников с током; действие магнитного поля на проводник с током; зависимость сопротивления полупроводников от температуры и освещения; дисперсия, интерференция и дифракция света; линейчатые спектры; радиоактивность;
- отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления; описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики;
- применять полученные знания для решения физических задач;
- определять: характер физического процесса по графику, таблице, формуле; продукты ядерных реакций на основе законов сохранения электрического заряда и массового числа;
- измерять: скорость, ускорение свободного падения; массу тела, плотность вещества, силу, работу, мощность, энергию, коэффициент трения скольжения, влажность воздуха, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления льда, электрическое сопротивление, ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока, показатель преломления вещества, оптическую силу линзы, длину световой волны; представлять результаты измерений с учетом их погрешностей;
- приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
- воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи.;
- оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
- рационального природопользования и защиты окружающей среды.
Учебно–методический комплект
Учебная программа | Учебное пособие для ученика | Учебник | Инструмент по отслеживанию результатов работы | Методическое пособие для учителей |
Программа _ФИЗИКА 10-11 классы. Авторы программы: Е Мякишев Г.Я, Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н.., «Просвещение», Москва, 2009 | Рымкевич А. П. Сборник задач по физике 10-11 кл. М. Дрофа 2009 Сборник задач по физике для 10-11 кл. Сост. Г.Н. Степанова. М. Просвещение. 2009 г. | ФИЗИКА-10, авторы: Мякишев Г.Я, Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н.., Изд-во «Просвещение», 2009 г ФИЗИКА-11, авторы: Мякишев Г.Я, Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н.., Изд-во «Просвещение», 2009г | Марон А.Е. Физика 10 кл: Дидактический материал. - М. : Дрофа, 2009. Павленко Н.И. Тестовые задания по физике. 10 класс .М. Школьная пресса. 2009 Меркулова С.С. Тесты по физике. «Физика -10».ЭКЗАМЕН.М.2009 Марон А.Е. Физика 11 кл: Дидактический материал. - М. : Дрофа, 2009. | Н.Н. Тулькибаева А.Э.Пушкарев Методические рекомендации к учебникам Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, Н.Н. Сотского «Физика. 10 класс» и «Физика. 11 класс» Москва «Просвещение» 2009 Волков В.А. Поурочные разработки по физике . 10 кл.,11 кл М. Вако 2009 Фронтальные лабораторные занятия по физике в 7-11 кл. Под ред. В.А.Бурова. М. «Просвещение» 1996 г (8,9Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе. Ч 1,2 .под ред. А.А. Покровского М. Просвещение 2009 г |
Система оценивания.
1. Оценка устных ответов учащихся.
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом усвоенным при изучении других предметов.
Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
2. Оценка письменных контрольных работ.
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.
Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях.
3. Оценка лабораторных работ.
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.
Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.
4. Перечень ошибок.
I. Грубые ошибки.
1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.
2. Неумение выделять в ответе главное.
3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы
5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
7. Неумение определить показания измерительного прибора.
8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
II. Негрубые ошибки.
- Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
- Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
- Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
- Нерациональный выбор хода решения.
III. Недочеты.
- Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.
- Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
- Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
- Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Орфографические и пунктуационные ошибки.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Инфракрасное излучение Е Инфракрасное- «тепловое» излучение. Источник излучения : любые тела, нагретые до определённой температуры. λ=0,74 - 2000 мкм; Свойства: Мало поглощаются воздухом, пылью; Вызывают нагревание тел. Уильям Гершель (нем) 1800г v ф v к
Использование инфракрасного излучения ИК (инфракрасные) диоды и фотодиоды повсеместно применяются в пультах дистанционного управления, системах автоматики, охранных системах и т. п. Инфракрасные излучатели применяют в промышленности для сушки лакокрасочных поверхностей. Положительным побочным эффектом так же является стерилизация пищевых продуктов. Особенностью применения ИК-излучения в пищевой промышленности является возможность проникновения электромагнитной волны в такие капиллярно-пористые продукты, как зерно, крупа, мука и т. п. Электромагнитная волна определённого частотного диапазона оказывает не только термическое, но и биологическое воздействие на продукт, способствует ускорению биохимических превращений в биологических полимерах ( крахмал , белок , липиды ).
Ультрафиолетовое излучение Ультрафиолетовое излучение λ : 380 нм - 10 нм; ν : от 7,9×10 14 — 3×10 16 Гц Источник излучения: Солнце, ртутные лампы Свойства: интенсивно поглощается атмосферой и исследуется только вакуумными приборами; Обладает высокой химической и биологической активностью. Ионизирует воздух Уильям Хайд Волластон (англ.) 1801
УФИ- повышает тонус живого организма; активирует защитные механизмы; повышает уровень иммунитета, а также увеличивает секрецию ряда гормонов; образуются вещества, которые обладают сосудорасширяющим действием, повышают проницаемость кожных сосудов; изменяется углеводный и белковый обмен веществ в организме; изменяет легочную вентиляцию — частоту и ритм дыхания; повышается газообме; образуется в организме витамин Д, укрепляющий костно-мышечную систему и обладающий антирахитным действием.
УФИ Отрицательно действует: на кожу в больших количествах; на сетчатку глаза
Источники УФИ. Применение. Солнце Ртутно-кварцевые лампы Люминесцентные лампы Кварцевание инструмента в лаборатории Солярий
Х- лучи ? Рентгеновская фотография (рентгенограмма) руки своей жены, сделанная В. К. Рентгеном
Рентгеновские лучи Рентге́новское излуче́ние λ : 10 -14 до 10 -8 м Свойства: Высокая химическая и биологическая активность; Ионизирует воздух; Высокая проникающая способность; Свечение газов; Вызывает мутацию организмов . Вильгельм Конрад Рёнтген 1895
Применение РИ Медицина Рентгеноспектрометр Дефектоскоп
Применение РИ Медицина. Выявление дефектов в изделиях (рельсах, сварочных швах и т. д.)) с помощью рентгеновского излучения называется рентгеновской дефектоскопией . В материаловедении , кристаллографии , химии и биохимии рентгеновские лучи используются для выяснения структуры веществ на атомном уровне при помощи дифракционного рассеяния рентгеновского излучения ( рентгеноструктурный анализ ). Известным примером является определение структуры ДНК . Кроме того, при помощи рентгеновских лучей может быть определён химический состав вещества. В аэропортах активно применяются рентгенотелевизионные интроскопы , позволяющие просматривать содержимое ручной клади и багажа в целях визуального обнаружения на экране монитора предметов, представляющих опасность.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
Разработка урока и презентации к уроку. Тема программы: Огневая подготовка, тема урока: "История создания АК-47, неполная разборка и сборка автомата", тема презентаций:"История АК - 47" и "АК - 47 составные части"
При создании электронной потемной папки мною был собран материал по теме программы "Огневая подготовка", переработав который у меня получилась разработка урока "История создания АК-47, неполная разбор...
Презентация к уроку на тему: «Деревня – деревянный мир. Гармония жилья и природы» (4 класс, Модуль «Истоки родного искусства», урок № 2. Программа «Изобразительное искусство» под ред. Б.М. Неменского) (Часть 1)
Презентация к уроку на тему: «Деревня – деревянный мир. Гармония жилья и природы» (4 класс, Модуль «Истоки родного искусства», урок № 2. Программа «Изобразительное ...
Презентация к уроку на тему: «Страна восходящего солнца» (4 класс, Урок № 23, Программа «Изобразительное искусство» под ред. Б.М. Неменского)
Презентация к уроку на тему: «Страна восходящего солнца» (4 класс, Урок № 23, Программа «Изобразительное искусство» под ред. Б.М. Неменского)Презентация тяжелая, поэтому пришло...
Презентация к уроку на тему: «Натюрморт с дарами осени» (5 класс, Урок № 3. Программа «Изобразительное искусство» под ред. Т.Я. Шпикаловой)
Презентация к уроку на тему: «Натюрморт с дарами осени» (5 класс, Урок № 3. Программа «Изобразительное искусство» под ред. Т.Я. Шпикаловой)...
Презентация к уроку на тему: «Изображение в искусстве животного как объекта поклонения, изучения и опоэтизированного художественного образа» (5 класс, Урок № 29. Программа «Изобразительное искусство» под ред. Т.Я. Шпикаловой)
Тема: Животные - братья наши меньшие....
Презентация к уроку на тему: «Мудрость старости» (4 класс, Урок № 30, Программа «Изобразительное искусство» под ред. Б.М. Неменского)
Презентация к уроку на тему: «Мудрость старости» (4 класс, Урок № 30, Программа «Изобразительное искусство» под ред. Б.М. Неменского)...