Влияние искусственных и естественных электромагнитных колебаний на живые организмы
план-конспект урока по физике (11 класс) по теме
конспект урока "Влияние искусственных и естественных электромагнитных колебаний на живые организмы" по физике , 11 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_58.docx | 21.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние искусственных и естественных электромагнитных колебаний на живые организмы
Цель урока: проверить знания учащихся по теме «Электромагнитные волны»;
ознакомить с влиянием искусственных и естественных колебаний
на живые организмы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проведение самостоятельной работы
Вариант I
- Что такое электромагнитные волны? (Распространяющееся в пространстве переменное электромагнитное поле)
- Каковы основные положения теории электромагнитного поля Максвелла? (При всяком изменении магнитного поля возникает вихревое электромагнитное поле, у которого вектор напряженности . При всяком изменении электрического поля возникает магнитное поле, у которого вектор . распространяется в окружающем пространстве со скоростью света.)
- С какой скоростью распространяется электромагнитное взаимодействие в вакууме? (с = 3*108 м/с.)
- Как нужно изменить расстояние между пластинами конденсатора, чтобы настроить контур на прием более длинных волн? (Уменьшить расстояние между ними.)
- При каких условиях возникает электрический резонанс в колебательном контуре детекторного радиоприемника? (Период (частота) принимаемых электромагнитных волн и период (частота) собственных колебаний контура совпадают. В этом случае амплитуда вынужденных колебаний достигает наибольшего значения.)
- Имеются ли существенные различия между условиями распространения радиоволн на Земле и на Луне? (Имеются, так как на Луне отсутствует ионосфера.)
7. Радиоприемник настроен в диапазоне на длину волны 300 м при емкости колебательного контура 200 мкФ. На какую длину волны будет настроен радиоприемник, если не меняя индуктивность колебательного контура, увеличить его емкость до 900 мкФ? (600 м).
- От чего в основном зависит излучательная способность простого колебательного контура? (От частоты электромагнитных колебаний.)
- Какие явления происходят во время радиоприема в цепи детектора? (Высокочастотные модулированные колебания преобразуются в тон звуковой частоты.)
Вариант II
- Можно ли выбрать систему отсчета, в которой обнаружилась бы только магнитная составляющая ? (Нельзя.)
- Как изменится мощность излучения, если частоту электрического вибратора увеличить в раза? (Увеличится в 4раза.)
- Какие явления происходят во время радиоприема в антенне и колебательном контуре приемника? (Под действием радиоволны происходит индуцирование электрических ВЧ-колебаний.)
- При увеличении частоты колебаний в 2 раза энергия, излучаемая открытым колебательным контуром ... (увеличивается в 16раз.)
- Какие колебания выделяются при детектировании? (Низкой частоты.)
- Как нужно изменить индуктивность приемного контура, чтобы настроить его на прием более коротких волн? (Уменьшить.)
- Можно ли осуществить радиосвязь с помощью радиоволн с подводной лодки, находящейся под водой? (Нет.)
8.- Чему равна длина радиоволны, создаваемой радиостанцией, работающей на частоте 1,5-106 Гц? (200м.)
9. Какое преобразование энергии происходит при работе телефона? (Электрическая преобразуется в механическую.)
III. Изучение нового материала
Электромагнитные поля сотовых телефонов
Наиболее вредными являются высокочастотные излучения сантиметрового диапазона. Облучение вызывает нагревание, что может привести к изменениям и даже повреждениям тканей организма. Действие электромагнитных полей на организм' проявляется на функциональном расстройстве центральной нервной системы. Субъективные ощущения - повышенная утомляемость, сонливость или нарушение сна и т.д. При систематическом облучении наблюдаются нервно-психические заболевания, изменение кровяного давления, замедление пульса.
Внешние признаки - поредение волос, сухая кожа, желтоватого оттенка, хриплый голос.
Меры безопасности:
- не разговаривайте много по мобильному телефону;
- не подносите телефон к голове сразу же после нажатия кнопки начала набора номера. В этот момент электромагнитное излучение в несколько раз больше, чем во время разговора;
- опасайтесь находиться подолгу вблизи антенны ретранслятора провайдера;
- при выборе телефона отдайте предпочтение аппаратам с внешними антеннами.
Электромагнитные поля бытовой техники
Наиболее распространенным являет низкочастотное (50 Гц) переменное магнитное поле. В порядке убывания опасности для здоровья человека: микроволновая печь, электроплита, телевизор, стиральная машина, холодильник, электробритва, утюг, электрочайник. Если их поставить рядом или близко друг к другу, они создадут сильное электромагнитное поле. Самое опасное место в квартире - кухня. Обезопасить можно себя самым простым способом - как можно меньше времени проводить на кухне.
Покупайте маломощные приборы, не включайте несколько электробытовых приборов одновременно.
На данный момент наукой количественно не доказано прямой связи между уровнем электромагнитных полей и онкологическими и другими видами заболеваний. Однако качественно связь прослеживается: в местах, где люди подвергаются воздействию электромагнитных облучений, чаще выявляются раковые заболевания и расстройства сердечно-сосудистой и нервной системы. Искусственные электромагнитные поля вредны для всех, но особенно для беременных женщин, людей с заболеванием центральной нервной системы, сердечнососудистой системы, гормональными нарушениями, аллергетиков.
Специалисты советуют не ставить кровать ближе 2 м к кабельным подводкам и ближе 1,5 м к холодильнику. Телевизоры излучают электромагнитное поле во всех направлениях, даже в режиме ожидания.
В России не установлено предельно допустимые уровни переменного магнитного поля частотой 50 Гц для населения, поэтому этот вид излучения не контролируется в местах работы и жилищах.
Как установлено шведскими учеными, при повышении уровня магнитного поля от 0,1 мкТ до 0,4 мкТл риск развития лейкемии у детей возрастает в 3,6 раза.
Персональный компьютер
Многие пользователи полагают, что опасность исходит от монитора - это рентгеновское излучение. В действительности рентгеновские и ультрафиолетовые, инфракрасные излучения, как правило, не
превышают биологическую опасность. Главную опасность представляют электромагнитные поля. Уровень их превышает биологическую опасность. Чувства человека не воспринимают электромагнитные поля рассеянного диапазона и пользователь не может оценить опасность.
У пользователя, работающего за монитором 2-6 часов в сутки, нарушение центральной нервной системы происходит в 4-6 раз чаще. Даже при кратковременной работе (45 мин.) под влиянием электромагнитного излучения происходят значительные изменения гормонального состояния и изменения биотоков мозга. Особо ярко это проявляется у женщин.
Магнитные поля бытовых приборов
Безопасный уровень - 0,2 мкТл:
кофеварка - 0,12 мкТл;
фен-0,1 мкТл;
утюг - 0,3 мкТл;
электрокамин - 0,4 мкТл;
стиральная машина - 0,4 мкТл.
IV. Подведение итогов урока
Домашнее задание: § 11 (Л.Э. Генденштейн)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние исскуственных и естественных электромагнитных колебаний на живые организмы
Наиболее вредными являются высокочастотные излучения сантиметрового диапазона. Облучение вызывает нагревание, что может привести к изменениям и даже повреждениям тканей организма. Кроме того, магнитн...
Тест по теме: Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы.
Тест можно использовать при закреплении материала по данной теме урока, или при проверке знаний на следующем....
Презентация к уроку экологии "Воздействие электромагнитных полей и излучений на живые организмы"
Материал рассказывает о разных видах излучений, которые воздействуют на живые организмы и о их влиянии на на человека и животных....
Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Защита от опасного воздействия на организм человека радиоактивных излучений.
Уро к изучения нового ма териала в 9 классе. Содержит конспект и презентацию к уроку....
«Электромагнитного излучения и живой организм»
По данным научных исследований электромагнитное излучение (ЭМИ) отрицательно сказывается на жизнедеятельности живых организмов. Следовательно, в ходе эксперимента можно спрогнозировать ухудшение состо...
Контрольная работа по теме: «Естественные и искусственные сообщества живых организмов»
Контрольная работа по теме: «Естественные и искусственные сообщества живых организмов» представлена в виде разноуровневых заданий. Данная работа предназначена для учащихся 5 классов....
Урок №97 «Свободные электромагнитные колебания в контуре, их период. Электромагнитное поле. Напряженность электрического поля. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитной волны. Принцип радиосвязи и телевидения. Свет – электромагнит
В рамках дистанционного оучения составлен план занятия (объединенные уроки) на платформе zoom видеоурок с использованием презентации. Уплотненный материал в связи с уменьшением часов занятий....