Статья об использовании ИКТ на уроках физики
статья по физике по теме
Важнейшей задачей преподавателя является формирование личности, способной ориентироваться в потоке информации в условиях непрерывного образования. Осознание общечеловеческих ценностей возможно только при соответствующем познавательном, нравственном, этическом и эстетическом воспитании студентов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Фурасова Елена Анатольевна,
преподаватель физики ГБОУ СПО (ССУЗ)
«Челябинский техникум промышленности и
городского хозяйства им.Я.П.Осадчего»
Информационно-коммуникационные технологии на уроке физики
Важнейшей задачей преподавателя является формирование личности, способной ориентироваться в потоке информации в условиях непрерывного образования. Осознание общечеловеческих ценностей возможно только при соответствующем познавательном, нравственном, этическом и эстетическом воспитании студентов. В связи с этим главную цель обучения можно конкретизировать более частными целями: воспитание у студентов в процессе деятельности положительного отношения к науке вообще и к физике в частности; развитие интереса к физическим знаниям, научно - популярным статьям, жизненным проблемам. Физика является основой естествознания и современного научно - технического прогресса, что определяет следующие конкретные цели обучения: осознание студентами роли физики в науке и производстве, воспитание экологической культуры, понимание нравственных и этических проблем, связанных с физикой.
К тому же в настоящее время особое внимание уделяется индивидуальному подходу при обучении студентов, созданию условий для овладения многообразными способами самостоятельного получения и усвоения знаний, развития творческого потенциала. Одним из важнейших направлений, решающих эту задачу, является внедрение информационно-коммуникационных средств обучения.
В данной статье представлено обобщение опыта по использованию информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) на уроках физики. Использование ИКТ в образовательном процессе должно создать условия для овладения не только знаниями по дисциплине, но и для формирования общих компетенций, предусмотренных ФГОС, и интереса к физике.
В деятельности преподавателя важное место занимает работа по организации познавательной деятельности студентов, так как только самостоятельная учебная деятельность способна привести к образованию прочных и глубоких знаний, а также устойчивых навыков.
Большие возможности содержатся в использовании ИКТ при обучении физике, являющейся экспериментальной наукой и потому предполагающей проведение демонстрационных экспериментов. В современном кабинете физики (как, впрочем, и в любом другом кабинете естественно-научного цикла) должны использоваться не только различные установки и приборы для проведения демонстрационных экспериментов, но и автоматизированное рабочее место педагога, включающее мультимедиа-проектор и демонстрационный экран.
Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.
Применение на уроках физики ИКТ позволяет преподавателю более успешно решать следующие задачи:
- развивать образное мышление студентов благодаря использованию широких возможностей представления визуальной информации;
- развивать творческое мышление путём использования динамичных методов обработки и предъявления информации;
- воспитать познавательный интерес, опираясь на естественную тягу студентов к компьютерной технике;
- разрабатывать новые методы обучения, ориентированные на индивидуальные познавательные потребности личности.
Решение этих задач становится возможным вследствие использования вместе с видеокомпьютерными средствами таких методов обработки информации, как математическое моделирование, компьютерная графика, мультимедиа, компьютерная обработка результатов лабораторных экспериментов. Компьютерные модели легко вписываются в традиционный урок, позволяя продемонстрировать почти «живьём» многие физические эффекты, которые обычно мучительно и долго объясняются «на пальцах». Кроме того, компьютерные модели позволяют организовывать новые, нетрадиционные виды учебной деятельности, например:
1. Урок-исследование. В рамках изучения темы «Фотоэффект» студентам предлагается самостоятельно провести исследование зависимости фототока от частоты падающего света, используя компьютерную модель, и получить необходимые результаты. Компьютерная программа «Физика в картинках» позволяет буквально за считанные минуты провести такое исследование. В этом случае урок приближается к идеалу, так как студенты получают знания в процессе самостоятельной творческой работы, ибо знания необходимы им для получения конкретного, видимого на экране компьютера, результата. Педагог в этом случае является лишь помощником в творческом овладении знаниями.
2. Урок решения задач с последующей компьютерной проверкой. При решении задач по теме «Движение тел, брошенных под углом к горизонту», студентам для самостоятельного решения в классе или в качестве домашнего задания предлагаются индивидуальные задачи, правильность решения которых они могут проверить, поставив затем компьютерные эксперименты. Возможность последующей самостоятельной проверки в компьютерном эксперименте полученных результатов усиливает познавательный интерес, делает работу студентов творческой, а зачастую приближает её по характеру к научному исследованию. В результате многие студенты начинают придумывать свои задачи, решать их, а затем проверять правильность своих рассуждений, используя компьютерные модели.
Для эффективного вовлечения студентов в учебную деятельность с использованием компьютерных моделей могут быть подготовлены индивидуальные раздаточные материалы с заданиями и вопросами различного уровня сложности. Эти материалы могут содержать следующие виды заданий:
1. Ознакомительное задание: назначение модели, управление экспериментом, задания и вопросы по управлению моделью.
2. Компьютерные эксперименты: провести простые эксперименты по данной модели по предложенному плану, вопросы к ним и результаты измерений.
3. Экспериментальное задание: спланировать и провести ряд компьютерных экспериментов.
4. Тестовые задания: выбрать правильный ответ, используя модель.
5. Исследовательское задание: провести эксперимент, доказывающий некоторую предложенную закономерность или опровергающий её; самостоятельно сформулировать ряд закономерностей и подтвердить их экспериментом.
6. Творческое задание: придумать задачу, решить её, поставить эксперимент для проверки полученных ответов.
Значительное число компьютерных моделей, охватывающих почти весь техникумовский курс физики, содержится в учебных электронных изданиях: «Физика в картинках», «Открытая физика», «Живая физика». Существуют большие возможности моделирования физических задач в среде Microsoft Excel. Программной средой компьютерного моделирования являются языки программирования.
Разумеется, компьютерная лаборатория не может полностью заменить настоящую физическую, но этого и не требуется. Не секрет, что студенты с огромным удовольствием и старанием выполняют практические, экспериментальные и лабораторные работы, где идёт непосредственное соприкосновение с приборами, механизмами.
Так, при изучении математического маятника сначала выполняется лабораторная работа «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины», а затем проводится компьютерное исследование этой же зависимости. Разность значений, полученных при реальном и компьютерном эксперименте, позволяет говорить о погрешностях измерения не как об отвлечённых математических величинах, а как об обязательном факторе проведения реального компьютерного эксперимента.
Еще пример: при изучении темы «Изопроцессы» посредством компьютера можно моделировать процессы сжатия и расширения идеального газа при фиксированном значении одного из параметров: давления, температуры, объёма. При этом на графике, приведённом рядом с анимационной моделью процесса, наблюдается изменение двух остальных параметров и, следовательно, внешнего вида самого графика. Тут же выводится энергетическая диаграмма, и студенты могут видеть, как изменяются количество теплоты, произведённая работа и внутренняя энергия данного процесса. Идёт практическая проверка первого закона термодинамики.
Также пришедший на помощь персональный компьютер позволяет проводить лабораторные работы на уроках физики, натурное проведение которых в рамках техникума затруднено или невозможно. В них студент может по своему усмотрению изменять исходные параметры опытов, наблюдать, как изменяется в результате само явление, анализировать увиденное, делать соответствующие выводы. Например, практически невозможно обойтись без компьютерного эксперимента при изучении темы «Квантовые явления».
ИКТ являются неотъемлемой частью при объяснении нового материала. Это и создание презентаций средствами PowerPoint, и демонстрация материалов программы «1С Образование. Физика». По сравнению с традиционной формой ведения урока использование мультимедийных презентаций высвобождает большее количество времени, которое можно использовать для отработки умений, проверки знаний студентов, повторения пройденного материала.
Таким образом, наряду с многообразием технологий, форм, методов, приёмов обучения, ИКТ в обучении позволяют добиться гарантированного положительного педагогического результата. Использование таких технологий - залог успешности и конкурентоспособности современных студентов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "ЗАГАДКИ, СКАЗКИ,ПОСЛОВИЦЫ НА УРОКАХ ФИЗИКИ"
Одним из компонентов технологии развивающего обучения, является особым образом организованное общение. Такой формой общения может быть привлечение фольклорных материалов на уроке физики....

Статья "Использование ИКТ на уроках физики"
Теоретический взгляд на использование ИКТ на уроках физики....

Статья «Формирование коммуникативных УУД на уроках физики»
При введении ФГОС ООО ключевой целью образования является личностное, общекультурное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающих такую компетенцию, как умен...

Статья об использовании ИКТ на уроках физики
Важнейшей задачей преподавателя является формирование личности, способной ориентироваться в потоке информации в условиях непрерывного образования. Осознание общечеловеческих ценностей возможно только ...

Статья «Педагогические мастерские» - технология на уроках физики
Статья «Педагогические мастерские» - технология на уроках физики/...
статья "Исследовательская деятельность учащихся на уроках физики"
Важнейшая проблема, волнующая всех учителей - повышения качества и эффективности урока. Снижение уровня знаний учащихся в значительной степени объясняется качеством урока: однообразием, шаблоном, форм...