Контроль знаний учащихся на уроках физики
статья по физике по теме

В статье описывается  использование на уроках физики разных видов контроля: вводного, текущего, коррекции, итогового. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontrol_znaniy_uchashchikhsya_na_urokakh_fiziki.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Контроль знаний учащихся на уроках физики

Одним из способов повышения качества обучения является контроль знаний, умений и навыков учащихся, представленный в виде дидактической системы. Цель контроля – получение информации об эффективности деятельности учителя и учащихся, корректирование методов обучения. На практике выделяют три формы контроля: индивидуальную, групповую и фронтальную. В связи с этим различают следующие типы контроля: внешний контроль учителя, взаимоконтроль и самоконтроль учащихся. Особенно важным для развития учащихся является самоконтроль, потому что в этом случае ученик осознает правильность своих действий, обнаруживает ошибки, анализирует их и предупреждает. Каждый учитель в своей работе использует следующие виды контроля: вводный, текущий, коррекцию, итоговый. Я  хотела бы остановиться на методах контроля, применяемых мною в течение длительного времени. Из своей практики я знаю, что изученный материал прочнее закрепляется и дольше сохраняется при использовании интересных и разнообразных методов контроля знаний.

В начале изучения темы я знакомлю учащихся с планом нашей работы. Сообщаю предварительные даты будущих проверочных работ. Это помогает школьникам избежать ненужного стресса и самостоятельно распределить свою учебную нагрузку.

Вводный контроль я провожу в начале учебного года только в 8-м, 9-м и 11-м классах для определения уровня знаний после летних каникул и корректирования плана своей работы в данном классе.

Во время текущего контроля большое внимание уделяю работе учащихся с учебником, сборником задач и тетрадями. Каждый ученик имеет две тетради по физике. Одна предназначена для теории (рабочая тетрадь), другая – для решения задач. В рабочей тетради страница делится вертикально на две части. В левой ученик пишет все то, что изучается на уроке вместе с учителем. Правая часть заполняется при выполнении домашнего задания. Необходимо прочитать материал учебника, разделить его на смысловые части и составить вопрос к каждой части для выделения доминирующего элемента знания (ДЭЗ). ДЭЗ определяется в соответствии с тремя критериями: элемент знания выделяется впервые; элемент знания входит в число основных понятий; элемент знания имеет большое мировоззренческое значение. Анализ структуры учебного материала и выделение в нем главных и второстепенных элементов знаний составляет сущность дискретного подхода к обучению и усвоению знаний.  С дискретным подходом я познакомилась во время дистанционного обучения на курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и Факультета педагогического образования МГУ им. М.В.Ломоносова по образовательной программе «Психодидактика: новые технологии в преподавании физики». Составленные вопросы учащиеся записывают цветной пастой  в правую колонку и обязательно подчеркивают в нем ДЭЗ. Здесь же синей пастой пишут ответ на вопрос. Главным является составление вопросов, так как вопрос базируется на заранее составленном в уме ответе, который осталось только зафиксировать. Заполняя тетрадь, ученик обязан проработать весь материал без каких либо пропусков.  В 7 – 9 классах необходимо записать не менее трех, а в 10–11 – не менее пяти вопросов и ответов. На уроке во время проверки домашнего задания анализируется система вопросов, отмечаются наиболее удачные. Опрос может происходить индивидуально, парами, группами, фронтально. Такой метод  текущего контроля позволяет включать всех учащихся в деятельность по изучению программного материала. Проверка тетрадей дает гарантированный минимум накопления оценок и является стимулом для систематической работы учащихся.

Перед каждым учителем физики стоит цель научить решать задачи. Самый эффективный способ научить решать задачи – это просто показывать, как они решатся, а самый эффективный способ научиться решать задачи – это просто их решать. Тетрадь для решения задач стимулирует желание учащихся решать задачи по физике.  В первой половине тетради записываются все задачи, разбираемые на уроке, а во второй  – задачи для самостоятельного решения из сборника. Список задач для самостоятельного решения передается каждому классу в начале учебного года, копируется и помещается в тетрадь.  Если ученик испытывает затруднения при решении задач, то может придти на консультацию к учителю. Из этих задач составляется релейная контрольная работа, которая проводится в конце изучения темы. Эти тетради могут проверяться выборочно в конце урока и обязательно все при сдаче учебной темы.

Контролируя усвоение учебного материала, я использую интерактивную доску (ИД) и программу Notebook. Учащиеся на ИД составляют формулы из предложенных физических величин, переводят одни единицы измерения в другие, характеризуют физические процессы, решают задачи, выполняют тренировочные тесты, демонстрируют свои мультимедийные презентации. ИД повышает заинтересованность учащихся, позволяет улучшить запоминание учебного материала.

В 10–11 классах, где изучение физики ведется на базовом уровне, я работаю по программе Л.Э. Гинденштейна, Ю.И. Дика. В УМК входит сборник заданий и самостоятельных работ. Самостоятельные работы, рассчитанные на 10–15 минут, предназначены для текущего оценивания знаний и включают в себя как  качественные, так и расчетные задачи. Все работы состоят из нескольких вариантов разного уровня сложности (начальный, средний и достаточный). Ученик сам выбирает уровень, а учитель лишь сообщает номер задачи.

Такой вид контроля как коррекцию я провожу для учащихся, которые по разным причинам пропустили занятия или желают улучшить свои результаты. Они могут придти на консультацию, выполнить дублирующую работу, задание по желанию.

Итоговый контроль по каждой учебной теме предусматривает проведение физического диктанта, релейной контрольной работы, компьютерного тестирования, контрольной работы, проверку рабочей тетради и тетради для решения задач. Все эти проверочные работы обязательны. Физический диктант проверяет уровень усвоения теории. Он состоит из двух вариантов, включает следующие разделы: физические величины, формулы, определения и законы, приборы и устройства, перевод единиц. Проводится в начале урока. Релейная контрольная работа выявляет умения решать задачи по теме. Состоит из трех и более вариантов. Компьютерное тестирование проводится на пяти стационарных компьютерах и 15  ноутбуках мобильного класса. В качестве тестовых оболочек я использую программы ИКТС и ADSoft Tester. Мною созданы тесты в электронном варианте по всем разделам школьного курса физики.

В последнее время широко распространяются нетрадиционные формы контроля: викторины, кроссворды, головоломки, шарады и т.д. Я провожу защиту учебных проектов, которая включает в себя выпуск стенгазеты, физический эксперимент, если это возможно, мультимедийную презентацию.  Участие в этих проектах добровольное. Проекты могут быть групповыми и индивидуальными. Приведу примеры проектов: 7-й класс – «Трение в природе и технике», 8-й класс – «Виды теплопередачи в природе и технике», 9-й класс – «Механические колебания и волны  в природе и технике», 10-й класс – «Освоение космического пространства», 11-й класс – «Передача информации с помощью электромагнитных волн».

Систематический контроль знаний  повышает ответственность учащихся за результаты своего труда. Методы контроля, применяемые учителем, будут эффективными только в том случае, если они направлены на выявление осмысленности восприятия знаний и осознанности их использования, если они стимулируют самостоятельность и творческую активность учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УСТНЫХ ФОРМ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

В данной статье предоставлены материалы, отражающие важность использования устных форм контроля знаний на уроках иностранного языка....

Тестовый контроль знаний учащихся на уроках биологии

Проверка знаний и умений важное звено в обучении биологии. Изучение состояния биологической подготовки непременное условие совершенствования учебно-воспитательного процесса. Систематическая проверка в...

Виды контроля знаний учащихся на уроках химии

Данный материал представляет обобщение по теме контроль знаний. В статье указаны виды контроля, на каких этапах урока лучше проводить тот или иной вид контроля. Преимущества тестового контроля для быс...

Использование ИКТ при контроле знаний учащихся на уроках английского языка

Уникальные возможности в  повышении эффективности работы учителя и совершенствовании  контроля  знаний учащихся на уроке английского языка предоставляют информационные технологии и комп...

Тестовый контроль знаний учащихся на уроках алгебры в 8 классе (обобщение опыта по направлению деятельности)

Проведение итоговой аттестации по математике в новой форме  незнакомо учащимся, так как они привыкли к традиционным контрольным работам, состоящим из 5-6 заданий разного уровня сложности, включаю...

Тестовый метод контроля знаний учащихся на уроках технологии.

На своих уроках для проверки и корректировки уровня знаний учащихся, наряду с другими методами, удобен в использовании метод тестирования.Тесты на уроках технологии используются не только для контроля...

Общественные смотры знаний – эффективная и нетрадиционная форма организации тематического контроля знаний учащихся на уроках математики

В данном докладе говорится о общественных смотрах знаний, которые являются одной из нетрадиционных форм проверки знаний учащихся по определенному, достаточно большому разделу программы. Многолетний оп...