Элективный курс .Экспериментальная физика.
элективный курс по физике (9 класс) по теме
Пояснительная записка
Данный курс в объёме 34 часа рассчитан на учащихся 9 класса занимающихся по учебнику «Физика-9» (А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. М: «Дрофа»,2010) Программа элективного курса составлена с учетом государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса физики базовой и профильной школы. В программе выделены основные разделы школьного курса физики, в начале изучения которых с учащимися повторяются основные законы и формулы данного раздела. Использование физического эксперимента-важнейшее условие эффективности учебного процесса. Эксперимент является основой принципа наглядности, базой для формирования практических умений, способом отражения экспериментального характера физической науки. Основные умения и навыки по физике учащиеся школ получают при проведения фронтальных лабораторных работ и осуществлении практикумов, составляющих вместе ученической эксперимент. Ученический эксперимент является эффективным средством развития познавательной самостоятельности учащихся. В учебном процессе ученический эксперимент многогранен: он является источником новых знаний , средством наглядности, критерием истинности полученных знаний, а также средством раскрытия их практических применений.
Цель курса - предоставление талантливым учащимся возможности удовлетворить индивидуальный интерес к изучению практических приложений физики в процессе познавательной и творческой деятельности при проведении самостоятельных экспериментов и исследований. Подготовка к ГИА по физике, для решения одной из задач третьей части потребуется подтвердить расчеты экспериментальными измерениями или проверить достоверность высказывания опытным путем.
Основная задача курса - помощь учащимся в обоснованном выборе профиля дальнейшего обучения.
Программа составлена на основе методических рекомендаций к лабораторным работам по механике, электродинамике, оптике, квантовым явлениям. Программа состоит из следующих частей: а) погрешности; б) лабораторные работы; в) обрабатывать результат и делать вывод; г) тестирование.
На элективных занятиях школьники на практике познакомятся с теми видами деятельности, которые являются ведущими во многих инженерных и технических профессиях, связанных с практическим применением физики. Опыт самостоятельного выполнения сначала простых физических экспериментов, затем заданий исследовательского и конструкторского типа позволит либо убедиться в правильности предварительного выбора, либо изменить свой выбор и попробовать себя в каком-то ином направлении.
На практических занятиях при выполнении лабораторных работ учащиеся смогут приобрести навыки планирования физического эксперимента в соответствии с поставленной задачей, научатся выбирать рациональный метод измерений, выполнять эксперимент и обрабатывать его результаты. Выполнение практических и экспериментальных заданий позволит применить приобретенные навыки в нестандартной обстановке, стать компетентными во многих практических вопросах.
Все виды практических заданий рассчитаны на использование лабораторного комплекта оборудования кабинета физики и могут выполняться в форме лабораторных работ или в качестве экспериментальных заданий по выбору.
Элективный курс направлен на воспитание у школьников уверенности в своих силах и умение использовать разнообразные приборы и устройства бытовой техники в повседневной жизни, а также на развитие интереса к внимательному рассмотрению привычных явлений, предметов. Желание понять, разобраться в сущности явлений, в устройстве вещей, которые служат человеку всю жизнь, неминуемо потребует дополнительных знаний, подтолкнет к самообразованию, заставит наблюдать, думать, читать, изобретать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_kurs_9_kl_._eksperimentalnaya_fizika.docx | 298.36 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Просто-Челнинская средняя общеобразовательная школа
Новошешминского муниципального района Республики Татарстан»
9 класс
Работу выполнила Галяутдинова Гульчачак Асхатовна –
учитель физики первой квалификационной категории
2012 г.
Пояснительная записка
Данный курс в объёме 34 часа рассчитан на учащихся 9 класса занимающихся по учебнику «Физика-9» (А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. М: «Дрофа»,2010) Программа элективного курса составлена с учетом государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса физики базовой и профильной школы. В программе выделены основные разделы школьного курса физики, в начале изучения которых с учащимися повторяются основные законы и формулы данного раздела. Использование физического эксперимента-важнейшее условие эффективности учебного процесса. Эксперимент является основой принципа наглядности, базой для формирования практических умений, способом отражения экспериментального характера физической науки. Основные умения и навыки по физике учащиеся школ получают при проведения фронтальных лабораторных работ и осуществлении практикумов, составляющих вместе ученической эксперимент. Ученический эксперимент является эффективным средством развития познавательной самостоятельности учащихся. В учебном процессе ученический эксперимент многогранен: он является источником новых знаний , средством наглядности, критерием истинности полученных знаний, а также средством раскрытия их практических применений.
Цель курса - предоставление талантливым учащимся возможности удовлетворить индивидуальный интерес к изучению практических приложений физики в процессе познавательной и творческой деятельности при проведении самостоятельных экспериментов и исследований. Подготовка к ГИА по физике, для решения одной из задач третьей части потребуется подтвердить расчеты экспериментальными измерениями или проверить достоверность высказывания опытным путем.
Основная задача курса - помощь учащимся в обоснованном выборе профиля дальнейшего обучения.
Программа составлена на основе методических рекомендаций к лабораторным работам по механике, электродинамике, оптике, квантовым явлениям. Программа состоит из следующих частей: а) погрешности; б) лабораторные работы; в) обрабатывать результат и делать вывод; г) тестирование.
На элективных занятиях школьники на практике познакомятся с теми видами деятельности, которые являются ведущими во многих инженерных и технических профессиях, связанных с практическим применением физики. Опыт самостоятельного выполнения сначала простых физических экспериментов, затем заданий исследовательского и конструкторского типа позволит либо убедиться в правильности предварительного выбора, либо изменить свой выбор и попробовать себя в каком-то ином направлении.
На практических занятиях при выполнении лабораторных работ учащиеся смогут приобрести навыки планирования физического эксперимента в соответствии с поставленной задачей, научатся выбирать рациональный метод измерений, выполнять эксперимент и обрабатывать его результаты. Выполнение практических и экспериментальных заданий позволит применить приобретенные навыки в нестандартной обстановке, стать компетентными во многих практических вопросах.
Все виды практических заданий рассчитаны на использование лабораторного комплекта оборудования кабинета физики и могут выполняться в форме лабораторных работ или в качестве экспериментальных заданий по выбору.
Элективный курс направлен на воспитание у школьников уверенности в своих силах и умение использовать разнообразные приборы и устройства бытовой техники в повседневной жизни, а также на развитие интереса к внимательному рассмотрению привычных явлений, предметов. Желание понять, разобраться в сущности явлений, в устройстве вещей, которые служат человеку всю жизнь, неминуемо потребует дополнительных знаний, подтолкнет к самообразованию, заставит наблюдать, думать, читать, изобретать.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по физике в 9 классе
Элективный курс: “ Экспериментальная физика” (34 часа)
№ урока | Тема | Кол-во час. | Характеристика деятельности учащихся | Виды контроля | Требования к освоению материала |
Механика ( комплект лабораторного оборудования по механике) | |||||
1 | Исследование изменения координаты тела со временем | 1 | Лабораторная работа №6, выполнение практической работы по инструкции | Практическая работа, выводы, оформление | Исследовать зависимость от времени координаты тела при его прямолинейном неравномерном движении |
2 | Исследование соотношения перемещений при равноускоренном движении | 1 | Лабораторная работа №7, выполнение практической работы по инструкции | Практическая работа, выводы, оформление | Экспериментально подтвердить , что при равноускоренном прямолинейном движении пути , проходимое телом за последовательные равные отрезки времени , соотносятся как непрерывный ряд нечетных чисел. |
3 | Измерение средней скорости движения тела | 1 | Лабораторная работа №8, выполнение практической работы по инструкции | Практическая работа, выводы, оформление | Овладеть практическими навыками измерения скорости тела по величине его перемещения и времени движения |
4 | Исследование движения тела в разных системах отсчета | 1 | Лабораторная работа №11, выполнение практической работы по инструкции | Практическая работа, выводы, оформление | Проверить утверждение о том, что перемещение тела относительно неподвижной системы отсчета равно сумме его перемещения в подвижной системы относительно неподвижной |
5 | Исследование упругих свойств спиральной пружины | 1 | Лабораторная работа №14, выполнение практической работы по инструкции | Практическая работа, выводы, оформление | Исследовать зависимость жесткости пружины от числа ее витков, убедиться в зависимости от диаметра витков и материала проволоки |
6 | Изучение равновесия тела на наклонной плоскости | 1 | Лабораторная работа №19, выполнение практической работы по инструкции | Практическая работа, выводы, оформление | Экспериментально проверить утверждение о том, что тело движется равномерно и прямолинейно тогда, когда все действующие на него силы скомпенсированы |
7 | Исследование движения тела под действием силы тяжести | 1 | Лабораторная работа №21, выполнение практической работы по инструкции | Практическая работа, выводы, оформление | Установить зависимость дальности полета тела, брошенного горизонтально, от высоты броска |
8 | Изучение траектории движения тела брошенного горизонтально | 1 | Лабораторная работа №22, выполнение практической работы по инструкции | Практическая работа, выводы, оформление | Экспериментально доказать утверждение о том, что тело, брошенное с некоторой высоты горизонтально, под действием силы тяжести движется по параболе |
9 | Изучение третьего закона Ньютона | 1 | Лабораторная работа №23, выполнение практической работы по инструкции | Практическая работа, выводы, оформление | Проверить утверждение о том, что силы, с которыми тела взаимодействуют друг с другом, равны по величине и противоположно направлены |
10 | Исследование действия неподвижного блока | 1 | Лабораторная работа №25, выполнение практической работы по инструкции | Практическая работа, выводы, оформление | Экспериментально проверить утверждение о том, что неподвижной блок не дает выигрыша в силе |
11 | Изучение «Золотого правила» механики | 1 | Лабораторная работа №28, выполнение практической работы по инструкции | Практическая работа, выводы, оформление | Доказать , что при подъеме груза с помощью рычага выигрыша не получают. |
12 | Исследование связи кинетической энергии тела с его скоростью | 1 | Лабораторная работа №29, выполнение практической работы по инструкции | Практическая работа, выводы, оформление | Установить зависимость кинетической энергии тела от его скорости. |
13 | Исследование закона сохранения энергии под действием сил тяжести и упругости | 1 | Лабораторная работа №31, выполнение практической работы по инструкции | Практическая работа, выводы, оформление | Сопоставить изменение потенциальной энергии пружины с изменением потенциальной энергии тела, которое деформировано пружину. |
14 | Изучение закона сохранения импульса | 1 | Лабораторная работа №33, выполнение практической работы по инструкции | Практическая работа, выводы, оформление | Экспериментально подтвердить справедливость закона сохранения импульса для двух шаров разной массы при их центральном столкновении. |
15 | Измерение момента инерции твердого тела | 1 | Лабораторная работа №38, выполнение практической работы по инструкции | Практическая работа, выводы, оформление | Экспериментально доказать справедливость формулы для вычисления момента инерции шара. |
16 | Изучение вращательного движения твердого тела | 1 | Лабораторная работа №39, выполнение практической работы по инструкции | Практическая работа, выводы, оформление | Измерить время движения шара по наклонному желобу и сравнить его с расчетным. |
Электродинамика ( комплект лабораторного оборудования по электродинамике) | |||||
17 | Определение полюса немаркированного магнита | 1 | Лабораторная работа №6, выполнение практической работы по инструкции | Практическая работа, выводы, оформление | Сформировать умение определять положение полюсов постоянного магнита с помощью компаса. |
18 | Сборка и испытание электромагнита | 1 | Лабораторная работа №11, выполнение практической работы по инструкции | Практическая работа, выводы, оформление | Изучение принципа и особенностей конструкции электромагнита. |
19 | Сборка и испытание электромагнитного реле | 1 | Лабораторная работа №12, выполнение практической работы по инструкции | Практическая работа, выводы, оформление | Изучение принципа и особенностей конструкции электромагнитного реле. |
20 | Исследование смешанного соединения проводников | 1 | Лабораторная работа №14, выполнение практической работы по инструкции | Практическая работа, выводы, оформление | Сформировать практические умения по исследованию разветвленных электрических цепей. |
21 | Исследование полупроводникового диода | 1 | Лабораторная работа №16, выполнение практической работы по инструкции | Практическая работа, выводы, оформление | Исследовать зависимость силы тока через полупроводниковый диод от величин и полярности приложенного к нему напряжения. |
22 | Исследование светодиода | 1 | Лабораторная работа №17, выполнение практической работы по инструкции | Практическая работа, выводы, оформление | Определение основных параметров светодиода. |
23 | Исследование фоторезистора | 1 | Лабораторная работа №18, выполнение практической работы по инструкции | Практическая работа, выводы, оформление | Исследовать зависимость сопротивления полупроводника от освещенности. |
24 | Изучение принципа действия трансформатора | 1 | Лабораторная работа №19, выполнение практической работы по инструкции | Практическая работа, выводы, оформление | Сборка и испытание действующей модели трансформатора. |
Оптика ( комплект лабораторного оборудования по оптике) | |||||
25 | Измерение увеличения лупы | 1 | Лабораторная работа №10, выполнение практической работы по инструкции | Практическая работа, выводы, оформление | Усвоить принцип действия , приемы использования и определения увеличения лупы. |
26 | Сборка модели трубы Кеплера | 1 | Лабораторная работа №11, выполнение практической работы по инструкции | Практическая работа, выводы, оформление | Сформировать умение сборки с помощью двух собирающих линз устройства для наблюдения удаленных предметов и измерения его углового увеличения. |
27 | Сборка модели трубы Галилея | 1 | Лабораторная работа №12, выполнение практической работы по инструкции | Практическая работа, выводы, оформление | Сформировать умения сборки приспособления для наблюдения удаленных предметов, используя собирающую и рассеивающую линзы , и измерения его углового увеличения; ознакомиться со способом оценки фокусного расстояния рассеивающей линзы. |
28 | Сборка модели микроскопа | 1 | Лабораторная работа №13, выполнение практической работы по инструкции | Практическая работа, выводы, оформление | Изготовить с помощью двух собирающих линз устройство для наблюдения мелких предметов и измерить его угловое увеличение. |
29 | Наблюдение дифракции световой волны на круглом отверстии | 1 | Лабораторная работа №18, выполнение практической работы по инструкции | Практическая работа, выводы, оформление | Провести наблюдение явления дифракции сферической световой волны на круглом отверстии. |
30 | Исследование явления полного внутреннего отражения света | 1 | Лабораторная работа №21, выполнение практической работы по инструкции | Практическая работа, выводы, оформление | Экспериментально доказать справедливость условий , необходимых для наблюдения явления полного отражения света. |
Квантовая механика ( комплект лабораторного оборудования по квантовым явлениям) | |||||
31 | Наблюдение сплошного и линейчатого спектров излучения | 1 | Лабораторная работа №1, выполнение практической работы по инструкции | Практическая работа, выводы, оформление | Сформировать представление учащихся о различных видах спектров излучения светящихся тел, о зависимости вида спектра излучения тела от его агрегатного состояния |
32 | Измерение радиационного фона | 1 | Лабораторная работа №2, выполнение практической работы по инструкции | Практическая работа, выводы, оформление | Получить практические навыки использования бытового дозиметра для измерения радиационного фона. |
33 | Исследование устройства полупроводникового фотоэлемента | 1 | Лабораторная работа №4, выполнение практической работы по инструкции | Практическая работа, выводы, оформление | Ознакомиться с устройством и действием полупроводникового фотоэлемента; исследовать зависимость напряжения на выводах фотоэлемента от его освещенности. |
34 | Определение постоянной Планка | 1 | Лабораторная работа №5, выполнение практической работы по инструкции | Практическая работа, выводы, оформление | Ознакомить с одним из методов экспериментальной оценки значения постоянной Планка. |
Аттестация учащихся. Особенностям элективных занятий наиболее соответствует зачетная форма оценки достижений учащихся. Зачет по выполненной лабораторной работе целесообразно выставлять по представленному письменному отчету, в котором кратко описаны условия эксперимента. В систематизированном виде представлены результаты измерений и сделаны выводы.
По результатам выполнения творческих экспериментальных заданий, кроме письменных отчетов, полезно практиковать сообщения на общем занятии группы с демонстрацией выполненных экспериментов, изготовленных приборов. Для проведения общих итогов занятий всей группы возможно проведение конкурса творческих работ. На этом конкурсе учащиеся смогут не только продемонстрировать экспериментальную установку в действие, но и рассказать о ее оригинальности и возможностях. Здесь особенно важно оформить свой доклад графиками, таблицами, кратко и эмоционально рассказать о самом главном. В этом случае появляется возможность увидеть и оценить свой труд и себя на фоне других интересных работ и таких же увлеченных людей.
Итоговый зачет учеником по всему элективному курсу можно выставлять, например, по таким критериям: выполнение не менее половины лабораторных работ; выполнение не менее одного экспериментального задания исследовательского или конструкторского типа; активное участие в подготовке и проведении семинаров, дискуссий, конкурсов.
Предлагаемые критерии оценки достижения учащихся могут служить лишь ориентиром, но не являются обязательными. На основе своего опыта учитель может устанавливать иные критерии.
Литература:
- Учебное оборудование для кабинетов физики общеобразовательных учреждений.
- Методические рекомендации к лабораторным работам по механике, электродинамике, оптике, квантовым явлениям.
- Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе./Под ред. А. А. Покровского. Ч. 1.- М.:Просвещение,1978.
- Методика преподавания физики в 7-11 классах средней школы./Под редакцией В.П. Орехова и А.В. Усовой. - М.:Просвещение,1999.
- В.А.Буров, А.И.Иванов, В.И.Свиридов. Фронтальные экспериментальные задания по физике.9 класс.– М: Просвещение.1988.
- В.А.Буров,С.Ф.Кабанов, В.И.Свиридов. “Фронтальные экспериментальные задания по физике”. – М: Просвещение.19
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по физике «Экспериментальные задачи по физике»
Программа курса по выбору: «Экспериментальные задачи по физике» предназначена для учащихся 9 класса независимо от профиля, а также интересующихся предметом учащихся и направлена на повышение познавате...
Программа элективного курса "Экспериментальная физика" 10 класс
Предлагаемый курс «Экспериментальная физика» для учащихся профильного 10-го класса попытается частично отразить все требования учебного эксперимента. Курс рассчитан на 34 часа.Цель курса: развитие и а...
Элективный курс "Экспериментальные задачи по физике"
Содержание программы нацелено на формирование творческой личности, расширения представления учащихся о методах физического познания природы, формирования познавательного интереса к физике.Изучен...
Элективный курс по физике. 9 класс. «Практикум по решению экспериментальных задач».
Элективный курс по физике.9 класс.«Практикум по решению экспериментальных задач»....
Элективный курс "Экспериментальная физика"
Методическая разработка элективного курса для 10-11 класса «Экспериментальная физика». В основе курса лежит решение экспериментальных задач. Данный курс расширяет «круг общения» учащихся с физическими...
Элективный курс по физике "Экспериментальная физика" для учащихся 8-9 классов как подготовка к экспериментальной части ОГЭ по физике.
Данная программа разработана для тогго, чтобы подготовить учащихся к выполнению экспериментальной части на ОГЭ по физике....
Элективный курс Экспериментальная физика 9 класс 34ч
Элективный курс Экспериментальная физика 9 класс 34ч...