Элективный курс .Экспериментальная физика.
элективный курс по физике (9 класс) по теме

Пояснительная записка

Данный курс в объёме 34 часа рассчитан на учащихся 9 класса занимающихся по учебнику  «Физика-9» (А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. М: «Дрофа»,2010) Программа элективного курса составлена с учетом государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса физики базовой и про­фильной школы. В программе выделены основные разделы школьного курса физики, в начале изучения которых с учащимися повторяются основные законы и формулы данного раздела. Использование физического эксперимента-важнейшее условие эффективности учебного процесса. Эксперимент является основой принципа наглядности, базой для формирования практических умений, способом отражения экспериментального характера физической науки. Основные умения и навыки по физике учащиеся школ получают при проведения фронтальных лабораторных работ и осуществлении практикумов, составляющих вместе ученической эксперимент. Ученический эксперимент является эффективным средством развития познавательной самостоятельности учащихся. В учебном процессе ученический эксперимент многогранен: он является источником новых знаний , средством наглядности, критерием истинности полученных знаний, а также средством раскрытия их практических применений.

Цель курса - предоставление талантливым учащимся возможности удовлетворить индивидуальный интерес к изучению практических приложений физики в процессе познавательной и творческой деятельности при проведении самостоятельных экспериментов и исследований. Подготовка к ГИА по физике, для решения одной из задач третьей части потребуется подтвердить расчеты экспериментальными измерениями или проверить достоверность высказывания опытным путем.

Основная задача курса - помощь учащимся в обоснованном выборе профиля дальнейшего обучения.

Программа составлена на основе методических рекомендаций к лабораторным работам по механике, электродинамике, оптике, квантовым явлениям. Программа состоит из следующих частей: а) погрешности; б) лабораторные работы; в) обрабатывать результат и делать вывод; г) тестирование.

На элективных занятиях школьники на практике познакомятся с теми видами деятельности, которые являются ведущими во многих инженерных и технических профессиях, связанных с практическим применением физики. Опыт самостоятельного выполнения сначала простых физических экспериментов, затем заданий исследовательского и конструкторского типа позволит либо убедиться в правильности предварительного выбора, либо изменить свой выбор и попробовать себя в каком-то ином направлении.

На практических занятиях при выполнении лабораторных работ учащиеся смогут приобрести навыки планирования физического эксперимента в соответствии с поставленной задачей, научатся выбирать рациональный метод измерений, выполнять эксперимент и обрабатывать его результаты. Выполнение практических и экспериментальных заданий позволит применить приобретенные навыки в нестандартной обстановке, стать компетентными во многих практических вопросах.

Все виды практических заданий рассчитаны на использование лабораторного комплекта оборудования кабинета физики и могут выполняться в форме лабораторных работ или в качестве экспериментальных заданий по выбору.

Элективный курс направлен на воспитание у школьников уверенности в своих силах и умение использовать разнообразные приборы и устройства бытовой техники в повседневной жизни, а также на развитие интереса к внимательному рассмотрению привычных явлений, предметов. Желание понять, разобраться в сущности явлений, в устройстве вещей, которые служат человеку всю жизнь, неминуемо потребует дополнительных знаний, подтолкнет к самообразованию, заставит наблюдать, думать, читать, изобретать.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektiv_kurs_9_kl_._eksperimentalnaya_fizika.docx298.36 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Просто-Челнинская средняя общеобразовательная школа

Новошешминского муниципального района Республики Татарстан»

 9 класс

Работу выполнила Галяутдинова Гульчачак Асхатовна –

 учитель физики первой квалификационной категории

2012 г.

Пояснительная записка

Данный курс в объёме 34 часа рассчитан на учащихся 9 класса занимающихся по учебнику  «Физика-9» (А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. М: «Дрофа»,2010) Программа элективного курса составлена с учетом государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса физики базовой и профильной школы. В программе выделены основные разделы школьного курса физики, в начале изучения которых с учащимися повторяются основные законы и формулы данного раздела. Использование физического эксперимента-важнейшее условие эффективности учебного процесса. Эксперимент является основой принципа наглядности, базой для формирования практических умений, способом отражения экспериментального характера физической науки. Основные умения и навыки по физике учащиеся школ получают при проведения фронтальных лабораторных работ и осуществлении практикумов, составляющих вместе ученической эксперимент. Ученический эксперимент является эффективным средством развития познавательной самостоятельности учащихся. В учебном процессе ученический эксперимент многогранен: он является источником новых знаний , средством наглядности, критерием истинности полученных знаний, а также средством раскрытия их практических применений.

Цель курса - предоставление талантливым учащимся возможности удовлетворить индивидуальный интерес к изучению практических приложений физики в процессе познавательной и творческой деятельности при проведении самостоятельных экспериментов и исследований. Подготовка к ГИА по физике, для решения одной из задач третьей части потребуется подтвердить расчеты экспериментальными измерениями или проверить достоверность высказывания опытным путем.

Основная задача курса - помощь учащимся в обоснованном выборе профиля дальнейшего обучения.

Программа составлена на основе методических рекомендаций к лабораторным работам по механике, электродинамике, оптике, квантовым явлениям. Программа состоит из следующих частей: а) погрешности; б) лабораторные работы; в) обрабатывать результат и делать вывод; г) тестирование.

На элективных занятиях школьники на практике познакомятся с теми видами деятельности, которые являются ведущими во многих инженерных и технических профессиях, связанных с практическим применением физики. Опыт самостоятельного выполнения сначала простых физических экспериментов, затем заданий исследовательского и конструкторского типа позволит либо убедиться в правильности предварительного выбора, либо изменить свой выбор и попробовать себя в каком-то ином направлении.

На практических занятиях при выполнении лабораторных работ учащиеся смогут приобрести навыки планирования физического эксперимента в соответствии с поставленной задачей, научатся выбирать рациональный метод измерений, выполнять эксперимент и обрабатывать его результаты. Выполнение практических и экспериментальных заданий позволит применить приобретенные навыки в нестандартной обстановке, стать компетентными во многих практических вопросах.

Все виды практических заданий рассчитаны на использование лабораторного комплекта оборудования кабинета физики и могут выполняться в форме лабораторных работ или в качестве экспериментальных заданий по выбору.

Элективный курс направлен на воспитание у школьников уверенности в своих силах и умение использовать разнообразные приборы и устройства бытовой техники в повседневной жизни, а также на развитие интереса к внимательному рассмотрению привычных явлений, предметов. Желание понять, разобраться в сущности явлений, в устройстве вещей, которые служат человеку всю жизнь, неминуемо потребует дополнительных знаний, подтолкнет к самообразованию, заставит наблюдать, думать, читать, изобретать.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по физике в 9 классе

Элективный курс: “ Экспериментальная физика” (34 часа)

№ урока

Тема

Кол-во час.

Характеристика

деятельности

учащихся

Виды

контроля

 Требования к освоению

материала

Механика

( комплект лабораторного оборудования по механике)

1

Исследование изменения координаты тела со временем

1

Лабораторная работа №6,    выполнение практической работы по инструкции  

Практическая работа, выводы, оформление

Исследовать зависимость от времени координаты тела при его прямолинейном неравномерном движении

2

Исследование соотношения перемещений при равноускоренном движении

1

Лабораторная работа №7,    выполнение практической работы по инструкции  

Практическая работа, выводы, оформление

Экспериментально подтвердить , что при равноускоренном прямолинейном движении пути , проходимое телом за последовательные равные отрезки времени , соотносятся как непрерывный ряд нечетных чисел.

3

Измерение средней скорости движения тела

1

Лабораторная работа №8,    выполнение практической работы по инструкции  

Практическая работа, выводы, оформление

Овладеть практическими навыками измерения скорости тела по величине его перемещения и времени движения

4

Исследование движения тела в разных системах отсчета

1

Лабораторная работа №11,    выполнение практической работы по инструкции  

Практическая работа, выводы, оформление

Проверить утверждение о том, что перемещение тела относительно неподвижной системы отсчета равно сумме его перемещения в подвижной системы относительно неподвижной

5

Исследование упругих свойств  спиральной пружины

1

Лабораторная работа №14,    выполнение практической работы по инструкции  

Практическая работа, выводы, оформление

Исследовать зависимость жесткости пружины от числа ее витков, убедиться в зависимости от диаметра витков и материала проволоки

6

Изучение равновесия тела на наклонной плоскости

1

Лабораторная работа №19,    выполнение практической работы по инструкции  

Практическая работа, выводы, оформление

Экспериментально проверить утверждение о том, что тело движется равномерно и прямолинейно тогда, когда все действующие на него силы скомпенсированы

7

Исследование движения тела под действием силы тяжести

1

Лабораторная работа №21,    выполнение практической работы по инструкции  

Практическая работа, выводы, оформление

Установить зависимость дальности полета тела, брошенного горизонтально, от высоты броска

8

Изучение траектории движения тела брошенного горизонтально

1

Лабораторная работа №22,    выполнение практической работы по инструкции  

Практическая работа, выводы, оформление

Экспериментально доказать утверждение о том, что тело, брошенное с некоторой высоты горизонтально, под действием силы тяжести движется по параболе

9

Изучение третьего закона Ньютона

1

Лабораторная работа №23,    выполнение практической работы по инструкции  

Практическая работа, выводы, оформление

Проверить утверждение о том, что  силы, с которыми тела взаимодействуют друг с другом, равны по величине и противоположно направлены

10

Исследование действия неподвижного блока

1

Лабораторная работа №25,    выполнение практической работы по инструкции  

Практическая работа, выводы, оформление

Экспериментально проверить утверждение о том,  что неподвижной блок не дает выигрыша в силе

11

Изучение «Золотого правила» механики

1

Лабораторная работа №28,    выполнение практической работы по инструкции  

Практическая работа, выводы, оформление

Доказать , что при подъеме груза с помощью рычага выигрыша не получают.

12

Исследование связи кинетической энергии тела с его скоростью

1

Лабораторная работа №29,    выполнение практической работы по инструкции  

Практическая работа, выводы, оформление

Установить зависимость кинетической энергии тела от его скорости.

13

Исследование закона сохранения энергии под действием сил тяжести и упругости

1

Лабораторная работа №31,    выполнение практической работы по инструкции  

Практическая работа, выводы, оформление

Сопоставить изменение потенциальной энергии пружины с изменением потенциальной энергии тела, которое деформировано пружину.

14

Изучение закона сохранения импульса

1

Лабораторная работа №33,    выполнение практической работы по инструкции  

Практическая работа, выводы, оформление

Экспериментально подтвердить справедливость закона сохранения импульса для двух шаров разной массы при их центральном столкновении.

15

Измерение момента инерции твердого тела

1

Лабораторная работа №38,    выполнение практической работы по инструкции  

Практическая работа, выводы, оформление

Экспериментально доказать справедливость формулы для вычисления момента инерции шара.

16

Изучение вращательного движения твердого тела

1

Лабораторная работа №39,    выполнение практической работы по инструкции  

Практическая работа, выводы, оформление

Измерить время движения шара по наклонному желобу и сравнить его с расчетным.

Электродинамика

( комплект лабораторного оборудования по электродинамике)

17

Определение полюса немаркированного магнита

1

Лабораторная работа №6,    выполнение практической работы по инструкции  

Практическая работа, выводы, оформление

Сформировать умение определять положение полюсов постоянного магнита с помощью компаса.

18

Сборка и испытание электромагнита

1

Лабораторная работа №11,    выполнение практической работы по инструкции  

Практическая работа, выводы, оформление

Изучение принципа и особенностей конструкции электромагнита.

19

Сборка и испытание электромагнитного реле

1

Лабораторная работа №12,    выполнение практической работы по инструкции  

Практическая работа, выводы, оформление

Изучение принципа и особенностей конструкции электромагнитного реле.

20

Исследование смешанного соединения проводников

1

Лабораторная работа №14,    выполнение практической работы по инструкции  

Практическая работа, выводы, оформление

Сформировать практические умения по исследованию разветвленных электрических цепей.

21

Исследование полупроводникового диода

1

Лабораторная работа №16,    выполнение практической работы по инструкции  

Практическая работа, выводы, оформление

Исследовать зависимость силы тока через полупроводниковый диод от величин и полярности приложенного к нему напряжения.

22

Исследование светодиода

1

Лабораторная работа №17,    выполнение практической работы по инструкции  

Практическая работа, выводы, оформление

Определение основных параметров светодиода.

23

Исследование фоторезистора

1

Лабораторная работа №18,    выполнение практической работы по инструкции  

Практическая работа, выводы, оформление

Исследовать зависимость сопротивления полупроводника от освещенности.

24

Изучение принципа действия трансформатора

1

Лабораторная работа №19,    выполнение практической работы по инструкции  

Практическая работа, выводы, оформление

Сборка и испытание действующей модели трансформатора.

Оптика

( комплект лабораторного оборудования по оптике)

25

Измерение увеличения лупы

1

Лабораторная работа №10,    выполнение практической работы по инструкции  

Практическая работа, выводы, оформление

Усвоить принцип действия , приемы использования и определения увеличения лупы.

26

Сборка модели трубы Кеплера

1

Лабораторная работа №11,    выполнение практической работы по инструкции  

Практическая работа, выводы, оформление

Сформировать умение сборки с помощью двух собирающих линз устройства для наблюдения удаленных предметов и измерения его углового увеличения.

27

Сборка модели трубы Галилея

1

Лабораторная работа №12,    выполнение практической работы по инструкции  

Практическая работа, выводы, оформление

Сформировать умения сборки приспособления для наблюдения удаленных предметов, используя собирающую и рассеивающую линзы , и измерения его углового увеличения; ознакомиться со способом оценки фокусного расстояния рассеивающей линзы.

28

Сборка модели микроскопа

1

Лабораторная работа №13,    выполнение практической работы по инструкции  

Практическая работа, выводы, оформление

Изготовить с помощью двух собирающих линз устройство для наблюдения мелких предметов и измерить его угловое увеличение.

29

Наблюдение дифракции световой волны на круглом отверстии

1

Лабораторная работа №18,    выполнение практической работы по инструкции  

Практическая работа, выводы, оформление

Провести наблюдение явления дифракции сферической световой волны на круглом отверстии.

30

Исследование явления полного внутреннего отражения света

1

Лабораторная работа №21,    выполнение практической работы по инструкции  

Практическая работа, выводы, оформление

Экспериментально доказать справедливость условий , необходимых для наблюдения явления полного отражения света.

Квантовая механика

( комплект лабораторного оборудования по квантовым явлениям)

31

Наблюдение сплошного и линейчатого спектров излучения

1

Лабораторная работа №1,    выполнение практической работы по инструкции  

Практическая работа, выводы, оформление

Сформировать представление учащихся о различных видах спектров излучения светящихся тел, о зависимости вида спектра излучения тела от его агрегатного состояния

32

Измерение радиационного фона

1

Лабораторная работа №2,    выполнение практической работы по инструкции  

Практическая работа, выводы, оформление

Получить практические навыки использования бытового дозиметра для измерения радиационного фона.

33

Исследование устройства полупроводникового фотоэлемента

1

Лабораторная работа №4,    выполнение практической работы по инструкции  

Практическая работа, выводы, оформление

Ознакомиться с устройством и действием полупроводникового фотоэлемента; исследовать зависимость напряжения на выводах фотоэлемента от его освещенности.

34

Определение постоянной Планка

1

Лабораторная работа №5,    выполнение практической работы по инструкции  

Практическая работа, выводы, оформление

Ознакомить с одним из методов экспериментальной оценки значения постоянной Планка.

Аттестация учащихся. Особенностям элективных занятий наиболее соответствует зачетная форма оценки достижений учащихся. Зачет по выполненной лабораторной работе целесообразно выставлять по представленному письменному отчету, в котором кратко описаны условия эксперимента. В систематизированном виде представлены результаты измерений и сделаны выводы.

По результатам выполнения творческих экспериментальных заданий, кроме письменных отчетов, полезно практиковать сообщения на общем занятии группы с демонстрацией выполненных экспериментов, изготовленных приборов. Для проведения общих итогов занятий всей группы возможно проведение конкурса творческих работ. На этом конкурсе учащиеся смогут не только продемонстрировать экспериментальную установку в действие, но и рассказать о ее оригинальности и возможностях. Здесь особенно важно оформить свой доклад графиками, таблицами, кратко и эмоционально рассказать о самом главном. В этом случае появляется возможность увидеть и оценить свой труд и себя на фоне других интересных работ и таких же увлеченных людей.

Итоговый зачет учеником по всему элективному курсу можно выставлять, например, по таким критериям: выполнение не менее половины лабораторных работ; выполнение не менее одного экспериментального задания исследовательского или конструкторского типа; активное участие в подготовке и проведении семинаров, дискуссий, конкурсов.

Предлагаемые критерии оценки достижения учащихся могут служить лишь ориентиром, но не являются обязательными. На основе своего опыта учитель может устанавливать иные критерии.

Литература:

  1. Учебное оборудование для кабинетов физики общеобразовательных учреждений.
  2. Методические рекомендации к лабораторным работам по механике, электродинамике, оптике, квантовым явлениям.
  3. Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе./Под ред. А. А. Покровского. Ч. 1.- М.:Просвещение,1978.
  4. Методика преподавания физики в 7-11 классах средней школы./Под редакцией В.П. Орехова и А.В. Усовой. - М.:Просвещение,1999.
  5. В.А.Буров, А.И.Иванов, В.И.Свиридов. Фронтальные экспериментальные задания по физике.9 класс.– М: Просвещение.1988.
  6. В.А.Буров,С.Ф.Кабанов, В.И.Свиридов. “Фронтальные экспериментальные задания по физике”. – М: Просвещение.19

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по физике «Экспериментальные задачи по физике»

Программа курса по выбору: «Экспериментальные задачи по физике» предназначена для учащихся 9 класса независимо от профиля, а также интересующихся предметом учащихся и направлена на повышение познавате...

Программа элективного курса "Экспериментальная физика" 10 класс

Предлагаемый курс «Экспериментальная физика» для учащихся профильного 10-го класса попытается частично отразить все требования учебного эксперимента. Курс рассчитан на 34 часа.Цель курса: развитие и а...

Элективный курс "Экспериментальные задачи по физике"

Содержание программы нацелено на формирование творческой личности, расширения представления учащихся о методах физического познания природы,  формирования познавательного интереса к физике.Изучен...

Элективный курс по физике. 9 класс. «Практикум по решению экспериментальных задач».

Элективный курс по физике.9 класс.«Практикум по решению экспериментальных задач»....

Элективный курс "Экспериментальная физика"

Методическая разработка элективного курса для 10-11 класса «Экспериментальная физика». В основе курса лежит решение экспериментальных задач. Данный курс расширяет «круг общения» учащихся с физическими...

Элективный курс по физике "Экспериментальная физика" для учащихся 8-9 классов как подготовка к экспериментальной части ОГЭ по физике.

Данная программа разработана для тогго, чтобы подготовить учащихся к выполнению экспериментальной части на ОГЭ по физике....

Элективный курс Экспериментальная физика 9 класс 34ч

Элективный курс Экспериментальная физика 9 класс 34ч...