Зачетные занятия по физике
статья (физика) по теме

выступление на РМО учителей физики с доладом по  теме  Зачетные занятия по физике

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_mo_noyabr_2013.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема доклада: Зачетные занятия по физике

Выполнила :Кутякова Е.В.

учитель физики

МБОУ Родинская СОШ

В процессе обучения осуществляется целенаправленное управление познавательной деятельностью учащиеся со стороны учителя. Одним из важных звеньев этого процесса является проверка достижений учащихся, которая позволяет установить уровень сформированных учащихся знаний и умений на том или ином этапе процесса обучения, соответствие требованиям на каждом этапе, а в итоге требованиям Государственного образовательного стандарта. Получив объективную картину качества усвоения учащимися учебного материала. Можно целесообразно строить дальнейшее обучение своевременно его корректировать. В этом одна из важнейших функций проверки знаний учащимися, называемая контролирующей.

Проверка знаний и умений выполняет обучающую функцию, то есть при проверки знания учащихся уточняются, систематизируются. Отвечая на поставленные вопросы, учащиеся учатся выделять главное в учебном материале; применяя знания, они приобретают определенные умения.

Проверка знаний и умений позволяет развивать познавательные способности учащихся: восприятие, внимание, память , мышление , речь.

Проверка знаний и умений выполняет и определенные воспитывающие функции. Она дисциплинирует учащихся, приучает их к систематической регулярной работе, развивает чувство ответственности за свой труд. Проверка знаний способствует формированию таких черт личности, как настойчивость в преодолении трудностей, воля, упорство.

В зависимости от цели урока или цели проверки знаний и умений учащихся по физике могут использоваться различные методы, формы и средства его проведения.

Зачет является одной из форм итогового контроля и оценки знаний и умений учащихся. Урок, организованный в форме зачета, становится всё более популярным видом урока контроля и коррекции знаний. Прежде всего, меня привлекает в зачете возможность массовой проверки знаний и умений учащихся. Контролируются и оцениваются на таком уроке все ученики класса.

Достаточно высокая степень объективности оценок учащихся также является существенным положительным моментом зачета. Объясняется это тем, что, во-первых, при массовой проверке знаний я , как правило, использую помощников: это могут быть наиболее успевающие школьники класса, компьютер или же «безлидерные» внутригрупповые обсуждения с коллективной оценкой каждого. В итоге зачетного урока в руках, оказывается, по нескольку оценок у каждого ученика, поставленных разными помощниками.  Во-вторых, на зачет обычно выносится учебный материал целой темы. Учащиеся готовят и повторяют всю тему, а опрашиваются – в зависимости от формы организации зачетного урока.

Достоинством зачета является также и  то обстоятельство, что на таком уроке происходит комплексная проверка достижений учащихся: оцениваться могут не только теоретические знания, но и умения, как практические, так и общеучебные (умения решать задачи, различные экспериментальные умения, умение составить план ответа или практической  работы, умение работать с гаджетами  и многое другое в зависимости от целей урока и требований программы).

Опыт работы показывает, что существует очень много форм организации зачетных уроков. Большая вариативность зачетов позволяет организовать урок, учитывая особенности класса, уровень его подготовки и обучаемости, способность школьников участвовать в коллективном обсуждении. Кроме того, удачно организованные зачетные уроки всегда вносят элемент новизны в учебный процесс, чем повышает интерес школьников к предмету, увеличивают их ответственность при подготовке к итоговому зачету, то есть в целом оказывают благоприятное воспитательное воздействие на учащихся.

Важным моментом организации зачета – и для меня и для учащихся – является подготовка к нему.

Организация зачетного урока требует большой и кропотливой подготовки, которую следует осуществлять с самого начала излучения темы, по которой учащиеся будут сдавать зачет.

Прежде всего необходимо определить наиболее важные вопросы учебного материала, которые будут вынесены на зачет. Эти вопросы предоставляю учащимся заранее за несколько уроков или же в самом начале изучаемой темы.

Я предпочитаю проводить комбинированный зачетный урок  - провожу проверку, как теоретического материала, так и умения решать задачи и выполнять практические и лабораторные работы. В зависимости от характера учебного материала время, отводимое  на выполнение каждой части роботы, может быть разным. Моя основная задача на уроке заключается в контроле за соблюдением «маршрута» и времени работы на отдельных этапах, а также в помощи в случае необходимости как опрашиваемым, так и своим ассистентам.

В последнее время я предлагаю учащимся выбрать некоторый физический эксперимент и подготовить к зачету небольшой видеоролик на пару минут.

Ведь для активизации научной мысли учащихся при изучении физики, лучшего понимания сути происходящих физических процессов и явлений существенную роль играет физический эксперимент. В ряде случаев он позволяет создать на уроке ситуацию, побуждающую учащихся, к самостоятельному поиску истины. 
     Пробудить интерес ребенка к жизни, работе, знаниям, научить использовать ум, проявлять волю и характер, чувствовать прекрасное – это главное, что могу  и должна сделать, как учитель. 
        В начале изучения курса физики учащиеся 7 класса имеют небольшие представления о физических явлениях и закономерностях. В этом классе только начинается процесс накопления систематических физических знаний, у учащихся появляется повышенный интерес к физике, это я учитываю при проведении физического эксперимента. Каждая приобретенная крупинка знаний подталкивает ученика к освоению новых знаний, к достижению интеллектуальных высот. 
        Творческая личность рождается в творческой атмосфере. А для этого нужно глубокое понимание смысла учебы, простор мысли, увлечения учащихся! И для достижения этой цели главным, на мой взгляд, является физический эксперимент. 
     С помощью физического эксперимента я формирую интерес учащихся к предмету, учащиеся развивают свое логическое мышление, интеллектуальные способности, самостоятельность и лучше усваивают материал. Влияние  эксперимента на развитие инициативы учащихся. 

Я заметила, что домашние экспериментальные задачи учащиеся выполняют с большим интересом, чем другие виды домашних работ. А умения наблюдать, экспериментировать, конструировать, помогают учащимся в подготовке к труду в различных областях производства.

     Побудительная функция физического эксперимента усиливает познавательную активность учащихся и на этой основе формирую устойчивый интерес к предмету. 
      Обучающе - контролирующая функция обусловлена тем, что эксперимент стал ведущим наглядным и практическим методом обучения. С помощью эксперимента я выясняю глубину понимания физики школьниками, рассматриваю практическую направленность физических явлений. 
       Рационально-личностная функция - развиваю у учащихся мышления и связанных с этим таких индивидуальных качеств как творчество и самостоятельность. 
       И поэтому в своей практике при проведении зачета я использую созданные самими учащимися видеоролики с физическими экспериментами, такие задания всегда вызывают интерес ребят. 

Выписка из протокола №2 от 08.11.2013

заседание РМО учителей физики.

      Кутякова Е.В.  выступила на заседании РМО по теме «Зачетные занятия по физике».

                                                                                                         08.11.2013г.

Руководитель РМО ________(Нечитайло Р.Р.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачетный материал по физике для 12 класса по теме "Геометрическая оптика"

Зачетный материал по физике для 12 класса вечерней школы по теме "Геометрическая оптика"....

Зачетный материал по физике для 12 класса по теме "Волновые явления"

Зачетный материал по физике для 12 класса вечерней школы по теме "Волновые явления"....

Зачетный материал по физике для 12 класса по теме "Фотоэффект и его законы.Давление света."

Зачетный материал по физике для 12 класс вечерней школы по теме "Фотоэффект и его законы.Давление света."...

Зачетный материал по физике для 11 класса вечерней школы по теме "Закон Кулона".

Зачетный материал по физике для 11 класса вечерней школы по теме "Закон Кулона"....

Зачетный материал по физике для 12 класса по теме "Атомная физика. Физика атомного ядра".

Зачетный материал по физике для 12 класса вечерней (сменной) школы по теме "Атомная физика. Физика атомного ядра"...

План-конспект занятия "Зачетное занятие по Paint"

План-конспект  занятия в "Школе компьютерной грамотности"Модуль «Компьютерная графика и анимация», 1 год обучения, возраст детей – 10-11 летТема: "ОБОБЩАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ПО PAINT"Цель:...

Методическая разработка практического занятия. Комплексное использование ИТ. Зачетное занятие

Название УД ИнформатикаСпециальность ФармацияКурс II Группа 321Тема занятия Комплексное использование ИТ. Зачетное занятиезанятия Контроль знаний и умений...