Реактивное движение
план-конспект урока по физике (9 класс) по теме

Манейло Светлана Борисовна

План - конспект урока по теме "Реактивное движение" для 9 класса разработан с использованием приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо: мозговой штурм, чтение с остановками, синквейн. На уроке учащиеся работают с параграфом 22 учебника А.В.Перышкина и Е.М.Гутник "Физика - 9", отвечая на вопросы первой, второй и третьей остановки. Ответы на вопросы сопровождаютс показом слайдов презентации к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon reaktivnoe_dvizhenie.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Реактивное движение

Урок физики для 9 класса

                                                              Автор Манейло С.Б.,

                                                  учитель физики  высшей

                                        квалификационной

                       категории

п. Залари, 2013 г.

МБОУ  ЗАЛАРИНСКАЯ СОШ № 1


Реактивное движение

Цели урока:

  • обучающая:  раскрыть учащимся прикладное значение закона сохранения импульса на примере реактивного движения;
  • развивающая: развивать умения учащихся анализировать учебный материал, сравнивать, сопоставлять изучаемые факты, применять знания в конкретных ситуациях;
  • воспитательная: воспитывать коммуникативные умения публично выступать, культуру речи, формировать познавательный интерес, продолжить патриотическое воспитание учащихся путем знакомства с вкладом российских ученых в развитие ракетной техники.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, воздушные шары, ролики.

Используемые приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо: мозговая атака,  обращение к личному опыту, чтение с остановками, синквейн.

Учебник: А.В.Перышкин, Е.М.Гутник «Физика – 9».

Ход урока

Стадия вызова. Обращение к личному опыту учащихся. В руках у меня два воздушных шарика. Как вы думаете, что будет, если я выпущу их из рук? Учитель выслушивает ответы учащихся, а затем выпускает шарики из рук. Первый падает на пол, а второй стремительно взвивается вверх, при этом из него вырывается струя воздуха.

- Почему шарики ведут себя по – разному?  Движение второго шарика является примером реактивного движения. Тема сегодняшнего урока: «Реактивное движение». Какие ассоциации у вас возникают с этим термином? Что может двигаться подобно воздушному шарику? Слайд № 1.

Что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке?( Вместе с учащимися формулируем цели урока).

Целеполагание: Ответить на вопросы: «Какое движение называется реактивным и каковы его особенности? Что и кто может двигаться реактивно? Где применяется реактивное движение?»

Стадия осмысления содержания.  На этой стадии использую прием чтение с остановками.

Задание № 1 для учащихся: прочитать первую часть § 22 и найти ответы на вопросы:                                            Слайд № 2.

  1. Почему воздушный шарик движется противоположно струе выходящего из него воздуха?
  2. Какое движение называют реактивным? Слайд № 3.
  3. Приведите примеры реактивного движения. Слайды №№ 4 – 12.
  • Сегнерово колесо изобретено немецко – венгерским физиком Иоганном Зегнером в 1750 г.
  • Реактивное движение в природе (медузы, осьминог, кальмар, каракатица, сальпа).
  • Реактивное движение в растительном мире (В южных странах произрастает растение под названием "бешеный огурец". Стоит   только слегка прикоснуться к созревшему плоду, похожему на огурец, как он отскакивает от плодоножки, а через образовавшееся отверстие из плода фонтаном  со скоростью до 10 м/с вылетает   жидкость с семенами. Сами огурцы при этом отлетают в противоположном направлении. Стреляет «бешеный» огурец (иначе его называют «дамский пистолет») более чем на 12 м).
  • Реактивное движение в технике (реактивные самолеты, например, МиГ – 29, реактивный рюкзак, мотоцикл и т.д.).
  • Реактивное движение на защите Отечества (Реактивная установка БМ 13Н – «Катюша», реактивные системы залпового огня «Град – 1» и «Ураган».
  • Реактивное движение на транспорте (Реактивные электрички, поезда, реактивный самолет – амфибия ВЕ – 200).
  • Реактивное движение на воде (реактивные катера).
  •  Реактивные игрушки.
  1. Как движется кальмар? Слайд № 6.

После чтения текста организуется беседа по вопросам. В тетрадях учащиеся записывают определение реактивного движения.

Задание № 2  для учащихся:  прочитать вторую часть § 22 и найти ответы на вопросы:  Слайд № 13.

  1.  Почему для космических полетов применяются только реактивные летательные аппараты?
  2. Каково назначение ракет – носителей?
  3. Какое строение имеет ракета – носитель? Слайд № 14.
  4. Каков принцип действия ракеты?

После чтения текста организуется беседа по вопросам. В тетрадях учащиеся записывают  строение ракеты - носителя и ее назначение, вывод формулы скорости ракеты.

До старта ракеты сумма импульсов ракеты и газа равна нулю:

 mрvр + mгvг = 0. После старта ракеты импульс системы должен сохраниться: mрVр – mгVг = 0  или       mрVр = mгVг .Отсюда находим скорость ракеты:

Vр=mгVг /mр 

От чего зависит скорость ракеты? Продемонстрируем это на опытах:

  1. Надуваем  шарики. ( Шарики с меньшим количеством воздуха, со средним количеством  и с большим количеством воздуха). Запускаем шарики по очереди. В начале - первые, затем вторые и третьи. Данный момент урока является своеобразной физкультминуткой. Большую скорость будет иметь шарик, в котором было больше воздуха.
  2. Приглашаю ученика к доске. Он на роликах.  В первом случае у него один рюкзак в руках, во втором случае рюкзак в руках и на плечах. Второй ученик помогает первому. Тот, кто на роликах, кидает второму ученику  рюкзак. Учащиеся наблюдают и делают выводы, что движение является реактивным и что скорость тела тем больше, чем меньше его масса.

Задание № 3  для учащихся:  прочитать третью часть § 22 и найти ответы на вопросы:  Слайд № 15.

  1. В чем заключается преимущество многоступенчатых ракет перед одноступенчатыми? Слайд № 16.
  2. Как осуществляется посадка космического корабля?
  3. Кто выдвинул идею использования ракет для космических полетов? Слайд № 17.

Идея использования ракет для космических полетов была предложена в начале 20 в. учителем физики из г. Калуга К.Э.Циолковским (1857 – 1935), но до этого революционер-народоволец Н.И.Кибальчич ( 1853 – 1881) разработал в 1881 году, находясь в тюрьме, проект реактивного летательного аппарата.

  1. Кем эта идея была развита и реализована? Слайды  № 18 - 20.

Идея К.Э Циолковского была осуществлена советскими учеными под руководством С.П.Королева. Первый искусственный спутник Земли с помощью ракеты был запущен в СССР 4 октября 1957 г. Первым человеком, который совершил полет в космос, был Ю.А.Гагарин. 12 апреля 1961 г. он облетел земной шар на корабле – спутнике «Восток».

М.К.Янгель - наш земляк, проживавший до 15 – летнего возраста в д.Зырянова Нижне-Илимского района Иркутской области.
        Он – соратник С.П.Королева - генерального конструктора ракетнокосмических систем. Наша страна обязана ему созданием ракетоносителя «Космос». Его именем названы улицы в Москве и Железногорске – Илимском, пик на Памире, кратер на видимой стороне Луны.

  1. Что бы было, если бы не было реактивного движения? Слайд № 21.

Стадия рефлексии.  Проводится творческая работа. Слайд №  22.

Задание: Составить синквейн по вариантам: I Вариант по теме: «Ракета»,

II Вариант по теме: «Реактивное движение».

Проверка результатов творчества.

Итог урока. Выставление оценок за работу на уроке.

Домашнее задание: § 22, упр.21 № 2. Слайд № 23.

Для желающих: Творческое задание:  Слайд № 24.

Приготовить презентации по темам:

  1.  Реактивное движение в природе.
  2.  Реактивное движение в технике.
  3.  Реактивное движение на защите Отечества.
  4.  История развития космонавтики.
  5.  М.К.Янгель.

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реактивное движение.

Урок физики с применением  метода модерации...

Сценарий урока с использованием элементов интерактивных технологий - компьютера и Интернета. « Реактивное движение. Освоение космоса.»

Цель: исследовать особенности и характеристики реактивного движения, историю его развития. Подготовить учащихся к распознаванию реактивного движения среди других видов движения, воспроизводить и приме...

Методическая разработка урока в 10 классе по теме: "Реактивное движение".

Урок построен на основе технологии проблемного обучения и деятельностного подхода при изучении физики (изготовление учащимися самодельного прибора для демонстрации реактивного движения, разработка пре...

Материалы к уроку "Реактивное движение"

Разработка урока с мультимедийным сопровождением по теме "Реактивное движение" «Невозможное сегодня  -    станет  возможным завтра» ...

конспект урока по теме "Реактивное движение. Реактивные двигатели"

конспект урока по теме "Реактивное движение. Реактивные двигатели" с использование мультипликационных фильмов...

Урок по теме "Закон сохранение импульса. Реактивное движение".

Урок проводился в 10м классе  как повторительно-обобщающий. скачать Ход Урока...

"Реактивное движение. Ракеты"

Урок изучения нового материала. Использован проблемный метод, проводится итоговое самооценивание, составляется дерево предположений. На уроке используются презентации и слайд-шоу, которые выполнены уч...