Рабочая программа по физике 8 класс, А. В. Пёрышкин, 2 часа в неделю
рабочая программа по физике (8 класс) по теме
Рабочая программа соответствует новому учебнику А.В. Пёрышкина, изданному в 2013 году в соответствии со вторым поколением стандарта основного общего образования по физике(ФГОС).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по физике 8 класс, А.В. Пёрышкин, 2013 год | 153.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по физике для 8 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования.
Общая характеристика учебного предмета.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики.
Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Физика изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Цели изучения физики.
Изучение физики в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о тепловых, электромагнитных; световых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
- воспитание убеждённости в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Приоритетами для школьного курса физики в 8 классе являются:
Познавательная деятельность:
- использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
- владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
- организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (68 часов)
Тепловые явления (25 ч)
Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.
Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура и ее измерение. Связь температуры со средней скоростью теплового хаотического движения частиц.
Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимость процессов теплопередачи.
Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания. Расчет количества теплоты при теплообмене.
Принципы работы тепловых двигателей. Паровая турбина. Двигатель внутреннего сгорания. Реактивный двигатель. КПД теплового двигателя. Объяснение устройства и принципа действия холодильника.
Преобразования энергии в тепловых машинах. Экологические проблемы использования тепловых машин.
Электрические и магнитные явления (28 ч)
Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда.
Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Действия электрического тока. Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление. Электрическая цепь. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля–Ленца. Носители электрических зарядов в металлах, полупроводниках, электролитах и газах. Полупроводниковые приборы.
Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Электромагнит. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Электромагнитное реле.
Световые явления (11 ч)
Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза. Фокусное расстояние линзы. Формула линзы. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.
Повторение (4ч)
В основе отбора содержания учебного материала
лежат следующие принципы:
- Научность (ознакомление школьников с объективными научными фактами, понятиями, законами, теориями, с перспективами развития физики, раскрытие современных достижений науки)
- Генерализация (фундаментальность) знаний (объединение учебного материала на основе научных фактов, фундаментальных понятий и величин, теоретических моделей, законов и уравнений, теорий)
- Целостность (формирование целостной картины мира с его единством и многообразием свойств)
- Преемственность и непрерывность образования (учитывание предшествующей подготовки учащихся)
- Систематичность и доступность (изложение учебного материала в соответствии с логикой науки и уровнем развития школьников)
- Гуманитаризация образования (представление физики как элемента общечеловеческой культуры
- Экологичность содержания (обсуждение социальных и экономических аспектов охраны окружающей среды, рассмотрения влияния на живой организм факторов природной среды)
Требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса по физике.
В результате изучения физики ученик должен
знать/понимать:
- смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, атом, атомное ядро;
- смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоёмкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
- смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля–Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;
уметь
- описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение, преломление света;
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
- выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы;
- приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых и электромагнитных явлениях.
- решать задачи на применение изученных физических законов;
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернет), её обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
- контроля исправности электропроводки и газовых приборов в квартире;
- рационального применения простых механизмов.
Реализация программы обеспечивается
учебно-методическим комплектом (учебник включён в Федеральный перечень):
Физика. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В.Пёрышкин.-М.: Дрофа, 2013..
Учебник включает весь необходимый материал по физике для изучения в общеобразовательных учреждениях, отличается простотой и доступностью изложения материала. Предусматривается выполнение упражнений, которые помогают не только закрепить пройденный теоретический материал, но и научиться применять законы физики на практике.
Сборник задач по физике. 7-9 класс/ А.В. Пёрышкин. – М.: Экзамен, 2013.
Задачник переработан в соответствии с «Обязательным минимумом», полностью обновлен иллюстративный материал. Предлагаемые задачи интересны по содержанию и дают возможность дифференцированно провести любой урок: для каждого учащегося можно подобрать задачу по способностям, интересам и успеваемости. В сборник также вошли вопросы, с помощью которых учащиеся глубже осознают физические явления, увидят межпредметные связи.
Электронное приложение к учебнику на сайте www.drofa.ru
- Контрольные и проверочные работы по физике. 7-11 кл.: Метод. пособие / О.Ф.Кабардин, С.И.Кабардина, В.А.Орлов. - М.: Дрофа, 2013.
- О.Ф.Кабардин, В.А.Орлов. «Физика. Тесты». 7-9 классы. – М.: Дрофа, 2013.
Особенности курса, отличающие его от Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования.
- данный курс, как в теоретической, так и фактологической части является практикоориентированным: понятия, законы, теории и процессы рассматриваются в плане их практического значения, использования в повседневной жизни, роли в природе и производстве
- широкое применение интегративного подхода. Это способствует формированию единой естественнонаучной картины.
- пересмотрены подходы к проведению демонстрационного и лабораторного эксперимента, включены элементы исследовательского характера, проблемный подход к постановке и результатам
- высокий теоретический уровень, который позволяет сделать процесс обучения максимально развивающим.
Для реализации поставленных целей и отличительных особенностей данного курса выбраны следующие подходы к его преподаванию:
- Теория поэтапного формирования умственных действий. Для полноценного формирования знаний необходима определённая последовательность этапов, которая должна соблюдаться при формировании любого нового знания.
- Теория опережающего обучения. Чем больше число вовлечений элемента знаний в учебную деятельность, тем выше процент учащихся, освоивших этот элемент. Таким образом, знакомство учащихся с новыми понятиями, законами, учебными действиями проходят в несколько этапов: первичный (дается первоначальное представление, контроль не осуществляется), основной (раскрывается основной смысл понятия, закона, учебного действия, контроль осуществляется), вторичный (продолжается раскрытие содержания закона, понятия, учебного действия при осуществлении внутри и межпредметных связей).
- Идея системного подхода. Рассматриваемые объекты представляют собой различные системы. Например, атом-система состоящая из элементарных частиц; молекула-система атомов; вещество-система атомов, молекул. Таким образом, рассмотрение объектов с позиции системного подхода позволяет выйти на дедуктивный метод познания, который заключается в прогнозировании свойств физических систем.
- Принцип интегративного подхода в образовании. Основным механизмом и средством интеграции выступают межпредметные связи. Установление межпредметных связей должно способствовать развитию системных теоретических знаний по предмету, расширению научного кругозора учащихся, приобретению опыта построения и применения этих связей при решении проблемных задач
Литература для учителя.
- Физика. 8 класс: Учебник. для общеобразовательных. учреждений/ А.В.Пёрышкин.-М.: Дрофа,2013.
- Физика. 8 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В.Пёрышкина «Физика. 7 класс» / Е.М.Гутник, Е.В.Рыбакова. – М.: Дрофа, 2013
- Сборник задач по физике. 7-9 класс/ А.В. Пёрышкин. – М.: Экзамен, 2013.
- Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений / В.И.Лукашик, Е.В.Иванова. – М.: Просвещение,2013.
- А.Е. Марон, С.В Позойский, Е.А. Марон. Сборник вопросов и задач по физике 7-9. – М.: Просвещение, 2013.
- Контрольные и проверочные работы по физике. 7-11 кл.: Метод. пособие / О.Ф.Кабардин, С.И.Кабардина, В.А.Орлов. - М.: Дрофа, 2013.
- О.Ф.Кабардин, В.А.Орлов. «Физика. Тесты». 7-9 классы. – М.: Дрофа, 2013.
- Марон А.Е., Марон Е.А. Контрольные тексты по физике. 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2013.
- О. Ф. Кабардин. Физика. Справочные материалы. – М.: Просвещение, 1991
Литература для обучающихся.
- Физика. 8 класс: Учебник. для общеобразовательных. учреждений/ А.В.Пёрышкин.-М.: Дрофа, 2013.
- Сборник задач по физике. 7-9 класс/ А.В. Пёрышкин. – М.: Экзамен, 2013.
- О. Ф. Кабардин. Физика. Справочные материалы. – М.: Просвещение, 1991
- Энциклопедия для детей. Физика, ч.1,ч.2, М, Мир энциклопедий Аванта +, 2007 г.
Цифровые образовательные ресурсы.
- Электронное приложение к учебнику на сайте www.drofa.ru
- Интерактивный курс « Физика, 7-11 классы». CD диск. ООО « Физикон», 2005.
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки физики 8 класс. CD диск.ООО «Кирилл и Мефодий», 2005.
Образовательные ресурсы Интернет.
sdamgia.ru
zavuch. info
pedsovet.ru
rusedu.ru
www.it-n.ru
window.edu.ru
school-collection.edu.ru
festival.1 september.edu.ru
fipi.ru
www1.ege.ru
college.ru
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов (всего) | Из них (количество часов) | |
Лабораторные, практические работы | Контрольные работы | |||
Тепловые явления. | 14 | 2 | 1 | |
Изменения агрегатных состояний вещества. | 11 | 1 | 1 | |
Электрические явления. | 23 | 5 | 1 | |
Электромагнитные явления. | 5 | 2 | - | |
Световые явления. | 11 | 1 | 1 | |
Повторение | 4 | - | - | |
ИТОГО: | 68 | 11 | 4 |
Тематическое планирование учебного материала по физике
в 8 классе (2 часа в неделю, всего 68 часов), по учебнику А. В. Перышкина
№ урока | Содержание учебного материала | Материал для изучения. | Сроки изучения |
Тема 1. Тепловые явления. | Глава 1 | 14 часов | |
Температура. Связь температуры вещества с хаотическим движением его частиц. | § 1 | ||
Внутренняя энергия. | § 2 | ||
Способы изменения внутренней энергии | § 3 | ||
Теплопроводность. Виды теплопередач. | § 4 | ||
Конвекция, излучение. | § 5, § 6 | ||
Тепловое равновесие. Необратимость процесса теплопередачи. | §§ 3 – 6 | ||
Количество теплоты. Удельная теплоемкость. | § 7, §8 | ||
Расчет количества теплоты. Решение задач. | § 9 | ||
Лабораторная работа № 1 «Проверка уравнения теплового баланса» | Стр. 220 | ||
Лабораторная работа № 2 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела» | Стр. 221 | ||
Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. | § 10 | ||
Закон сохранения энергии в тепловых процессах. | § 11 | ||
Повторение. Тепловые явления. Решение задач. | Стр. 71 | ||
Контрольная работа № 1 по теме «Тепловые явления» | |||
Тема 2. Изменение агрегатных состояний вещества. | Глава 2 | 11 часов | |
Плавление и кристаллизация. | § § 12 – 14 | ||
Удельная теплота плавления. | § 15 | ||
Испарение и конденсация. | § 16, § 17 | ||
Кипение. Удельная теплота парообразования. | § 18, § 20 | ||
Зависимость температуры кипения от давления. Решение задач. | |||
Влажность воздуха. | § 19 | ||
Лабораторная работа № 3 «Измерение влажности воздуха» | Стр. 222 | ||
Преобразование энергии в тепловых машинах. | § 21 | ||
Двигатель внутреннего сгорания. | § 22 | ||
Паровая турбина. КПД тепловой машины. | § 23, § 24 | ||
Контрольная работа № 2 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества» | Стр. 71 | ||
Тема 3. Электрические явления. | Глава 3 | 23 часа | |
Электризация тел. Два вида электрических зарядов. | § 25 | ||
Взаимодействие зарядов. Электроскоп. | § 26 | ||
Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. | § 27 | ||
Делимость электрического заряда. Планетарная модель атома. | § 28, § 29 | ||
Закон сохранение электрического заряда. Проводники, диэлектрики и полупроводники. | § 30, § 31 | ||
Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Электрическая цепь. | § 32, §33 | ||
Носители электрических зарядов в металлах, полупроводниках, электролитах и газах. Полупроводниковые приборы. | § 34 | ||
Действия электрического тока. Направление электрического тока. | § 35, §36 | ||
Сила тока. Амперметр. | § 37, §38 | ||
Лабораторная работа № 4 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках» | Стр.224 | ||
Напряжение. Вольтметр. | § §39 – 41 | ||
Лабораторная работа № 5 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи» | Стр. 225 | ||
Электрическое сопротивление. Лабораторная работа № 6 «Регулирование силы тока реостатом» | § 43, § 47 Стр. 226 | ||
Закон Ома для участка электрической цепи. | § 44 | ||
Лабораторная работа № 7 «Измерение сопротивление проводника при помощи амперметра и вольтметра» | Стр. 227 | ||
Характеристики электрического тока. Решение задач. | § 45 | ||
Закон Ома. Решение задач. | § 46 | ||
Последовательное и параллельное соединение проводников | § 48, §49 | ||
Работа и мощность электрического тока. | § § 50 – 52 | ||
Лабораторная работа № 8 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе» | Стр. 228 | ||
Закон Джоуля – Ленца. | § 53 | ||
Электрические явления. Повторение. Решение задач. | § 54, §55, §56 | ||
Контрольная работа № 3 по теме «Электрические явления» | Стр. 161 | ||
Тема 4.Электромагнитные явления. | Глава 4 | 5 часов | |
Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. | § 57, § 58 | ||
Электромагнит. Лабораторная работа № 9 «Сборка электромагнита и испытание его действия» | § 59, Стр. 229 | ||
Взаимодействие магнитов. Магнитное поле Земли. | § 60, § 61 | ||
Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. | § 62 | ||
Лабораторная работа № 10 «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)» | Стр. 230 | ||
Тема 5. Световые явления. | Глава 5 | 11 часа | |
Элементы геометрической оптики. Закон прямолинейного распространения света. | § 63, § 64 | ||
Отражение света. Закон отражения света. | § 65 | ||
Плоское зеркало. | § 66 | ||
Преломление света. | § 67 | ||
Закон преломления света. Решение задач. | § 67 | ||
Линза. Фокусное расстояние линзы. | § 68 | ||
Построение изображений в линзах. | § 69 | ||
Лабораторная работа № 11 «Получение изображения при помощи линзы» | Стр. 230 | ||
Оптические приборы. Глаз как оптическая система. | § 70 | ||
Световые явления. Повторение. Решение задач. | Стр. 217 | ||
Контрольная работа № 4 по теме «Световые явления» | |||
Тема 6. Повторение | 4 часа | ||
Тепловые явления | Стр. 71 | ||
Электрические явления | Стр. 161 | ||
Электромагнитные явления | Стр. 185 | ||
Световые явления | Стр. 217 |
Количество контрольных работ | Количество лабораторных работ | |
1 четверть | 1 | 2 |
2 четверть | 1 | 1 |
3 четверть | 1 | 6 |
4 четверть | 1 | 2 |
Год | 4 | 11 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 11класс рассчитана на 4 часа в неделю, 136 часов в год.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 11класс рассчитана на 4 часа в неделю, 136 часов в год....
Рабочая программа по физике (уч.А.В.Пёрышкин)
МБОУ Верхличская СОШ...
Рабочая программа по физике (уч.А.В.Пёрышкин)
МБОУ Верхличская СОШ...
Рабочая программа по физике (уч.А.В.Пёрышкин)
МБОУ Верхличская СОШ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОМЕТРИИ Л.С.АТАНАСЯН 2 часа в неделю 8 класс
программа содержит пояснительную записку,концепцию,нормы оценок и почасовую раскладку...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОМЕТРИИ Л.С.АТАНАСЯН 2 часа в неделю 7 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОМЕТРИИ Л.С.АТАНАСЯН 2 часа в неделю 7 класс...
Рабочая программа по физике для 10 кл (3 часа в неделю)
Планирование к учебнику Мякишев Г.Я. Буховцев Б.Б. Сотский Н.Н (3 часа в неделю)...