Рабочая программа по физике 7 класс, А. В. Пёрышкин, 2 часа в неделю
рабочая программа по физике (7 класс) по теме
Рабочая программа соответствует новому учебнику А.В. Пёрышкина, изданному в 2013 году в соответствии со вторым поколением стандарта основного общего образования по физике(ФГОС).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_fizika_7_2013.doc | 151 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по физике для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования.
Общая характеристика учебного предмета.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики.
Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Физика изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Цели изучения физики.
Изучение физики в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о механических, тепловых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
- воспитание убеждённости в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Приоритетами для школьного курса физики в 7 классе являются:
Познавательная деятельность:
- использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
- владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
- организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (68 часов)
Физика и физические методы изучения природы (11 ч)
Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений. Международная система единиц. Физический эксперимент и физическая теория. Физические модели. Роль математики в развитии физики. Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире.
Механические явления (57 ч)
Механическое движение. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Методы измерения расстояния, времени и скорости. Неравномерное движение.
Явление инерции. Масса тела. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности. Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил.Сила упругости. Методы измерения силы. Сила тяжести. Вес тела. Сила трения.
Момент силы. Условия равновесия рычага. Центр тяжести тела. Условия равновесия тел.
Работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия. Методы измерения энергии, работы и мощности.
Давление. Атмосферное давление. Методы измерения давления. Закон Паскаля. Гидравлические машины. Закон Архимеда. Условие плавания тел.
В основе отбора содержания учебного материала
лежат следующие принципы:
- Научность (ознакомление школьников с объективными научными фактами, понятиями, законами, теориями, с перспективами развития физики, раскрытие современных достижений науки)
- Генерализация (фундаментальность) знаний (объединение учебного материала на основе научных фактов, фундаментальных понятий и величин, теоретических моделей, законов и уравнений, теорий)
- Целостность (формирование целостной картины мира с его единством и многообразием свойств)
- Преемственность и непрерывность образования (учитывание предшествующей подготовки учащихся)
- Систематичность и доступность (изложение учебного материала в соответствии с логикой науки и уровнем развития школьников)
- Гуманитаризация образования (представление физики как элемента общечеловеческой культуры
- Экологичность содержания (обсуждение социальных и экономических аспектов охраны окружающей среды, рассмотрения влияния на живой организм факторов природной среды)
Требования к уровню подготовки обучающихся 7 класса по физике.
В результате изучения физики ученик должен
знать/понимать:
- смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие;
- смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;
- смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Гука;
уметь
- описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины;
- выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы;
- приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
- решать задачи на применение изученных физических законов;
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернет), её обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электронной техники;
- контроля исправности водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
рационального применения простых механизмов.
Реализация программы обеспечивается
учебно-методическим комплектом (учебник включён в Федеральный перечень):
Физика. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В.Пёрышкин.-М.: Дрофа, 2013.
Учебник включает весь необходимый материал по физике для изучения в общеобразовательных учреждениях, отличается простотой и доступностью изложения материала. Предусматривается выполнение упражнений, которые помогают не только закрепить пройденный теоретический материал, но и научиться применять законы физики на практике.
Сборник задач по физике. 7-9 классы/ А.В. Пёрышкин – М.: Экзамен. 2013.
Задачник переработан в соответствии с «Обязательным минимумом», полностью обновлен иллюстративный материал. Предлагаемые задачи интересны по содержанию и дают возможность дифференцированно провести любой урок: для каждого учащегося можно подобрать задачу по способностям, интересам и успеваемости. В сборник также вошли вопросы, с помощью которых учащиеся глубже осознают физические явления, увидят межпредметные связи.
Электронное приложение к учебнику на сайте www.drofa.ru
- Контрольные и проверочные работы по физике. 7-11 кл.: Метод. пособие / О.Ф.Кабардин, С.И.Кабардина, В.А.Орлов. - М.: Дрофа, 2013.
- О.Ф.Кабардин, В.А.Орлов. «Физика. Тесты». 7-9 классы. – М.: Дрофа, 2013.
Особенности курса, отличающие его от Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования.
- данный курс, как в теоретической, так и фактологической части является практикоориентированным: понятия, законы, теории и процессы рассматриваются в плане их практического значения, использования в повседневной жизни, роли в природе и производстве
- широкое применение интегративного подхода. Это способствует формированию единой естественнонаучной картины мира уже на начальном этапе обучения
- пересмотрены подходы к проведению демонстрационного и лабораторного эксперимента, включены элементы исследовательского характера, проблемный подход к постановке и результатам
- высокий теоретический уровень, который позволяет сделать процесс обучения максимально развивающим.
Для реализации поставленных целей и отличительных особенностей данного курса выбраны следующие подходы к его преподаванию:
- Теория поэтапного формирования умственных действий. Для полноценного формирования знаний необходима определённая последовательность этапов, которая должна соблюдаться при формировании любого нового знания.
- Теория опережающего обучения. Чем больше число вовлечений элемента знаний в учебную деятельность, тем выше процент учащихся, освоивших этот элемент. Таким образом, знакомство учащихся с новыми понятиями, законами, учебными действиями проходят в несколько этапов: первичный (дается первоначальное представление, контроль не осуществляется), основной (раскрывается основной смысл понятия, закона, учебного действия, контроль осуществляется), вторичный (продолжается раскрытие содержания закона, понятия, учебного действия при осуществлении внутри и межпредметных связей).
- Идея системного подхода. Рассматриваемые объекты представляют собой различные системы. Например, атом-система состоящая из элементарных частиц; молекула-система атомов; вещество-система атомов, молекул. Таким образом, рассмотрение объектов с позиции системного подхода позволяет выйти на дедуктивный метод познания, который заключается в прогнозировании свойств физических систем.
- Принцип интегративного подхода в образовании. Основным механизмом и средством интеграции выступают межпредметные связи. Установление межпредметных связей должно способствовать развитию системных теоретических знаний по предмету, расширению научного кругозора учащихся, приобретению опыта построения и применения этих связей при решении проблемных задач
Литература для учителя.
- Физика. 7 класс: Учебник. для общеобразовательных. учреждений/ А.В.Пёрышкин.-М.: Дрофа,2013.
- Физика. 7 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В.Пёрышкина «Физика. 7 класс» / Е.М.Гутник, Е.В.Рыбакова. – М.: Дрофа, 2013
- Сборник задач по физике. 7-9 классы/ А.В. Пёрышкин – М.: Экзамен. 2013.
- Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений / В.И.Лукашик, Е.В.Иванова. – М.: Просвещение,2013.
- А.Е. Марон, С.В Позойский, Е.А. Марон. Сборник вопросов и задач по физике 7-9. – М.: Просвещение, 2013.
- Контрольные и проверочные работы по физике. 7-11 кл.: Метод. пособие / О.Ф.Кабардин, С.И.Кабардина, В.А.Орлов. - М.: Дрофа, 2013.
- О.Ф.Кабардин, В.А.Орлов. «Физика. Тесты». 7-9 классы. – М.: Дрофа, 2013.
- Марон А.Е., Марон Е.А. Контрольные тексты по физике. 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2013.
- О. Ф. Кабардин. Физика. Справочные материалы.. – М.: Просвещение, 1991
Литература для обучающихся.
- Физика. 7 класс: Учебник. для общеобразовательных. учреждений/ А.В.Пёрышкин.-М.: Дрофа, 2013.
- Сборник задач по физике. 7-9 классы/ А.В. Пёрышкин – М.: Экзамен. 2013.
- О. Ф. Кабардин. Физика. Справочные материалы. . – М.: Просвещение, 1991
- Энциклопедия для детей. Физика, ч.1,ч.2, М, Мир энциклопедий Аванта +, 2007 г.
Цифровые образовательные ресурсы.
- Электронное приложение к учебнику на сайте www.drofa.ru
- Интерактивный курс « Физика, 7-11 классы». CD диск. ООО « Физикон», 2005.
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки физики 7 класс. CD диск.ООО «Кирилл и Мефодий», 2005.
Образовательные ресурсы Интернет.
zavuch. info
pedsovet.ru
rusedu.ru
it-n.ru
window.edu.ru
school-collection.edu.ru
festival.1 september.edu.ru
fipi.ru
www1.ege.ru
college.ru
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов (всего) | Из них (количество часов) | |
Лабораторные, практические работы | Контрольные работы | |||
Физика – наука о природе. Строение вещества. | 7 | 2 | - | |
Взаимодействие тел. | 20 | 5 | 1 | |
Давление. | 21 | 2 | 1 | |
Механическая работа и энергия. | 16 | 2 | 1 | |
Избранные вопросы. | 4 | - | - | |
ИТОГО: | 68 | 11 | 3 |
Тематическое планирование учебного материала по физике
в 7 классе (2 часа в неделю, всего 68 часов), по учебнику А. В. Перышкина
№ урока | Содержание учебного материала | Материал для изучения. | Сроки изучения |
Тема 1. Физика – наука о природе. Строение вещества. | Введение, глава 1 | 7 часов | |
Предмет физики и ее методы. | § 1- 3 | ||
Измерение физических величин. Погрешности измерений. | § 4, 5 | ||
Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления измерительного прибора» | Стр.202, § 6 | ||
Строение вещества. Молекулы. | § 7, 8, | ||
Тепловое движение атомов и молекул. Диффузия. | § 9, § 10 | ||
Взаимодействие частиц вещества. | § 11 | ||
Модели строения газов, жидкостей и твердых тел. | § 12, 13 | ||
Тема 2. Взаимодействие тел. | Глава 2 | 20 часов | |
Механическое движение. Путь и перемещение. | § 14 | ||
Равномерное и неравномерное движение. | § 15, 16 | ||
Скорость. Решение задач. | § 17, 18 | ||
Инерция. Решение задач. | § 18 | ||
Взаимодействие тел. Решение задач. | § 19 | ||
Масса. | § 20, | ||
Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах» | Стр. 204, § 21 | ||
Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела» | Стр. 206 | ||
Плотность вещества. | § 22 | ||
Расчет массы и объема тела по его плотности. | § 23 | ||
Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твердого тела» | Стр. 207 | ||
Сила. | § 24 | ||
Сила тяжести. | § 25, § 28 | ||
Сила упругости. | § 26 | ||
Вес тела. Невесомость. | § 27, § 29, | ||
Лабораторная работа № 6 «Градуирование пружины» | Стр. 208, § 30 | ||
Равнодействующая сил. | § 31 | ||
Сила трения. Трение покоя. | § 32-§ 34 | ||
Лабораторная работа № 7 «Измерение силы трения с помощью динамометра» | Стр.208 | ||
Контрольная работа № 1 по теме «Взаимодействие тел» | |||
Тема 3. Давление. | Глава 3 | 21 час | |
Давление. | § 35 | ||
Способы изменения давления. Решение задач. | § 36 | ||
Давление газа. | § 37 | ||
Закон Паскаля. | § 38 | ||
Давление в жидкости и газе. | § 39 | ||
Расчет давления. | § 40 | ||
Сообщающиеся сосуды. | § 41 | ||
Атмосферное давление. | § 42, §43 | ||
Измерение атмосферного давления. | § 44 § 45 | ||
Атмосферное давление на различных высотах. | § 46 | ||
Манометры. | § 47 | ||
Гидравлические машины. | § 48, §49 | ||
Закон Архимеда. | § 50, § 51 | ||
Закон Архимеда. Решение задач. | § 51 | ||
Лабораторная работа №8 «Определение силы Архимеда» | Стр. 209 | ||
Условие плавания тел. | § 52 | ||
Лабораторная работа № 9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости» | Стр. 211 | ||
Плавание судов. | § 53 | ||
Воздухоплавание. | § 54 | ||
Давление. Повторение. Решение задач. | Стр. 160 | ||
Контрольная работа № 2 по теме «Давление». | |||
Тема 4. Механическая работа и энергия. | Глава 4 | 16 часов | |
Работа. | § 55 | ||
Мощность. | § 56 | ||
Решение задач по теме «Работа и мощность» | § 55, 56 | ||
Потенциальная энергия взаимодействующих тел. | § 66, § 67 | ||
Кинетическая энергия. | § 67 | ||
Закон сохранения механической энергии. | § 68 | ||
Решение задач по теме «Энергия» | |||
Простые механизмы. Рычаг. Условие равновесия рычага. | § 57, § 58 | ||
Момент силы. Условие равновесия тел. | §59, § 60 | ||
Лабораторная работа № 10 «Выяснение условия равновесия рычага» | Стр. 213 | ||
Блок. «Золотое правило» механики. | § 61, § 62 | ||
Центр тяжести тела | § 63 | ||
КПД. | § 65 | ||
Лабораторная работа № 11 «Определение КПД» | Стр. 214 | ||
Механическая работа и энергия. Повторение. Решение задач. | Стр. 200 | ||
Контрольная работа № 3 по теме «Механическая работа и энергия» | |||
Тема 5. Избранные вопросы физики. | 4 часа | ||
Международная система единиц. | Стр.19 | ||
Физический эксперимент. Моделирование явлений и объектов природы. | Стр. 38 | ||
Измерение физических величин. Погрешности измерений. | § 4, 5 | ||
Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. | Стр.96 |
Количество контрольных работ | Количество лабораторных работ | |
1 четверть | - | 4 |
2 четверть | 1 | 3 |
3 четверть | 1 | 2 |
4 четверть | 1 | 2 |
Год | 3 | 11 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 11класс рассчитана на 4 часа в неделю, 136 часов в год.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 11класс рассчитана на 4 часа в неделю, 136 часов в год....
Рабочая программа по физике (уч.А.В.Пёрышкин)
МБОУ Верхличская СОШ...
Рабочая программа по физике (уч.А.В.Пёрышкин)
МБОУ Верхличская СОШ...
Рабочая программа по физике (уч.А.В.Пёрышкин)
МБОУ Верхличская СОШ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОМЕТРИИ Л.С.АТАНАСЯН 2 часа в неделю 8 класс
программа содержит пояснительную записку,концепцию,нормы оценок и почасовую раскладку...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОМЕТРИИ Л.С.АТАНАСЯН 2 часа в неделю 7 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОМЕТРИИ Л.С.АТАНАСЯН 2 часа в неделю 7 класс...
Рабочая программа по физике для 10 кл (3 часа в неделю)
Планирование к учебнику Мякишев Г.Я. Буховцев Б.Б. Сотский Н.Н (3 часа в неделю)...