Конспект к уроку "Плавание тел" с кроссвордом
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему
Конспект к уроку "Плавание тел" с кроссвордом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_plavanie_tel_s_krossvordom.doc | 441.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок физики, 7 класс.
Тема: Плавание тел.
Цель: Выяснить экспериментальным путем условия, при которых тело в жидкости плавает, всплывает и тонет.
Задачи:
Образовательные:
• выяснить условия плавания тел, опираясь на знания обучающихся;
Развивающие:
• овладеть навыками исследовательской деятельности, самостоятельного приобретения новых знаний, умений предвидеть возможные результаты своих действий;
• сформировать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности обучающихся.
Воспитательные:
• формирование чувства коллективизма и взаимопомощи, ответственность каждого за конечные результаты;
• воспитание самостоятельности, трудолюбия, настойчивости в достижении цели.
Тип урока: комплексный
Оборудование:
• компьютер, проектор, экран
• на демонстрационном столе – три сосуда с водой, три тела, одинаковые по объему, но разные по массе;
• на ученических столах - уравновешенные весы с разновесами, мензурки с водой, пробирки с песком закрытые пробками.
План урока:
1.Организационный момент
2.Устный опрос
3. Решение кроссворда, выяснение темы урока
4. Изучение нового материала:
А). Демонстрационный опыт
Б). Лабораторный опыт
5. Закрепление.
6. Домашнее задание
7. Подведение итога урока
Ход урока:
1.Организационный момент
2.Устный опрос
- О чем мы говорили на предыдущих уроках? С какой силой познакомились?
(с силой Архимеда Fарх)
- Какую силу называют силой Архимеда?
(силу, выталкивающую тело из жидкости или газа)
- Чему равна сила Архимеда?
(FA=Рж=mжg – весу жидкости в объеме тела, FA=pжgVT)
- От чего зависит FАрх?
(от pж и Vтела, погруженного в воду)
- На какое из тел действует большая выталкивающая сила? (Рисунок спроецирован на экран; используется компьютер, проектор)
2 (1, т.к. его V1>V2)
1
- На какое из тел действует большая архимедова сила? (Рисунок спроецирован на экран; используется компьютер, проектор)
керосин вода (2, т.к. pB>pK FAB>FAK)
1 2
3. Решение кроссворда.
- Решив данный кроссворд, узнаете тему сегодняшнего урока.
- Что является источником физических знаний.
- Единица измерения массы.
- Мера инертности тел.
- Прибор для измерения объема тела.
- Что является причиной изменения скорости тела.
- Прибор для измерения объема тела.
- Сила Архимеда возникает, когда тело погружается в…
- Из чего состоят тела.
- Единица измерения силы.
- Единица измерения пути.
- Из чего состоят тела.
4. Изучение нового материала.
А).Рассмотрим демонстрационный опыт:
Одинаковые по объему тела опущены в воду.
Все тела ведут себя по-разному: одно утонуло, другое всплыло, третье плавает внутри жидкости:
- Почему тела, погруженные в воду, ведут себя по-разному?
- Может, изменилась сила Архимеда?
(Нет, ведь она зависит от pж и VT, а они одинаковы)
- В чем дело? Что еще может влиять на поведение тела в жидкости?
- Действует ли на тела кроме архимедовой силы еще какие-нибудь силы?
(Сила тяжести)
- Сравнив FA и mg, мы, вероятно, сможем узнать условия, при которых тело, погруженное в жидкость, тонет, всплывает или плавает внутри жидкости.
Сделаем это сообща.
Б). Лабораторный опыт выполняет весь класс по рядам.
Первый ряд – I вариант, второй ряд - II вариант, третий ряд - III вариант.
- На столах у вас пробирки с песком, закрытые пробкой, мензурки с водой. В пробирках у разных вариантов – разное количество песка.
- Опустите пробирки в мензурки с водой. Что вы видите?
I вариант – Что происходит с пробиркой, погруженной в воду? (тонет)
II вариант – Что происходит с пробиркой? (плавает внутри)
III вариант - Что происходит с пробиркой? (всплывает)
- Определите силу тяжести и силу Архимеда, действующие на пробирку.
- Как мы узнаем силу тяжести, действующую на пробирку? (FT=mg)
- Как определим массу пробирок? (с помощью весов)
Чтобы сэкономить время на уроке, мы заранее измерили массу пробирок (или измерить быстро на уравновешенных весах на столе учителя, т.к. масса у всех пробирок одного варианта одинаковая)
- Запишите результат в тетрадях и на доске (1 ученик с каждого ряда)
I вариант m1=
II вариант m2=
III вариант m3=
- Рассчитайте силу тяжести, действующую на пробирку, принимая g=10 Н/кг
I вариант FT 1=
II вариант FT 2=
III вариант FT 3=
- Как определить FA? (FA=pжgVT;)
- Какова плотность воды? (1000 кг/м3)
- А как найти объем пробирки? (VT=V2 - V1)
- Что теперь мы сможем рассчитать? (силу Архимеда)
- Запишите результат FA1 =
FA2 =
FA3 =
- Почему результаты равны? (FA1=FA2=FA3, т.к. объем пробирок одинаков)
- Итак, сравните силу тяжести и силу Архимеда.(одновременно учитель либо печатает и проецирует на экран данные учеников, либо пишет на доске)
I вариант
FT=mg= H
FA=pжgVT= H
FT > FA – тонет
FT
II вариант
FT = H
FA = H
FT = FT – плавает внутри жидкости
III вариант
FT = H
FA = H
FT < FA – всплывает
- Изобразим силы, действующие на тела. Куда будет направлена результирующая сила? (в сторону большей силы)
I вариант- FT > FA
FA
FT
FT
II вариант- FT = FT
FA
FT
III вариант- FT < FA
FA
FT
- А теперь сформулируем общее правило- условие плавания тел. (Ученики формулируют и записывают в тетрадь)
- Вернемся к демонстрационному опыту. Почему же тела ведут себя в воде по-разному? (на них действует разная сила тяжести, у них разная масса, а т.к. объем у них одинаковый – у них разная плотность) - Докажите это! Начните с уравнения, когда тело плавает внутри жидкости mg = FA
(mg = FA
pTVTg = pжgVT
pT = pж)
- Тогда по аналогии мы получим: pT = pж – плавает
pT > pж – тонет
pT < pж – всплывает
- Это тоже условие плавания тел. Будет ли тело плавать в жидкости или нет- зависит от плотности тела и плотности жидкости.
5. Закрепление.
1) Три бруска: деревянный (из сухой сосны), пробковый и ледяной погрузили в машинное масло (pм=900кг/м3). Какой из них будет плавать?
pд= 400кг/м3
pпр= 240кг/м3
pл= 900кг/м3 ответ: 3, т.к. pл = pм
2) Железо тонет в воде, а утонет ли оно в ртути?
pж=7800кг/м3
pрт=13600кг/м3 всплывет, т.к. pж < pрт
3) Что можно сказать о средней плотности рыб по сравнению с плотностью воды? (примерно равны, т.к. рыбы плавают внутри жидкости)
4) Какую роль играет плавательный пузырь у рыб?
(легко меняет свой объем, а, следовательно, объем рыбы; V (уменьшается) – погружается на большую глубину, т.к. Fвыт (уменьшается ).
6. Домашнее задание: параграф 48, задачи 101-103, стр. 145, экспериментальное задание, стр.123
7. Подведение итога урока
- А теперь еще один опыт.
На весах две одинаковые металлические пластинки с одинаковой массой.
- Что произойдет, если их опустить в воду?
Одна идет ко дну, а другая, из которой сделали
лодочку, плавает.
Можно даже нагрузить ее дополнительно (скрепками, булавками…)
- Почему такое возможно? Об этом мы узнаем на следующем уроке!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивный кроссворд по теме: "Типы соцветий".
Интерактивный кроссворд содержит вопросы по 8 наиболее распространённым типам соцветий. Возможно использование как на уроке, так и при проведении внеклассного мероприятия по предмету....
Кроссворды на уроках географии. Классический кроссворд.
Всем известно, что наиболее интересными заданиями по географии являются кроссворды. Они вызывают у школьников интерес к изучаемой теме, вносят занимательность, заставляют глубже вникать в предмет, сам...
Конспект урока Создание кроссворда по теме «Мой компьютер». Практическая работа в Excel. Раздел программы. Знакомство с электронными таблицами.
Создание кроссворда по теме «Мой компьютер». Практическая работа в Excel. Раздел программы. Знакомство с электронными таблицами....
Кроссворд по музыке за 4 кл. 4 четверть в форме кроссворда на тему" Джазовый оркестр"
Проверочные задания по музыке за 4 кл. 4 четверть в форме кроссворда на тему" Джазовый оркестр"...
Кроссворд «Население России», Кроссворд «Природа России»
Контрольно-измерительные материалы к Рабочим программам...
Кроссворды "Обыкновенные дроби", "Математический кроссворд"
Кроссворды "Обыкновенные дроби", "Математический кроссворд" выполнены с помощью сервиса "Фабрика кроссвордов", http://puzzlecup.com/crossword-ru/Фабрика к...
Конспект занятия по развитию навыков чтения и письма по теме: "Фруктовый кроссворд"
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте предназначен для читающих детей шести лет....