Рабочая программа.
рабочая программа по физике (9 класс) по теме
Методические рекомендации по урочному планированию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_9_klassa_purysheva_vazheevskaya_novaya.doc | 485 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрена и рекомендована к утверждению научно-методическим советом Протокол №___от____ | Утверждена приказом МОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» А.Ю.Самохвалов Приказ №____от_____ |
Рабочая программа
по__физике__________ для __9_ класса
на 2012-2013 учебный год
Составитель: учитель физики
Титкова Р.В.
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по физике (базовый уровень) и авторской программы « Физика 9» ( авторы Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская., В.М. Чаругин - М. Дрофа, 2011 год )
Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по физике.
Общая характеристика учебного предмета.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Особенностью предмета в физике в учебном плане образовательной школы является и тот факт что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.
Ведущая идея курса физики в основной школе - изучение на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
В IX классе изучаются более сложные физические явления и более сложные законы, чем в VII, VIII классах. Так, в IX классе учащиеся вновь возвращаются к изучению вопросов механики, но на данном этапе механика представлена как целостная фундаментальная физическая теория; предусмотрено изучение всех структурных элементов этой теории, включая законы Ньютона и законы сохранения. Обсуждаются границы применимости классической механики, ее объяснительные и предсказательные функции. Затем следует тема «Механические колебания и волны», позволяющая показать применение законов механики к анализу колебательных и волновых процессов и создающая базу для изучения электромагнитных колебаний и волн.
За темой «Электромагнитные колебания и электромагнитные волны» следует тема «Элементы квантовой физики», содержание которой направлено на формирование у учащихся некоторых квантовых представлений, в частности, представлений о дуализме и квантовании как неотъемлемых свойствах микромира, знаний об особенностях строения атома и атомного ядра.
Завершается курс темой «Вселенная», позволяющей сформировать у учащихся систему астрономических знаний и показать действие физических законов в мегамире.
Курс физики носит экспериментальный характер, поэтому большое внимание в нем уделено демонстрационному эксперименту и практическим работам учащихся, которые могут выполняться как в классе, так и дома.
Основные цели изучения курса физики в 9 классе:
-освоение знаний о механических и электромагнитных явлениях, элементов квантовой физики; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Основные задачи данной рабочей программы:
- систематизировать подходы к изучению предмета.
- сформировать умения проводить наблюдения природных явлений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач.
- научить использовать полученные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
- развивать мышления учащихся, формирование у них самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
- овладеть школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
- усвоить школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;
- формировать познавательный интерес к физике и технике, развивать творческие способности, осознанный мотив учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
- показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
-Актуальной задачей современной российской школы является перенос основного внимания с процесса передачи знаний на процесс развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Основные принципы обучения, провозглашенные общей дидактикой, а по этому обязательные при обучении любому предмету, называются дидактическими принципами. В обучении я руководствуюсь следующими дидактическими принципами:
- принцип сознательности, активности, самостоятельности при руководящей роли учителя;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип наглядности;
- принцип доступности и посильности;
- принцип учета возрастных особенностях обучаемых;
2) Принцип научности является важнейшим принципом обучения, так как требует, чтобы содержание обучения знакомило обучающихся с объективными научными фактами, понятиями, законами, теориями, чтобы обучение максимально задействовало раскрытие достижений науки, знакомило школьников с историей науки и перспективами развития данной отрасли знаний.
3) Принцип связи теории и практики. В последние годы перед педагогами ставится задача подготовить мобильного выпускника этому содействует принцип связи обучения с жизнью ( примером является подготовка к итоговой аттестации по математике, где теоретические задачи связаны с практическими видами деятельности человека: ремонт, досуг, отдых, торговля, строительство, биржевые операции ит.д.). Принцип связи обучения с жизнью применяется практически на каждом уроки, где хотя бы одна задача связана с практикой применения информации, полученной учащимися при изучении материала.
Основной формой организации учебно-воспитательной работы с учащимися в школе является урок. Выделяют четыре основных типа уроков:
- урок по ознакомлению с новым материалом;
- урок по закреплению изученного материала;
- урок проверки знаний, умений и навыков;
- урок по систематизации и обобщению изученного материала.
Основным типом урока является комбинированный.
Также для активизации интеллектуальной и речевой деятельности учащихся использую нестандартные формы проведения учебных занятий, например:
- урок-практикум;
- урок - исследование;
- урок - творческая мастерская;
- урок - тест;
- урок - конкурс;
- урок - игра.
В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, и частично – поисковый.
Для реализации рабочей программы использую элементы следующих технологий: личностно-ориентированное обучение, технологии развивающего обучения, игровые, проектная деятельность, внутриклассовой дифференциации, здоровьесберегающей технологии, обучение в сотрудничестве, лекционно-зачётной, инфомационно – коммуникационные.
Основополагающими, или ключевыми, компетенциями в образовании являются следующие:
- Ценностно-смысловые
- Общекультурные
- Учебно-познавательные
- Информационные
- Коммуникативные
- Социально-трудовые
- Компетенции личностного самосовершенствования
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся: проектная деятельность, практическая деятельность, обработка информации, IT-технологии, механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности, решение нестандартных, занимательных задач, проблемный способ изложения новой темы, проведения мини-исследований на основе изучения материала. публичное выступление, продуктивная групповая коммуникация, создание диалогов, работа в группах, проведение олимпиад, тест, дискуссия, групповая работа, парная работа,
При изучении курса проводится 2 вида контроля:
- текущий – контроль в процессе изучения темы; формы,: устный опрос и письменные формы контроля: контрольные работы, самостоятельные работы, физические диктанты, тестирование.
- итоговый – контроль в конце изучения зачетного раздела; формы: устные и письменные зачетные работы по отдельным темам, собеседование, практические работы, итоговая контрольная работа.
Планируемый уровень подготовки учащихся
В результате изучения физики ученик должен
знать/ понимать:
• смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
• смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
• смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля — Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;
Уметь
• описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передача давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузия, теплопроводность, конвекция, излучение, испарение, конденсация, кипение, плавление, кристаллизация, электризация тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие ток
электромагнитная индукция, отражение, преломление и дисперсия света;
• использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
• представлять результаты измерений с помощью таблиц графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
• выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
• приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
• решать задачи на применение изученных физических законов;
• осуществлять самостоятельный поиск информации естественно-научного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
• контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
• рационального применения простых механизмов;
• оценки безопасности радиационного фона.
Место учебного предмета в учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 208 часов для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования, в том числе в VII, VIII классах по 70 часов и IX классе 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета местных условий.
Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
Согласно базисному учебному плану в 9 классе на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 2 ч в неделю (68 часов за год).
Из них:
- контрольных работ – 7 :
«Механическое движение »-1 час, «Законы Ньютона»-1 ч, «Законы сохранения» - 1ч, «Механические колебания и волны»-1 ч. «Электромагнитные явления» -1ч, «Электромагнитные колебания и волны»-1 ч, «Элементы квантовой теории»-1 ч.
- лабораторных работ- 6 :
«Исследование равноускоренного прямолинейного движения»-1ч, «Изучение колебаний математического маятника»-1 ч, «Изучение магнитного поля постоянных магнитов»-0,5 ч, «Сборка электромагнита и его испытание»-0,5 ч, «Изучение действия магнитного поля на проводник»-0,5 ч, «Изучение работы электродвигателя постоянного тока»-
0,5 ч.
Данное планирование определяет достаточный объём учебного времени для повышения физических знаний учащихся в среднем звене школы, улучшения усвоения других учебных предметов.
Используемый учебно – методический комплект.
1. Пурышева Н. С, Важеевская Н. Е., Чаругин В.М. Физика - 9 : учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений - М.: Дрофа, 2011.
2. Пурышева Н. С, Важеевская Н. Е. Физика - 9 : Рабочая тетрадь. - М.: Дрофа, 2011.
3. Сборник задач по физике. 7-9 кл. / Составитель В. И. Лукашик. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2010.
Учебно – тематический план.
№ | Тема (раздел учебника) | Содержание учебного материала. | Всего часов | Теория | Практика | К /р. |
1 | Законы механики |
| 26 | 17 | 6 | 3 |
2 | Механические колебания и волны | Математический и пружинный маятники, период колебаний математического и пружинного маятников, вынужденные колебания, резонанс, механические волны, свойства механических волн. | 7 | 5 | 1 | 1 |
3 | Электромагнитные явления | Постоянные магниты, магнитное поле, магнитное поле Земли, | 12 | 7 | 4 | 1 |
4 | Электромагнитные колебания и волны | Конденсатор, колебательный контур, свободные электромагнитные колебания, вынужденные электромагнитные колебания, электромагнитные волны, использование электромагнитных волн для передачи информации, свойства электромагнитных волн, электромагнитная природа света, шкала электромагнитных волн. | 7 | 6 | 0 | 1 |
5 | Элементы квантовой физики | Фотоэффект, строение атома, спектры испускания и поглощения, радиоактивность, состав атомного ядра, радиоактивные превращения, ядерные силы, ядерные реакции, дефект массы. Энергетический выход ядерных реакций, деление ядер урана. Цепная реакция. ядерный реактор, ядерная энергетика, термоядерные реакции, действия радиоактивных излучений и их применение, элементарные частицы | 9 | 8 | 0 | 1 |
6 | Вселенная | Строение и масштабы Вселенной, развитие представлений о системе мира, строение и масштабы Солнечной системы, система Земля—Луна, физическая природа планеты Земля и ее естественного спутника Луны, планеты, малые тела Солнечной системы, солнечная система — комплекс тел, имеющих общее происхождение, использование результатов космических исследований в науке, технике и народном хозяйстве. | 7 | 7 | 0 | 0 |
| Всего | 68 | 50 | 11 | 7 |
Содержание образовательной программы.
9 класс
Глава 1. Законы механики. (26 часов)
Основные понятия механики, равномерное прямолинейное движение, относительность механического движения, скорость тела при неравномерном движении, ускорение, равноускоренное прямолинейное движение, графики зависимости скорости от времени при равноускоренном движении, перемещение при равноускоренном прямолинейном движении, свободное падение, перемещение и скорость при криволинейном движении, равномерное движение тела по окружности, первый законы Ньютона, взаимодействие тел, масса и сила. движение искусственных спутников Земли, невесомость и перегрузки, движение тела под действием нескольких сил, импульс тела, закон сохранения импульса, реактивное движение, механическая работа и мощность, работа и потенциальная энергия, работа и кинетическая энергия, закон сохранения механической энергии.
Лабораторная работа № 1
Исследование равноускоренного прямолинейного движения
Глава 2. Механические колебания и волны ( 7часов)
Математический и пружинный маятники, период колебаний математического и пружинного маятников, вынужденные колебания, резонанс, механические волны, свойства механических волн.
Лабораторная работа № 2
Изучение колебаний математического и пружинного маятников.
Глава 3. Электромагнитные явления (12 часов)
Постоянные магниты, магнитное поле, магнитное поле Земли, магнитное поле электрического тока, применение магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, электродвигатель, явление электромагнитной индукции, магнитный поток,направление индукционного тока, правило Ленца, самоиндукция, переменный электрический ток, трансформатор, передача электрической энергии.
Лабораторная работа № 4
Изучение магнитного поля постоянных магнитов,
Лабораторная работа № 5
Сборка электромагнита и его испытание,
Лабораторная работа № 6
Изучение действия магнитного поля на проводник с током,
Лабораторная работа № 7
Изучение работы электродвигателя постоянного тока,
Глава4.Электромагнитные колебания и волны (7 часов)
Конденсатор, колебательный контур, свободные электромагнитные колебания, вынужденные электромагнитные колебания, электромагнитные волны, использование электромагнитных волн для передачи информации, свойства электромагнитных волн, электромагнитная природа света, шкала электромагнитных волн.
Глава 5. Элементы квантовой физики (9 часов)
Фотоэффект, строение атома, спектры испускания и поглощения, радиоактивность, состав атомного ядра, радиоактивные превращения, ядерные силы, ядерные реакции, дефект массы. Энергетический выход ядерных реакций, деление ядер урана. Цепная реакция. ядерный реактор, ядерная энергетика, термоядерные реакции, действия радиоактивных излучений и их применение, элементарные частицы.
Глава 6. Вселенная (7 часов)
Строение и масштабы Вселенной, развитие представлений о системе мира, строение и масштабы Солнечной системы, система Земля—Луна, физическая природа планеты Земля и ее естественного спутника Луны, планеты, малые тела Солнечной системы, солнечная система — комплекс тел, имеющих общее происхождение, использование результатов космических исследований в науке, технике и народном хозяйстве.
Контроль уровня достижения планируемых результатов освоения образовательной программы.
№ | Тема | Вид контроля | Дата проведения | |
по плану | Фактически | |||
1 | Законы механики | Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного прямолинейного движения» Контрольная работа №1 по теме «Механическое движение» Контрольная работа №2 «Законы Ньютона» Контрольная работа №3 по теме «Законы сохранения» | ||
2 | Механические колебания и волны | Лабораторная работа №2 «Изучение колебаний математического и пружинного маятников» Контрольная работа №4 по теме «Механические колебания и волны». | ||
3 | Электромагнитные явления | Лабораторная работа №4 «Изучение магнитного поля постоянных магнитов» Лабораторная работа №5 «Сборка электромагнита и его испытание». Лабораторная работа №6 «Изучение действия магнитного поля на проводник с током» Лабораторная работа №7 «Изучение работы электродвигателя постоянного тока» Контрольная работа №5 по теме «Электромагнитные явления» | ||
4 | Электромагнитные колебания и волны | Контрольная работа №6 по теме «Электромагнитные колебания и волны». | ||
5 | Элементы квантовой физики | Кратковременная контрольная работа №7 «Элементы квантовой физики» | ||
6 | Вселенная |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
В результате изучения физики ученик 9 класса должен
знать/ понимать:
• смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
• смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
• смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля — Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;
Уметь
• описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передача давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузия, теплопроводность, конвекция, излучение, испарение, конденсация, кипение, плавление, кристаллизация, электризация тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие ток
электромагнитная индукция, отражение, преломление и дисперсия света;
• использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
• представлять результаты измерений с помощью таблиц графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
• выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
• приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
• решать задачи на применение изученных физических законов;
• осуществлять самостоятельный поиск информации естественно-научного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
• контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
• рационального применения простых механизмов;
• оценки безопасности радиационного фона.
Учебно – методическое обеспечение.
- Учебно – методический комплект.
- Пурышева Н. С, Важеевская Н. Е., Чаругин В.М. Физика - 9 : учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений - М.: Дрофа, 2011.
- Пурышева Н. С, Важеевская Н. Е. Физика - 9 : Рабочая тетрадь. - М.: Дрофа, 2011.
- Сборник задач по физике. 7-9 кл. / Составитель В. И. Лукашик. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2010.
- Литература для учителя.
- Пурышева Н. С, Важеевская Н. Е., Чаругин В.М. Физика - 9 : учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений - М.: Дрофа, 2011.
- Пурышева Н. С, Важеевская Н. Е. Физика - 9 : Рабочая тетрадь. - М.: Дрофа, 2011.
- Пурышева Н. С, Важеевская Н. Е. Физика - 9 : Тематическое и поурочное планирование. - М.: Дрофа, 2009.
- Сборник задач по физике. 7-9 кл. / Составитель В. И. Лукашик. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2010.
- Марон А.Е. Физика: дидактические материалы для 9 класса. - М.: Дрофа, 2006.
- Типовые тестовые задания ГИА от разработчиков ФИПИ
- Технические средства обучения.
- .Компьютер
- .Проектор
- .Принтер
- Программные средства.
- Образовательная коллекция 1С: Физика 7-11класс
- 1С: Школа. Физика 7-11класс. Практикум
- Операционная система Windows ХР.
- Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0.3. 837
- Программа-архиватор WinRar.
Календарно - тематический план
9 класс
№ темы | № урока | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Содержание урока | Виды, формы контроля | Домашнее задание | Дата проведения | |
по плану | фактически | ||||||||
I | Законы механики | 26 | |||||||
1/1 | Основные понятия механики | 1 | Урок изучения нового материала | Механическое движение, материальная точка как модель тела. Критерии замены тела материальной точкой. Система отсчёта. Путь. Перемещение. | Решение задач Л. (В.И.Лу-кашик «Сборник задач по физике»), № 131, 130, 151, 108,110 | § 1. р/т 7-12 | |||
2/2 | Равномерное прямолинейное движение | 1 | Комбинированный урок | Равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Уравнения перемещения и координаты при равномерном движении. Графики зависимости координаты тела от времени. | р/т 14-17 | § 2 Зад.2(1-3) | |||
3/3 | Решение задач | 1 | Урок практикум | Расчёт скорости равномерного прямолинейного движения, модуля и проекции перемещения. Координаты тела в некоторый момент времени. Координаты и времени встречи тел, движущихся равномерно. Построение и чтение графиков зависимости модуля и проекции перемещения, а также координаты тела от времени. | Физический диктант, р/т 21-23 | Зад.2(4,5) р/т 24 | |||
4/4 | Относительность механического движения | 1 | Комбинированный урок | Правило сложения перемещений, направленных по одной прямой. Под углом друг к другу. Правило сложения скоростей | Решение задач Л. № 95, 97, 104 | §3 | |||
5/5 | Ускорение. Равноускоренное прямолинейное движение. | 1 | Комбинированный урок | Неравномерное движение. Средняя скорость неравномерного движения. Средняя путевая скорость. Определение прямолинейного равноускоренного движения, ускорения, физический смысл единиц ускорения. Скорость при равноускоренном движении. | Решение задач Л. № 158, 157, 156 | § 4,5. | |||
6/6 | Графики зависимости скорости от времени при равноускоренном движении. | 1 | Комбинированный урок | Построение графиков движения. Запись формулы скорости от времени. | Графические задачи | §6 Зад. 6 | |||
7/7 | Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении | 1 | Комбинированный урок | Вывод формулы перемещения. | Проверочная работа на 15 мин. | §7 | |||
8/8 | Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости» | 1 | Урок практикум | Формирование практических умений и навыков определения путей, проходимых телом за последовательно равные промежутки времени. | Самостоятельная работа с оборудованием. Лаборатор-ная работа. | Зад. 7(5) | |||
9/9 | Свободное падение | 1 | комбинированный | Движение тел в вакууме. Свободное падение – движение равноускоренное. Смысл ускорения свободного падения, его значение | р/т 57-60 | § 8 | |||
10/10 | Движение тела по окружности | 1 | Урок изучения нового материала | Криволинейное движение, перемещение и скорость при криволинейном движении. Период и частота обращения. Линейная и угловая скорости, связь между ними. Центростремительное ускорение. | Фронтальная проверка, устные ответы | § 9,10. | |||
11/11 | Решение задач на равномерное и равноускоренное движение. | 1 | Урок практикум | Решение задач на равномерное и равноускоренное движение. | Решение задач | №56,57 | |||
12/12 | Контрольная работа №1 «Законы движения» | 1 | урок контроля | Зад. 9(4) | |||||
13/13 | Первый закон Ньютона Взаимодействие тел. Масса тела. | 1 | Урок изучения нового материала | Закон инерции. Первый закон Ньютона. Явление инерции. Инерциальные системы отсчёта. Взаимодействие тел. Масса тела. Сила. Принцип независимости действия сил. | Л. № 187, 195,212 | §11,12. | |||
14/14 | Второй и третий законы Ньютона | 1 | комбинированный | Формулировки законов Ньютона, границы их применимости | тест | §13,14 | |||
15/15 | Решение задач на законы Ньютона | 1 | комбинированный | Законы Ньютона. | Решение задач Л. № 209, 319,322 | §14.Упр.14 | |||
16/16 | Движение искусственных спутников Земли. Невесомость и перегрузки. | 1 | комбинированный | Закон всемирного тяготения и границы его применимости. Сила тяжести. Первая космическая скорость. Вес тела. Невесомость перегрузки. | Проверочная работа на 15 мин. | § 15,16 | |||
17/17 | Движение тела под действием нескольких сил. | 1 | Урок изучения нового материала | Движение тела под действием силы трения. Тормозной путь. Движение связанных тел в вертикальной и горизонтальной плоскости. Понятие равнодействующей силы | Проверочная работа на 15 мин. | §17. Упр. 16(2) Р. №176 | |||
18/18 | Решение задач | 1 | Урок практикум | Отработка практических навыков решения задач | Зад. 15(1-3) | Зад.16 | |||
19/19 | Контрольная работа№2 «Законы Ньютона» | 1 | урок контроля | р/т 113,127 | |||||
20/20 | Импульс тела. Закон сохранения импульса Реактивное движение | 1 | Урок изучения нового материала | Понятие импульса тела и силы. Единицы этих величин. Внутренние и внешние силы. Замкнутая система тел.Закон сохранения импульса. Границы применимости закона. Реактивное движение. | Решение задач Л. № 214, 219, 222 | § 18,19 | |||
21/21 | Механическая работа. Мощность | 1 | Комбинированный урок | Понятие механической работы. Работа силы тяжести. Графическое представление работы. Работа силы упругости. Консервативные неконсервативные силы. Мощность. | Проверочная работа на 15 мин. | §20 | |||
22/22 | Работа и потенциальная энергия. | 1 | Комбинированный урок | Энергия. Потенциальная энергия. Работа силы тяжести и изменение потенциальной энергии тела. Нулевой уровень потенциальной энергии. Работа силы упругости и изменение потенциальной энергии пружины. Закон сохранения и превращения механической энергии | тест | §21 | |||
23/23 | Работа и кинетическая энергия. | 1 | Комбинированный | Кинетическая энергия. Работа и изменение кинетической энергии. Теорема о кинетической энергии. | р/т.174,176 | §22 | |||
24/24 | Закон сохранения механической энергии | 1 | Комбинированный | Полная механическая энергия. Закон сохранения механической энергии. Коэффициент полезного действия. | Тест. | §23 | |||
25/25 | Решение задач | 1 | Урок практикум | Обобщить знания по данной теме. Подготовка контрольной работе. | р/т.171,182, 187. | Зад. 18(2,5) | |||
26/26 | Контрольная работа №3 «законы сохранения» | 1 | Урок контроля | р/т 169,175 | |||||
II | Механические колебания и волны | 7 | |||||||
1/27 | Математический и пружинный маятник | 1 | Урок изучения нового материала | Примеры колебательного движения. Общие черты разнообразных колебаний. Динамика колебаний горизонтального пружинного маятника. Определение свободных колебаний, колебательных систем, маятника. Пружинный маятник. Гармонические колебания. | Л. № 850, 852,856 | §24. | |||
2/28 | Период колебаний математического и пружинного маятников. | 1 | Комбинированный | Период и частота колебаний математического и пружинного маятников. | тест | §25 | |||
3/29 | Лабораторная работа №2 «Изучение колебаний математического и пружинного маятников». | 1 | Урок практикум | Изучение колебаний математического и пружинного маятников. | Самостоятельная работа с оборудованием. Лаборатор-ная работа | Зад. 23(5) р/т 203 | |||
4/30 | Вынужденные колебания. Резонанс | 1 | Комбинированный урок | Понятие вынужденных колебаний. Примеры резонанса и учёт резонанса в практике. | Проверочная работа на 20 мин. | §26 | |||
5/31 | Механические волны | 1 | Комбинированный урок | Механизм распространения упругих колебаний. Поперечные и продольные упругие волны в твердых, жидких и газообразных средах. Характеристики волн: скорость, длина волны, частота, период колебаний. Связь между этими величинами. | Л. № 889, 905, 903 | §27 | |||
6/32 | Свойства механических волн | 1 | Комбинированный | Отражение волн. закон отражения волн. интерференция волн. | Фронтальная проверка, устные ответы | §28 | |||
7/33 | Контрольная работа №3 «Механические колебания и волны» | 1 | Урок контроля | р/т 213,215 | |||||
III | Электромагнитные явления | 12 | |||||||
1/34 | Постоянные магниты. Магнитное поле | 1 | Урок изучения нового материала | Постоянные магниты. Естественные и искусственные магниты. Намагничивание железа в магнитном поле. Магнитные полюса. Взаимодействие магнитов. Определение магнитного поля. Магнитная индукция. Линии магнитной индукции. Однородное магнитное поле. | Решение задач Л. № 1458, 1463, 1478 | §29,30. | |||
2/35 | Лабораторная работа №4. «Изучение магнитного поля постоянных магнитов». Магнитное поле Земли. | 1 | Урок практикум | Изучение магнитного поля постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. магнитные полюса Земли. Магнитные аномалия и магнитные бури. | Самостоятельная работа с оборудованием. Лаборатор-ная работа | §31 | |||
3/36 | Магнитное поле электрического тока | 1 | Комбинированный урок | Опыт Эрстеда. Взаимосвязь магнитных полей и движущихся электрических зарядов. Магнитное поле проводника с током, катушки с током. Правило буравчика. Гипотеза Ампера. | Решение задач Вопросы к § 32, Л. № 1464, 1469 | §32 | |||
4/37 | Применение магнитов. Лабораторная работа №5 «Сборка электромагнита и его испытание» | 1 | Урок практикум | Сборка электромагнита | Самостоятельная работа с оборудованием. Лаборатор-ная работа | §33. | |||
5/38 | Действие магнитного поля на проводник с током. Лабораторная работа №6 «Изучение действия магнитного поля на проводник с током». | 1 | Урок практикум | Действие магнитного поля на проводник с током. Закон Ампера. Правило левой руки. Формула для вычисления модуля вектора магнитной индукции. Единица магнитной индукции. | Самостоятельная работа с оборудованием. Лаборатор-ная работа | §34 | |||
6/39 | Электродвигатель Лабораторная работа №7»Изучение работы электродвигателя постоянного тока». | 1 | Комбинированный урок | Электродвигатель постоянного тока. Принцип работы. И практическое применение электродвигателя постоянного тока. | Самостоятельная работа с оборудованием. Лаборатор-ная работа | §35. | |||
7/40 | Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. | 1 | Комбинированный урок | Опыт Фарадея. Направление индукционного тока. Явление электромагнитной индукции. Индукционный ток. Магнитный поток. Единица магнитного потока. Генератор постоянного тока. | Фронталь-ная работа с классом. | §36,37. | |||
8/41 | Направление индукционного тока. Правило Ленца. | Комбинированный | Направление индукционного тока. Правило Ленца. | р/т 271-274 | §38 | ||||
9/42 | Самоиндукция.. | 1 | Комбинированный урок | Явление самоиндукции. ток самоиндукции. Аналогия между инерцией и самоиндукцией. Пропорциональность магнитного потока, созданного током, и силы тока. Индуктивность проводника. Единица индуктивности. | тест | §39 | |||
10/43 | Переменный электрический ток. | 1 | Комбинированный урок | Переменный электрический ток. График зависимости силы переменного тока от времени. Частота переменного тока. Амплитудное и действующее значение силы тока и направления. Генератор переменного тока. | р/т 283 | §40 | |||
| 11/44 | Трансформатор. Передача электрической энергии. | 1 | Урок изучения нового материала | Устройство и принцип действия трансформатора. Первичная и вторичная обмотки трансформатора. Коэффициент трансформации. Зависимость напряжения и силы тока в обмотках трансформатора от числа витков в них. Использование трансформатора в технике и быту. Передача электроэнергии. | Решение задач Вопросы к §41,42, №37 | §41,42. | ||
12/45 | Контрольная работа №4 «Электромагнитные явления» | 1 | Урок контроля | Электромагнитные явления | р/т 287-289 | ||||
IV | Электромагнитные колебания и волны | 7 | |||||||
1/46 | Конденсатор | 1 | Урок изучения нового материала | Устройство и принцип действия конденсатора. Электрическая ёмкость конденсатора. Единицы электрической ёмкости. | Решение задач Вопросы к § 43, №38 | §43 | |||
2/47 | Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. | 1 | Урок изучения нового материала | Колебательный контур. Процесс установления электромагнитных колебаний. Период электромагнитных колебаний. Свободные электромагнитные колебания. | Решение задач Вопросы к § 44, №39 | §44. | |||
3/48 | Вынужденные электромагнитные колебания. Электромагнитные волны | 1 | комбинированный | Превращение энергии в колебательном контуре. Затухающие электромагнитные колебания. Вынужденные электромагнитные колебания. Резонанс. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Открытый колебательный контур. Диапазон электромагнитных колебаний. | тест | §45,46 | |||
| 4/49 | Использование электромагнитных волн для передачи информации. | 1 | Комбинированный урок | Вибратор Герца. Приёмник электромагнитных волн А.С.Попова. детекторный радиоприёмник. | Решение задач Вопросы к § 47, № 40 | §47 | ||
5/50 | Электромагнитная природа света. | 1 | Урок изучения нового материала | Корпускулярная и волновая природа света. Скорость света. Астрономический метод измерения скорости света. Опыты Физо. Свойства света: дисперсия, интерференция и дифракция. | Решение задач Вопросы к § 49, №41 | §49 | |||
6/51 | Шкала электромагнитных волн | 1 | Комбинированный урок | Диапазоны электромагнитных волн. свойства электромагнитных волн разных диапазонов. Шкала электромагнитных волн. | Вопросы § 50 | §50 | |||
7/52 | Контрольная работа №5 «Электромагнитные колебания и волны» | 1 | Урок контроля | Электромагнитные колебания и волны | р/т 323-325 | ||||
V | Элементы квантовой физики | 10 | |||||||
1/53 | Фотоэффект | 1 | Урок изучения нового материала | Явление фотоэффекта. Гипотеза Планка. Фотон. Энергия кванта. | Вопросы к §51, № 43, Л. № 1650, 1651 | §51 | |||
2/54 | Строение атома. Спектры поглощения и испускания. | 1 | Комбинированный урок | Сложное строение атома. Модель атома Томсона. Опыты Резерфорда по рассеиванию альфа-частиц на тонкой металлической фольге. Ядерная модель атома. Заряд атомного ядра. Спектры испускания и поглощения. сплошные и линейчатые спектры. Спектральный анализ и его использование в научных исследованиях и на практике. | Решение задач Л. № 1640, 1643, 1644 | §52,53 | |||
3/55 | Радиоактивность. Состав атомного ядра | 1 | Комбинированный урок | Явление радиоактивности. Состав атомного ядра. Физическая природа альфа-, бета- и гамма- излучений. Принцип действия и устройство камеры Вильсона, используемой для изучения заряженных частиц. Протон, нейтрон. Заряд ядра. Массовое число. Изотопы | Решение задач Л. № 1670, 1672, 1674 | §54,55 | |||
4/56 | Радиоактивные превращения | 1 | Комбинированный урок | Радиоактивные превращения. Период полураспада. Вероятностный характер поведения радиоактивного атома. | Беседа по вопросам §.56 | §56 | |||
5/57 | Ядерные силы. | 1 | Комбинированный урок | Ядерные силы, их особенности. Энергия связи ядра. Внутренняя энергия атомных ядер. Взаимосвязь массы и энергии. Дефект масс. Выделение и поглощение энергии при ядерных реакциях. | тест | §57 | |||
6/58 | Ядерные реакции. Дефект масс. Энергетический выход ядерных реакций. | 1 | Комбинированный урок | Ядерные реакции. Условия осуществления ядерных реакций. Ускорители элементарных частиц. Выполнение законов сохранения зарядового и массового чисел для ядерных реакций. Дефект масс. Формула для расчёта энергии связи ядра. Энергетический выход ядерной реакции. | Беседа по вопросам §.58,59 | §58,59 | |||
7/59 | Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерный реактор. Ядерная энергетика. | 1 | Комбинированный урок | Модель процесса деления ядра урана. Выделение энергии. Цепная реакция деления ядер урана и условия ее протекания. Критическая масса. Управляемая ядерная реакция. Преобразование энергии ядер в электрическую. Ядерный реактор. | Вопросы к §60 | §60 | |||
8/60 | Кратковременная контрольная работа по теме «Элементы квантовой физики». Термоядерные реакции | 1 | Урок контроля | Термоядерные реакции. Возможность получения энергии при синтезе легких ядер. Проблемы практического осуществления термоядерной реакции. Необходимость использования энергии деления ядер.. | контрольная работа на 10-15 мин. | §62 | |||
9/61 | Действия радиоактивных излучений и их применение. Элементарные частицы. | 1 | Урок обобщения и повторения | Поглощенная доза излучения. Биологический эффект, вызываемый различными видами радиоактивных излучений. Способы защиты от радиации. | Беседа по вопросам §.63,64 | §63.64 | |||
VI | Вселенная | 7 | |||||||
1/62 | Строение и масштабы Вселенной | 1 | Урок изучения нового материала | Вид звёздного неба, ориентация среди звёзд, звёзды, созвездия, звёздная величина; планеты, галактики, Вселенная. Единицы расстояний до звёзд: световой год, парсек. Характерные расстояния и размеры небесных тел. Звёздные скопления: рассеянные и шаровые. Разнообразие физических условий в небесных телах и Вселенной. Строение и масштабы Вселенной | Зад.№ 47 | .§ 65 | |||
2/63 | Развитие представлений о системе мира. Строение и масштабы Солнечной системы. | 1 | Комбинированный урок | Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Объяснение петлеобразного движения планет. Внешние и внутренние планеты. Конфигурации планет и определение относительных расстояний планет до Солнца. Состав и размеры Солнечной системы. | Зад. №48 | § 66 | |||
3/64 | Система Земля- Луна | 1 | Комбинированный урок | Видимое движение планет, звезд, Солнца, Луны. Солнечные и лунные затмения, условия их наступления и периодичность приливы и отливы, их связь с движением луны. Объяснение приливов на Земле гравитационным взаимодействием водной поверхности с Луной. | Зад.№49 | . § 67 | |||
4/65 | Физическая природа планеты земля и её естественного спутника Луны. | 1 | Комбинированный урок | Физические характеристики Земли, её вращение и явление прецессии. Физические свойства атмосферы и природа парникового эффекта на Земле. Магнитное поле Земли. Физические характеристики Луны. Исследования Луны с помощью космических аппаратов. Элементы лунного рельефа: моря, материки, горы и кратеры. | Зад.№50 | . § 68 | |||
3/66 | Планеты | 1 | Комбинированный урок | Две группы планет Солнечной системы: планеты земной группы и планеты-гиганты. Общность характеристик планет земной группы: Меркурия, Венеры и Марса. Парниковый эффект на Венере. Космические исследования планет земной группы. Планеты-гиганты: Юпитер, Сатурн, уран и Нептун, их исследования наземными и космическими методами. Спутники и кольца планет-гигантов. | Зад.№51 | . § 69 | |||
4/67 | Малые тела Солнечной системы | 1 | Комбинированный урок | Астероиды, история их открытия и физические характеристики. Кометы. Комета Галлея, история её открытия и исследования с космических аппаратов. Образование хвостов комет. Метеоры, их наблюдения и общие свойства. Связь метеорных потоков с кометами. Метеориты, их свойства. Падение крупных метеоритов на Землю и планеты Солнечной системы. | Зад. №52 | §.70 | |||
5/68 | Солнечная система-комплекс тел, имеющих общее происхождение. Космические исследования. | 1 | Комбинированный урок | Космогония. Гипотезы Канта и Лапласа о происхождении Солнечной системы. Возраст Земли и Солнечной системы. Современные теории образования Солнечной системы. Оптические телескопы и радиотелескопы. Исследование небесных тел. Искусственные спутники Земли, метеорологические спутники, спутники для мониторинга окружающей среды. | Беседа по вопросам §.71,72 | §.71,72 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...