Игра "Что? Где? Когда?"
учебно-методическое пособие по физике (11 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
material_dlya_igry_chto_gde_kogda.odt | 23.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Традиционная школьная игра
«ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
Проводится в МБУ школе №40 г.о.Тольятти
в рамках недели «Точных наук».
Цель игры - популяризировать математику и физику среди учащихся.
Задачи игры: рационально использовать отведенное время и ресурсы команды для получения правильного ответа; формулировать ответы научно и грамотно; расширить представление учащихся о прикладном характере математики и физики.
Автор разработки – учитель физики Устинова Ирина Владимировна.
В игре принимают участие команды 9 – 11 классов. В команде 7 человек. Мероприятие проводится в актовом зале школы.
Для игры необходимо оборудование: стол для игроков, стол для ведущих и судей. Листы бумаги, авторучки для игроков и жюри. Компьютер, экран, проектор, секундомер или любой хронометр.
Команды играют против команды учителей, которые подготавливают вопросы по математике и физики. Призами являются книги, которые для игры подбирает школьный библиотекарь.
Представление команд: каждого игрока представляет группа из его класса. Это может быть творческий номер или представление в стихах, но не более двух минут.
Ведущий на экран выводит картинку с крутящейся каруселью и номерами вопросов. Карусель останавливается по команде ведущего. Он же читает вопрос и представляет книгу, которая разыгрывается на данном туре. На вопрос отводится одна минута. Отвечает игрок, назначенный капитаном команды. Если у команды нет ответа, она может взять помощь зала, но только единожды. Правильный ответ озвучивает жюри и присуждает балл той или иной команде. Ведущий сразу же награждает команду или учителя, ответ которого выиграл, книгой.
Игра идет до набранных первой из команд шести баллов.
В то время пока команды находят правильный ответ, на экране высвечивается фотография учителя, задавшего вопрос и текст вопроса (или картинка по теме).
Вопросы чередуются с интересными фактами из жизни известных ученых.
В конце игры ведущий подводит итог игры, озвучивает наиболее интересные и «каверзные» вопросы, называет фамилии тех игроков, которые, по мнению жюри, были наиболее активны и результативны.
Игрокам, в качестве поощрения выставляются оценки по математике и физики, которые предлагает жюри (как правило, это оценки 5, что создает дополнительный стимул для участия в игре на следующий год).
На следующее утро на школьном информационном стенде вывешиваются результаты игры, с поздравлениями и перечнем победителей.
ВОПРОСЫ:
- Если взять красный и сложить с зеленым и с синим, то получится белый. А если взять красный и сложить с желтым и с синим, то получится чёрный. О чём идет речь в вопросе, и в чём разница?
Ответ: в первом случае речь идет о свете – красный, зеленый, синий являются основными цветами света и в сумме дают белый свет; во втором случае речь идет о красках – основные цвета: красный, желтый и синий в сумме дают чёрную краску.
- Кипятком или холодной водой можно скорее погасить огонь?
Ответ: кипятком, так как кипяток в огне превращается в пар и закрывает доступ
кислорода к огню.
- Какой великий русский математик не получил диплома, хотя дважды успешно выдержал выпускные экзамены в университете?
Ответ: М.В.Остроградский 1801-1861г.г. он не согласился слушать лекции
богословия.
- - А Вы знаете, как определить стороны горизонта с помощью часов?
- Нет, - признался друг.
- Очень просто, - продолжал Почемучка, - если вспомнить стихотворение А. Роса. Он предлагает:
Направьте стрелку часовую
На Солнце точку золотую.
Меж стрелкою и цифрой "час"
Есть угол, важен он для нас.
Делите угол пополам
И сразу юг найдете там...
Твой поэт не прав, нужно в стихотворении заменить
только одно слово, сказал друг. Как Вы думаете, какое?
Ответ: Это справедливо только по отношению к периоду с 1 октября по 1 апреля. А в период с 1 апреля по 1 октября, когда наша страна живет по летнему времени, вместо цифры 1 (час) следует брать цифру 2.
- Первоклассник сидел на скамеечке в школьной библиотеке и почти шепотом читал понравившиеся ему стихи поэта С. Маршака:
Три мудреца в одном тазу
Пустились по морю в грозу.
Будь попрочнее старый таз,
Длиннее был бы мой рассказ…
Он прочитал стихи еще раз, задумчиво посмотрел по сторонам и, увидев старшеклассника - отличника, спросил: "Причем тут прочность таза? Не кажется ли Вам, что дело совсем в другом?
А в чем, по вашему мнению, здесь дело?
Ответ: Дело не в прочности таза, а в способности получившегося из него судна плавать. Центр тяжести системы "таз - мудрецы" находится высоко - выше краев таза; следовательно, судно с пассажирами будет неустойчивым. Кроме того, размеры таза незначительны, значит, малы и его объем, и выталкивающая сила, действующая со стороны воды; поэтому таз будет сильно погружен в воду. При этих условиях даже незначительные волны на поверхности воды или неосторожное движение какого-либо мудреца способны перевернуть таз.
- ТРИ СЕСТРЫ (СКАЗКА)
Жил - был царь. У него были три дочери: старшая, средняя и младшая. Младшая была самая красивая, самая любимая. Царь был стар и умен. Он давно издал указ, по которому первая дочь, выходящая замуж, получит пол - царства. Зная указ, средняя и старшая дочери очень хотели замуж, и часто из-за этого ссорились. Младшая дочь замуж не собиралась. Чтобы разрешить все вопросы с замужеством и уладить ссоры, царь предложил провести такое соревнование.
Он поставил на стол три чайника. Они были совершенно одинаковы, как по внешнему виду, так и по вместимости. Царь налил в каждый чайник равное количество воды из ведра.
- Мои любимые дочери, - начал свою речь царь, - сейчас каждая из вас
возьмет по чайнику, и отправиться вместе со мной на кухню. Там вы
поставите чайники на плиту, и дождетесь, пока они закипят. Та дочь, у
которой закипит чайник раньше, выйдет замуж первой.
Как не странно, но расчеты царя были точными, первым закипел чайник у
младшей дочери. Почему?
Ответ: Младшая дочь замуж не собиралась, ей было безразлично, кипит ли ее чайник. Она крышку чайника не поднимала, пар не выпускала, поэтому ее чайник закипел быстрее.
- Почему в грозу нельзя ложиться на землю?
Ответ: Попадая в землю, ток разряда расходится по поверхности. При этом возникает большая разность потенциалов между руками и ногами. Если человек в мокрой одежде, то разности потенциалов не возникает.
Если человек в обуви, то разности потенциалов не возникает.
Ответ верный в том случае, если человек босой, падает на сухую землю.
Согласитесь, что это не типично.
- Укажите три замечательных особенности числа 365.
Ответ: 365 дней в году; 365= 102=112=122; 365=132=142.
- Елочная гирлянда спаяна из лампочек для карманного фонаря. При включении этой гирлянды в сеть на каждую лампочку приходится напряжение три вольта. Почему же опасно, выкрутив одну из лампочек, сунуть в патрон палец?
Ответ: Сопротивление лампочки от карманного фонаря мало — несколько Ом. Сопротивление всей гирлянды — несколько сотен Ом. Сопротивление пальца — несколько тысяч Ом. При последовательном соединении падения напряжений на участках цепи пропорциональны сопротивлениям участков; поэтому на палец, если его сунуть в патрон, придется практически все напряжение сети.
- В центре торнадо господствует «мертвая» тишина. Укажите причину этой тишины. (Согласно китайской философии, глаз дракона — это самый эпицентр тайфуна). комм. названия.
Ответ: Звуки извне могут и не проникнуть внутрь столба смерча, так как звуковые волны сильно преломляются в быстрых воздушных потоках, создаваемых смерчем. Ощущение абсолютной тишины внутри смерча усиливается также и тем, что при резком понижении давления способность человека слышать ухудшается.
- Что было раньше — яйцо или курица? Очень интересный философский софизм.
Ответ: Раньше было яйцо — как менее сложная структура. Следует, правда, добавить, что это было яйцо не совсем той курицы, о которой идет речь.
- Одна кружка вдвое выше другой, зато другая в полтора раза шире. Которая из них вместительнее?
Ответ: вторая, т.е. та, которая шире.
- Почему после снегопада становится так тихо на улице?
Ответ: Между пушинками свежевыпавшего снега существуют маленькие полости, благодаря которым такой снег поглощает звук так же, как звукопоглощающие покрытия в современных служебных помещениях. По мере уплотнения снега поглощение звука в нем ослабевает.
- Поделитесь сухариками со своим товарищем и начните вместе с ним грызть. Не кажется ли Вам, что Вы производите гораздо больше шума, чем находящийся рядом сосед? Почему?
Ответ: Звук, идущий к Вам от грызущего соседа по воздуху, рассеивается значительно сильнее, чем звук, распространяющийся к Вашему уху непосредственно по черепным костям.
- Почему перелетные птицы летят клином?
Ответ: Когда птица совершает мах вниз, за крылом образуется восходящая струя, которая остается позади птицы. Птица, летящая следом, использует оставляемую первой восходящую струю.
- В честь, какой женщины математика назван один из распространенных в настоящее время цветов?
Ответ: именем известной вычислительницы француженки Гортензии Лекот 1723-
1788г.г. назван цветок «Гортензия», привезенный ею из Индии.
- Зачем в центре купола парашюта делают отверстие?
Ответ: При обтекании воздухом парашюта возникают вихри то с одной, то с другой его стороны. Вследствие этого изменяется давление. Такие изменения давления раскачивают парашют. Отверстие в центре разрушает вихри с наружной стороны.
- Почему так ужасно скрипит мел, если мы неправильно держим его, когда пишем на доске?
Как влияет на скрип положение мела относительно доски и чем определяется
частота издаваемого им звука?
Почему скрипят двери и почему визжат шины автомобиля, когда он резко
трогается с места?
Ответ: Скрип и визг в рассмотренных случаях, обусловлены «зацеплением и
соскальзыванием». Так, мел, когда его неправильно держат, вначале зацепляется за
доску, но когда пишущий достаточно сильно нажимает на мел, он внезапно
соскакивает и начинает вибрировать, периодически «зацепляясь» за доску и вновь
соскальзывая. Вследствие этого и возникает скрип.
- Почему приходится прилагать огромное усилие, чтобы вытащить ногу, увязшую в глине или болоте?
Ответ: На нее сверху действует атмосферное давление, под ногой давление мало.
- Блиц. 1.Собака легко перетаскивает утопающего в воде, однако на берегу, она не может его сдвинуть с места. Почему?
Ответ: На тело действует архимедова сила, которая уменьшает вес тела, а кроме того, вязкое трение меньше сухого.
2.Почему жир всплывает в супе?
Ответ: Плотность жира меньше плотности супа.
3.Почему взрыв снаряда под водой губителен для живущих в воде организмов?
Ответ: По закону Паскаля давление в жидкости передается одинаково по всем
направлениям.
- Можно ли тушить горящий керосин, заливая его водой?
Ответ: Нет, плотность керосина меньше плотности воды.
- Может ли космонавт набрать чернила в поршневую авторучку, находясь в корабле в состоянии невесомости?
Ответ: Да, если на корабле давление равно атмосферному давлению.
- Когда ведро с водой тяжелее: когда оно наполнено холодной или горячей водой?
Ответ: Плотность холодной воды больше (расстояние между молекулами у холодной воды меньше), масса пропорциональна плотности, следовательно, масса холодной воды больше.
- Что произойдет с всадником, если женщина “коня на скаку остановит…”?
Ответ: Вылетит из седла по инерции..
- Почему нельзя кулаком разбить толстую доску, а ребром ладони можно?
Ответ: Чем меньше площадь опоры, тем большее давление производит сила.
- Блиц: 1.Рука золотой статуи в древнегреческом храме, которую целовали прихожане, за десятки лет заметно похудела. Почему?
Ответ: Происходило уменьшение молекулярных слоев статуи.
2.Может ли «слабый» перетянуть сильного за руку?
Ответ: Да, если сила трения между подошвами и полом будет больше у
«слабого», чем у «сильного».
3.Какую клюшку легче сломать длинную или короткую и почему?
Ответ: Длинную, по правилу рычага, чем больше плечо, тем меньше
приложенная к нему сила.
Учёные шутят…
- Виктор Вейскопф рассказывал о своей работе с Вольфгангом Паули:
— Работать с Паули было восхитительно, абсолютно восхитительно! Ему можно было задавать любые вопросы, не боясь, что они покажутся ему глупыми. Дело в том, что он считал глупыми все вопросы.
- Как-то раз английского астронома Артура Эддингтона спросили:
— Сэр, правду ли говорят, что вы один из трех человек в мире, которые понимают теорию относительности Эйнштейна?
Наступило неловкое молчание — ученый явно затруднялся с ответом. Тогда спрашивающий поспешил исправить положение:
— Может быть, сэр, я что-то не так сказал? Мне, видимо, сэр, следовало бы догадаться, что вы, сэр, при всей вашей скромности, сочтете мой вопрос несколько бестактным. В таком случае, сэр, позвольте...
— Ничего... ничего...— благодушно прервал его Эддингтон.— Просто я задумался, пытаясь вспомнить, кто же этот третий.
- Спросили однажды у Эйнштейна, как появляются гениальные открытия.
— Все очень просто, — ответил Эйнштейн. — Все учёные считают, что этого не может быть. Но находится один дурак, который с этим не согласен, и доказывает, почему.
- Альберт Эйнштейн любил фильмы Чарли Чаплина и относился с большой симпатией к созданному им герою. Однажды он написал в письме к Чаплину: «Ваш фильм «Золотая лихорадка» понятен всем в мире, и Вы непременно станете великим человеком. Эйнштейн»
На это Чаплин ответил так: «Я Вами восхищаюсь еще больше. Вашу теорию относительности никто в мире не понимает, а Вы все-таки стали великим человеком. Чаплин».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
интеллектуальная игра по физике "Что? Где7 Когда"
Игра для учащихся 8- классов. В ходе игры они используют знания полученные на уроках физики. игра состоит из трех туров. В начале игры команды отвечают на поставленные вопросы. Вопросы интересны...
Комментарии
Игра "Что? Где? Когда?"
В нашей школе проведение этой игры стало традицией. В рамках "Недели точных наук" игра проходит между командой учителей и сборной командой учеников 10 - 11 классов. Целью игры является популяризация физики и математики среди учеников. Во время игры ребята учатся работать в команде, не стандартно мыслить, расширяют свой кругозор. Игра помогает встретиться ученикам с учителями на неформальном "поле". И еще важный момент: призами являются книги, которые собирают сами ученики и учителя нашей школы:)