Обобщающий урок по темам «Агрегатные состояния вещества» и «Электрические явления».
план-конспект урока по физике (8 класс) по теме
Разработка урока по теме: Обобщающий урок по темам «Агрегатные состояния вещества» и «Электрические явления». Физика, 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3.doc | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по теме:
Обобщающий урок по темам «Агрегатные состояния вещества» и «Электрические явления».
Физика, 8 класс
Выполнила: Беловол Людмила Викторовна
Учитель физики МБОУ СОШ № 42
Город Краснодар
Цели урока:
- обобщить и закрепить знания по темам «Агрегатные состояния вещества» и «Электрические явления»
- отработать навыки работы с лабораторным оборудованием
- отработать навыки построения графиков зависимости одной физической величины от другой, используя офисное приложение Excel
- развивать познавательные и творческие способности учащихся
- активизировать интерес к предмету через практический эксперимент
Ход урока:
- Организационная часть. Определение цели урока.
Здравствуйте, дорогие коллеги! Да, вы не ошиблись, я назвала вас коллегами, потому что вы сегодня являетесь работниками научно-исследовательского института физических явлений. Здесь представлены две лаборатории: тепловой физики и электрических явлений. Сегодня на электронную почту института пришли заявки на подтверждение законов физики. И я обращаюсь к вам, коллеги, за помощью.
Нашу работу хочется начать с такого четверостишья:
Как наша прожила б планета,
Как люди жили бы на ней
Без теплоты, магнита, света
И электрических лучей.
В этом четверостишии упоминается о тепле и электрических лучах. Слово тепло говорит само за себя. В начале года мы с вами изучали тепловые явления, знаем причины изменения агрегатных состояний вещества. А вот что такое здесь электрические лучи? Как вы думаете? (электрический ток).
Мы с вами всегда говорим о том, что, знания науки всегда, помогает человеку в жизни, а незнания приводит подчас к трагическим последствиям. И чтобы никаких трагических последствий не случилось, мы и изучили законы тепловой физики и электрического тока.
Для человека одних знаний недостаточно. Еще Конфуций говорил, что
«Ученье без размышления бесполезно, но и размышление без ученья опасно».
Но, прежде чем приступить к практике, я думаю, будет полезно повторить теорию.
- Повторение.
Предлагается заполнить таблицы приложение 1 и приложение 2. Далее, используя мультимедийный проектор, проводится взаимопроверка. Приложение.
- Работа в группах по дифференцированным заданиям на карточках (инструкции по ТБ).
Тепло | Электричество | |
1 | Определение удельной теплоты растворения поваренной соли (NaCl) Оборудование: весы, термометр, калориметр, сосуд с водой, поваренная соль. Подсказки:.
| Сколько электронов проходит через поперечное сечение спирали электрической лампочки за 1 мин., если её сопротивление 2 Ом? Оборудование: источник тока, вольтметр, электрическая лампочка, ключ, соединительные провода. Подсказки:
|
2 | Определить количество теплоты, необходимое для превращения снега известной массы в воду и нагревания ее до 10ْ С. Построить график зависимости температуры от времени, используя Excel. оборудование: сосуд для снега, спиртовой термометр, весы, снег. Подсказки: С помощью весов определили массу снега M=m-m1 (по разности массы калориметра со снегом m и пустого калориметра m1). Определили начальную температуру снега t1 Через каждые 5 секунд замеряли температуру снега, следили за процессом. Заполнили таблицу Построили график зависимости температуры от времени (пояснить график) Рассчитали Q=Q1+Q2+Q3. Где Q1- количество теплоты, потраченное на нагревание снега, Q2-количество теплоты, затраченное на плавление снега, Q3 – количество теплоты, затраченное на нагревание воды до 100С. | Проверить законы прямого тока при параллельном соединении. Найти общее сопротивление цепи, мощность и работу тока за 1 минуту. Подсказки: Работа в виртуальной лаборатории «Открытая физика». Собрать электрическую цепь, состоящую из источника тока, амперметров, двух резисторов разного номинала. Измерить силу тока в цепи I и на каждом из участков I1, I2. Сделать вывод Измерить напряжение на участке цепи, состоящим из двух резисторов U и напряжение на каждом резисторе U1. U2. Сделать вывод. Зная силу тока, напряжение на участке цепи, определить общее сопротивление цепи, мощность и работу тока на этом участке за 1 минуту. |
3 | Определить зависимость количества теплоты, затраченное на нагревание воды от массы этой воды. Построить в Excel график зависимости Q от m. Оборудование: спиртовка, сосуды с водой разного объема, спиртовой термометр. Подсказки:
| Найти зависимость силы тока от сопротивления при последовательном соединении проводников. Построить схему электрической цепи, используя ПК. Оборудование: источник нока, амперметр, два резистора различного номинала. Подсказки:
|
- Отчет групп
Я – руководитель 1 группы лаборатории тепловой физики. Мы обрабатывали заявку на определение удельной теплоты растворения поваренной соли (NaCl). Для этого нам понадобилось следующее оборудование: весы, термометр, калориметр, сосуд с водой, поваренная соль.
- С помощью весов определили массу соли m, массу воды M (по разности массы калориметра с водой и пустого калориметра).
- Определили начальную температуру воды t1.
- Всыпали соль в воду и замерили температуру воды после растворения соли t2. t1> t2
- Из уравнения теплового баланса c(m+M)(t1-t2)=mλ
- Определили удельную теплоту растворения поваренной соли
Я – руководитель 2 группы лаборатории тепловой физики. Мы обрабатывали заявку на определение количества теплоты, необходимого для превращения снега известной массы в воду и нагревания ее до 10ْ С. Для этого нам потребовалось следующее оборудование: сосуд для снега, спиртовой термометр, весы, снег.
- С помощью весов определили массу снега M=m-m1 (по разности массы калориметра со снегом m и пустого калориметра m1).
- Определили начальную температуру снега t1
- Через каждые 5 секунд замеряли температуру снега, следили за процессом.
- Заполнили таблицу
- Построили график зависимости температуры от времени (пояснить график)
- Рассчитали Q=Q1+Q2+Q3. Где Q1- количество теплоты, потраченное на нагревание снега, Q2-количество теплоты, затраченное на плавление снега, Q3 – количество теплоты, затраченное на нагревание воды до 100С.
Я – руководитель 3 группы лаборатории тепловой физики. Мы обрабатывали заявку на определение зависимости количества теплоты, затраченное на нагревание воды от массы этой воды. Построить в Excel график зависимости Q от m. Для этого нам потребовалось следующее оборудование: спиртовка, сосуды с водой разного объема, спиртовой термометр.
- Определить массы воды по формуле m=ρV.
- Определить начальные температуры воды t11, t12. Условие: t11 = t12.
- Определить конечные температуры воды t21, t 22. Условие: t21 = t 22
- Вычислить количество теплоты по формуле Q=cm(t2-t1)
- Заполнить таблицу
- вывод: о зависимости количества теплоты Q от массы нагреваемого вещества m.
Я – руководитель 1 группы лаборатории физики электрических явлений. Мы обрабатывали заявку на определение количества электронов проходящих через поперечное сечение спирали за 1 мин., если её сопротивление 2 Ом? Для этого потребовалось Оборудование: источник тока, вольтметр, резистор, ключ, соединительные провода.
- Собрали электрическую цепь, состоящую из последовательно соединенных источника тока, ключа и резистора. Параллельно резистору подключили вольтметр и измерили напряжение.
- Рассчитали силу тока I=U/R, воспользовавшись законом Ома для участка цепи
- Зная, что I = q/t, выразим q=It.
- Количество электронов, проходящих через поперечное сечение проводника N = q/e, где e – заряд электрона.
Я – руководитель 2 группы лаборатории физики электрических явлений. Мы обрабатывали заявку по проверке законов прямого тока при параллельном соединении. Необходимо рассчитать общее сопротивление цепи, мощность и работу тока за 1 минуту. Работа в виртуальной лабораторной «Открытая физика».
Собрать электрическую цепь, состоящую из источника тока, амперметров, двух резисторов разного номинала.
Измерить силу тока в цепи I и на каждом из участков I1, I2.
Сделать вывод
Измерить напряжение на участке цепи, состоящим из двух резисторов U и напряжение на каждом резисторе U1. U2.
Зная силу тока, напряжение на участке цепи, определить общее сопротивление цепи, мощность и работу тока на этом участке за 1 минуту.
Дать ответ.
Я – руководитель 3 группы лаборатории физики электрических явлений. Мы обрабатывали заявку по определению зависимости силы тока от сопротивления при последовательном соединении проводников. Построить график этой зависимости, используя программу Excel. При работе использовали оборудование: источник тока, амперметр, два резистора различного номинала, ключ.
- Собрали цепь, состоящую из источника тока, резистора, амперметра.
- Измерили силу тока в цепи I1.
- Заменили первый резистор R1 вторым R2, сняли показания амперметра R1 и R2.
- построить график зависимости I от R.
- вывод: о зависимости силы тока от сопротивления.
- Компьютерное тестирование.
(программа «Мой тест» можно скачать с официального сайта учителя физики и информатики Савенковой Л.С. по ссылке http://savenkova.nf-licey.edusite.ru/p2aa1.html). Тестирование проходит по принципу: эксперимент по теплоте - тестирование по электричеству и наоборот.
- Домашние заготовки.
На предыдущем уроке всем было дано задание - подобрать или сочинить загадки о тепловых и электрических явлениях. По желанию идут выступления (бонусные баллы по 0,1)
Пример:
Он щелкнул раз — и свет погас. (Выключатель.)
Висит без дела днем, а ночью освещает дом. (Электрическая лампочка.)
Называется «патрон», но стрелку не нужен он. (Электропатрон.)
То назад, то вперед ходит-бродит пароход. Остановишь — горе: продырявит море (Утюг.)
Дом на ножках, посреди окошко. Засветится окно — появится кино. (Телевизор.)
В нашей кухне целый год Дед Мороз в шкафу живет. (Холодильник.)
К дальним селам, городам кто идет по проводам? Светлое величество! Это …
***
Белая звездочка с неба упала. Мне на ладошку легла - и пропала (снежинка)
Бел, да не сахар, ног нет, а идет (снег)
По городу дождик осенний гулял, зеркальце дождик свое потерял. Зеркальце то на асфальте лежит, ветер подует - оно задрожит. (лужа)
Летом бежит, зимой спит, весна настала - опять побежала. (вода в реке)
Плавится сталь, из котла валит пар - папа - рабочий, он - ….. (сталевар)
Я и туча, и туман, и ручей, и океан, и летаю, и бегу, и стеклянной быть могу! (вода)
Бел как мел, с неба прилетел. Зиму пролежал, в землю убежал (снег)
Что за звёздочки сквозные на пальто и на платке, все сквозные, вырезные, а возьмёшь - вода в руке? (снежинка)
Жил я посреди двора, где играет детвора. Но от солнечных лучей превратился я в ручей (снеговик)
Съела шесть горошин Нина, у неё теперь ангина (град)
В огне не горит, в воде не тонет (лед)
Забралась на карниз, нос повесила вниз. На ночь слёзы прячет, а на солнце плачет (сосулька)
Вечером родится, ночь живёт, утром умирает (роса)
- Подведение итогов урока. Оценивание учащихся.
Уважаемые коллеги, на сегодня все заявки, поступившие в наш исследовательский институт обработаны и удовлетворены в полном объеме. Поэтому, разрешите мне поблагодарить вас за работу и выдать заслуженную заработную плату (выставляются оценки).
Помните, что
Если запастись терпением и проявить старание,
то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы.
Ученья корень горек, да плод сладок.
Леонардо да Винчи.
- Домашнее задание.
Приложение 1
Повторение (электричество) | |||
Ф.И. | I | U | R |
Последовательное | |||
Параллельное | |||
Определение (формула) | |||
Закон Ома | |||
Оценка |
Приложение 2
Повторение (теплота) | ||||
Ф.И. | ||||
Процесс | Формула | Температура t | Внутренняя энергия U | Количество теплоты Q |
Нагревание | ||||
Охлаждение | ||||
Плавление | ||||
Кристаллизация | ||||
Кипение | ||||
Конденсация | ||||
Оценка |
Приложение 3
Ф.И. | |
ОЦЕНКА ЗА УРОК | |
Вид работы | оценка |
Повторение (тепло) | |
Повторение (электричество) | |
Эксперимент | |
Тестирование | |
Бонусы | |
Итог = (среднее ариф.) оценок + бонусы | (____+_____+______+____) / 4 +______=______ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
анализ урока на тему "агрегатные состояния вещества" 8кл
Анализ урока «Агрегатное состояние вещества» физика 8 класс.Готовясь к уроку я прежде всего ставлю для себя цель - слова Уильяма Блейка – “ Истину нельзя объяснить так, чтобы её поня...
План-конспект урока по теме "Агрегатное состояние вещества"
В данном материале размещен план-конспект урока по физике для восьмого класса по теме "Агрегатное состояние вещества"...
План - конспект повторительно-обобщающего урока физики в 8 классе по теме «Электрические явления».
Тип урока: обобщение и систематизация учебного материалаЦель урока: Закрепить, обобщить и углубить знания учащихся по теме «Электрические явления», научиться применять полученные знания, умения,...
Разработка открытого урока по теме «Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел» физика, 8 класс
Методическая разработка по физике (8 класс) на тему: урок физики в 8 кл по теме "Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание "...
Открытый урок по теме "Агрегатные состояния вещества", 8 класс
Открытый урок по теме "Агрегатные состояния вещества", 8 класс...
Метод проектов на примере урока по теме "Агрегатное состояние вещества"
Урок с использованием проектной технологии учителя химии МАОУ СОШ № 12 г. Таганрога Ростовской области Беляевой Н. Г. по теме "Агрегатное состояние вещества". 11 класс....
Обобщающий урок по физике 8 класс по теме"Электрические явления"
Данная презентация позволяет повторить материал по теме"Электрические явления"...