Обобщающий урок по темам «Агрегатные состояния вещества» и «Электрические явления».
план-конспект урока по физике (8 класс) по теме

Беловол Людмила Викторовна

Разработка урока по теме: Обобщающий урок по темам  «Агрегатные состояния вещества» и «Электрические явления». Физика, 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по теме:

Обобщающий урок по темам  «Агрегатные состояния вещества»                                   и «Электрические явления».

Физика, 8 класс

Выполнила: Беловол Людмила Викторовна

Учитель физики МБОУ СОШ № 42

Город Краснодар

Цели урока:

  • обобщить и закрепить знания по темам «Агрегатные состояния вещества» и «Электрические явления»
  • отработать навыки работы с лабораторным оборудованием
  • отработать навыки построения графиков зависимости одной физической величины от другой, используя офисное приложение Excel
  • развивать познавательные и творческие способности учащихся
  • активизировать интерес к предмету через практический эксперимент

Ход урока:

  1. Организационная часть. Определение цели урока.

Здравствуйте, дорогие коллеги! Да, вы не ошиблись, я назвала вас коллегами, потому что вы сегодня являетесь работниками научно-исследовательского института физических явлений. Здесь представлены две лаборатории: тепловой физики и электрических явлений. Сегодня на электронную почту института пришли заявки на подтверждение законов физики. И я обращаюсь к вам, коллеги, за помощью.

Нашу работу хочется начать с  такого четверостишья:

Как наша прожила б планета,

Как люди жили бы на ней

Без теплоты, магнита, света

И электрических  лучей.        

В этом четверостишии упоминается о тепле и электрических лучах. Слово тепло говорит само за себя. В начале года мы с вами изучали тепловые явления, знаем причины изменения агрегатных состояний вещества. А вот что такое здесь электрические лучи? Как вы думаете? (электрический ток).

Мы с вами всегда говорим о том, что, знания науки всегда, помогает человеку в жизни, а незнания приводит подчас к трагическим последствиям. И чтобы никаких трагических последствий не случилось, мы и изучили законы тепловой физики и электрического тока.

Для человека одних знаний недостаточно. Еще Конфуций говорил, что

«Ученье без размышления бесполезно, но и размышление без ученья опасно».

Но, прежде чем приступить к практике, я думаю, будет полезно повторить теорию.

  1. Повторение.

Предлагается заполнить таблицы приложение 1 и приложение 2.  Далее, используя мультимедийный проектор, проводится взаимопроверка. Приложение. 

  1. Работа в группах по дифференцированным заданиям на карточках (инструкции по ТБ).

Тепло

Электричество

1

Определение удельной теплоты растворения поваренной соли (NaCl)

Оборудование: весы, термометр, калориметр, сосуд с водой, поваренная соль.

Подсказки:.

  1. С помощью весов определить массу соли m, массу воды M (по разности массы калориметра с водой и пустого калориметра).
  2. Определить начальную температуру воды t1.
  3. Всыпать соль в воду и замерить температуру воды после растворения соли t2         t1> t2
  4. Из уравнения теплового баланса   c(m+M)(t1-t2)=mλ
  5. Определить удельную теплоту растворения поваренной соли  
  6. Дополнительное задание: все расчеты провести в программе Excel.

Сколько электронов проходит через поперечное сечение спирали электрической лампочки за 1 мин., если её сопротивление 2 Ом?

Оборудование: источник тока, вольтметр, электрическая лампочка, ключ, соединительные провода.

Подсказки:

  1. Количество электронов, проходящих через поперечное сечение проводника N = q/e.
  2. Собрать электрическую цепь, состоящую из последовательно соединенных источника тока, ключа и лампочки. Параллельно лампочке подключить вольтметр и измерить напряжение.
  3. Воспользоваться законом Ома для участка цепи, а также формулой I = q/t.  

2

Определить количество теплоты, необходимое для превращения снега известной массы в воду и нагревания ее до 10ْ С. Построить график зависимости температуры от времени, используя Excel.

оборудование: сосуд для снега, спиртовой термометр, весы, снег.

Подсказки:

С помощью весов определили массу снега M=m-m1 (по разности массы калориметра со снегом m и пустого калориметра m1).

Определили начальную температуру снега t1

Через каждые 5 секунд замеряли температуру снега, следили за процессом.

Заполнили таблицу

Построили график зависимости температуры от времени (пояснить график)

Рассчитали Q=Q1+Q2+Q3. Где Q1- количество теплоты, потраченное на нагревание снега, Q2-количество теплоты, затраченное на плавление снега, Q3 – количество теплоты, затраченное на нагревание воды до 100С.

Проверить законы прямого тока при параллельном соединении.

Найти общее сопротивление цепи, мощность и работу тока за 1 минуту.

Подсказки:

Работа в виртуальной лаборатории «Открытая физика».

Собрать электрическую цепь, состоящую из источника тока, амперметров, двух резисторов разного номинала.

Измерить силу тока в цепи I и на каждом из участков I1, I2.

Сделать вывод

Измерить напряжение на участке цепи, состоящим из двух резисторов U и напряжение на каждом резисторе U1. U2.

Сделать вывод. 

Зная силу тока, напряжение на участке цепи, определить общее сопротивление цепи,  мощность и работу тока на этом участке за 1 минуту.

3

Определить зависимость количества теплоты, затраченное на нагревание воды от массы этой воды. Построить в Excel график зависимости Q от m.

Оборудование: спиртовка, сосуды  с водой разного объема, спиртовой термометр.

Подсказки:

  1. Определить массы воды по формуле m=ρV.
  2. Определить начальные температуры воды t11,  t12.    Условие: t11 = t12.
  3. Определить конечные температуры воды t21,  t 22.     Условие: t21 =  t 22
  4. Вычислить количество теплоты по формуле Q=cm(t2-t1)
  5. Заполнить таблицу
  6. Сделать вывод: как зависит количество теплоты Q от массы нагреваемого вещества m?

Найти зависимость силы тока от сопротивления при последовательном соединении проводников. Построить схему электрической цепи, используя ПК.

Оборудование: источник нока, амперметр, два резистора различного номинала.

Подсказки:

  1. Собрать цепь, состоящую из источника тока, резистора, амперметра.
  2. Измерить силу тока в цепи.
  3. Заменить первый резистор вторым, снять показания амперметра.
  4. построить график зависимости I от R.
  5. сделать вывод о зависимости силы тока от сопротивления.

  1. Отчет групп

Я – руководитель 1 группы лаборатории тепловой физики. Мы обрабатывали заявку на определение удельной теплоты растворения поваренной соли (NaCl). Для этого нам понадобилось следующее оборудование: весы, термометр, калориметр, сосуд с водой, поваренная соль.

  1. С помощью весов определили массу соли m, массу воды M (по разности массы калориметра с водой и пустого калориметра).
  2. Определили начальную температуру воды t1.
  3. Всыпали соль в воду и замерили температуру воды после растворения соли t2.         t1> t2
  4. Из уравнения теплового баланса   c(m+M)(t1-t2)=mλ
  5. Определили удельную теплоту растворения поваренной соли  

Я – руководитель 2 группы лаборатории тепловой физики. Мы обрабатывали заявку  на определение количества теплоты, необходимого для превращения снега известной массы в воду и нагревания ее до 10ْ С.  Для этого нам потребовалось следующее оборудование: сосуд для снега, спиртовой термометр, весы, снег.

  1. С помощью весов определили массу снега M=m-m1 (по разности массы калориметра со снегом m и пустого калориметра m1).
  2. Определили начальную температуру снега t1
  3. Через каждые 5 секунд замеряли температуру снега, следили за процессом.
  4. Заполнили таблицу
  5. Построили график зависимости температуры от времени (пояснить график)
  6. Рассчитали Q=Q1+Q2+Q3. Где Q1- количество теплоты, потраченное на нагревание снега, Q2-количество теплоты, затраченное на плавление снега, Q3 – количество теплоты, затраченное на нагревание воды до 100С.

Я – руководитель 3 группы лаборатории тепловой физики. Мы обрабатывали заявку  на определение зависимости количества теплоты, затраченное на нагревание воды от массы этой воды. Построить в Excel график зависимости Q от m. Для этого нам потребовалось следующее оборудование: спиртовка, сосуды  с водой разного объема, спиртовой термометр.

  1. Определить массы воды по формуле m=ρV.
  2. Определить начальные температуры воды t11,  t12.    Условие: t11 = t12.
  3. Определить конечные температуры воды t21,  t 22.     Условие: t21 =  t 22
  4. Вычислить количество теплоты по формуле Q=cm(t2-t1)
  5. Заполнить таблицу
  6. вывод: о зависимости количества теплоты Q от массы нагреваемого вещества m.

Я – руководитель 1 группы лаборатории  физики электрических явлений. Мы обрабатывали заявку  на  определение количества электронов проходящих через поперечное сечение спирали за 1 мин., если её сопротивление 2 Ом? Для этого потребовалось Оборудование: источник тока, вольтметр, резистор, ключ, соединительные провода.

  1. Собрали электрическую цепь, состоящую из последовательно соединенных источника тока, ключа и резистора. Параллельно резистору подключили вольтметр и измерили напряжение.
  2. Рассчитали силу тока I=U/R, воспользовавшись законом Ома для участка цепи
  3. Зная, что  I = q/t, выразим q=It.  
  4. Количество электронов, проходящих через поперечное сечение проводника N = q/e, где e – заряд электрона.

Я – руководитель 2 группы лаборатории  физики электрических явлений. Мы обрабатывали заявку  по проверке законов прямого тока при параллельном соединении. Необходимо рассчитать общее сопротивление цепи, мощность и работу тока за 1 минуту. Работа в виртуальной лабораторной «Открытая физика».

Собрать электрическую цепь, состоящую из источника тока, амперметров, двух резисторов разного номинала.

Измерить силу тока в цепи I и на каждом из участков I1, I2.

Сделать вывод

Измерить напряжение на участке цепи, состоящим из двух резисторов U и напряжение на каждом резисторе U1. U2.

Зная силу тока, напряжение на участке цепи, определить общее сопротивление цепи,  мощность и работу тока на этом участке за 1 минуту.

Дать ответ.

 

Я – руководитель 3 группы лаборатории  физики электрических явлений. Мы обрабатывали заявку  по определению зависимости силы тока от сопротивления при последовательном соединении проводников. Построить график этой зависимости, используя программу Excel. При работе использовали оборудование: источник тока, амперметр, два резистора различного номинала, ключ.

  1. Собрали цепь, состоящую из источника тока, резистора, амперметра.
  2. Измерили силу тока в цепи I1.
  3. Заменили первый резистор R1 вторым R2, сняли показания амперметра R1 и R2.
  4. построить график зависимости I от R.
  5. вывод: о зависимости силы тока от сопротивления.

  1. Компьютерное тестирование.

 (программа «Мой тест» можно скачать с официального сайта учителя физики и информатики Савенковой Л.С. по ссылке http://savenkova.nf-licey.edusite.ru/p2aa1.html). Тестирование проходит по принципу: эксперимент по теплоте - тестирование по электричеству и наоборот.

  1. Домашние заготовки.

      На предыдущем уроке всем было дано задание - подобрать или сочинить загадки  о тепловых и электрических явлениях.                    По желанию идут выступления (бонусные баллы по 0,1)

Пример:

Он щелкнул раз — и свет погас. (Выключатель.)

Висит без дела днем, а ночью освещает дом.  (Электрическая лампочка.)
Называется «патрон», но стрелку не нужен он.  (Электропатрон.)
То назад, то вперед ходит-бродит пароход. Остановишь — горе: продырявит море (Утюг.)
Дом на ножках, посреди окошко. Засветится окно — появится кино. (Телевизор.)
В нашей кухне целый год  Дед Мороз в шкафу живет. (Холодильник.)

К дальним селам, городам  кто идет по проводам? Светлое величество! Это …

***

Белая звездочка с неба упала. Мне на ладошку легла - и пропала (снежинка)

Бел, да не сахар, ног нет, а идет (снег)

По городу дождик осенний гулял, зеркальце дождик свое потерял. Зеркальце то на асфальте лежит, ветер подует - оно задрожит. (лужа)

Летом бежит, зимой спит, весна настала - опять побежала. (вода в реке)

Плавится сталь, из котла валит пар - папа - рабочий, он - ….. (сталевар)

Я и туча, и туман, и ручей, и океан, и летаю, и бегу, и стеклянной быть могу! (вода)

Бел как мел, с неба прилетел. Зиму пролежал, в землю убежал (снег)

Что за звёздочки сквозные на пальто и на платке, все сквозные, вырезные, а возьмёшь - вода в руке? (снежинка)

Жил я посреди двора, где играет детвора. Но от солнечных лучей превратился я в ручей (снеговик)

Съела шесть горошин Нина, у неё теперь ангина (град)

В огне не горит, в воде не тонет (лед)

Забралась на карниз, нос повесила вниз. На ночь слёзы прячет, а на солнце плачет (сосулька)

Вечером родится, ночь живёт, утром умирает (роса)

  1.  Подведение итогов урока. Оценивание учащихся.

          Уважаемые коллеги, на сегодня все заявки, поступившие в наш исследовательский  институт обработаны и удовлетворены в полном объеме. Поэтому, разрешите мне поблагодарить вас за работу и выдать заслуженную заработную плату (выставляются оценки).

Приложение 3

                                                         Помните, что

Если запастись терпением и проявить старание,

то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы.

Ученья корень горек, да плод сладок.

Леонардо да Винчи.

  1. Домашнее задание.

Приложение 1

Повторение (электричество)

Ф.И.

I

U

R

Последовательное

Параллельное

Определение (формула)

Закон Ома

Оценка


Приложение 2

Повторение (теплота)

Ф.И.

Процесс

Формула

Температура t

Внутренняя энергия U

Количество теплоты Q

Нагревание

Охлаждение

Плавление

Кристаллизация

Кипение

Конденсация

Оценка

Приложение 3

Ф.И.

ОЦЕНКА ЗА УРОК

Вид работы

оценка

Повторение

(тепло)

Повторение

(электричество)

Эксперимент

Тестирование

Бонусы

Итог = (среднее ариф.) оценок + бонусы

(____+_____+______+____) / 4 +______=______


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

анализ урока на тему "агрегатные состояния вещества" 8кл

Анализ урока «Агрегатное состояние вещества» физика 8 класс.Готовясь  к уроку я прежде всего ставлю для себя цель - слова  Уильяма Блейка – “ Истину нельзя объяснить так, чтобы её поня...

План-конспект урока по теме "Агрегатное состояние вещества"

В данном материале размещен план-конспект урока по физике для восьмого класса по теме "Агрегатное состояние вещества"...

План - конспект повторительно-обобщающего урока физики в 8 классе по теме «Электрические явления».

Тип урока: обобщение и систематизация учебного материалаЦель урока: Закрепить, обобщить и углубить знания учащихся по теме «Электрические явления», научиться применять полученные знания, умения,...

Разработка открытого урока по теме «Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел» физика, 8 класс

Методическая разработка по физике (8 класс) на тему: урок физики в 8 кл по теме "Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание "...

Открытый урок по теме "Агрегатные состояния вещества", 8 класс

Открытый урок по теме "Агрегатные состояния вещества", 8 класс...

Метод проектов на примере урока по теме "Агрегатное состояние вещества"

Урок с использованием  проектной технологии учителя химии МАОУ СОШ № 12  г. Таганрога Ростовской области Беляевой Н. Г. по теме "Агрегатное состояние вещества". 11 класс....

Обобщающий урок по физике 8 класс по теме"Электрические явления"

Данная презентация позволяет повторить материал по теме"Электрические явления"...