"Распространение звука. Скорость звука."
план-конспект урока по физике (9 класс) по теме
На данном уроке учащиеся знакомятся с особенностями распространения звука в различных средах, вводится понятие скорости звука. Для наглядности материала используются различные цифровые образовательные ресурсы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rasprostranenie_zvuka._skorost_zvuka.rar | 15.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме:
“Распространение звука. Скорость звука.”
Цель урока: обеспечение учащимися усвоения знаний об особенностях распространения звуковых волн.
Задачи урока:
Образовательные:
- доказать, что звук распространяется в твёрдых, жидких и газообразных телах;
- научить вычислять скорость звука;
- текущий контроль понимания учениками изучаемого материала.
Коррекционно-развивающие:
– развивать наблюдательность, умение анализировать информацию, полученную из разных источников и делать обобщающие выводы;
- продолжить мышления, внимания;
- развитие речи на этапах актуализации опорных знаний и закреплении изученного материала.
Воспитательные:
– прививать культуру умственного труда.
- расширить кругозор.
Тип урока: комбинированный.
Метод проведения: объяснительно – иллюстративный.
Демонстрационный материал: ЦОР “Физика 7-9 классы. Часть 1. Физика 9 класс.”
План урока:
1.Организационный момент (2 мин)
2. Мотивация учебной деятельности (1 мин)
3. Актуализация опорных знаний (6 мин)
4. Изучение нового материала (13 мин)
5. Закрепление изученного материла (9 мин)
6. Домашнее задание (2 мин)
7. Тестовая работа (10 мин)
8. Подведение итогов (2 мин)
Ход урока
Этапы урока | ТСО | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент | Приветствие учащихся. Проверка учащихся по списку. Озвучивает план урока. | Приветствие учителя. Сдача рапорта. | |
2. Мотивация учебной деятельности | О, чарующий звук, нет прекрасней тебя (отрывок из произведения Игоря Небесного) Сегодня на уроке мы продолжим наше знакомство со звуковыми волнами. Познакомимся с распространением звука, со скоростью звуковой волны. Наша задача состоит в том, чтобы познакомиться и усвоить характер распространения звуковой волны. | Слушают учителя. Настраиваются на рабочую атмосферу. | |
3. Актуализация опорных знаний | Формулирует вопросы, осуществляет фронтальный устный опрос. Вопросы: - Что называют волнами? - Какие виды волн вам известны? - В каких средах распространяется продольная волна? поперечная волна? - Что называют звуковой волной? - К какому виду волн относится звуковая волна? - От чего зависит громкость звука? - От чего зависит высота звука? Объявляет тему урока. | Отвечают на вопросы. Примерные ответы: - Волна-распространение колебаний в пространстве с течением времени. - Продольные, поперечные. - Продольные во всех средах, поперечные только в твердой среде. - Колебаний с частотой от 16Гц до 20000Гц. - Продольная. - От амплитуды. - От частоты. | |
4. Изучение нового материала | Интерактивная доска, компьютер, проектор; Единая коллекция ЦОР “Физика 7-9 классы. Часть 1. Физика 9 класс.” (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669bc7a1-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_8.swf) Единая коллекция ЦОР (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3fe2f959-633a-41c2-ac62-f1bf15fe00fb/9_26.swf) | Хорошо проводят звук все упругие вещества (металлы, древесина, жидкости, газы). Положим на один конец деревянной доски карманные часы, а сами отойдём к другому концу. Приложив ухо к доске, мы ясно услышим ход часов. Мягкие и пористые тела – плохие проводники звука. Чтобы защитить какое–нибудь помещение от проникновения посторонних звуков, стены, пол и потолок прокладывают прослойками из звукопоглощающих материалов. В качестве прослоек используют войлок, прессованную пробку, пористые камни, различные синтетические материалы (например, пенопласт), изготовленные на основе вспенённых полимеров. Звук в таких прослойках быстро затухает. Хорошо проводит звук земля, поэтому в старые времена при осаде в крепостных стенах помещали «слухачей», которые по звуку, передаваемому землёй, могли определить, ведёт ли враг подкоп к стенам или нет. Благодаря тому, что твёрдые тела хорошо проводят звук, люди, потерявшие слух, иной раз способны танцевать под музыку, которая доходит до их слуховых нервов не через воздух и наружное ухо, а через пол и кости. Звук распространяется в любой упругой среде – твёрдой, жидкой и газообразной, но не может распространяться в пространстве, где нет вещества. Скорость звука в воздухе впервые была измерена в 1636 году французом М. Марсенном. При температуре 200 С она составила 343 м/с. Скорость звука зависит от температуры среды: с увеличением температуры воздуха она возрастает. Например, при 200 С скорость звука в воздухе равна 343 м/с, при 600 С – 366 м/с, при 1000 С – 387 м/с. В разных газах скорость звука различна: чем больше масса молекул газа, тем меньше скорость звука в нём (в водороде – 1284 м/с, в углекислом газе – 259 м/с, а в кислороде – 316 м/с). В жидкостях скорость звука, как правило, больше скорости в газах. Ж. Каллад и Я. Штурм из Швейцарии в 1826 году впервые измерили скорость звука в воде на Женевском озере. При температуре 80С она оказалась равна 1440 м/с. Скорость звука в твёрдых телах больше, чем в жидкостях и газах. Если приложить ухо к рельсу, то после удара по другому концу рельса можно услышать два звука. Один из них достиг уха по рельсу, другой по воздуху. Поскольку звук – это волна, то для определения скорости звука, помимо формулы V = S/t, можно пользоваться известными формулами: V = λ/T и V = ν∙λ. | Слушают учителя. Записывают часть материала в тетрадь. |
5. Закрепление изученного материала | Видеоролик “Распространение звука в воздухе” (сайт “Классная физика” http://class-fizika.narod.ru/vid.htm) | Для закрепления усвоения изученного материала учащимся задаются вопросы. а) Почему во время грозы сначала слышим молнию и лишь, потом слышим гром? б) От чего зависит скорость звука в газах? в) Почему «слухачами», которые в древние времена следили за земляными работами противника, часто были слепые люди? г) Почему звук не распространяется на Луне? | Отвечают на вопросы. Примерные ответы: а) Скорость света выше скорости звука. б) От температуры. в) С потерей зрения активизируются другие органы чувств человека. В том числе и слух, который более развит, чем у обычного человека. г) На Луне отсутствует воздушная оболочка. А звук в вакууме не распространяется. |
6. Домашнее задание | §§37,38 (читать), записи в тетради (учить), стр.131, упр.32 (1,2) | Записывают задание в дневники. | |
7. Тестовая работа | Программа MyTestX | Предлагает учащимся пройти компьютерное тестирование по теме “Звуковые волны” в программе MyTestX, которая оценивает результат. | Выполняют тестовую работу. |
8. Подведение итогов | Выставляются оценки по результатам работы на уроке, тестовой работы. | Учащиеся подают дневники для выставления оценок. |
Используемая литература:
Физика 9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / А. В. Перышкин, Е. М. Гутник.
Тесты по физике. 9 класс: А. В. Перышкина, Е. М. Гутник “Физика. 9 кл.”
Повторение и контроль знаний по физике на уроках и внеклассных мероприятиях, 7-9 класс. Методическое пособие / Н. А. Янушевская.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука.
Конспект и презентация к уроку.Сфрмулированы цель и задачи урока, тип урока - комбинированный....
Разработка урока на тему «Распространение звука. Скорость звука»
Распространение звука. Скорость звука...
Презентация урока на тему "Звук. Распространение звука. Характеристики звука"
Данная презентация можно использовать для изучения новой темы "Звук"....
Открытый урок по теме "Звук. Распространение звука. Характеристика звука".
План конспект открытого урока можно использовть для изучения новой темы "Звуковые колебания"...
Конспект урока по теме: Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука.
Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые гости, давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, н...
Урок физики в 9 классе "Распространение звука. Скорость звука"
Урок из раздела "Механические колебания и звук"...
Скорость звука. Распространение звука.
Методическая рарзработка к уроку - основные понятия...