Практикум по геометрической и волновой оптике 11-й класс. Работа 2
учебно-методический материал по физике (11 класс) по теме
РАБОТА 2. Измерение коэффициента преломления твердого материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_2.docx | 114.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Практикум по геометрической и волновой оптике 11-й класс.
РАБОТА 2. Измерение коэффициента преломления твердого материала
Цель: измерение показателя преломления стекла (оргстекла). В эксперименте негласно предполагается, что стенка сосуда очень тонкая, т. е. оптическая длина пути в ней мала по сравнению с оптической длиной пути в жидкости: 2nст d << nxL.
Оборудование: лазерный брелок, плоские стекла, которые можно скрепить в стопку (от книжных полок или предметные стекла для биологических исследований под микроскопом, одинаковые канцелярские линейки, угольники или транспортиры из оргстекла), бумага, карандаш, транспортир.
Ход работы
- Аккуратно выньте из книжных полок 5-6 стекол, соберите их в пачку и поставьте торцом на заранее приготовленную клетчатую бумагу-миллиметровку (рис. 5). Например, укрепите стекла вертикально с помощью двух тяжелых упоров. Если вы выполняете работу вдвоем, то один из вас может просто подержать стекла.
- Расположив брелок под углом к стеклам, направьте луч и отметьте его ход до стекол и после них, «ловя» кончиком карандаша луч в нескольких точках.
- Соединение точек до вхождения луча в пачку и после выхода из нее дает возможность найти точки типа А и Б и измерить углы падения и преломления луча в стекле. Измерьте углы α и γ и рассчитайте показатель преломления стекла n = sin α/sin γ.
- Повторите опыт 3-4 раза при разных значениях α, занесите данные в таблицу и рассчитайте среднее значение п. Запишите вывод.
Примечания для учителя
♦ Совпадение результатов при разных α сильно зависит от того, ровные ли стекла, параллельны ли их плоскости и параллельно ли они упакованы в пачку.
- Чем толще пачка, тем точнее регистрируется угол γ.
- Типичные результаты измерения для пачки из трех оконных стекол размером примерно 10 x 10 см приведены в табл. 2. Смысл обозначений α1, α2, γ1, γ2 ясен из рис.6.
Таблица 2
№ оп. | α1° | α2° | αср° | sin αср | γ 1° | γ 2° | γ ср° | sin γ ср | n |
1 | 23 | 22 | 22,5 | 0,38 | 14 | 14 | 14 | 0,245 | 1,55 |
2 | 45 | 45 | 45 | 0,707 | 28 | 28 | 28 | 0.47 | 1,50 |
3 | 62 | 63 | 62,5 | 0,885 | 34 | 34 | 34 | 0,559 | 1,58 |
ncp = 1,54
Усреднение углов на передней и задней гранях пачки позволяет уменьшить ошибку процедуры измерения α и γ.
♦ Интересно проследить качественно ход преломления луча лазерного брелока, направляя его параллельно верхней кромке пачки, т.к. на стыках плоскостей стекол возникает видимый след за счет рассеяния.
♦ В качестве прозрачного твердого тела можно использовать кристалл с двумя параллельными гранями, выращенный самим учащимся, или кристалл из коллекции минералов.
Использованы материалы приложения к газете «Первое сентября» «Физика №2-2001г.».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практикум по геометрической и волновой оптике 11-й класс. Работа 1.
РАБОТА 1. Изучение закона преломления света на границе раздела двух сред...
Практикум по геометрической и волновой оптике 11-й класс. Работа 3.
Практикум по геометрической и волновой оптике 11-й класс. Работа 3....
Практикум по геометрической и волновой оптике 11-й класс. Работа 4.
Практикум по геометрической и волновой оптике 11-й класс. Работа 4....
Практикум по геометрической и волновой оптике 11-й класс. Работа 5.
Практикум по геометрической и волновой оптике 11-й класс. Работа 5....
Практикум по геометрической и волновой оптике 11-й класс. Работа 6.
Практикум по геометрической и волновой оптике 11-й класс. Работа 6....
Практикум по геометрической и волновой оптике 11-й класс. Работа 7.
Практикум по геометрической и волновой оптике 11-й класс. Работа 7....
Практикум по геометрической и волновой оптике 11-й класс. Работа 8
Практикум по геометрической и волновой оптике 11-й класс. Работа 8...