Роль и место самостоятельных работ по изучению физики.
методическая разработка по физике по теме
Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая состоит в том, чтобы развивать у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, т. е. научить их самостоятельно овладевать знаниями. Вторая задача заключается в том, чтобы научить школьников самостоятельно применять знания в учении и практической деятельности.
Под самостоятельной работой учащихся мы понимаем такую работу, которую они выполняют без непосредственного участия учителя, но по его заданию, под его наблюдением и руководством, в специально предоставленное для этого время. Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия школьников, связанные с поисками наиболее рациональных способов выполнения предложенных учителем заданий, с анализом результатов работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_i_mesto_samostoyatelnykh_rabot_.doc | 171 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль и место самостоятельных работ
по изучению физики.
Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая состоит в том, чтобы развивать у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, т. е. научить их самостоятельно овладевать знаниями. Вторая задача заключается в том, чтобы научить школьников самостоятельно применять знания в учении и практической деятельности.
Под самостоятельной работой учащихся мы понимаем такую работу, которую они выполняют без непосредственного участия учителя, но по его заданию, под его наблюдением и руководством, в специально предоставленное для этого время. Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия школьников, связанные с поисками наиболее рациональных способов выполнения предложенных учителем заданий, с анализом результатов работы.
В учебном процессе по физике возможны следующие виды самостоятельной работы учащихся: работа с учебной и справочной литературой; разнообразные формы работы, связанные с решением задач; лабораторно-практические работы; фронтальный эксперимент с элементами исследования; работа с раздаточным материалом; работа с кинематическими схемами; рецензирование ответов своих товарищей на уроках, а также докладов на конференции; наблюдение за опытами, демонстрируемыми учителем, и выводы из них; выполнение индивидуальных и групповых заданий в связи с проведением экскурсий в природу и на производство.
По основной дидактической цели названные виды самостоятельной работы можно подразделить на три группы: работы по приобретению новых знаний, работы по приобретению умений и навыков, работы по применению знаний, умений и навыков. Указанные группы работ тесно связаны между собой. Эта связь обусловлена тем, что одни и те же средства могут быть использованы для решения различных дидактических задач. Например, с помощью лабораторно-практических работ достигается приобретение умений и навыков, приобретение некоторых новых знаний, а также применение ранее полученных знаний.
Содержание самостоятельной работы на каждом этапе должно быть посильным для школьников.
Чтобы самостоятельная работа способствовала формированию инициативы и познавательных способностей учащихся, нужно предлагать такие задания, выполнение которых не допускало бы действий по готовым рецептам и шаблону. Только тогда будет достигнут нужный результат.
Самостоятельная работа учащихся с учебником.
Воспитать у школьников любовь и уважение к книге как источнику научных и технических знаний, научить их самостоятельно работать с ней — одна из важнейших задач преподавания физики и других учебных предметов в школе. Формирование у учащихся умения самостоятельно работать с учебной и дополнительной литературой является частью проблемы развития у школьников умения самостоятельно приобретать и углублять знания.
За время обучения в средней школе учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками в работе с книгой:
— выделить главное в тексте (существенные признаки изучаемых явлений, сущность законов и др.);
— самостоятельно разбираться в математических выводах формул;
— пользоваться рисунками, таблицами и графиками;
— составлять план (конспект) прочитанного;
— излагать прочитанное своими словами, логично, последовательно, дополнять материал, имеющийся в учебнике, сведениями, полученными из других источников;
— пользоваться оглавлением, предметным и именным указателями;
— работать с каталогом, составлять библиографию по интересующему вопросу.
Если текст учебника включает объяснение сущности явления или описание устройства и принципа действия приборов и механизмов, проверку следует осуществлять методом индивидуального опроса, который может быть дополнен фронтальным опросом, дающим возможность внести дополнения и уточнения в знания, полученные учащимися самостоятельно.
Во время опроса целесообразно вызывать учеников к демонстрационному столу, чтобы при ответе они имели возможность использовать наглядные пособия, воспроизвести опыты, описанные в учебнике, выполнить на доске необходимые чертежи, зарисовки и записи.
В ряде случаев проверку результатов самостоятельной работы с учебником можно провести при помощи письменных ответов.
Важную роль в обучении приемам самостоятельной работы с книгой играет заключительная беседа, в которой учитель помогает учащимся вскрыть имеющиеся у них недостатки в работе с литературой и показывает наиболее рациональные ее приемы.
Домашняя самостоятельная работа учащихся.
Домашняя самостоятельная работа учащихся по физике — один из необходимых элементов учебного процесса. При правильной организации она способствует закреплению и углублению знаний, полученных на уроке.
Необходимость домашней самостоятельной работы диктуется и рядом других факторов. Усвоение сущности физических явлений, понятий и теорий, процесс выработки умений и навыков у разных учащихся происходит неодинаково. Одни быстро усваивают изучаемый материал, другим требуется больше времени на его осмысливание и запоминание. Дома школьники имеют возможность работать каждый в своем темпе.
При организации домашней работы учащихся нужно иметь в виду следующее:
1. Домашние задания по физике нельзя сводить только к заучиванию параграфов учебника и решению задач. Нужно больше использовать задания творческого характера. Это повышает интерес учащихся к выполнению домашних заданий и вообще к предмету.
2. Не следует домашние задания давать в самом конце урока, и тем более после звонка, без объяснения приемов их выполнения. В результате ученики могут тратить много времени на выполнение задания и иногда безрезультатно. Это порождает у них неверие в свои силы, снижает интерес к предмету.
3. При определении содержания и объема домашней работы нужно учитывать индивидуальные особенности школьников.
Во всех случаях необходим должный контроль за выполнением домашних заданий.
Работа с учебной и дополнительной литературой может иметь целью:
повторение пройденного на уроке материала;
изучение нового материала, который в доступной форме изложен в учебнике и к сознательному усвоению которого учащиеся хорошо подготовлены (вопросы истории науки и техники, практическое применение изученного явления или закона, например, применение рычагов в технике и быту);
расширение и углубление знаний, полученных на уроке;
подготовку докладов и кратких сообщений о жизни и деятельности ученых и изобретателей, о новейших достижениях в области физики, о применении изучаемых явлений в технике и быту;
написание сочинений и рефератов по физике.
Наряду с изучением литературы домашние задания по физике могут включать решение задач, наблюдения и опыты, изготовление несложных приборов, подготовку докладов и сообщений, измерения, сбор коллекционного материала.
Иногда полезно давать домашние задания в двух-трех вариантах на выбор учащихся, особенно если это задание творческого характера. Задания, связанные с проведением наблюдений, конструированием приборов, подготовкой сообщений, дают, как правило, на длительный срок.
Наряду с заданиями, общими для всего класса, следует систематически давать индивидуальные задания с учетом подготовки и интересов ученика.
Способным школьникам систематически необходимо предлагать более сложные задания: решение задач, включающих элементы исследования; выполнение более сложных опытов и наблюдений; создание схем электрических цепей и автоматически действующих установок; чтение дополнительной литературы. Это содействует дальнейшему развитию их способностей, воспитанию стремления глубже разобраться в изучаемом материале и предупреждению появления у них самоуверенности, поверхностного отношения к изучению предмета.
Особый, индивидуальный подход необходим к учащимся, по каким-либо причинам, отставшим от класса или интерес которых к предмету еще не удалось пробудить на уроках. Для увлечения таких школьников предметом (физикой) учитель может привлекать их к подготовке опытов для уроков, поручить прочесть статью и рассказать о прочитанном на следующем уроке, дать задание решить одну и ту же задачу несколькими способами и оценить, какой из найденных способов самый простой.
Пример проведения самостоятельных работ.
Научить школьника всему, что понадобится в жизни, нельзя; можно и нужно научится самостоятельно добывать знания, уметь их применять на практике, работать с книгой. Известно, что знания должны пополнятся, что на уроке важно не только и не столько «переедать» их, сколько сформировать у ученика умение и потребность учится, черпать сведения из разнообразной литературы, и в первую очередь из учебника. В связи с этим следует особо выделить проблему повышения эффективности урока, так как именно на нем решаются главные задачи обучения и воспитания.
Первое, что предстоит сделать, чтобы поднять результативность урока, это увеличить удельный вес самостоятельной учебной работы учащихся. Ведь не секрет: школьникам на уроке слишком часто отводится роль пассивных слушателей, учителя тратят излишне много времени на объяснение нового материала, проводят затянутые устные опросы; в итоге учащимся не остается времени для самостоятельной проработки учебного материала на уроке, их работа с учебником переносится на дом. Нередко ученики впервые знакомятся с текстом параграфа при выполнении домашнего задания, что приводит к большим затратам времени и перегрузке.
Второе важное условие повышения эффективности преподавания — расширение тематического диапазона каждого занятия. Не всегда оправдано дробление учебной темы и изучение ее по частям на отдельных уроках. Ошибка в том, что мы хотим получить от своей работы сиюминутный результат: дал сегодня урок, объяснил новый материал, а на следующий день уже проводим опрос, проверяя, как усвоено новое. А ученики ничего еще не успели усвоить: для этого нужно не только время, но и соответствующая работа каждого, которой еще не было. Именно поэтому опыт показал, что оправдывает себя планирование и проведение уроков в системе с многократной проработкой учащимися всей учебной темы на нескольких занятиях, объединенных единой логикой и общими учебно-воспитательными целями. Убежден, что темы нужно давать крупными блоками, объединяющими несколько вопросов, рассчитанными на 5—7 ч. Первоначальное ознакомление происходит сразу же на первом уроке. На всех последующих тема опять-таки рассматривается в целом, но от занятия к занятию все более углубленно. В результате учащиеся многократно возвращаются к изучаемому материалу, однако каждый раз подходят к нему по-новому и глубже. Это позволяет, во-первых, воспринять единую изучаемую картину явлений, во-вторых, как следует понять, усвоить и закрепить входящие в нее вопросы; в-третьих, осознать связи между ними, проявляющиеся при анализе материала с разных точек зрения.
Покажем более подробно, как выглядит один из вариантов такой системы преподавания.
1.На первом занятии по теме объясняется ее содержание в целом. Урок проводится в форме лекции. Особое внимание уделяется разъяснению основного, главного.
2. Вслед за лекцией (второй этап) проводится серия семинарских занятий, число которых зависит от сложности и объема изучаемой темы. На этих уроках учащиеся самостоятельно, пользуясь учебником, изучают материал, выполняют упражнения, закрепляющие полученные знания. Работа дифференцирована с помощью заранее подготовленных карточек-заданий уровней А и Б.
3. Лабораторный практикум (третий этап). Это — уроки формирования экспериментальных умений и навыков, на которых ученики учатся собирать установки по схемам, пользоваться измерительными приборами, проводить наблюдения, опыты, снимать показания приборов, записывать их в таблицы, составлять отчет и делать выводы. Здесь выполняются лабораторные работы, а также просматриваются учебные диафильмы, кинофрагменты.
4. Решение задач по теме — четвертый этап. Его цель — углубление и развитие знаний.
5. Предпоследний (пятый) этап изучения темы — зачет, на котором проверяется усвоение всеми учебного материала. Каждый ученик получает зачетную оценку.
6. Завершающий урок (шестой этап) — урок интересных сообщений: рассматриваются практические применения изученного и вопросы профориентации.
Несмотря на важность самостоятельной работы при ее организации нельзя допускать крайностей: излишнее увлечение самостоятельной работой может замедлить темпы изучения программного материала. Нужно разумно сочетать в обучении изложение материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению знаний, умений и навыков. Это требует высокого мастерства, которым должен овладеть каждый учитель.
Домашняя самостоятельная работа учащихся
В традиционной методике преподавания класс считается единым объектом, и преобладают фронтальные методы обучения. Диаметрально противоположным является индивидуальное обучение, которое в условиях школы осуществить невозможно. В данной работе рассмотрен индивидуальный подход при разработке заданий, которые ученик выполняет в качестве домашней работы. При этом учитывается уровень усвоения учебного материала на предыдущем этапе обучения, выявлены пробелы не просто по теме, а в формах деятельности. Домашние задания предусматривают отработать слабые стороны в усвоении материала (например, не умение решать графические задачи, работать с таблицами, решать задачи следующего уровня т.е. решается задача - подтянуть слабых учащихся до уровня более сильных;) В процессе работы выяснилось, что ни один из имеющихся сборников задач не содержит систему задач удовлетворяющую всем требованиям, поэтому был создан авторский дидактический материал, содержащий подборку задач к каждому уроку из блока темы "Механика" в 10 классе. Задачи подобраны
по степени сложности -четырех уровней;
по способу выражения условия- текстовые, графические, задачи-рисунки;
по основному способу решения- качественные, вычислительные, графические;
по содержанию- абстрактные, конкретные.
Из этих задач составляются карточки для домашнего задания. В целом домашнее задание представляет собой 3-4 задачи, в котором половина - задачи освоенного учеником уровня и задачи уровня повыше, чтобы попробовать свои силы. Такая система работы позволяет продолжать изучение новой темы, отрабатывая выявленные слабые места в успевании ученика. Таким образом, очевидны достоинства выбранного метода - нет отставания от планирования и непрерывный характер обучения.
На выбранный блок уроков составлено поурочное планирование (приложение 1), составленное на основе авторской программы В.Касьянова, в котором указаны тематические требования к программному содержанию, а так же стандарты на входе и выходе для каждого урока.
Самостоятельная работа учащихся, индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства учителя. Ее функции сводятся к трем: образовательной, воспитательной, развивающей. Но это- глобальный подход, он не отражает специфики самостоятельной работы учащихся, поэтому выделяют следующие задачи, которые решают самостоятельные работы в обучении:
1) развитие и формирование общеучебных умений и навыков(планировать работу, пользоваться книгой и т.п.);
2) формирование у учащихся мотивов самообразования- любознательности, стремления постоянно пополнять знания, расширять кругозор;
3) развитие культуры умственного труда;
4) формирование навыков самообразования, научной организации умственного труда и учебной деятельности.
В самостоятельной работе учащегося выделяют внешнюю и внутреннюю стороны. Внешняя сторона выражается в том, что ученик, получив задание, выполняет учебную работу без участия учителя. Внутренняя сторона протекает как интеллектуальный познавательный процесс самообучения. Ученик самостоятельно разбирается в сути полученного задания, устанавливает данные, которые уже известны и какие еще предстоит выяснить и найти ответ на поставленный вопрос или получить соответствующий результат. У ученика в момент самостоятельной работы появляется активная познавательная деятельность: процесс восприятия- наблюдение, мышления, воображения, памяти. Именно внутренняя сторона самостоятельной работы развивает ученика, формирует его интеллектуальные способности, умения по самообразованию.
Самостоятельная работа выполняется в несколько этапов.
- Осознание и принятие учеником цели работы.
- Учебная задача- это представление учащимся конкретных знаний, умений и навыков.
- Учебные действия.
- Самоконтроль.
С точки зрения организации самостоятельная работа может быть фронтальной (общеклассной) - учащиеся выполняют одно и то же задание; групповой - для выполнения задания учащиеся разбиваются на небольшие группы (по 3-6 чел.); парной – например, при выполнении лабораторных работ; индивидуальной - каждый учащийся выполняет отдельное задание. Наиболее распространённые виды самостоятельных работ: работа с учебником, справочной литературой или первоисточниками, решение задач, наблюдения, конструирование, моделирование и т.д.
В педагогической литературе самостоятельность учащихся как один из ведущих принципов обучения рассматривается с конца 18 в. Вопрос о развитии самостоятельности и активности учащихся - центральный в педагогической системе К.Д Ушинского, который обосновал пути и средства организации самостоятельной работы учащихся на уроке с учётом возрастных периодов обучения. В 70- 80-е гг. методисты-естественники А.Н. Бекетов, А.Я. Герд предложили систему организации разнообразных практических самостоятельных работ (опыты, наблюдения и пр.).
В процессе обучения физике применяются различные виды самостоятельной работы учащихся, с помощью которых они самостоятельно приобретают знания, умения и навыки. Все виды самостоятельной работы, применяемые в учебном процессе, можно классифицировать по различным признакам: по дидактической цели, по характеру учебной деятельности учащихся, по содержанию, по степени самостоятельности и элементу творчества учащихся и т. д.
Виды самостоятельной работы по дидактической цели можно подразделить на пять групп:1) приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания (осуществляется на основе работы с учебником, выполнение наблюдений и опытов, работ аналитико-вычислительного характера), 2) закрепление и уточнение знаний (достигается с помощью системы упражнений по уточнению признаков понятий, их ограничению, отделению существенных признаков от несущественных), 3) выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач (осуществляется с помощью решения задач различного вида: качественных, вычислительных, графических, экспериментальных, задач-рисунков; экспериментальных работ); 4) формирование умений и навыков практического характера (достигается при помощи выполнения лабораторных работ), 5) формирование умений творческого характера (достигается при выполнении работ с элементами исследования, при поиске новых способов решения задач). Каждая из перечисленных групп включает в себя несколько видов самостоятельной работы, поскольку решение одной и той же дидактической задачи может осуществляться различными способами. Указанные группы тесно связаны между собой. Эта связь обусловлена тем, что одни и те же виды работ могут быть использованы для решения различных дидактических задач
Классифицируя самостоятельные работы по основному виду и способу деятельности учащихся, выделяют семь групп: 1) работа с учебником и дополнительной литературой; 2) экспериментальные и практические работы; 3) аналитико-вычислительные; 4) графические; 5) проектно-конструкторские; 6) работы по классификации и систематизации; 7) применение знаний для объяснения и предсказания явлений и свойств тел. Работы творческого характера при данной классификации в самостоятельную группу не выделены, т.к. они вошли в число экспериментальных, графических и аналитико-вычислительных работ.
Взаимосвязь между различными видами самостоятельной работы на уроках физики представлена в приложении 2. В этой таблице представлены виды самостоятельной работы для выбранной группы уроков.
В таблицу включены также виды деятельности учащихся, предусмотренные контрольными измерительными материалами ЕГЭ:
- умения воспринимать информацию, предоставленную учащимся в разных видах,
-объяснять физические явления и процессы;
-делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных таблицей, графиком, схемой и т.д.
-применять законы физики для анализа процессов на качественном и на расчетном уровне;
-описывать преобразование энергии в физических явлениях и технических устройствах;
-иллюстрировать роль физики в создании и совершенствовании технических объектов;
- умения использовать физические понятия, связанные с жизнедеятельностью человека
- умения указывать границы применимости научных моделей, законов;
-умение выдвигать гипотезы о связи физических величин;
-умения проводить расчеты, используя сведения, получаемые из графиков, таблиц, схем. [4].
Как видно из приведенной таблицы, в процессе обучения физике возможна организация более 30 видов самостоятельных работ.
Домашняя самостоятельная работа учеников — важная и неотъемлемая часть учебного процесса. Ее цель — расширить и углубить знания, умения, полученные на уроках, предотвратить их забывание, развить индивидуальные склонности, дарования и способности учеников. Домашняя самостоятельная работа строится с учетом требований учебных программ, а также интересов и потребностей школьников, уровня их развития. Она опирается на самодеятельность, сознательность, активность и инициативу самих детей. Правильно организованная домашняя самостоятельная работа весит в развитии учеников не меньше, чем работа в классе.
Домашние задания решают три задачи:
Первая-это составное звено учебной деятельности в школе. Выполняя домашние задания, школьник главным образом закрепляет знания, усвоенные на уроке, дополняет их, особенно в старших классах, изучая новый материал, вырабатывает умения и навыки решения задач;
Страница 1 2
Сегодня важная задача общеобразовательной и профессиональной школы – дать учащимся навыки самостоятельной работы. Это связано с тем, что выпускникам, начинающим профессиональную работу, необходимо все время переучиваться и доучиваться. И чаще всего это делать надо самостоятельно. Большая часть работы на уроке представляет выполнение учебных заданий под руководством учителя и требует от воспитанников значительного умственного напряжения. Она может быть индивидуальной или групповой.
Новизна выражается в следующих положениях:
изучение и опора на субъективный опыт учащихся;
разработанный методический комплекс, который направлен на перенос акцента с преподавания на учение учащихся физике, состоящий из следующих компонентов:
- проблемные ситуации и задачи;
- исследовательские задания;
- ситуация успеха учащихся;
- творческие задания.
Ведущая педагогическая идея – идея И.С. Якиманской, которая заключается в том, что главным в работе учителя должно быть создание условий, способствующих развитию познавательных возможностей, потребностей и интересов для каждого ученика в едином классном коллективе.
Еще Л.Н. Толстой в «Общих замечаниях учителю» писал: «Для того, чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно; для того, чтобы он учился охотно, нужно:
чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно;
чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях»
Технология работы педагога на современном этапе образования.
Основная цель – достижение на уроке главного через провозглашение этого главного целью самостоятельного поиска учащихся.
Технология развития самостоятельной и познавательной деятельности учащихся при изучении физики опирается на следующие принципы:
- единство обучения, воспитания и развития;
- научность, системность, доступность;
- перенос с акцента преподавания на учение;
- самостоятельная и творческая активность учащихся;
- последовательное усвоение и всестороннее развитие познавательных способностей учащихся;
- коллективность характера обучения и учет личностных способностей.
Педагоги в своей профессиональной деятельности используют элементы традиционной обьяснительно–иллюстрированной технологии, технологии дифференцированного обучения, личностно – ориентированной технологии.
Успех любой работы, как известно, во многом зависит от того, как выполняющий умеет организовывать свою деятельность. Поэтому целесообразно раскрыть учащимся содержание основных видов самостоятельной работы при изучении ими физики.
Здесь используются специальные памятки, в которых даются рекомендации по работе с текстом и решению задач как основного вида деятельности по предмету. Например, памятка работы с книгой или памятка по решению задач. Основными видами самостоятельной работы на уроках являются: работа с книгой, упражнения, проверочные самостоятельные и контрольные работы, подготовка докладов и рефератов, выполнение практических и лабораторных работ, моделирование и конструирование.
Принцип проблемности, отвечая специфике продуктивного мышления – его направленность на открытие новых знаний, является основным, ведущим принципом развивающего обучения.
Проблемное обучение – это такое обучение, при котором усвоение знаний и начальный этап формирования интеллектуальных навыков происходит в процессе относительно самостоятельного решения задач – проблем, протекающих под общим руководством учителя.
Выбор задач для проблемного обучения всегда осуществляю в зависимости от специфики их содержания. Это задачи на применение уже известных закономерностей в относительно новых условиях, которые предполагают более или менее значительную перестройку знакомых способов решения, выбор из многих вариантов наиболее рационального способа действия, применение теоретических положений, принципов решений в реальных практических условиях, требующих внесения в них конструктивных изменений.
Выбор задачи–проблемы осуществляется с учетом наличия у школьников исходного минимума знаний или возможности за относительно короткий срок до постановки проблемы ознакомить учащихся с необходимыми для самостоятельного решения сведениями. Степень сложности задачи зависит от уровня самостоятельности при постановке и решении проблемы.
Поскольку школьники одного и того же возраста имеют весьма существенные различия в достигнутом уровне умственного развития, реализация принципа проблемности осуществляется путем индивидуализации и дифференциации обучения.
При такой форме работы более развитые школьники имеют возможность работать над материалом повышенной трудности, самостоятельно решать адекватные их возможностям проблемы. Менее развитые получают более подробные объяснения от учителя, решают задачи постепенно повышающейся трудности и, преодолевая трудности с некоторой помощью со стороны, усваивают новый материал, продвигаются в своем развитии, нередко переходя в группы с более высоким уровнем
Особенность нашего времени – это потребность в предприимчивых, деловых, компетентных специалистах в той или иной сфере общественной, социальной, экономической и производственной деятельности. Необходимо быть грамотным, чтобы нормально «функционировать в сложном и требовательном обществе». А быть грамотным в быстро меняющемся мире означает быть просто лучше образованным. Чем выше уровень образованности, тем выше профессиональная и социальная мобильность.
Готовить учеников к испытаниям в мире, изобилующем открытиями научно-технического прогресса – главная задача педагога. Очень важно, чтобы ученики не испытывали страха перед жизнью, смотрели на нее открытыми глазами. Поэтому на уроках необходимо предлагать ученикам различные виды самостоятельной деятельности, требующие мобилизации знаний, умений, способности принимать решения, брать на себя ответственность, воспитывающие волю к победе и преодолению трудностей. В процессе такой работы ученики привыкают к востребованности своих знаний, убеждаются в значимости образования. Способность размышлять, анализировать, строить планы, создавать проекты – очень важные умения, которые в дальнейшем смогут помочь самостоятельно принимать решения и действовать в сложных условиях современной жизни.
Поэтому научить учеников самостоятельно приобретать знания и применять их – необходимость номер один. Для решения этого нужно научиться применять систему методов и приемов, позволяющих ученикам овладеть навыками самостоятельной работы, повышающими познавательную активность и сознательное отношение к учебе, используя различные формы уроков (лекция, практическое занятие, консультация, семинар, зачетный урок).
Научить школьников работать с учебниками, справочными изданиями, физическими книгами – это еще одна форма работы по активизации учащихся в самостоятельной и познавательной деятельности. Для этого учащихся знакомятся с различными учебниками по предмету (рассказываю об авторах, об оформлении, о содержании), о том, как с ними работать; учатся подбирать материал по интересующей теме в различной литературе (книгах, сборниках, журнальных статьях).
В классах, где последовательно и целенаправленно осуществляется работа по развитию умений и навыков самостоятельной и познавательной деятельности ученики самостоятельно совершенствуют свои знания, качество знаний выше, чем в других классах. Они в дальнейшем легче привыкают к студенческой жизни, легче преодолевают такие трудности, как конспектирование лекций (выделяя главное), подбор необходимой литературы, сдача зачетов и экзаменов.
Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроке требует от учителя не меньшей подготовки, а даже большей, когда учебный материал он излагает сам. Если при этом он ставит задачу формирования у учащихся навыков самостоятельной работы, то ему, как правило, нужно продумать и определить:
1) цель, время и характер самостоятельной работы, а также те формируемые навыки учебного труда, самостоятельного изучения физики, на которые можно обратить внимание учащихся при выполнении именно этой работы;
2) способ повторения того минимума фактических знаний и умений, без которых невозможно успешное выполнение данной самостоятельной работы;
3) вид работы с книгой: или для повторения, или просто для поиска информации справочного характера, или для знакомства с новым материалом. Здесь же определяются те моменты урока, где можно подчеркнуть роль и значение тех или иных навыков самостоятельной работы. Например, при выполнении работ справочного характера уместно обратить внимание учащихся на пользование оглавлением, предметно-именным указателем, аннотацией, списком используемой литературы и т.д.;
4) вид работы с упражнениями: выполнение заданий или репродуктивного, или продуктивного характера, или заданий на повторение, а также сопутствующие им умения самостоятельной работы;
5) методику устранения у учащихся возможных затруднений в ходе выполнения заданий, а также способ быстрой проверки полученных результатов и методику разбора допущенных ошибок.
Если учащиеся к десятому классу смогут ответить на вопрос «Как учиться физике?», значит, педагог смог их научить учиться.
Приложение
1. Приложение №1 - А. Памятка работы с книгой
2. Приложение №2 - Б. Памятка по решению задач.
3. Приложение №- Разработка урока физики в 8 классе « Законы и закономерности в цепи постоянного электрического тока».
Приложение №1
А. ПАМЯТКА РАБОТЫ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ
Решение задач есть единственный способ овладения физикой. Повысить вероятность успешного решения задач может выполнение следующих рекомендаций:
1)Начинайте с выявления данных задачи и ее неизвестных, которые нужно найти. Если план решения сразу не возникает, а вспомнить аналогичную задачу, решение которой вам было бы известно, вы не можете, то изобразите структуру задачи с помощью чертежа, схемы и посмотрите, чего может не хватать, на ваш взгляд, для выполнения требования, попробуйте сделать предположение о результате задачи, если это возможно. Это позволит глубже понять структуру задачи, выявить возможность разбиения ее на подзадачи и решить ее таким образом по частям.
2) Если выбранный план решения задачи не привел к желаемому результату, не отчаивайтесь, так как такая ситуация обычное и нормальное явление при решении задач. Попытайтесь видоизменить задачу, упростив условия или заменив их временно более удобными для анализа данными. Можно представить на некоторый момент неизвестные параметры известными и попытаться в такой редакции найти связь между данными и искомыми компонентами.
3) Если у вас не возникает никаких предположений о способах решения задачи, то попытайтесь подвергнуть какой-нибудь из элементов задачи последовательному изменению и посмотрите, как это изменение отражается на остальных элементах задачи.
4) Если задача не решается, то можно сделать перерыв, после чего приступить к задаче так, словно вы встретились с ней впервые. Прочтите еще раз условие задачи, обращая внимание на все слова, которые, быть может, сначала «проскользнули» мимо вашего сознания. При этом полезно вспомнить определения используемых в задаче понятий и их свойства. Расчлените условие задачи на отдельные элементы или относительно, на ваш взгляд, самостоятельные «куски» и постарайтесь составить новую комбинацию этих элементов в сочетании с другими, даже, может быть, не указанными в условии задачи.
5) Если и в этом случае задача вам «не поддается», то обратитесь за помощью к литературе, где разбираются подобные задачи. Можно обратиться за помощью к учителю. Важно только, чтобы вы предприняли достаточное количество самостоятельных попыток решения задачи, и важно не оставлять задачу нерешенной.
6) После решения задачи сделайте его перепроверку.
Приложение №2
Б. ПАМЯТКА РАБОТЫ С КНИГОЙ
Книга является основным источником получения научной информации. Для плодотворной работы с учебником вам могут помочь следующие рекомендации:
Перед изучением незнакомого текста полезно составить мнение о его содержании, для чего нужно обязательно обратить внимание на заголовок, так как именно в нем часто определяется предмет обсуждения, полезно бегло просмотреть текст ( обычно выделенные шрифтом правила, определения, теоремы) и постарайтесь увидеть излагаемую в нем идею. При знакомстве с новой книгой полезно предварительно ознакомиться с ее оглавлением и аннотацией.
Текст в учебниках физики часто требует неоднократного его прочтения. При первичном прочтении не нужно его заучивать, нужно стремиться лишь понять его, увидеть схему рассуждений. Поэтому при первичном чтении целесообразно выделять основные положения и их следствия, основные мысли и их обоснование: понятия, факты, законы, гипотезы, методы доказательства, выводы.
При повторенном чтении внимание следует обратить на разбор трудных мест и их запоминание. Для этого выясните смысл всех непонятных выражений, так как именно в них может оказаться ключ к пониманию всего ранее не понятного материала. При разборе трудных мест полезно пользоваться предметно-именным указателем, оглавлением, словарями, полезно строить схемы, чертежи, графики, иллюстрирующие те или иные положения.
По завершении работы с текстом обратите внимание еще раз на определения: подумайте, что будет, если из него выкинуть какие-либо выражения или заменить его, на ваш взгляд, равноценным. Обратиться к дополнительной работе с определениями необходимо, так как именно они позволяют понять суть математической науки.
Для полного усвоения изучаемого материала необходимо выполнить ряд упражнений по данной теме, полезно самому придумать вопрос или задачу. Полезно выяснить возможную связь данного материала с ранее изученным.
Приложение №3
Урок физики в 8 классе на тему:
« Законы и закономерности в цепи постоянного электрического тока».
Бурное развитие электронных и оптических методов хранения, передачи, обработки и предъявления информации дает возможность широко и эффективно использовать при организации самостоятельной и познавательной деятельности учащихся компьютерные методы обучения на уроках физики. Вычислительная техника, фундаментальным базисом которой служит физика, находит широкое применение в преподавании последней не только как средство, моделирующее физические процессы и явления, но и как современное средство наглядности, математической обработки результатов лабораторных работ, контроля и самоконтроля знаний учащихся. Применение информационно-коммуникационных технологий возможно с использования на уроках готовых пакетов программ по физике (контрольные работы, физические диктанты, лабораторные работы и другие учебные программы), а также и других возможностей компьютера (работа в графическом редакторе). Использовать компьютер возможно и во внеклассной работе с учениками. С психологической точки зрения использование компьютерных программ несет в себе огромный мотивационный потенциал. При методически правильном использовании компьютерных технологий компьютер может помочь учителю более эффективно организовать работу по предъявлению нового материала, широко использовать отсканированные слайды. Прежде всего необходимо отметить, что нельзя использовать видеофрагмент только ради демонстрации. Применять его можно только тогда, когда включение фрагмента в урок послужит формированию физических знаний и умений, т.е. для: создания у школьников положительной мотивации к изучению нового материала, развития познавательного интереса к предмету, первичного закрепления знаний, проверки знаний учащихся.
Цели урока:
Образовательные: создать условия для самостоятельного применения знаний;
Развивающие: способствовать формированию умений выделять главное, сопоставлять различные точки зрения, делать выводы; совершенствованию интеллектуальных способностей и развитие речи учащихся;
Воспитательные: создать условия для формирования материалистических представлений о мире; воспитания чувства коллективизма при работе в парах.
Тип урока: комплексное применения знаний и способов деятельности.
Оборудование: ПК, программное обеспечение « Открытая физика», 2 двухпозиционных ключа, блок питания, лампочка на подставке.
Ход урока:
I.Организационный момент:
-приветствие;
- проверка подготовленности учащихся к занятию.
II. Проверка домашнего задания.
Фронтально проверяются опорные знания по следующим вопросам:
а) назовите величины, характеризующие постоянный электрический ток в цепи;
б) назовите, единицы измерения этих величин в СИ;
в) как гласит закон Ома для участка цепи?
г) какие закономерности действуют в цепи последовательно соединенных проводников?
д) какие закономерности действуют в цепи, состоящей из параллельно соединенных проводников?
III. Применение знаний и способов действий:
а) Проверочный эксперимент с помощью компьютерного моделирования.
Тема: Закон Ома для участка цепи.
Цель: установить с помощью компьютерного моделирования, выполняется ли этот закон на практике.
Ход работы над заданием.
Ответить себе на вопрос: « Как вы собираетесь проверять теоретически выведенную зависимость силы тока от других ее характеристик?»
Смоделировать опыт.
Сделать вывод.
б) Решение видеозадачи « Запутанная цепь»
Тема: Соединение проводников.
Цель: проверка умений и навыков сборки электрической цепи.
Ход работы над заданием.
Просмотр задачи.
Построение схемы цепи.
Практическая сборка цепи.
IV. Контроль и самоконтроль знаний.
Тестирование с помощью ПК.
Правильный ответ *.
1.Тела, имеющие электрические заряды одинакового знака, взаимно ...
А. притягиваются
Б. не взаимодействуют
В. отталкиваются*
2.В ядре атома азота 14 частиц. Вокруг ядра движется 7 электронов. Сколько в ядре этого атома протонов и сколько нейтронов ?
А. 6 протонов и 5 нейтронов
Б. 7 протонов и 7 нейтронов*
В. 14 протонов и 0 нейтронов
Г. 7 протонов и 8 нейтронов
3. 5 кА = ....... А
А. 500
Б. 0,005
В. 5000*
Г. 0,05
4. 11мВ = ...... В
А. 11000
Б. 0,011*
В. 0,0011
Г. 1100
5.При напряжении на концах участка проводника 2 В сила тока в проводнике 0,6 А.Какой будет сила тока в проводнике, если напряжение на его концах увеличится до 10В ?
А. 0,06
Б. 16
В. 3*
Г. 9,4
Результаты тестирования оцениваются компьютером с выставлением оценки.
V.Домашнее задание.
Решить 2 задачи из предложенных: Лукашик, №1098, №1116, №1147, № 1151
VI. Подведение итогов урока.
1.Какой вывод вы можете сделать исходя из результатов работы на уроке?
2.Какой из моментов урока вы считаете самым познавательным?
3.Какой из моментов урока вы считаете самым интересным?
4.Выставление оценок.
VII. Рефлексия.
Урок подходит к завершению. В той атмосфере и обстановки, в которой мы сегодня работали, каждый из вас чувствовал себя по-разному. И сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили, насколько комфортно ощущал себя на этом уроке, каждый из вас, все вместе как класс, и понравилось ли вам то дело, чем мы с вами сегодня занимались.
Оценку, прошу вас, провести с использованием цвета фонового рисунка дисплея компьютера. После этого наш урок закончен.
Таким образом, всестороннее использование возможностей информационно-коммуникационных технологий помогает учителю, на уроках физики, повысить эффективность обучения, улучшить учет и оценку знаний учащихся, освободить больше времени для оказания помощи учащимся. Компьютер дает возможность сделать уроки более интересными, Самостоятельная работа учащихся с учебной и дополнительной литературой
Учебник — это краткий свод научных сведений. Он определяет объем, уровень и структуру минимума физических знаний, сообщаемых ученикам. Работа с ним на уроке должна стать одним из важных методов обучения. На это нацелен и методический аппарат учебника: шрифтовые выделения в тексте, рисунки, фотографии и таблицы, вопросы к параграфам, система задач и упражнений, предметно-именной указатель, описания лабораторных работ.
Учебник должен быть использован на уроках для усвоения нового материала, что способствует активизации обучающихся в процессе обучения.
Это может быть осуществлено в следующих случаях:
1. Работа с учебником может быть проведена в связи с демонстрацией опыта.
Например, при изучении вынужденных колебаний ставится опыт для наблюдения резонанса маятников и внимание обучающихся обращается на то, что данное явление возникает, когда маятники имеют одинаковую частоту. Как же его объяснить? Дается задание: найти объяснение в книге. После самостоятельной работы в беседе подчеркивается сущность резонанса, закрепляется его оформление, а затем вычерчивается на доске резонансная кривая.
2. Можно начать изучение темы с самостоятельной работы с учебником. Это возможно в том случае, если ученики имеют запас знаний, необходимых для правильного понимания нового материала.
Например, на уроке, посвященном изучению процесса кипения, вначале вспоминаем основные положения молекулярно-кинетической теории, явления испарения, охлаждения при испарении, наличия давления насыщенного пара и т.д. затем после постановки новой темы предлагается прочитать параграф “Кипение”. В это время преподаватель пишет на доске вопросы:
- Чем объяснить появление пузырьков внутри жидкости вначале нагревания?
- В чем причина поднятия пузырьков?
- Объясните увеличение объема пузырьков.
- Объяснение различие в изменении объема поднимающихся пузырьков в начале нагревания и после того, как жидкость прогрелась.
- Что называется кипением?
- При какой температуре происходит кипение?
- Как изменяется температура кипения жидкости с изменением давления? Почему?
По учебнику готовят ответы на эти вопросы, после чего проводится беседа, в которой разбирается процесс кипения с молекулярно-кинетической точки зрения. Ставится опыт с кипячением воды в колбе. Обращается внимание на возникновение и стремительное поднятие пузырьков, проверяется постоянство температуры при кипении жидкости, снижение температуры кипения при уменьшении давления (с той же колбой), кипение раствора поваренной соли.
Такая методика создает прочное усвоение материала, так как самостоятельная работа сочетается с их активной мыслительной деятельностью, направляемой педагогом.
3. Большое значение имеет привитие умений не только находить формулировки в тексте учебника, но и давать определения на основании чтения его текста.
Например, при изучении свободных колебаний ставим следующий опыт. Поднимаем маятник на некоторую высоту, а затем отпускаем его. Ставится вопрос: “За счет, какой энергии маятник колеблется?”. Очевидно, за счет потенциальной энергии, сообщенной маятнику вначале. Говорим, что такие колебания называются свободными. Ставится задача сформулировать, какие колебания называются свободными. Прочитать начало параграфа, обучающиеся формулируют: “Колебания, которые происходят благодаря только начатому запасу энергии, называются свободными.
Как показывает опыт, при таком сочетании демонстрации, слова преподавателя и использования учебника, ученики не только усваивают содержание определения, но и запоминают его формулировку.
4. Очень полезной является методика обобщения учебного материала на уроке, когда она проводится по учебнику с последующим анализом прочитанного. По указаниям и направляющим вопросам ученики быстро просматривают текст учебника; при этом они не читают все параграфы целиком (на это нужно было бы очень много времени), но, хорошо ориентируясь в знакомом тексте, быстро находят нужное.
Например, по темам “Колебание и волны” и “Звук” обобщение и систематизацию проводят следующим образом.
Ставиться ряд вопросов, на которые учащиеся отвечают, пользуясь по мере надобности книгой:
Какие колебания называются гармоническими?
- Какие величины их характеризуют?
- В чем заключаются законы гармонического колебания?
- Какие колебания называются свободными? Вынужденными?
- В чем заключается явление резонанса, каково условие его появления?
- Что называется волновым движением? Длиной волны?
- От чего зависит скорость распространения звуковых колебаний: высота, громкость, тембр звука?
Таким образом, когда обучающиеся вспомнят основные вопросы темы, преподавателю легко сделать обобщение. При этом гораздо глубже осознаётся систематизация учебного материала. Домашнее задание на повторение по большей теме не будет таким трудным.
5. Не всегда изложение преподавателя соответствует содержанию учебника. Когда учитель разъясняет учебный материал в другом плане или приходит к выводу иным путем, чем учебник, он должен сразу сообщить об этом на уроке и план записать на доске в процессе изложения содержания урока.
Задача состоит в том, чтобы текст учебника и дополнительный материал представляли единое целое.
Самостоятельная работа с учебником должна находиться в логической связи со всеми другими видами деятельности на уроке.
Самостоятельная работа учащихся по решению задач
Физика не возможна без решения задач. Важное значение имеет формирование обобщенных умений решать задачи, выработка общего подхода к ним. Выражением такого общего подхода являются алгоритмы, например: алгоритм решения задач на второй закон динамики, на закон сохранения импульса, расчет электрических цепей. Применение алгоритмов в учебном процессе сокращает время обучения и позволяет увеличить число рассматриваемых “нестандартных” задач (требующих творческого подхода).
Включение элементов самостоятельной работы по решению задач нужно осуществлять в последовательности, соответствующей постепенному нарастанию трудностей. Предлагаю следующие этапы этой работы.
1. Научить обучающихся самостоятельно анализировать содержание задач, ознакомить их с наиболее рациональными способами краткой записи содержания и способами их решения. Для этого нужно регулярно вызывать ребят к доске, предлагая им кратко записывать условия задачи, а затем путем коллективного обсуждения находить наиболее рациональные способы записи.
2. Выработать умение выполнять решение в общем виде и проверять его правильность, производя операции с наименованиями единиц измерения физических величин.
3. После усвоения обучающимися приемов краткой записи условия задач, а также приемов преобразования единиц измерения физических величин, можно включить в самостоятельную работу поиски путей решения задач.
4. Систематически предлагать обучающимся несколько вариантов решения одной и той же задачи с тем, чтобы они научились самостоятельно находить наиболее рациональный способ решения задачи.
5. После того как обучающиеся освоят все виды работы, связанные с решением физических задач, можно предлагать им самостоятельно выполнять полное решение задачи, включая проверку и анализ полученных результатов.
Дидактический материал
Применение дидактического и раздаточного материала на уроке дает возможность использовать разнообразные методы обучения и тем самым активизировать деятельность обучающихся.
Работа с раздаточным материалом — очень важный вид самостоятельной работы обучающихся. Она обеспечивает более полное восприятие того или иного предмета, явления, способствует конкретизации представлений обучающихся о свойствах материалов, восприятие в этом случае является более полным, всесторонним. Работая с раздаточным материалом, ребята учатся анализировать, наблюдать, при этом развивается их внимание.
Современные цифровые образовательные ресурсы позволяют моделировать и демонстрировать физическое явление наглядно.
Применение карточек-заданий на уроках на уроках способствует индивидуализации обучения, облегчает оперативный контроль за процессом усвоения, помогают совершенствовать качество знаний обучающихся.
Содержание карточек рассчитано на проверку умений по трем уровням:
- воспроизводить материал учебника;
- применять знания в ситуациях, сходных с теми, что описаны в учебнике;
- применять знания творчески, в новых условиях.
Лабораторные работы
Важное место в формировании практических умений и навыков у учащихся на уроках физики отводится демонстрационному эксперименту и фронтальной лабораторной работе. В лабораторных занятиях обучающиеся получают навыки экспериментальной работы, умение обращаться с приборами, самостоятельно делать выводы из полученных опытных данных и тем самым более глубоко и полно усваивать теоретический материал.
Но для проведения полноценного физического эксперимента, как демонстрационного, так и фронтального необходимо в достаточном количестве соответствующее оборудование. В настоящее время лаборатория по физике очень слабо оснащена приборами по физике и учебно-наглядными пособиями для проведения демонстрационных и фронтальных лабораторных работ. Имеющееся оборудование не только пришло в негодность, оно также морально устарело и имеется в недостаточном количестве. Поэтому можно использовать виртуальную лабораторную. Для проведения компьютерного эксперимента на уроках физики есть необходимая материальная база, которая позволяет широко использовать возможности по внедрению современных информационных технологий в образовательный процесс.
Применение компьютерных технологий позволяет преподавателю повысить скорость и точность сбора и обработки информации об успешности обучения, благодаря компьютерному тестированию и контролю знаний, позволяет вести экстренную коррекцию.
Проектная деятельность
Цель проектной деятельности состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные компетенции, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.
Основные требования к проекту:
- Наличие значимой исследовательской проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
- Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов.
- Самостоятельная мотивированная деятельность участников проекта.
- Структурирование содержательной части проекта.
- Оформление результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль и место самостоятельных работ по изучению физики.
Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая состоит в том, чтобы развивать у учащихся самостоятельность в познаватель...
Роль и место самостоятельных работ по изучению физики.
Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая состоит в том, чтобы развивать у учащихся самостоятельность в познаватель...
Роль и место самостоятельных работ по изучению физики.
В учебном процессе по физике возможны следующие виды самостоятельной работы учащихся: работа с учебной и справочной литературой; разнообразные формы работы, связанные с решением задач; лаборатор...
Роль и место самостоятельных работ при изучении физики
Говоря о формировании у школьников самостоятельностн. необходимо иметь в видудве тесно связанные между собой задачи. Первая состоит в том. чтобы развивать уучащихся самостоятельность в познавательной ...
Выступление на ШМО учителей: «Роль и место самостоятельных работ по изучению физики»
laquo;Роль и место самостоятельных работ по изучению физики»...
РОЛЬ И МЕСТО ИДИОМ В ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Данная статья посвящена определению сущности терминов «идиома» и «фразеологическая единица», а также их использование в обучении иностранному языку с точки зрения современного образования. Приведено т...
«Роль и место самостоятельных работ при изучении физики».
В выступлении рассматриваются виды самостоятельной работы и её применение на уроках физики...