Игра-соревнование "Физический турнир"
методическая разработка (8 класс)

Акулова Ирина Григорьевна

Данный материал является разработкой внеклассного мероприятия  в 8 классе. "Физический турнир" можно провести на неделе физики, а так же как самостоятельное мероприятие для потдержания интереса к изучаемому предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra-sorevnovanie_po_fizike.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРА – СОРЕВНОВАНИЕ для учащихся 8 классов

"Физический  турнир"

        Цель  игры: развитие  познавательного  интерес  учащихся, их  активности, расширенного  кругозора, повторение  пройденного  материала.

        Участники  игры. В  физическом  турнире  принимают  участие  две  команды. Число  членов  команд – по  6  человек. Существуют  так  же  главный  судья  соревнований  (он  же – ведущий, которым  может  быть  как  преподаватель, так  и  старшеклассник), два  его  помощника  и  болельщики  команд. Болельщики  могут  помогать  своей  команде, участвуя в  специальных  конкурсах.

ПЛАН   ТУРНИРА

        1.Вступительное  слово.

        2.Представление  команд.

        3.Конкурсы.

        3.1."Разминка"

        3.2."Физическая  эстафета".

        3.3."Убери  лишнее".

        3.4."Ловкие  и  умелые".

        3.5."Гимнастика  ума".

        3.6."Игра  с  болельщиками"  "Чёрный  ящик".

        3.7."Острый  глаз".

        3.8."Домашнее  задание". "Мне  приснился  интересный  сон".

        3.9."Капитанский".
        3.10."Составь  слово".

        3.11."Вода, вода, кругом  вода  …".

        4.Артистическая  пауза.

        5.Подведение  итогов, награждение  победителей.

3.1. РАЗМИНКА

        В  ней  участвуют  все  члены  команд. Поочередно, в  течение  одной  минуты, команды  задают  вопросы, игроки  должны  ответить  на  них. Если  они  затрудняются, то  говорят: "Дальше". Задача  команд  заключается  в  том, чтобы  дать  как  можно  больше  правильных  ответов.

        Ведущий  подтверждает  верность  каждого  ответа. В  случае  неверного  ответа  либо  его  отсутствия  сам  дает  правильный  ответ. За  каждый  правильный  ответ  команде  присуждают  1 балл.

        В  конце  разминки  подсчитывается  общее  число  баллов, набранных  каждой  командой, и  сообщается  зрителям  счёт  игры.

ВОПРОСЫ

        1.Воздушная  оболочка  земли.

(Атмосфера)

        2.Прибор  для  измерения  массы  тела.

(Весы)

        3.Учёный, в  честь  которого  названа  единица  измерения  энергии.

(Джоуль)

        4.Разность  значений  величин, соответствующих  двум  ближайшим  штрихам  на  шкале  прибора.

(Цена  деления)

        5.Числовое  значение  нормального  атмосферного  давления.

(760 мм  рт. ст.)

        6.Явление  отсутствия  веса  у  тела.

(Невесомость)

        7.Энергия, которой  обмениваются  тела  при  теплопередаче.

(Количество  теплоты)

        8.Аппарат  для  исследования  морских  глубин, опускаемый  в  воду  на  тросе  с  судна.

(Батисфера)

        9.Изменеие  положения  тела  в  пространстве  относительно  других  тел  с  течением  времени.

(Механическое  движение)

        10.Итальянский  учёный, изучавший  свободное  падение  тел  (с  Пизанской  башни), основоположник   экспериментального  метода  исследования явлений.

(Г. Галилей)

        11.Основные  единицы  в  СИ  длины, времени, массы.

(Метр, секунда, килограмм)

        12.Древнегреческий  учёный, который  сделав  открытие, воскликнул  "Эврика".

(Архимед)

        13.Величина, характеризующая  быстроту  движения  тела.

(Скорость)

        14.Учёный, впервые  измеривший  атмосферное  давление.

(Э. Торричелли)

        15.Жидкость, уменьшающая  трение  между  телами.

(Смазка)

        16.Простой  механизм, дающий  выигрыш  в  силе.

(Рычаг)

        17.Явление  сохранения  скорости  тела  при  отсутствии  внешнего  воздействия.

(Инерция)

        18.Сила, с  которой  тело  действует  на  опору  или  подвес.

(Вес  тела)

        19.Мельчайшая  частица  вещества.

(Молекула)

        20.Линия, по  которой  движется  тело.

(Траектория)

        21.Величина, характеризующая  инертность  тела.

(Масса)

        22.Вид  теплопередачи, происходящий  и  в  вакууме.

(Излучение)

        23.Состояние  вещества, когда  оно  сохраняет  объём, но  изменяет  форму.

(Жидкое)

        24. Учёный, установивший  закон  о  том, что  жидкости  и  газы  передают  оказываемое  на  них  давление  по  всем  направлениям  одинаково.

(Паскаль)

        25.Крупнейший  изобретатель, основоположник  отечественной  космонавтики.

(К.Э. Циолковский)

        26.Прибор  для  измерения  скорости.

(Спидометр)

        27.Прибор  для  измерения  объёма  тела.

(Мензурка)

        28.Первый  человек, побывавший  в  космосе.

(Ю. Гагарин)

        29.Её  имеет  любой  предмет  в  яркий  солнечный  день.

(Тень)

        30.Прибор  для  устранения  дефектов  зрения.

(Очки)

3.2.ФИЗИЧЕСКАЯ   ЭСТАФЕТА

        Задания  написаны  на  доске  и  выполняется  поочерёдно  членами  команд. Надо  заполнить  пустые  клетки  физическими  величинами  или  цифрами.

Ρ =

m =                    V

Р = mg

F = m

A = F

Q =

Q =               m

0,2 кПА =               ПА

800 Дж =                       кДж

FA =  

S =

3.3.УБЕРИ   ЛИШНЕЕ

        На  карточках  написаны  физические  термины. Найдите  лишний  термин  и  обоснуйте  своё  решение.

1.Приборы:

1.Явления

Динамометр

Радуга

Весы

Молекула

Жидкость

Молния

Термометр

Нагревание

2.Единицы  измерения

2.Физические  величины

Ньютон

Сила

Сантиметр

Килограмм

Джоуль

Энергия

Плотность

Плотность

3.Состояние  вещества  

3.Виды  теплопередачи

Вода

Конвекция

Керосин

Работа

Медь

Излучение

Ртуть

Теплопроводность

3.4. ЛОВКИЕ   И   УМЕЛЫЕ

        Задача  команды – найти  массу  тела  на  весах. Каждый  выполняет  только  одно  действие  (уравновесить  весы, положить  тело, затем  класть  по  одной  гире). Побеждает  та  команда, у  которой  это  получится  раньше.

 

3.5. ГИМНАСТИКА  УМА

        В  этом  виде  соревнований  принимает  участие  вся  команда. На  обдумывание  ответа  каждой  команде  дается  30 сек., если   ответа  нет, то  ответить  на  вопрос  могут  соперники. За  правильный  ответ  присуждают  2  балла.

ВОПРОСЫ

        1.В  какую  погоду  и  при  какой  температуре  (выше  или  ниже  нуля)  растут  сосульки? Если  при  температуре  ниже  нуля, то  как  они  могут  расти, если  по  ним  не  стекают  капли  (вода  замерзает). Если  при  температуре  выше  нуля, то  как  стекающие  капли  увеличивают  сосульку, если  они  при  такой  температуре  не  могут  замёрзнуть?

        Ответ: при  температуре  ниже  нуля, но  в  солнечный  день. Тогда  на  крышах  и  ветках, хорошо  освещаемых  солнцем, снег  начинает  таять, вода, стекая  вниз  по  сосульке, у  которой  температура  0оС  или  ниже  0оС, быстро  замерзает.

        2.Ещё  за  3000 лет  до  нашей  эры  человек  научился  использовать  для  движения  судов  по  морю  силу  ветра. Тогда  и  появились  первые  паруса. Постепенно искусство  управления  парусами достигло  высокого  уровня. Когда  удобнее  парусным  судам  входить  в  гавани: днём  или  ночью?

        Ответ: днём, когда  ветер – "дневной"  бриз – дует  с  моря  на  нагретое  побережье.

        3.Для  приготовления  салата  можно  использовать  уксус  и  растительное  масло. При  поездке  на  загородный  отдых  небольшой  компанией  один  физик, чтобы  не  возиться  с  двумя  бутылками  (масла  и  уксуса), налил  и  то  и  другое  в  один  флакон. Каким  образом  он  собирался  угодить  тем, кто  любит  салат  только  с  уксусом  и  не  терпит  масло?

        Ответ: масло  расположится  сверху, его  можно  вылить  через  горлышко, чтобы  вылить  уксус, надо  перевернуть  флакон  и  у  горлышка  возле  пробки  окажется  эта  жидкость.

        4.Двум  товарищам  надо  перейти  глубокую  траншею. Они  стоят  на  противоположных  сторонах. Каждый  держит  доску, длина  которой  немного  меньше  ширины  траншеи. Как  следует  поступить, чтобы  с  помощью  этих  досок  перейти  траншею?

Ответ:….

  1. ИГРА  С  БОЛЕЛЬЩИКАМИ

"Чёрный  ящик"

        Внутри  ящика  находятся  разные  предметы, нужно  их  отгадать.

        1.Этот  маленький  предмет  вам  подскажет  всем  ответ: почему  при  малой  силе  в  стенку  вдруг  его  вонзили?

(Игла).

        2.Сей  особенный  предмет  может  ценный  дать  совет: утром, уходя  из  дома, брать  свой  зонтик  или   нет.

(Барометр).

        3.Ну  а  этот  вот  предмет  нам  даёт  тепло  и  свет, двигает  трамвай  по  рельсам. Знаете  его,  иль  нет?

(Источник  тока, батарейка)

        4.Холодна, стройна, прозрачна, она  на  вид  совсем  невзрачна! Ты  шкалу  её  от  пыли  аккуратненько  протри,  и  она  тогда  откроет  сколько  жидкости  внутри.

(Мензурка).

3.7. ОСТРЫЙ   ГЛАЗ

        Представители  каждой  из  команд  запоминают  предметы, расположенные  на  подносе  в  течение  10 сек. После  этого  им  необходимо  записать  на  доске  название  всех  предметов.

        Дополнительное  задание: объяснить  назначение  приборов.

        Предметы: ножницы, мензурка, линейка, спиртовка, термометр, колба, пробирка, пипетка, карандаш, ластик, салфетка, динамометр, набор  грузов, ручка, калориметр.

  1.  ДОМАШНЕЕ  ЗАДАНИЕ

"Мне  приснился  интересный  сон".

Команды  читают  свои  рассказы  на  тему  «Мне  приснился  интересный  сон», в  которых  должны  быть  факты, противоречащие  законам  физики. А  как  должно  быть  наяву, скажут  участники  другой  команды.

3.9.  КАПИТАНСКИЙ

        Это  блиц – турнир. Нужно  за  1  минуту  ответить  на  возможно  большее  число  вопросов  (1  ответ – 1  балл).

        Команда  №1.

        1.Сколько  в  килограмме  граммов?

(1000).

        2.Прибор  для  измерения  времени.

(Часы).

        3.Температура,  при  которой  вода  начинает  замерзать.

(0о С).

        4.Что  находится  в  пустой  бутылке?

(Воздух).

        5.Величайший  физик  и  математик  древности, родившийся  в  Сиракузах.

(Архимед).

        6.Вес  гири  массой  100 г.

(1 Н).

        7.Значение  работы, совершаемой  человеком, держащим  в  горизонтально  вытянутой  руке  массой  1 кг.

(0).

        8.Количество  теплоты, необходимое  для  нагревания  тела, зависит  от  …

(Массы  тела, изменения  температуры  и  рода  вещества).

        9.Масса  вещества  в  единице  объёма.

(Плотность).

        10.Сила  притяжения  тел  к  Земле.

(Сила  тяжести).

        Команда  №2.

        1.Замёрзшая  вода

(Лёд)

        2.Температура, при  которой  кипит  вода

(100о С)

        3.Сколько  в  километре  метров?

(1000)

        4.Прибор  для  измерения  силы.

(Динамометр)

        5.Как  быстро  увеличить  ваше  давление  на  пол  в  2  раза?

(Встать  на  одну  ногу)

        6.Состояние  вещества, когда  молекулы  движутся  хаотично, слабо  связаны  друг  с  другом.

(Газообразное)

        7.Явление  переноса  энергии  без  совершения  работы.

(Теплопередача).

        8.Основной  способ  получения  энергии, когда  человек  греется  у  костра.

(Излучение).

        9.Сосуды, в  которых  однородная  жидкость  устанавливается  на  одном  уровне.

(Сообщающиеся).

        10.Чему  равно  давление  ящика  с  гвоздями  массой  10 кг, стоящего  в  комнате  на  полу  вблизи  стены, на  эту  стену?

(0)

3.10.  СОСТАВЬ  СЛОВО.

        Каждая  команда  получает  конверт, в  котором  лежат  буквы. Из  них  нужно  составить  слово – физический  термин. Кто  быстрее.

(Излучение, конвекция)

        Дополнительное  задание – пояснить  полученные  термины.

3.11.  ВОДА, ВОДА   КРУГОМ  ВОДА.

        Участвуют  по  одному  представителю  от  команды. Участникам  необходимо  переливать  воду  в  мензурки, согласно  отдаваемым  командам. Побеждает  тот, кто  всё  выполнит  правильно  и  будет  внимателен.

        Команды:

        1.Отлейте  из  стакана  в  мензурку  20 мл  воды.

        2.Добавте  в  эту  мензурку  100 мл  воды.

        3.Отлейте  во  вторую  мензурку  40 мл  воды.

        4.Добавте  в  первую  мензурку  30 мл  воды.

        ВОПРОС:

        1.Сколько  воды  в  первой  мензурке?

        2.Сколько  воды  во  второй  мензурке?

        3.Сколько  раз  переливали  воду?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Турнир смекалистых"

Для успешного изучения любого школьного предмета необходимо, чтобы у учащихся был интерес к нему, а интерес создается в процессе совместного труда учителя в ходе урока и во внеурочное время. Одним из ...

Сценарий праздника "Рыцарский турнир" (к 23 февраля)

Сценарий праздника к 23 февраля для учащихся 4-5 классов....

Рыцарский турнир

Рыцарский турнир...

Турнир знатоков английской литературы

Задания для турнира знатоков английской литературы в 5-7 классах...

Турнир богатырей

Турнир богатырей посвящен 23 февраля...

Учебный фильм "Рыцарский турнир короля Рене" и "Виртуальный музей средневековой книги. Король Рене. Книга турниров"

Сноска на фильм - "Рыцарский турнир короля Рене"(Примечания - я монтировал фильм в моло распространенной программе Serif, как выяснилось в процессе монтажа, программа практически не работает с к...

"Турнир смекалистых" математический турнир для 5-6 классов

турнир для любителей математике, можно проводить на неделе математики, внеклассное мероприятие по математике...