Итоговая полугодовая работа (I полугодие 7 класс) в форме ЕГЭ
методическая разработка по физике (7 класс) по теме

Зеленин Олег Юрьевич

Приоритетом при конструировании полугодовой работы является необходимость проверки предусмотренных стандартом видов деятельности (с учетом тех ограничений, которые накладывают условия массовой письменной проверки знаний и умений учащихся): усвоение понятийного аппарата курса физики, овладение методологическими знаниями, применение знаний при объяснении физических явлений и при решении задач.

Овладение умениями по работе с информацией физического содержания проверяется в тесте опосредованно при использовании различных способов представления информации в текстах заданий или дистракторах (графики, таблицы, схемы и схематические рисунки).

Каждый вариант выключает задачи по всем разделам разного уровня сложности, позволяющие проверить умение применять физические законы и формулы как в типовых учебных ситуациях, так и в нетрадиционных ситуациях, требующих проявления достаточно высокой степени самостоятельности при комбинировании известных алгоритмов действий или создании собственного плана выполнения задания.

В работу включаются задания трех уровней сложности. Выполнение заданий базового уровня сложности позволяет оценить уровень освоения наиболее значимых содержательных элементов стандарта по физике основной школы за 7 класс и овладение наиболее важными видами деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizika_7_klass.doc723 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №50

Итоговая зачетная работа

за I полугодие

Выполнил слушатель:

учитель физики и информатики

МБОУ СОШ №50

высшей квалификационной категории

Зеленин Олег Юрьевич

Проверил:

методист МОУ МЦ

Урбан Валентина Владимировна

Иваново 2013 год


Спецификация контрольно-измерительных материалов

для проведения полугодовой контрольной работы по физике в 7 классе.

1. Назначение контрольных измерительных материалов

Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения учениками 7 класса федерального компонента государственного образовательного стандарта основного среднего образования.

2. Документы, определяющие содержание экзаменационной работы

Содержание полугодовой работы определяется на основе следующих документов.

1. Федеральный компонент государственного стандарта основного среднего образования по физике (приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.2004 г.).

3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры экзаменационной работы

Каждый вариант экзаменационной работы включает контролируемые элементы содержания из следующих разделов школьного курса физики за 7 класс:

1. Введение. Макро- и микромир.

2. Наблюдения и опыт.

3. Физические термины и определения.

4. Измерение и точность измерения.

5. Строение вещества. Молекулы и атомы.

6. Диффузия. Агрегатные состояния вещества.

7. Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

8. Механическое движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. единицы скорости.

9. Инерция.

10. Взаимодействие тел.

11. Масса. Единицы массы.

12. Плотность. Единицы плотности.

При этом для каждого раздела предлагаются задания всех таксономических уровней.

Число заданий по тому или иному разделу определяется его содержательным наполнением и пропорционально учебному времени, отводимому на его изучение в соответствии с примерной программой по физике.

Приоритетом при конструировании полугодовой работы является необходимость проверки предусмотренных стандартом видов деятельности (с учетом тех ограничений, которые накладывают условия массовой письменной проверки знаний и умений учащихся): усвоение понятийного аппарата курса физики, овладение методологическими знаниями, применение знаний при объяснении физических явлений и при решении задач.

Овладение умениями по работе с информацией физического содержания проверяется в тесте опосредованно при использовании различных способов представления информации в текстах заданий или дистракторах (графики, таблицы, схемы и схематические рисунки).

Каждый вариант выключает задачи по всем разделам разного уровня сложности, позволяющие проверить умение применять физические законы и формулы как в типовых учебных ситуациях, так и в нетрадиционных ситуациях, требующих проявления достаточно высокой степени самостоятельности при комбинировании известных алгоритмов действий или создании собственного плана выполнения задания.

В работу включаются задания трех уровней сложности. Выполнение заданий базового уровня сложности позволяет оценить уровень освоения наиболее значимых содержательных элементов стандарта по физике основной школы за 7 класс и овладение наиболее важными видами деятельности.

4. Структура экзаменационной работы

Каждый вариант экзаменационной работы состоит из трех частей и включает 14 заданий, различающихся формой и уровнем сложности (см. таблицу 1).

Часть А содержит 10 вопросов. К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, из которых верен только один.

Часть В содержит 2 задания, к которым требуется дать краткий ответ. Их обозначение в работе: В1 и В2. В контрольной работе предложены задания, в которых ответы необходимо привести в виде набора цифр.

Часть С содержит 6 заданий, для которых необходимо привести развернутый ответ. Их обозначение в работе: С1 и С2.

Таблица 1.

Распределение заданий экзаменационной работы по частям работы

Часть работы

Число заданий

Максимальный первичный балл

Проценты выполнения заданий от максимально возможного

Тип заданий

1

А

10

10

50

Задание с выбором ответа

2

В

2

4

20

Задание с кратким ответом

3

С

2

6

30

Задание с развернутым ответом

Итого:

14

20

100

5. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию, видам умений и способам действий

При разработке содержания контрольных измерительных материалов учитывается необходимость проверки усвоения элементов знаний, представленных в разделе 1 кодификатора. В экзаменационной работе контролируются знания и умения из следующих разделов (тем) курса физики.

1. Введение (макро- и микромир, наблюдения и опыт, физические термины и определения, измерение и точность измерения).

2. Строение вещества (молекулы и атомы, диффузия, агрегатные состояния вещества, взаимное притяжение и отталкивание молекул).

3. Взаимодействие тел (механическое движение, скорость равномерного прямолинейного движения, единицы скорости, инерция, взаимодействие тел, масса, единицы массы, плотность, единицы плотности).

При этом для каждого раздела предлагаются задания всех таксономических уровней.

Общее количество заданий в экзаменационной работе по каждому из разделов приблизительно пропорционально его содержательному наполнению и учебному времени, отводимому на изучение данного раздела в школьном курсе физики.

6. Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности

В полугодовой контрольной работе представлены задания разного уровня сложности: базового, повышенного и высокого.

Задания базового уровня включены в первую часть работы (10 заданий с выбором ответа) и во вторую часть (2 задания с кратким ответом). Это простые задания, проверяющие усвоение наиболее важных физических понятий, моделей, явлений и законов.

Задания повышенного уровня включены в третью часть работы (2 задания). Эти задания направлены на проверку умения использовать понятия и законы физики для анализа различных процессов и явлений, а также умения решать задачи на применение одного-двух законов (формул) по какой-либо из тем школьного курса физики за 7 класс.


7. Система оценивания результатов выполнения отдельных заданий и работы в целом

Задание с выбором ответа считается выполненным, если выбранный учащимся номер ответа совпадает с верным ответом. Все задания первой части работы оцениваются в 1 балл.

Задание с кратким ответом считается выполненным, если записанный таблице ответ совпадает с верным ответом. Задания В1 и В2 оцениваются в 2 балла, если верно указаны все элементы ответа, в 1 балл, если допущена ошибка в указании одного из элементов ответа, и в 0 баллов, если допущено более одной ошибки.

Задание с развернутым ответом оценивается учителем с учетом правильности и полноты ответа. Максимальный первичный балл за задания третьей части работы составляет 3 балла.

Оценка «2» ставиться, если работа выполнена менее, чем на 30 % от общего числа баллов (набрано менее 7 баллов).

Оценка «3» ставиться, если работа выполнена от 30% до 60% от общего объема работы (набрано от 7 до 11 баллов).

Оценка «4» ставиться, если работа выполнена от 60 до 80 % от общего объема работы (набрано от 12 до 15 баллов).

Оценка «5» ставиться, если работа выполнена более, чем на 80% от общего числа заданий (набрано 16 и более баллов).

8. Время выполнения работы

Примерное время на выполнение заданий различных частей работы составляет:

1) для каждого задания части А – 1-2 минуты;

2) для каждого задания части Б – 3-4 минут;

3) для каждого задания части В – от 5 до 8 минут.

На выполнение всей контрольной работы отводится 45 минут.


Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки

учащихся 7 класса за 1 полугодие основной (общей) школы

Кодификатор элементов содержания по физике и требований к уровню подготовки учащихся 7 классов основной (общей) школе одним из документов, регламентирующих разработку КИМ.

Перечень элементов содержания, проверяемых на полугодовой контрольной работе по физике за 7 класс.

В первом столбце указан код раздела, которому соответствуют крупные блоки содержания. Во втором столбце приводится код элемента содержания, для которого создаются проверочные задания. Крупные блоки содержания разбиты на более мелкие элементы.

Код раздела

Код контролируемого элемента

Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ

1

Введение. Макро- и микромир.

1.1

Наблюдение и опыт.

1.2.

Физические термины и определения.

1.3.

Измерение и точность измерения.

1.4.

Цена деления и погрешность измерения.

2

Строение вещества.

2.1.

Молекулы и атомы.

2.2.

Диффузия.

2.3.

Агрегатные состояния вещества.

2.4.

Взаимное притяжение и отталкивание.

3

Взаимодействие тел.

3.1.

Механическое движение.

3.2.

Скорость равномерного прямолинейного движения. Единицы скорости.

3.3.

Инерция. Взаимодействие тел.

3.4.

Масса и единицы массы.

3.5.

Плотность и единицы плотности.

Перечень требований к уровню подготовки, проверяемому на полугодовой контрольной работе по физике в 7 классе.

Учащиеся должны знать/понимать:

1.1. смысл физических понятий: физическое явление, физическая величина, модель, гипотеза, физический закон, теория, вещество, взаимодействие, инерция.

1.2. смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность.

Учащиеся должны уметь:

2.1. описывать и объяснять физические явления и свойства тел (равномерное прямолинейное движение, инерция, агрегатные состояния вещества, свойства газов, жидкостей и твердых тел).

2.2. описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики

2.3. отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; что физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

2.4. приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что: наблюдения и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий; эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять явления природы и научные факты; физическая теория позволяет предсказывать еще неизвестные явления и их особенности; при объяснении природных явлений используются физические модели; один и тот же природный объект или явление можно исследовать на основе использования разных моделей.

Учащиеся должны уметь измерять: расстояние, промежутки времени, массу и представлять результаты измерений с учетом их погрешностей.

Учащиеся должны применять полученные знания для решения физических задач.


Физика 7 класс

Полугодовая контрольная работа по физике

ВАРИАНТ 1.

А1. Выстройте логическую цепочку из следующих понятий: выводы (1), гипотеза (2), наблюдения (3), эксперимент (4).

А. 4321                                        В. 1243

Б. 2143                                        Г. 3241

А2. Можно ли сравнивать длину поезда (80 м) и расстояние между Москвой и Санкт-Петербургом (640 км)?

А. Нет, нельзя, так как это неоднородные физические величины.

Б. Нет, нельзя, так как они выражены в разных единицах.

В. Да, можно, но нужно выразить эти единицы в однородных единицах.

Г. Да, можно. Расстояние будет больше длины поезда, так как 640 больше, чем 80.

А3. Основной единицей массы в СИ – это…

А. Тонна                                        В. Центнер

Б. Килограмм                                Г. Миллиграмм

А4. В нашем распоряжении имеется линейка с миллиметровыми делениями, а также нить, толщина которой много меньше 1 мм. Можно ли измерить толщину нити при помощи данной линейки (рис. 1)?

А. Нельзя ни при каких обстоятельствах.

Б. Можно, если придумать правильный способ измерения.

В. Можно, но ошибка измерения будет больше, чем измеряемая величина.

А5. Как изменится расстояние между частицами и объемом тела при нагревании?

А. Расстояние между частицами увеличится, объем тела уменьшится.

Б. Расстояние между частицами уменьшится, объем тела увеличится.

В. Расстояние между частицами уменьшится, объем уменьшится.

Г. Расстояние между частицами увеличится, объем тела увеличится.

А6. Выберите правильное утверждение:

А. Только вода и кислород состоят из молекул.

Б. Только твердые тела состоят из молекул.

В. Все тела состоят из молекул.

Г. Только воздух состоит из молекул.

А7. Различие между твердым и жидким состоянием вещества проявляется в том, что жидкость, в отличие от твердого тела, при небольших воздействиях на неё…

А. Сохраняет форму и объем.

Б. Не сохраняет форму и объем.

В. Сохраняет форму, но не сохраняет объем.

Г. Сохраняет объем, но не сохраняет форму.

А8. Что доказывает изображенный на рисунке 2 опыт?

А. Наличие притяжения между молекулами.

Б. Наличие хаотического движения молекул.

В. Наличие отталкивания между молекулами.

Г. Отсутствие взаимодействия между молекулами.

А9. Муравей может поднимать предметы массой 5 г. Выразите эту массу в единице СИ…

А. 0,005 кг                Б. 50 мг                В. 5000 мг                Г. 5 кг


А10. Выберите правильное утверждение.

        I. Скорость мухи 18 км/ч, а скорость скворца 10 м/с. Следовательно, скорость мухи больше скорости скворца.

        II. Разъяренный бык развивает скорость 35 км/ч, а бегущий человек – 10 м/с. Скорость человека больше скорости быка.

А. Верно только I.                                В. Верно и I, и II.

Б. Верно только II.                                Г. Неверно ни I, ни II.

В1. В каком агрегатном состоянии при комнатной температуре находятся следующие вещества? Поместите цифры в соответствующие колонки: машинное масло (1), медь (2), кислород (3), бензин (4), древесина (5), нагретый воздух (6).

Твердое

Жидкое

Газообразное

В2. На рисунке изображены поверхности жидкости в цистерне бензовоза при его движении вправо. В каком случае бензовоз движется равномерно? Увеличивает скорость? Замедляет движение?

Увеличивает скорость

Движется равномерно

Уменьшает скорость

С1. При выстреле из винтовки скорость пули равна 600 м/с, а скорость винтовки при отдаче 7,2 км/ч. У какого тела масса больше и во сколько раз?

С2. Рассчитайте массу мраморного бруска, имеющего размеры 201550 см. Плотность мрамора 2,7 г/см3. Выразите массу бруска в кг.


Физика 7 класс

Полугодовая контрольная работа по физике

ВАРИАНТ 2.

А1. Выстройте логическую цепочку из следующих понятий: гипотеза (1), эксперимент (2), наблюдения (3), выводы (4).

А. 3124                                        В. 1243

Б. 2143                                        Г. 3241

А2. Можно ли сравнивать массу человека (80 кг) и массу слона (2,5 т)?

А. Нет, нельзя, так как это неоднородные физические величины.

Б. Нет, нельзя, так как они выражены в разных единицах.

В. Да, можно, но нужно выразить эти единицы в однородных единицах.

Г. Да, можно. Масса человека будет больше массы слона, так как 80 больше, чем 2,5.

А3. Основной единицей длины в СИ – это…

А. Аршин                                        В. Километр

Б. Метр                                        Г. Миля

А4. Ученик достал из холодильника сосуд с холодной водой и начал измерять температуру воды (рис. 1). Какова погрешность измерения данного термометра?

А. Менее 0,50С.

Б. Более 0,50С.

В. Равна 0,50С.

А5. Что нужно сделать с медным шариком (рис. 2) для того, чтобы он прошел сквозь кольцо?

А. Охладить.

Б. Нагреть.

В. Сжать.

Г. Прокрутить.

А6. Отличаются ли молекулы духов во флаконе от молекул духов летающих в воздухе?

А. Отличаются формой.

Б. Отличаются запахом.

В. Не отличаются.

Г. Молекулы в воздухе легче, чем молекулы во флаконе.

А7. Различие между газообразным и жидким состоянием вещества проявляется в том, что газы, в отличие от жидкостей, при небольших воздействиях на них…

А. Сохраняет форму и объем.

Б. Не сохраняет форму и объем.

В. Сохраняет форму, но не сохраняет объем.

Г. Сохраняет объем, но не сохраняет форму.

А8. Когда мы ломаем палку, то … (закончите фразу).

А. преодолеваем силу притяжения между молекулами.

Б. преодолеваем силу отталкивания между молекулами.

В. преодолеваем взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого вещества.

А9. Муравей проделал путь равный 14 см. Выразите этот путь в единице СИ…

А. 1,4 мм                Б. 0,14 м                В. 140 мм                Г. 1,4 м


А10. Выберите правильное утверждение.

        I. Скорость мухи 18 км/ч, а скорость скворца 10 м/с. Следовательно, скорость скворца больше скорости мухи.

        II. Разъяренный бык развивает скорость 35 км/ч, а бегущий человек – 10 м/с. Скорость человека больше скорости быка.

А. Верно только I.                                В. Верно и I, и II.

Б. Верно только II.                                Г. Неверно ни I, ни II.

В1. В каком агрегатном состоянии при комнатной температуре находятся следующие вещества? Поместите цифры в соответствующие колонки: ртуть (1), сахар (2), воздух (3), вода (4), воск (5), водяной пар (6).

Твердое

Жидкое

Газообразное

В2. На рисунке изображены поверхности жидкости в цистерне бензовоза при его движении влево. В каком случае бензовоз движется равномерно? Увеличивает скорость? Замедляет движение?

Увеличивает скорость

Движется равномерно

Уменьшает скорость

С1. При выстреле из винтовки скорость пули равна 500 м/с, а скорость винтовки при отдаче 4,5 к/ч. У какого тела масса больше и во сколько раз?

С2. Рассчитайте массу березового бруска, имеющего размеры 10525 см. Плотность березы 0,65 г/см3. Выразите массу бруска в кг.


Ответы на части А и В

Номер вопроса

Вариант 1

Вариант 2

А1

Г

А

А2

В

В

А3

Б

Б

А4

Б

Б

А5

Г

А

А6

В

В

А7

Г

Б

А8

А

А

А9

А

Б

А10

Б

В

В1

25

14

36

25

14

36

В2

213

312

Вариант 1.

С1.

Дано:

СИ:

Решение:

1=600 м/с

2=7,2 км/ч


2 м/с

Воспользуемся следующим соотношением: .

Тогда после подстановки будем иметь:  (раз).

Ответ: Масса ружья в 300 раз больше, чем масса пули.

Найти:

 – ?

С2.

Дано:

СИ:

Решение:

a=20 см

b=15 см

c=50 см

=2,7 г/см3

0,2 м

0,15 м

0,5 м

2700 кг/м3

Для расчета массы плиты воспользуемся следующей формулой: . По условию задачи объем плиты не известен, но известны её линейные размеры. Тогда объем плиты будет равен: . Следовательно,

 (м3),  (кг)

Ответ: Масса мраморной плиты равна 405 кг.

Найти:

m – ?

Вариант 2.

С1.

Дано:

СИ:

Решение:

1=500 м/с

2=4,5 км/ч


1,25 м/с

Воспользуемся следующим соотношением: .

Тогда после подстановки будем иметь:  (раз).

Ответ: Масса ружья в 400 раз больше, чем масса пули.

Найти:

 – ?

С2.

Дано:

СИ:

Решение:

a=10 см

b=5 см

c=25 см

=0,65 г/см3

0,1 м

0,05 м

0,25 м

650 кг/м3

Для расчета массы бруска воспользуемся следующей формулой: . По условию задачи объем бруска не известен, но известны её линейные размеры. Тогда объем бруска будет равен: . Следовательно,

 (м3),  (кг)

Ответ: Масса березового бруска равна 0,8 кг.

Найти:

m – ?

Рисунок 1.

Рисунок 1.

Рисунок 2.

Рисунок 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая контрольная работа для 11 класса в форме ЕГЭ

Контрольная работа по обществознанию,  рассчитана  на 11 класс ....

Итоговая творческая работа для 9 класса по программе «Искусство» (1 полугодие)

Итоговая творческая работа для 9 класса по прогрпмме "Искусство"(1полугодие)...

Анализ полугодовой работы в 5 классе

Проведен анализ полугодовой работы в 5 классе в рамках ФГОС ОО. Приведены сравнительные  данные по параллели пятых классов....

Итоговая контрольная работа в 7 классе в тестовой форме.

Итоговая контрольная работа в 7 классе в форме теста. Рассчитана на средний уровень знания детей....

Итоговая контрольная работа по русскому языку в форме ГИА. 8 класс

Итоговая контрольная работа по русскому языку в форме ГИА. 8 класс...

Полугодовая и итоговая контрольные работы за 2 класс по УМК О.В.Афанасьевой, И.В. Михеевой "Rainbow English"

1.1. Полугодовая контрольная работа по английскому языку  2 класс.1.2. Итоговая контрольная работа по английскому языку 2 класс....

полугодовая работа для 10 класса невлад.группа

учебно-методический материал...