Теория фотоэффекта
учебно-методический материал по физике (11 класс) по теме
Разработка урока "Теория фотоэффекта" в 11 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krushina_a_i_urok_teoriya_fotoeffekta.rar | 16.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации
Южноуральского городского округа
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3
Урок в 12 классе ОЗК:
«Теория фотоэффекта»
Разработал: Крушина А.И., учитель физики
очно-заочных классов I категории
МОУ СОШ № 3
Южноуральск
2013 год
Тема: «Теория фотоэффекта»
Урок в 12-м классе ОЗК построен на основе Программы общеобразовательных учреждений Физика 11 кл, Москва, «Просвещение», 2009 г. и рабочей программы учителя. Урок рассчитан на 1 час.
Цель урока:
1. Объяснение явления фотоэффекта на основе квантовых представлений о свете.
2. Развитие познавательной активности и интереса к теоретической физике.
Оборудование:
1. Учебник Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Соцкий. Физика 11. Москва, «Просвещение».
2. Задачник А.П.Рымкевич. Физика 10-11 класс, Дрофа, Москва, 2010 г.
3. Плакаты по фотоэффекту.
Этапы урока
1. Организационный.
2. Ввод темы.
Учитель | Ведущая деятельность учащихся (на протяжении всего урока ведут записи в тетрадях согласно плану урока) |
Сообщает тему: «Объяснение фотоэффекта и законов Столетова на основе квантовых представлений о свете». План урока: 1. Повторение законов фотоэффекта и теории Планка. 2. Изучение нового материала. 3. Закрепление. 4. Самостоятельная работа. 5. Инструктаж по домашнему заданию. | Записывая, знакомятся с планом. |
3 этап. Фронтальная проверка домашнего задания. Провожу фронтальный опрос: 1. Что такое - фотоэффект, законы фотоэффекта. | Ответы учащихся: Фотоэффект – это вырывание электронов из вещества. 1 закон: Фототок насыщения прямопропорционален падающему световому потоку. 2 закон: Максимальная кинетическая энергия фотоэлектронов растёт с частотой света и не зависит от его интенсивности. |
4 этап. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Вопрос классу: какой закон фотоэффекта не мог быть объяснён на основе электродинамики Максвелла? Учитель предлагает повторить теорию Планка. | Ответ учащихся: Второй закон Столетова. Учащиеся: Свет имеет прерывистую структуру и поглощается отдельными порциями Е= hv – энергия каждой порции. |
5 этап. Усвоение новых знаний. Даю теорию фотоэффекта на основе теории Планка и уравнения Эйнштейна. А именно: энергия порции света Е= hv идёт на совершение работы, которую нужно затратить для извлечения электронов из металла и на сообщение ему кинетической энергии hv=A+mv2/2. Далее ставлю классу проблемный вопрос: Почему в опыте по фотоэффекту, наблюдаемому нами с помощью электрической дуги и электрометра на электрометр ставилась именно цинковая пластинка, а (скажем) не медная? Предлагаю учащимся вспомнить строение вещества, самостоятельную работу по учебнику (с.261). | Учащиеся: делают записи в тетрадях. |
6 этап. Самостоятельная работа учащихся с учебником. | Изучая материал самостоятельно, анализируя уравнение Эйнштейна, учащиеся делают выводы: Если частота падающего света v меньше vмин, (границы фотоэффекта для данного вещества), то фотоэффект не наблюдается. Фотоэффект будет при v больше vмин. Если v = vмин, то электрон вырвется, но не полетит. Вещество состоит из атомов и молекул, которые взаимодействуют между собой, и поэтому работа выхода (по вырыванию электронов) у разных веществ разная. Работа выхода у цинка меньше, чем у меди, электроны из цинка вырываются светом меньшей частоты, поэтому фотоэффект для цинка возможен в большом диапазоне частот спектра. |
7 этап. Закрепление учащимися изученного материала. Самостоятельная работа. | Решают задачи в рабочих тетрадях (приложение 1). |
8 этап. Инструктаж по выполнению домашнего задания. Дома – §87. Повторить законы фотоэффекта. §87- обратить внимание на физический смысл уравнения Эйнштейна и III закон фотоэффекта. Задачи № 3 и 4 из упр. 12 учебника 11 класса. Попросить учащихся прочитать задачи, наметить пути их решения. | Записывают домашнее задание в тетрадь, делают пометки. |
9 этап. Подведение итогов урока. Итак, мы теперь знаем не только - что такое фотоэффект, его законы, но и можем объяснить их с точки зрения квантовой природы света. Этот материал интересный и важный с той точки зрения, что нашёл широкое применение (как и многие открытия в жизни человека) в автоматике, телемеханике, без которых немыслим современный прогресс. Далее: оцениваю наиболее активных на уроке учащихся. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: Фотоэффект. Теория фотоэффекта.
План - конспект урока по теме: Фотоэффект. Теория фотоэффекта. 11 класс....
Тема: Фотоэффект. Теория фотоэффекта
Сформировать у учащихся представление о фотоэффекте, изучить его законы, рассмотреть выполнение закона сохранения энергии в фотоэффекте....
Презентация к уроку физики в 11 классе по теме"Фотоэффект.Теория фотоэффекта"
Явление фотоэффекта имеет огромную праетическую значимость.Мы говорим о звуковом кино,освещении улиц.метро и др.Применение ИКТ в образовательном процессе позволяет расширить рамки урока,активизи...
"Фотоэффект.Законы фотоэффекта".(урок с использованием ЦОР).
Сценарий расширяет границы учебника.Знакомит ребят с биографиями ученых благодаря которым явление фотоэффекта нашло широчайшее применение.В ходе урока используерся интерактивная модель(Открытая физика...
Презентация к уроку по теме "Теория Фотоэффекта"
Урок обобщения и систематизации в форме игры, соревнования, используя различные способы и методы, включая использование ИКТ. (Необходима достаточная подготовленность студентов)...
Урок-лекция "Зарождение квантовой теории. Фотоэффект"
Урок-лекция...
Фотоэффект. Теория фотоэффекта.
План урока Тема: Фотоэффект. Теория фотоэффекта.Цель:...