Газовые законы
методическая разработка (физика, 10 класс) по теме

Урок по физике в 10 классе по теме "Газовые законы" . УМК Г.Я. мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М. Чаругин. Учебный материал содержит конспект урока по теме и презентацию. В конспекте урока имеется дополнительный материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gazovye_zakony.rar2.1 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме  «Газовые законы» физика 10 класс УМК Г.Я.Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н.Сотский

Цель урока : сформулировать  понятия изотермического, изобарного и изохорного процессов через  уравнение состояния идеального газа.

Задачи урока:

образовательные: интересными формами урока способствовать усвоению основного материала, правильного образного мышления, отработать навыки работы с физическими  формулами, умение анализировать интерактивные опыты и применять полученные знания к жизненных ситуациях.

развивающие: научить учащихся логически мыслить, обобщать, делать выводы, выделять главное, работать с учебником, способствовать развитию языка.

воспитательные: воспитать умение работать в группе, выслушать товарищей, уважать мнение других

Оборудование: интерактивная доска, учебный диск «Открытая физика» или интернет ресурс http://old.college.ru/modules.php?name=model_tree&subj_vis=|4&subtopic_vis=|34|35|36|37|38|39|40|41|42, презентация к уроку.+

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1 этап: актуализация знаний учащихся, предъявление проблемной ситуации.

Физический  диктант (устное проговаривание вопросов).

Открывает слайд с правильными ответами .

Какие задания вы можете  предложить  к уравнению состояния идеального газа?

Проблемная ситуация: Как будет выглядет уравнение состояния идеального газа если один из макропараметров будет постоянным ?Каков выход ? Какие ваши действия ?

Как решить такое уравнение ? 

Раньше встречали такой анализ формулы ?

Какая наша задача ?

1 этап: закрепляет умение анализировать, обобщать, формулировать умозаключения.

Запись в тетради ответов

Сравнивают с образцом.

Учащиеся сами предлагают различные варианты заданий. Например 

- найти массу газа из уравнения состояния ;

- найти молярную массу газа из уравнения состояния , 

- найти плотность газа из уравнения состояния ;

- давление газа из уравнения состояния;

- объем газа из уравнения состояния.

Ответы детей:

-Записать  уравнение состояния идеального газа;

- Вспомнить алгоритм вычисления  неизвестной физической величины;

- Выявить закономерности, проанализировать формулы и найти им научное обоснование;

-Научиться решать физические задачи по теме .

2 этап: организует взаимодействие учащихся, организует решение, сбор и обсуждение результатов в парах.

Подготовка  к анализу формулы уравнения состояния, при постоянстве одного из макропараметров .

Вспоминаем алгоритм .

Предлагает  учиться в паре  решать задачи нового типа .На что обратим особое внимание ? Какой шаг в  алгоритме самый важный при решении задания такого  такого вида ?

Организация просмотра интерактивных моделей  законов

2 этап: применение полученных ЗУН в измененных условиях (работа в паре), осуществление взаимоконтроля.

Работа по карточкам в парах . Первый ряд выводит и анализирует формулу, если постоянен объем, второй ряд  выводит и анализирует формулу при постоянной температуре, третий ряд выводит и  анализирует уравнение состояния при постоянном давлении.

Делают выводы сами .

Вводят понятия изотермического, изобарного и изохорного процессов (входе просмотра интерактивного опыта и с помощью учебного материала параграфа 69), анализируют графики процессов по предложенному плану.

3 этап: организует поиск рационального способа решения учебной задачи, организует самостоятельное выполнение учащимися заданий, организует самопроверку уч-ся своих решений.

Работа с задачей расчетной:

-Назовите основные этапы  решение расчетной физической задачи.

Работа с задачей графической

-Назовите основные этапы  решение графической физической задачи.

3 этап: закрепляет умение работать самостоятельно, контроль за правильностью выполнения своих действий.

- Этапы работы  над задачей.

-Записывают дано

-Выбирают для этой задачи формулы

- Самостоятельно решают задач

- Этапы работы  над задачей.

- Анализируют в парах предложенный  график

- Самостоятельно решают задачу

4 этап: контроль и коррекция знаний, предоставление возможности выявления причин ошибок и их исправления.

Найдите  и исправьте ошибки .Обоснуй свой ответ .

4 этап: применение полученных ЗУН на практике, обсуждение полученных результатов, анализ и разбор ошибок.

5 этап: 

контроль за результатом учебной деятельности, оценка знаний. 

Какую задачу ставили в начале урока ?

Удалось  решить поставленную задачу  ?

Каким способом ?

Какие получили результаты ?

Что ещё нужно сделать  для закрепления ?

Где можно применить новые знания ?

5 этап: .

Самостоятельное подведение итогов урока, самоанализ и самооценка

Ответы учащихся .

6 этап Домашнее задание

§69 упр 13 (2)

Результаты урока:

  1. Учащиеся самостоятельно получили уравнения газовых законов, дали их молекулярно-кинетическую трактовку.
  2. Научились строить графики изопроцессов и читать их в различных координатных осях.
  3. Применяя полученные знания о газовых законах при решении задачи самостоятельно вывели уравнение Менделеева-Клапейрона, что соответствует историческому пути развития физики.
  4. Учащиеся смогли применить полученные знания для решения задач.
  5. Наглядность и большая доля самостоятельности при выполнении работы способствовала лучшему усвоению изучаемого материала и формированию познавательного интереса учащихся.

Приложение:

1.Физический диктант

  1. Перечислите макропараметры, характеризующие состояние газа данной массы.
  2. Как называется уравнение, связывающее все макропараметра идеального газа?
  3. Что  такое ,универсальная газовая постоянная?
  4. Чему численно равна, универсальная газовая постоянная?
  5. Записать уравнение состояния идеального газа.

2. План изучения изопроцесса

  1. Рассмотреть компьютерную модель опыта.
  1. Какой изопроцесс вы изучаете?
  2. Какой ТД-параметр остается постоянным? Как это реализовано в модели?
  3. Какие параметры идеального газа изменяются?
  4. Как изменяется поведение молекул?
  1. Рассмотреть график изопроцесса.
  1. Какие параметры изменяются? Определить вид зависимости между параметрами.
  2. Определить значение параметров в двух состояниях (используйте данные, рассчитанные в модели).
  3. Проверить соотношение:
  4. Сделать вывод, сформулировать газовый закон.
  5. В таблице заполнить графы 1, 2, 3, 5.
  6. Перерисовать график в таблицу (графа 4).
  7. Изменить значение постоянного параметра, посмотреть как изменяется график и построить его в той же системе координат.
  1. Ознакомиться с компьютерными моделями двух других изопроцессов (см. п.1).

3.Качественнаяя задача

Во фляжке вместимостью 0,5 л находится вода объемом 0,3 л. турист пьет из нее воду, плотно прижав губы к горлышку так, что во фляжку не поступает наружный воздух. Сколько воды удастся выпить туристу, если он может понизить давление оставшегося во фляжке воздуха до 80 кПа? (сборник Рымкевич)

4.Графическая задача

Даны графики изопроцессов в различных системах координат.

Найти во всех трех системах координат:

  1. изотермы;
  2. изобары;
  3. изохоры.

Или задания из презентации (в зависимости от подготовки класса)

5.Презентация  к уроку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Газовые законы" 10 класс

В презентации дан подробный агнализ газовых законов и дана возможность учащимся самостоятельно проверитоь усвоение материала...

Газовые законы

Газовые законы...

Газовые законы

Урок газовые законы можно применить при изучении нового материала, а так же при обобщении и повторении. ...

Задачи в тестах на газовый закон.

Карточка с 10-тью вариантами однотипных задач с использованием газового закона помогает отработать, закрепить до автоматизма данную тему. Очень удобна в использовании, продуктивно позволяет проверить ...

Презентация физика 10 класс. «Газовые законы».

Презентация1 содержит материал по теме «Изопроцессы» для 10 класса. Представленная работа предназначена для изучения нового материала. Наглядно представлены в виде анимации изотермический, изобарный и...

Разработка урока физики на тему " Газовые законы"

Аннотация к работе:Урок проводится в компьютерном  классе, где на двух учащихся приходится 1 компьютер. Цель урока: Изучить изопроцессы (история открытия, модель установки для изучения зави...

Урок Газовые законы

Урок по теме Газовые законы: с целями, в ходе идет изучение нового материала...