Постоянные магниты. Магнитное поле Земли.
план-конспект урока по физике (8 класс) по теме

Зубарева Ирина Васильевна

Полная разработка урока по новым ФГОС второго поколения, физика 8 класс. Можно использовать в 9 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Разработка урока.181 КБ

Предварительный просмотр:

Урок - практикум по теме

 « Постоянные магниты. Магнитное поле Земли».

«Скажи мне – и я забуду,
покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня и я научусь.»

Урок начнём с не очень трудной экспериментальной задачи. На столах перед вами стоят стаканы с водой, на дне которых лежат скрепки. Как вынуть скрепку, не намочив ни рук, ни инструментов? (Слайд 2)

        Подумайте. Сделайте предположение как это можно сделать. Проделайте эксперимент. Опишите  свой опыт. Каким прибором вы воспользовались?

Магнитом. Он и будет предметом изучения на нашем уроке. (Слайд 3)

 Цель урока: Ввести понятие постоянного магнита и магнитного поля Земли.

 Задачи урока: перед вами задачи нашего урока. Все они важны, но кому-то только 1-2 из них кажутся самыми важными. Выделите их и запишите себе в тетрадь. (Слайд 4)

Образовательные. 

  1. Усвоить понятия постоянного магнита, магнитного поля Земли;
  2. исследовать взаимодействие полюсов двух магнитов,
  3. познакомиться со свойствами магнитного поля;
  4. расширить кругозор в области магнитных явлений.

Воспитательные. 

6. Научиться работать в паре; 

7. выработать умение выслушать мнение собеседника, приходить к общему мнению. 

Развивающие.

8.  Развивать умения анализировать, сравнивать, строить аналогии, делать умозаключения, познавательного интереса (на основе физического эксперимента).

Средства обучения: Полосовые магниты, подковообразные магниты, магнитные стрелки на подставке, стальные скрепки, наборы калориметрические (3 цилиндра: железный, алюминиевый, латунный), железные опилки, листы белой бумаги размером А4 .

Метод обучения: словесно-наглядный.

Ход урока

  1. Актуализация знаний. Мини тест (Слайд 5)

  1. Магнитное поле порождается…
  1. только покоящимися электрическими зарядами
  1. как неподвижными, так и движущимися эл. зарядами
  1. только движущимися эл. зарядами
  1. Из опыта Эрстеда следует, что …
  1. проводник с током действует на эл. Заряды
  1. магнитная стрелка взаимодействует вблизи проводника с током
  1. два проводника взаимодействуют между собой
  1. Как располагаются железные опилки в магнитном поле прямого тока
  1. Беспорядочно
  2. По прямым линиям
  1. По замкнутым кривым, охватывающим проводник
  1. Какое направление имеет ток в проводнике, направление магнитных линий которого указано стрелками на рисунке?
  1. Вправо
  1. Влево
  1. Нельзя определить направление тока
  1. Как повернется магнитная стрелка вблизи проводника с током?

  1. Итак, остановимся на постоянных магнитах.

Изучение нового материала. Каждый из нас с раннего детства слышал что-нибудь о магните. Многие держали его в руках, а у некоторых даже были игрушки, в которых использовались магниты.

Давайте поэкспериментируем и определим свойства постоянного магнита.

 ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА

I. Формулировка задачи исследования:

•  Выдвиньте гипотезы о том, как проводить исследование.

•  Выберите приборы необходимые для работы.

II. Планирование эксперимента:

•  Мысленно сконструируйте эксперимент .

•  Определите последовательность действий.

III . Протекание опыта:

•  Соберите экспериментальную установку.

•  Сделайте необходимые измерения.

IV . Получение результатов эксперимента и их анализ:

•  Составьте рисунок (схему) результатов опыта, обсудите его с группой и классом.

•  Сделайте  вывод.

Задание 1. Взаимодействие постоянного магнита с разными материалами. 
 (Слайд 6)

Оборудование: магнит, несколько тел, изготовленных из разных материалов.

Поднесите магнит к предметам, изготовленным из различных материалов,  установите, все ли из них   притягиваются магнитом.

Сделайте вывод. (Учащиеся делают выводы.)

Вывод. Хорошо притягиваются магнитом чугун, сталь, железо и некоторые сплавы, значительно слабее никель и кобальт.

Задание 2 Изучение магнитных взаимодействий.  (Слайд 7)

Оборудование: 1 магнит подвесить, другой подносить к нему. Зарисуйте результаты.

Вывод. Одноименные полюсы магнита отталкиваются, разноименные — притягиваются

Задание 3.  Наблюдение картины магнитного поля постоянных  магнитов.  (Слайд 8)

Оборудование: магниты (полосовой и дуговой), стаканчики с металлическим  порошком.

накройте полосовой магнит бумагой, насыпьте порошок. Слегка  постучите по ней пальцем. Рассмотрите полученное изображение.

Повторите опыт для дугового магнита.

Рисунки, которые у вас получились,  дают представление о картине магнитного поля полосового и дугообразного магнитов. Как магнитные линии магнитного поля тока, так и магнитные линии магнитного поля магнита — замкнутые линии. Вне магнита магнитные линии выходят из северного полюса магнита и входят в южный, замыкаясь внутри магнита, так же как магнитные линии катушки с током.

Задание 4.  Наблюдение картины магнитного поля двух полосовых магнитов.  (Слайд 9)

Оборудование: два магнита, стаканчики с металлическим  порошком.

Накройте магнит бумагой, насыпьте на неё опилки, легко постучите. Рассмотрите магнитные линии магнитного поля двух магнитов, обращенных друг к другу:

  1. одноименными полюсами;
  2. разноименными полюсами.

Вывод(рисунки).

Задание 5. Все ли точки магнитов обладают одинаковой силой?  (Слайд 10)

Оборудование: металлические скрепки, магниты (полосовой и дуговой).

Возьмите полосовой магнит, поднесите несколько скрепок точно к середине магнита, где проходит граница между красной и синей половинками. Притягивает ли магнит скрепки?

Приближайте скрепки к разным местам магнита, начиная от середины. Какие места обнаруживают наиболее сильное магнитное действие? Повторите то же с дуговым магнитом.

Сделайте вывод. (Учащиеся делают вывод.)

Вывод. Линия посередине магнита, называемая нейтральной, не обнаруживает магнитных свойств. Наиболее сильное магнитное действие обнаруживают полюса магнита.

(Показать опыт с опилками.)

(Слайд 11)  Записать в тетрадь.

Постоянные магниты это тела, которые длительное время сохраняют намагниченность.

Полюс место магнита, где обнаруживается наиболее сильное действие. 

N – северный полюс магнита

S – южный полюс магнита

             Задание 6.  Куда показывает магнитная стрелка? (Слайд 12)

Только что мы выяснили, что северный полюс магнита притягивается к южному полюсу другого.

А если я «подставлю» Землю, то куда будет показывать стрелка?

Вывод:  магнитные полюсы Земли не совпадают с ее географическими полюсами. Поэтому магнитная стрелка компаса лишь приблизительно показывает направление на север.

  1. Теперь поговорим о магнитном поле Земли(Слайд 13-14)

Установлено, что земное магнитное поле надежно защищает поверхность Земли от космического излучения, действие которого на живые организмы разрушительно. В состав космического излучения, кроме электронов, протонов, входят и другие частицы, движущиеся в пространстве с огромными скоростями.

 (Слайд 15)   Иногда возникают магнитные бури – кратковременные изменения магнитного поля Земли, которые сильно влияют на стрелку компаса. Наблюдения показывают, что появление магнитных бурь связано с солнечной активностью. В период усиления солнечной активности с поверхности Солнца в мировое пространство выбрасываются потоки заряженных частиц, электронов и протонов. Магнитное поле, образуемое этими движущимися частицами, изменяет магнитное поле Земли и вызывает магнитную бурю. Магнитные бури – явление кратковременное.

    (Слайд 16) На земном шаре встречаются области, в которых направление магнитной стрелки постоянно отклонено от направления магнитной линии Земли. Такие области называют областями магнитной аномалии.

(Слайд 17)Результатом взаимодействия солнечного ветра с магнитным полем Земли является полярное сияние. Вторгаясь в земную атмосферу, частицы солнечного ветра направляются магнитным полем и определённым образом фокусируются. Сталкиваясь с атомами и молекулами атмосферного воздуха, они ионизируют и возбуждают их, в результате чего возникает свечение, которое называют полярным сиянием.

4. Закрепление материала – проведение теста. (самопроверка)

Ответы(Слайд 18)

 5.  Подведение итогов урока . (Слайд 19)

1)   Как взаимодействуют разноименные и одноименные полюсы магнитов

  1. Разноименные притягиваются, одноименные отталкиваются
  1. Разноименные полюсы отталкиваются, одноименные притягиваются
  2. Разноименные притягиваются, одноименные притягиваются
  3. Разноименные полюсы отталкиваются, одноименные отталкиваются

2)  Как называется место на магните, где его поле является наиболее сильным?

  1. Северный магнитный полюс
  2. Южный магнитный полюс
  1. Полюсы магниты
  1. Линии магнитного поля

3) К магнитной стрелке поднесли магнит. Она расположилась так, как показано на рисунке. определите где, на рисунке расположены полюсы магнита

4) На рисунке показаны магнитные линии магнитного поля, созданного двумя постоянными магнитами, определите полюс левого магнита.

5)Как расположатся магнитные стрелки вблизи постоянного магнита?

 

Оценки за урок.

 

6. Домашнее задание. (Слайд 20)

§ 59, 60, вопросы 1-6 (устно).

Написать стихотворение, используя слова: магнит, поле, линии, Земля, компас, электричество.

7. Рефлексия. Вернёмся к целям нашего урока. (Слайд 21)

Выясним, кто какую выбрал цель и добился ли её решения на уроке.

Итак, ребята, сегодня на уроке вы познакомились с такими понятиями, как постоянные магниты, магнитное поле Земли. Узнали свойства постоянных магнитов. Услышали много интересных фактов. Я надеюсь, что вам не было скучно, и вы уйдёте с урока с большим запасом новых знаний. Спасибо  за урок! (Слайд 22)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физики по теме "Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли"

При изучении электромагнитов мы отмечали их свойство быстро намагничиваться и размагничиваться. Но есть такие тела, которые длительное время сохраняют намагниченность. Их называют постоянными магнитам...

Урок 8 класс. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли.

Урок изучения новой темы с использованием дополнительного материала...

урок-практикум по физике 8 класса по теме "Постоянные магниты. Магнитное поле Земли"

Занятие содержит конспект открытого урока - практикума, презентацию. Цель урока: Ввести понятие постоянного магнита и магнитного поля Земли.Задачи урока: перед вами задачи нашего урока. Все...

Тест. Постоянные магниты.Магнитное поле Земли.Действие магнитного поля на проводник с током.8 класс ( к учебнику А.В.Перышкина)

Тест.  Постоянные магниты.Магнитное поле Земли.Действие магнитного поля на проводник с током.8 класс.Содержит 2 варианта работы....

Урок в 8 классе по теме:"Постоянные магниты. Магнитное поле Земли"

Конспект урока по теме "Постоянные магниты. Магнитное поле Земли"...