Домашние экспериментальные задания по физике для учащихся 7-8 класса.
методическая разработка по физике (7 класс) по теме
В данном материале отражена необходимость данного курса для учащихся. Предложен возможный перечень экспериментальных заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperiment.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей при выполнении домашних экспериментальных заданий по физике.
Важное место в формировании практических умений и навыков у учащихся на уроках физики отводится эксперименту. Эксперимент на уроках физики помогает сформировать у учащихся представления о физических явлениях и законах, пополняет и расширяет кругозор учащихся. Выполнение эксперимента помогает учащимся лучше разобраться в сути физических законов и явлений, облегчает усвоение учебного материала. При проведении демонстрационного опыта в классе время, отводимое на опыт, ограничивается прежде всего временем урока. При этом основную деятельность выполняет в основном учитель, учащиеся только наблюдают за проведением опыта.
В ходе эксперимента, проводимого учащимися самостоятельно во время лабораторных работ, они познают закономерности физических явлений, знакомятся с методами их исследования, учатся работать с физическими приборами и установками, то есть учатся самостоятельно добывать знания на практике. Но, фронтальные лабораторные работы, выполняются в группах, поэтому не всегда у ребенка есть возможность рассуждать самостоятельно, и проявить свои возможности должным образом, и ещё один важный момент: учащиеся опять же ограничены временем, отведённым на урок. И ещё одна важная проблема: не всегда в школьном кабинете физики есть необходимое оборудования для проведения таких работ. Эти факторы ограничивают практическую деятельность учащихся, ограничивают их творческую деятельность.
Один из выходов в данной проблеме – это выполнение простейших экспериментальных заданий в домашних условиях. Опыты, задаваемые на дом, должны не требовать применения каких-либо приборов и сложного оборудования, а так же существенных материальных затрат. Это могут быть опыты с водой, воздухом, с предметами, которые есть в каждом доме, и здесь учащимся есть «пища для размышления» в выборе подручных средств.
Опыт – задание творческое, делая что-либо самостоятельно, ученик, хочет он этого или нет, а задумается: как проще провести опыт, где встречался он с подобным явлением на практике, где еще может быть полезно данное явление. Заинтересованные учащиеся могут пойти дальше в решении возникших при проведении работы вопросов. Поиск ответов на возникшие вопросы расширяет кругозор учащихся, увеличивает объём их знаний, приучает их к самостоятельности при получении знаний.
Поэтому выполнение учащимися опытов и наблюдений в домашних условиях является, на мой взгляд, важным дополнением ко всем видам экспериментальных и практических работ, проводимых в школе.
Домашние опыты и наблюдения, лабораторные работы, экспериментальные задачи учащиеся выполняют охотнее и с большим интересом, чем другие виды домашних заданий. Их выполнение повышает интерес к физике и технике. Умения наблюдать, экспериментировать, исследовать и конструировать становятся составной частью в подготовке учащихся к дальнейшей творческой деятельности.
Таким образом, цель применения домашних опытов и наблюдений заключается в повышении качества обучения учащихся, в развитии творческих способностей, повышение интереса к предмету и к науке.
При использовании данной формы обучения преследуются следующие задачи:
- более глубокое понимание учащимися физических явлений, процессов, теорий;
- развитие умений и навыков в составлении плана проведения наблюдений и опытов;
- развитие навыков сопоставления результатов экспериментов с физической теорией;
- развитие интереса к физике и технике; развитие познавательных интересов и творческих способностей; способности к изобретательству.
В качестве домашних экспериментальных заданий я чаще всего использую следующие:
самостоятельно придумать эксперимент по заданной теме, с заранее поставленной целью, подобрав необходимое оборудование из подручных средств;
воспользовавшись предложенными материалами провести эксперимент с поставленной целью;
создание моделей физических приборов и их шкал;
создание моделей простейших технических устройств.
Результаты своей деятельности учащиеся представляют в виде творческих отчётов: демонстрация опытов и устройств в классе, фотоотчёт, составление презентаций и новая форма-создание видеороликов. Один из таких видеороликов представлен в моей презентации. Создание отчёта – ещё один из этапов развития творческих способностей. При формировании своего отчёта учащиеся задумываются над тем, как лучше и доступнее рассказать о своей работе, как лучше презентовать свою работу. На этом завершающем этапе формируются и другие немало важные качества: умение заинтересовать других, умение слушать других, уважать мнение других людей, ораторские качества и т.д.
Именно отчет о проведённой работе, когда учащиеся рассказывают о своих результатах, демонстрируют свои установки, объясняют результаты и т.д. вызывает наибольший интерес у учащихся, и в следующий раз выполнить дома экспериментальное задание желает всё большее количество учащихся.
Варианты возможных домашних экспериментальных заданий по физике для 7-8 классов.
- Наблюдение изменения объёма тел при изменении температуры. Оборудование: воздушный шарик, одетый на горлышко пустой бутылки, холодная и горячая вода.
- Наблюдение явления диффузии. Оборудование: стакан с водой, краски, плита.
- Наблюдение явления инерции. Оборудование: стакан, открытка, монетка.
- Определение средней скорости своего движения по пути в школу.
- Создание модели динамометра.
- Наблюдение разных видов трения. Оборудование: динамометр (безмен), нить, тяжелая книга, круглые карандаши, стол.
- Создание модели рычага и проверка правила моментов.
- Создание модели реактивного двигателя. Оборудование: пластмассовый стаканчик, трубочки для коктейля, гвоздь, шпагат, вода.
- Доказать существование веса воздуха. Оборудование: две пластмассовые палочки, два воздушных шарика, две одинаковые банки, скотч.
- Сравнение сил давления холодного и горячего воздуха. Оборудование: пластиковая бутылка с пробкой, горячая вода.
- Наблюдение действия атмосферного давления. Оборудование: стакан с водой, открытка.
- Наблюдение капиллярности. Оборудование: ветка зелени (укроп, петрушка), стеклянная банка, вода, чернила (красные, синие или черные).
- Создание модели сообщающихся сосудов.
- Наблюдение зависимости гидростатического давления от глубины. Оборудование: пластмассовая бутылка, гвоздь, вода.
- Создание модели фонтана.
- Наблюдение действия выталкивающей силы. Оборудование: безмен, яблоко, нить, сосуд с водой, бумага и карандаш.
- Выяснение условий плавания тел. Оборудование: сосуд с водой, предметы из разных материалов.
- Выяснение условий плавания тел. Оборудование: соль, сосуд с водой, яйцо.
- Наблюдение испарения жидкости. Оборудование: блюдце с водой, стакан с водой, подсолнечное масло, фен.
- Наблюдение явления конденсации. Оборудование: кастрюлька с крышкой, вода, плита.
- Наблюдение явления конденсации. Оборудование: стакан, морозильная камера.
- Создание модели психрометра. Определение влажности воздуха в помещении. Оборудование: два уличных термометра, вата, сосуд с водой, психрометрическая таблица.
- Выращивание кристаллов. Вода, соль или медный купорос, хлопчатобумажная нить или старый карандаш.
- Наблюдение прямолинейности света. Оборудование: две квадратные картонки, фонарик.
- Создание модели солнечных часов.
- Наблюдение за образованием тени и полутени.
- Наблюдение отражения в зеркале.
- Создание модели перископа.
- Наблюдение преломления света. Оборудование: стакан, вода, молоко, соломинка для коктейля, фонарик, темная комната.
- Создание модели телескопа. Оборудование: два увеличительных стекла, две картонные трубки с небольшой разницей в диаметре, скотч.
- Создание цветного волчка для наблюдения состава белого света.
- Создание модели глаза.
- Создание модели фотоаппарата.
- Создание электромагнита.
- Исследование взаимодействия проводника с током и магнитной стрелки. Оборудование: батарейка, провода, гвоздь, компас.
- Создание простейшего мотора.
- Наблюдение электризации тел. Оборудование: воздушный шарик, несколько листов легкой бумаги, стена, кран, шерстяная ткань.
- Наблюдение за взаимодействием заряженных тел. Оборудование: две полоски из полиэтилена, кусочек сукна.
- Создание модели электроскопа. Оборудование: стеклянная банка, крышка, кусок железной проволоки, фольга, пластмассовая и стеклянная палочки, кусок шерстяной ткани.
- Создание простейшей электрической цепи.
- Наблюдение проводимости различных веществ. Оборудование: батарейка на 4,5 В, лампочка, два металлических уголка, прикрепленных к деревянной дощечке, различные предметы (гвоздь, зубочистка, соломинка, фольга и т.д.).
- Наблюдение проводимости жидкостей. Оборудование: стеклянная емкость, провода, лампочка, батарейка, вода, соль.
- Создание цепей с разными типами соединений.
- Создание модели простейшего выключателя.
- Создание моделей шкал амперметра и вольтметра.
- Наблюдение явления электролиза. Оборудование: провода, две батарейки, два шурупа, стакан, вода, соль, картон.
Каждое выполненное задание должно заканчиваться отчетом и выводами по полученным результатам. Форма отчета произвольная, её выбирают сами учащиеся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Домашние экспериментальные задания по физике для 7 класс
Содержит описание экспериментальных заданий по теме "Давление" для 7 класса, которые учащиеся могут выполнить дома....
Домашние лабораторные работы по физике для учащихся 7-го класса
Домашние лабораторные работы по физике для учащихся 7-го класса...
ДОМАШНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ
В настоящее время школа работает в условиях перехода на новые образовательные стандарты, в которых больше внимания стало уделяться формированию общеучебных умений и использованию полученны...
Исследовательские домашние задания по физике для учащихся 7 класса
Исследовательские домашние задания по физике дают возможность ребенку почувстаовать себя исследователем, способствуют освоению основных методов познания мира, помогут создать простей...
Исследовательские домашние задания по физике для учащихся 7-8 классов
Исследовательские домашние задания по физике дают возможность ребенку почувстаовать себя исследователем, способствуют освоению основных методов познания мира, помогут создать простей...
Домашние экспериментальные задания по физике в 7-8 классах
Домашние экспериментальные задания по физике практически по всем темам 7-8 класса (учебник Пёрышкина А.В.)...
Элективный курс по физике "Экспериментальная физика" для учащихся 8-9 классов как подготовка к экспериментальной части ОГЭ по физике.
Данная программа разработана для тогго, чтобы подготовить учащихся к выполнению экспериментальной части на ОГЭ по физике....