Урок физики в 7 классе "Три состояния вещества"
план-конспект урока (физика, 7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Цели урока:
- Обучающая: Развитие знаний о механических свойствах твердых тел, жидкостей и газов на основе представлений о молекулярном строении вещества.
- Развивающая: Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между фактами, явлениями и причинами, их вызвавшими, выдвигать гипотезы, их обосновывать и проверять достоверность.
- Воспитывающая: Продолжить формирование познавательного интереса к предмету “Физика”
План урока:
- Организационный момент
- Актуализация опорных знаний
- Мотивация
- Изучение нового материала
- Закрепление материала
- Домашнее задание
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок: мы – экспериментаторы, т. к. физика - наука экспериментальная. Мы с вами будем приобретать новые знания при самостоятельном выполнении эксперимента. Мы будем сегодня учиться выполнять исследование и его анализировать.
II. Актуализация опорных знаний
Учитель. Каждый исследователь должен обладать особыми знаниями, чтобы проводить эксперименты. Давайте проверим, обладаем ли мы знаниями о строении вещества, прежде чем проводить исследование.
Вопросы для проверки усвоения материала (фронтальный опрос):
- Что дают человеку знания о строении вещества?
- Объяснить увеличение (уменьшение) объема тела при нагревании (охлаждении) с помощью гипотезы о строении вещества из мельчайших частиц.
- Что называют молекулами?
- Почему вещества кажутся нам сплошными?
- Отличаются ли между собой молекулы одного и того же вещества?
- Как называются частицы, из которых состоят молекулы?
- Какое явление называют диффузией?
- Одинакова ли скорость диффузии в жидкостях, газах и твердых телах.
- Как связаны между собой скорость движения молекул тела и его температура?
- Почему твердые тела и жидкости не распадаются на отдельные молекулы?
- Почему нельзя соединить два куска разломанного мела или два куска стекла?
- Сделайте вывод о силах взаимодействия между молекулами.
Учитель. Я вижу, вы готовы сегодня к уроку.
Мотивация
Учитель. Переходим к следующему этапу урока. В нашу лабораторию попали видеофрагменты. Я предлагаю вам их просмотреть, и выяснить о чем идет речь? (Создается проблемная ситуация) На экране телевизора демонстрируется видеофрагмент “Вода”, но без названия.
Учитель. Как высчитаете, о чем пойдет сегодня речь на уроке?
Ученик .Сегодня речь пойдет о том, что вода может находиться в трех состояниях.
Начало изучения нового материала
Учитель. Верно. Давайте откроем тетради и запишем тему урока: “Три состояния вещества” (См. слайд 1 презентации).Сегодня мы будем говорить о трех состояниях вещества. Данные состояния называются агрегатными состояниями вещества. (Запись в тетрадь).
Существует три состояния вещества - твердое, жидкое и газообразное. Запишите схему в тетрадь – схема на доске + (См. слайд 2 презентации).
Любое вещество может находиться в трех агрегатных состояниях. Но свойства веществ в разных состояниях различны. Сегодня мы должны выяснить, какими свойствами обладают тела, в зависимости от состояния и возможен ли переход вещества из одного агрегатного состояния в другое. Физика - наука экспериментальная и мы сегодня с вами исследователи-экспериментаторы.
Любой экспериментатор должен обладать умениями и навыками по выполнению эксперимента. Любой эксперимент включает в себя: осознание цели эксперимента, подбор необходимого оборудования, сборку установки, анализ увиденного или полученных данных. Но мы с вами только начинаем учиться планировать и выполнять эксперимент, я думаю, эти умения у вас сформируются на протяжении всего времени обучения физике. Я вам сегодня помогу - формулирую цель каждого эксперимента, предлагаю ряд вопросов, но чтобы на них ответить вы должны провести экспериментальные исследования. (Задания для исследований, напечатанные на отдельных листах, раздаются учащихся. Работа выполняется самостоятельно. В тетрадях делают записи.)
Учитель .По окончании работы ученики дают ответы к вопросам, чтобы правильно ответить на вопросы необходимо провести эксперимент. Делают выводы - добились ли они цели своего эксперимента. Затем мы составим таблицу, которая и объединит все ваши выводы. Таблица называется “Агрегатные состояния вещества”.
Исследовательская работа
1 : Исследуют свойства твердого тела.
2 : Исследуют свойства жидкостей.
3 : Исследуют свойства газов.
Учитель. Рабочий материал на столах. Исследуем три состояния вещества на примере воды.
1 этап - на столе тарелка с кубиками льда, линейка измерительная, термометр.
Задание: “Исследование механических свойств твердого тела”
Проведите эксперимент и ответьте на вопросы:
- Сохраняется ли форма твердого тела при неизменной температуре?
- Сохраняется ли объем твердого тела при неизменной температуре?
- Возможен ли переход твердого тела в другое агрегатное состояние? (жидкое, газообразное) Каким образом это можно осуществить?
- Как можно объяснить механические свойства твердых тел с точки зрения молекулярного строения? (расстояние между молекулами, характер движения молекул, взаимодействие между молекулами)
2 этап - на столе стакан с водой, мензурка, два сосуда разной формы, термометр.
Задание: “Исследование механических свойств жидкостей”
Проведите эксперимент и ответьте на вопросы:
- Сохраняется ли форма жидкого тела при неизменной температуре?
- Сохраняется ли объем жидкого тела при неизменной температуре?
- Возможен ли переход жидкого тела в другое агрегатное состояние? (твердое, газообразное) Каким образом это можно осуществить?
- Как можно объяснить механические свойства жидкостей с точки зрения молекулярного строения? (расстояние между молекулами, характер движения молекул, взаимодействие между молекулами)
3 этап - при ребятах наливаю в стакан воду 60 о С из термоса, вместе наблюдаем за водяным паром, измеряем температуру воды, затем накрываю стакан блюдцем, чтобы затем пронаблюдать конденсацию. Температуру окружающего воздуха ребята измеряют самостоятельно.
Задание: “Исследование механических свойств газов”
Проведите эксперимент и ответьте на вопросы:
- Сохраняется ли форма газообразного тела при неизменной температуре?
- Сохраняется ли объем газообразного тела при неизменной температуре?
- Возможен ли переход газообразного в другое агрегатное состояние? (жидкое) Каким образом это можно осуществить?
- Как можно объяснить механические свойства газов с точки зрения молекулярного строения? (расстояние между молекулами, характер движения молекул, взаимодействие между молекулами)
Учитель. по10 минут отводится на исследовательскую работу, затем обсуждение и составление общей таблицы.
Подведение итогов исследования
Ученик .Цель нашего эксперимента - исследовать свойства твердого тела и объяснить их. Наши выводы. Если тело находится в твердом состоянии, то молекулы в данном теле находятся на близких расстояниях друг относительно друга. Молекулы расположены в определенном порядке. Каждая частица этих тел находится в движении и движется около определенной точки. Характером расположения и движением молекул мы можем объяснить механические свойства твердых тел. Тело в твердом состоянии сохраняет свой объем и форму неизменными. При низких температурах это справедливо для льда. Так зимой ледяные фигуры долго не тают на площадке перед школой.
Учитель. Очень хороший вывод. – см.слайд 3, 4.
Ребята самостоятельно приходят к выводам о характере расположения и движения молекул в жидком (слайд 5, 6) и газообразном состояниях (слайд 7, 8). И именно это определяет механические свойства жидкостей и газов на примере воды.
Ребята, обратите внимание на интересные факты: слайды 9 и 10.
Закрепление материала. Систематизация знаний
Слайд 11
Перенесите в тетради слайды 12 и 13.
Примеры процессов, при которых происходят превращения веществ из одного состояния в другое
Примеры процессов, при которых происходят превращения веществ из одного состояния в другое слайд 14, 15, 16, 17.
Для закрепления материала можно предложить ребятам решить кроссворд – слайд 18,19.
Домашнее задание
Сочините сказку о путешествии молекулы воды, которой пришлось вместе с другими молекулами участвовать в различных агрегатных превращениях воды в природе. Самые интересные сказки будут зачитаны на уроке или «опубликованы» в школьной газете. Их авторы получат оценки «5» и будут удостоены звания «Искусного сказителя». – см. слайд 20.
Спасибо за внимание – слайд 21.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по физики "Изменение агрегатных состояний вещества"
Цели урока: образовательная: повторить, обобщить и систематизировать материал темы, совершенствование навыков решения качественных и расчетных задач. развивающая: развитие коммуника...
анализ урока на тему "агрегатные состояния вещества" 8кл
Анализ урока «Агрегатное состояние вещества» физика 8 класс.Готовясь к уроку я прежде всего ставлю для себя цель - слова Уильяма Блейка – “ Истину нельзя объяснить так, чтобы её поня...
План-конспект урока по теме "Агрегатное состояние вещества"
В данном материале размещен план-конспект урока по физике для восьмого класса по теме "Агрегатное состояние вещества"...
Разработка открытого урока по теме «Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел» физика, 8 класс
Методическая разработка по физике (8 класс) на тему: урок физики в 8 кл по теме "Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание "...
Интегрированный урок физика-информатика "Агрегатные состояния вещества"
Урок для тех кто хочет заинтересовать учащихся и любит экспериментировать.Урок предполагает применение компьютера и вычисление количества теплоты с помощью программы, написанной на языке программирова...
Методическая разработка (физика, 8 класс) по теме: Урок – соревнование «Изменение агрегатных состояний вещества» 8 класс (2 часа)
Тип урока: урок – соревнование, обобщение полученных знаний. Пояснительная записка:1. Класс делится на 7-8 творческих групп по 3 человека в каждой.2....
Контрольная работа по физике тема: "Агрегатные состояния вещества"
Контрольная работа по физике 8 класс...