Фотоэффект
план-конспект урока по физике (11 класс) на тему
1. Понятие фотоэффекта.
2. Опыты Столетова.
3. Законы фотоэффекта.
4. Решение типовых задач на фотоэффект.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mbou1.docx | 21.28 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Васильевская средняя общеобразовательная школа №2» ЗМР РТ
Урок по физике на тему: «Фотоэффект».
11 класс.
Учитель физики: Суханаева О.А.
2013 г.
Цель урока: Рассмотреть понятие и физический смысл явления фотоэффект; разобрать законы фотоэффекта и типовые задачи с их использованием.
Тип урока: комбинированный.
1.Актуализация опорных знаний:
Что такое электромагнитная волна?
В чём заключается смысл квантовой гипотезы Планка?
Что такое абсолютно чёрное тело?
Что такое фотон и чем он обладает?
2.Объяснение нового материала:
Опыты Столетова.
Если электромагнитная волна состоит из отдельных квантов (фотонов) ,то поглощение и излучение света происходит прерывно :фотоны передают всю свою энергию атомам и молекулам вещества целиком. Ещё одним подтверждением правильности квантовой теории было объяснение Альбертом Эйнштейном в 1905 году явления фотоэффекта. Фотоэффект –явление вырывания электронов из вещества под действием света. Фотоэффект был открыт в 1887 г. Генрихом Герцем ,а затем исследовался экспериментально русским учёным А.Г.Столетовым ,немецкими физиками В.Гальваксом ,Ф.Ленардом и итальянским учёным А.Риви. Схема для исследования фотоэффекта состоит из вакуумной трубки ,в которую помещены два электрода –катод из исследуемого металла и анод (в схеме Столетова применялась металлическая сетка ),подключенные к источнику напряжения ;вольтметра и гальванометра. Без освещения катода тока в цепи нет ,так как в вакуумном промежутке между катодом и анодом нет носителей заряда. При освещении электроны ,вырываемые светом из катода ,под действием электрического поля притягиваются к положительно заряженному аноду. Возникающий в цепи электрический ток называют фототоком ,а вырванные электроны –фотоэлектронами. Фототок возникает даже в отсутствие разности потенциалов между анодом и катодом за счёт кинетической энергии фотоэлектронов, достигающих анода.
При малых напряжениях не все фотоэлектроны достигают анода. С увеличением разности потенциалов между анодом и катодом сила тока нарастает. При некотором напряжении она достигает максимального значения ,называемого фототоком насыщения. Если изменить полярность источника напряжения ,то сила тока уменьшится и при некотором задерживающем напряжении она станет равной нулю. В этом случае электрическое поле тормозит фотоэлектроны до полной остановки ,а затем возвращает их на катод.
Законы и квантовая теория фотоэффекта.
Законы фотоэффекта:1. Фототок насыщения прямо пропорционален интенсивности света ,падающего на катод.2.Максимальная кинетическая энергия фотоэлектронов линейно зависит от частоты света и не зависит от его интенсивности.3.Для каждого вещества существует минимальная частота света ,называемая красной границей фотоэффекта, ниже которой фотоэффект невозможен.
Эти законы невозможно объяснить с помощью волновой теории света. Явление фотоэффекта и его законы были объяснены на основе предложенной Эйнштейном квантовой теории света. Согласно этой теории , распространение света следует рассматривать не как непрерывный волновой процесс ,а как поток дискретных световых квантов –фотонов с энергией hv. Каждый фотон поглощается целиком только одним электроном. Поэтому число вырванных светом фотоэлектронов ,а стало быть ,и фототок насыщения пропорциональны интенсивности света (первый закон фотоэффекта ). Объяснить второй и третий законы фотоэффекта Эйнштейну удалось с помощью закона сохранения энергии. Энергию связи электрона в металле характеризуют работой выхода Авых. Работа выхода – минимальная работа ,которую нужно совершить для удаления электрона из металла. Значение работы выхода для некоторых металлов приведены в таблице :
металл | Работа выхода ,эВ (1 эВ=1,6*10-19Дж ) |
Na | 2,28 |
Co | 3,9 |
Al | 4,08 |
Pb | 4,14 |
Zn | 4,31 |
Fe | 4,5 |
Cu | 4,7 |
Ag | 4,73 |
Pt | 6,35 |
Энергия фотона идёт на совершение работы выхода и на сообщение вылетевшему фотоэлектрону кинетической энергии
hv=Aвых+me Ѵ2/2 -это уравнение Эйнштейна для фотоэффекта.
Кинетическая энергия фотоэлектрона зависит от частоты света линейно (второй закон фотоэффекта ):
Ek=me2/2=h(v- Aвых/h) . Кинетическая энергия всегда положительна. Это значит, что фотоэффект будет наблюдаться для частот vAвых/h. Предельная частота vmin определяет красную границу фотоэффекта ,ниже которой фотоэффект невозможен (третий закон фотоэффекта ):vmin=Aвых/h.
Фотоэффект нашёл широкое применение в технике. Вакуумные фотоэлементы используются в турникетах метро ,системах аварийной и защитной сигнализации ,военной технике ,системах связи и т.д.
3.Закрепление пройденного (решение задач) :
1) В вакууме находятся два покрытых кальцием электрода ,к которым подключен конденсатор ёмкостью С. При длительном освещении катода светом с частотой v=1015Гц фототок ,возникающий вначале ,прекращается ,а на конденсаторе появляется заряд q=11*10-9Кл. Работа выхода электронов из кальция Авых=4,42*10-19Дж. Определите ёмкость конденсатора С.
Решение: hv=Aвых+ЕK ; EK=qe*Uз . Так как фототок прекращается из-за конденсатора ,то задерживающее напряжение равно напряжению на конденсаторе U=q/C=Uз ; Uз=(hv-Aвых)/qe=1,3625 В. С=q/Uз=8,07*10-9Ф.
2)Фотокатод ,покрытый кальцием (работа выхода равна 4,42*10-19Дж) , освещается светом с длиной волны λ=300 нм. Вылетевшие из катода электроны попадают в однородное магнитное поле с индукцией В=8,3*10-4 Тл перпендикулярно линиям индукции этого поля. Каков максимальный радиус окружности R ,по которой движутся электроны?
Решение : Из уравнения Эйнштейна для фотоэффекта найдём кинетическую энергию и скорость электрона: Ек=hc/λ – Авых=2,18*10-19Дж
Ѵ=к/mе =0,69*106м/с. На электрон действует максимальная сила Лоренца :Fл=ВѴqе, так как Sin900=1 .
ВѴqе=mе aц=mе Ѵ2/R (электрон двигается по окружности ).
R=mе Ѵ/Вqе =4,7*10-3м.
Домашнее задание: учить формулы и определения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: Фотоэффект. Теория фотоэффекта.
План - конспект урока по теме: Фотоэффект. Теория фотоэффекта. 11 класс....
Тема: Фотоэффект. Теория фотоэффекта
Сформировать у учащихся представление о фотоэффекте, изучить его законы, рассмотреть выполнение закона сохранения энергии в фотоэффекте....
Презентация к уроку физики в 11 классе по теме"Фотоэффект.Теория фотоэффекта"
Явление фотоэффекта имеет огромную праетическую значимость.Мы говорим о звуковом кино,освещении улиц.метро и др.Применение ИКТ в образовательном процессе позволяет расширить рамки урока,активизи...
"Фотоэффект.Законы фотоэффекта".(урок с использованием ЦОР).
Сценарий расширяет границы учебника.Знакомит ребят с биографиями ученых благодаря которым явление фотоэффекта нашло широчайшее применение.В ходе урока используерся интерактивная модель(Открытая физика...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Методическая разработка открытого урока по физике на тему: «Фотоэффект. Законы фотоэффекта».
Темаурока: «Фотоэффект. Законы фотоэффекта».Раздел «Квантовая Физика».Цель урока: обучающиеся должны иметь представление о явлении фотоэффекта, знать зак...
Методическая разработка открытого урока по физике на тему: «Фотоэффект. Законы фотоэффекта».
Темаурока: «Фотоэффект. Законы фотоэффекта».Раздел «Квантовая Физика».Цель урока: обучающиеся должны иметь представление о явлении фотоэффекта, знать зак...