Интегрированный урок физики и музыки "Подмосковные вечера"
план-конспект урока (физика, 9 класс) по теме
Сценарий интегрированного урока физики и музыки. На уроке рассматриваются основные характеристики звука, звучание различных музыкальных инструментов, различные группы музыкальных инструментов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podmoskovnye_vechera.doc | 50.5 КБ |
podmoskovnye_vechera.pptx | 683.88 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«ПОДМОСКОВНЫЕ ВЕЧЕРА»
(интегрированный урок физики и музыки)
ЦЕЛЬ УРОКА: Познакомить учащихся с понятием звук, характеристиками звука.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент. Ваши ответы на вопросы сегодня будем отмечать с помощью нот, в конце урока по количеству нот выставим оценку.
2.Изучение нового материала
Звучит музыка песни «Подмосковные вечера», исполняемая учителем музыки.
Учитель музыки. Сегодня тема нашего урока звучит поэтично: «Подмосковные вечера». И это не случайно. Музыкальные звуки сопровождают нас на протяжении всей нашей жизни. Силу музыки, способной сплотить воедино мечты человека, испытал на себе каждый из нас.
Учитель физики. Окружающих нас звуков много, но интересует нас не все, а именно музыкальные звуки. Почему? Чем отличаются различные звуки? Что представляет собой звук? Как его можно получить? На все эти вопросы отвечает физика.
Откройте тетради и запишите тему урока, число. Запишите определение нового понятия «акустика»?
Акустика- это раздел физики, занимающийся изучением звука, его свойствами, звуковыми явлениями.
Учитель музыки. Давайте посмотрим, а что же является источником звука. На столе лежат музыкальные инструменты. Послушаем, как они звучат (несколько тактов исполняю на бубне, треугольнике, барабане, пианино, металлофоне). Скажите, к какому типу музыкальных инструментов они относятся? (ударные, клавишные). Но источником звука может быть голос.
Учитель физики. Мы прослушали звуки, а теперь подведем итоги. Что же являлось источником звука в каждом случае?
- Голосовые связки;
- Металлические тарелочки;
- Железный треугольник;
- Мембрана барабана.
Действительно в каждом случае источником являлось колебание: струны, мембраны, шариков, камертона. Скажите, какое движение называется колебанием? Однако не все колеблющиеся тела являются источником звука.
Опыт
Колебание груза на пружине, колебание математического маятника.
Вывод: не всякое колеблющееся тело является источником звука.
Учитель физики. Вспомните, какие физические величины характеризуют колебания? (амплитуда, частота, период) как вы думаете, почему при одних колебаниях мы слышим звук, а при других колебаниях звук не слышен? (Колебания должны происходить с определенной частотой.) Частота колебаний, воспринимаемая человеческим ухом, от 20 Гц до 20000 Гц. Поэтому колебания, частоты которых находятся в этом диапазоне, называются звуковыми. У звука есть свои характеристики: громкость, тон и тембр.
Учитель музыки. Мы охотно слушаем музыку, пение птиц, приятный человеческий голос. Напротив, тарахтение телеги, визг пилы, мощные удары молотка нам приятные и нередко раздражают и утомляют. Вспомним песни, где бы тоже говорилась о звуковых явлениях (шуме, звоне, шепоте, пении).
Учащиеся называют песни и звуки, о которых в них поется: «Подмосковные вечера», «Вечерний звон», «Попутная песня», «Позвони мне, позвони» и др.
Учитель физики. Таким образом, по действию, производимому на нас, все звуки делятся на две группы: музыкальные звуки и шумы. Чем они отличаются друг от друга?
Установить различие между музыкой и шумом довольно трудно, так как то, что может казаться музыкой для одного, может быть просто шумом для другого. Некоторые считают оперу совершенно не музыкальной, а другие наоборот, видят предел совершенства в музыке. Любящим родителям крик новорожденного ребенка может казаться музыкой, для других представляет просто шум.
Однако звуки, идущие от колеблющихся струн, язычков, камертона и вибрирующих голосовых связок певца, музыкальные. Но если так, то что же существенно в возбуждении музыкального звука?
Наш опыт показывает, что для музыкального звука существенно, чтобы колебания происходили через равные промежутки времени. Колебание струн, камертонов т.д. имеют такой характер; колебание поездов, вагонов с лесом и т.д. происходит через неправильные, неравномерные промежутки времени, и производимые ими звуки представляют только шум.
Учитель музыки. Музыкальные звуки издают различные музыкальные инструменты. Источники звука в них разные, поэтому музыкальные инструменты делятся на несколько групп. Назовите группы музыкальных инструментов и приведите примеры для каждой группы:
- Ударные – бубны, барабаны, ксилофоны и т.д. (здесь колеблются от ударов палочки или руки натянутый материал, металлические пластинки и т. д.);
- Клавишные – пианино, рояль (колебание струн вызывается здесь ударом по ним молоточком);
- Духовые – флейты, горны, кларнеты, валторны, трубы (колебание столба воздуха внутри инструмента);
- Струнные – скрипка, гитара и т.д. (колебание струны).
Что является источником звука у каждого типа инструментов?
Такое деление часто условно. Например, орган – это целая фабрика звуков. Еще в прошлом веке на нем, как на настоящей фабрике трудились рабочие. Надрываясь и обливаясь потом. Вручную качали тяжелые меха. Только в двадцатом веке людей заменили электромоторы, а на смену мехам мощные вентиляторы. Орган по праву называют царем оркестра. А рояль признается его королем. Арфу называют царицей, скрипку принцессой. Но каждый представляет собой неповторимую индивидуальность.
Учитель физики. Чем же отличаются друг от друга звуки разных инструментов? Для характеристики звука существует три важных понятия: громкость, тон и тембр.
ГРОМКОСТЬ
Учитель физики. Громкость звука. Давайте рассмотрим опыт и определим, от чего зависит громкость звука.
ОПЫТ
С помощью камертона показать громкий и тихий звук, сравнить амплитуду колебаний маятника, находящегося около ветви камертона.
Учитель физики. Обратите внимание, как меняется амплитуда колебаний. Она увеличивается при увеличении громкости, уменьшается - при уменьшении громкости. Сравните графики колебательных движений маятников. Какие различия вы видите?
Вывод: громкость звука определяется амплитудой колебаний.
От звучащего инструмента волна распространяется во все стороны, и на расстоянии от него громкость звука, естественно, уменьшается. Для усиления звука служат корпусы инструментов. Громкость определяется действием звука на орган слуха, ее трудно оценить объективно. В физике используется понятие, которое можно измерять – интенсивность звука, которая зависит то амплитуды колебаний и от площади тела, совершающего колебания. На практике громкость звука принято характеризовать уровнем громкости звука, который измеряется белах или децибелах. Слишком громкие звуки вызывают у человека болевые ощущения. Систематическое воздействие на человека громких звуков, особенно шумов, неблагоприятно отражается на здоровье человека. У людей появляются симптомы шумовой болезни: повышенная нервная возбудимость, быстрая утомляемость, повышенное артериальное давление.
ТОН
Второе важное для звука понятие – высота тона. Давайте послушаем звуки, которые издают камертоны и затем сравним графики колебаний камертонов.
ОПЫТ
С помощью камертона получаем звук низкой и высокой частоты, и сравниваем графики.
Учитель физики. По внешнему виду графика видим, что чем больше частота, тем тон выше, чем частота меньше, тем тон ниже.
Вывод: тон определяется частотой.
Давайте вспомним, каков диапазон слышимых звуков? (от 20 Гц до 20000 Гц)
Самый низкий из слышимых человеку музыкальных звуков имеет частоту 16 Гц. Он извлекается органом. Но принимается не часто – слишком уж басовит. Разобрать и понять его трудно. Вплоть до 1200 Гц звуковой диапазон полон музыкой. Эти звуки самые слышимые. Свыше 20000 Гц начинается недоступный человеческому уху ультразвук. Профессий у него масса. Он сверлит камень, стирает бельё, измеряет глубину рек и морей, лучше рентгена просвечивает человеческое тело. И все делает молча.
Учитель музыки. Звук одинаковой частоты и громкости на различных инструментах звучит различно. Одна и та же нота, взятая разными певцами, звучит иначе. В мире создано много скрипок, и все они звучат по-разному. Особенно красивые звуки издают скрипки итальянских мастеров Страдивари и Гварнери. Эти скрипки, не превзойденные по окраски звучания. Качество звука, связанное с «окраской», получила название – ТЕМБР. Запишите в тетрадь третью характеристику звука.
Учитель физики. Получить чистый звук со строго определенной частотой колебаний, даже при полном отсутствии посторонних шумов, очень трудно. Камертону присуща только одна определенная частота. Звук камертона является чистым тоном. Любое колеблющееся тело излает не только один основной звук. Его постоянно сопровождают звуки других частот. Эти «спутники» всегда выше основного звука и называются, поэтому обертонами, т.е. верхними тонами. Именно они – то и помогают нам определить звук одного инструмента от другого и голоса различных людей, если даже они равны по высоте. Каждому звуки обертоны предают своеобразную окраску, или как говорят, тембр. И если основной звук сопровождается близкими ему по высоте обертонами, то сам звук кажется нам мягким, «бархатным». Когда же обертоны значительно выше основного тона, мы говорим о неприятном «металлическом» голосе или звуке.
Вывод: тембр звука определяется совокупностью обертонов.
Учитель музыки. Благодаря тембровой окраске мы можем различать музыкальные инструменты и голоса людей. Давайте послушаем известные музыкальные произведения, а ваша задача узнать и назвать звучавшие музыкальные инструменты.
Звучат различные музыкальные произведения.
Множеством различных тембров обладает орган. Диапазон органа превышает диапазон всех инструментов оркестра, вместе взятых.
3.Закрепление.
Учитель физики. Вспомните, что вы узнали на уроке о звуке и его характеристиках.
Ответьте на следующие вопросы.
- Что может быть источником звука?
- Какие характеристики звука вы узнали?
- Какие физические величины определяют эти характеристики?
-Чем отличаются музыкальные звуки от шумов?
- Какие музыкальные инструменты и произведения прозвучали на уроке?
- Что позволяет отличить друг от друга музыкальные инструменты?
Тестовый вопрос: Почему мы слышим громкий звук, когда идет крупный дождь и тихий звук, когда идет мелкий, моросящий дождь?
4. Итог урока.
Посмотрим, как активно вы работали на уроке.
Учитель выставляет оценки за урок.
Домашнее задание. § 34,35,36; написать сочинение-рассуждение «Какое инструмент мне понравился и почему?»
Учитель физики. Сегодня на уроке мы с вами услышали много различных звуков, музыкальных произведений, различные инструменты.
Учитель музыки. И когда слушаешь большой орган, невольно встает в памяти прекрасные стихи Бориса Пастернака:
Орган отливал серебром,
Немой, как в руках ювелира,
А издали слышался гром,
Катившийся из – за полмира.
Покоилась люстр тишина,
И в зареве их бездыханном
Играл не орган, а стена,
Украшенная органом.
Ворочая балки, как слон,
И, освобождаясь от бревен,
Хорал выходил, как Самсон,
Из кладки, где был замурован.
Спасибо вам за урок.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока : познакомиться с понятиями акустика, звук и характеристиками звука.
Акустика – раздел физики, который изучает звук, его свойства, звуковые явления. Источником звука является колебание. Не всякое колеб-лющееся тело является источником звука. Звуковые волны – это упругие волны.
Характеристики колебаний: Амплитуда (А) Период (Т) Частота ( ν ) Колебания, частота которых находится в диапазоне от 20 Гц до 20000Гц, называются звуковыми .
Звуки делятся на две группы: музыкальные звуки и шумы. Музыкальные звуки: Шум: колебания происходят через равные промежутки времени. колебания происходят через неравномерные промежутки времени.
Ударные инструменты
Клавишные инструменты
Духовые инструменты
Струнные инструменты
Орган – фабрика звуков.
Громкость звука определяется амплитудой колебаний.
Тон определяется частотой .
Тембр звука связан с окраской. Обертон – верхний тон основного тона. Тембр звука определяется совокуп-ностью обертонов .
Паганини «Каприс №24» Н. Римский – Корсаков «Полет шмеля» И.-С. Бах «Аве Мария»
Каким общим свойством обладают все источники звука? Какие характеристики звука вы узнали? Чем определяется высота тона? Чем определяется тембр звука? Как изменится громкость звука, если уменьшить амплитуду колебаний его источника? Как отражается на здоровье человека систематическое действие громких звуков? Домашнее задание: § 37,38; написать сочинение-миниатюру «Какой музыкальный инструмент мне понравился и почему?»; творческое задание : подготовить сообщение на тему «Колокола».
Орган отливал серебром, Немой, как в руках ювелира, А издали слышался гром, Катившийся из-за полмира. Покоилась люстр тишина, И в зареве их бездыханном Играл не орган, а стена, Украшенная органом. Ворочая балки, как слон, И, освобождаясь от бревен, Хорал выходил, как Самсон, Из кладки, где был замурован. Б. Пастернак
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок «Физика + Мировая художественная культура» по теме : «Законы механики в физике и искусстве» в 10 классе.
Интегрированный урок с презентацией....
Интегрированный урок «Физика + Мировая художественная культура» по теме : «Законы механики в физике и искусстве» в 10 классе
презентация к уроку...
Интегрированный урок физики и русского языка на тему «Механическое движение. Правильное употребление причастных оборотов на уроке физики»
Интегрированный урок физики и русского языка на тему «Механическое движение. Правильное употребление причастных оборотов на уроке физики.»...
Интегрированный урок (физика, география) "Физики и географы на олимпиаде в Сочи".
Урок комплексного применения знаний в новых условиях. Цель урока: формирование целостного представленитя о процессе научного познания мира, формирование умений применять знания полученные на уроках ( ...
Интегрированный урок (физика + математика).Применение производной в задачах физики. 10 класс.
В настоящее время взаимосвязь физики и математики в школьном курсе проявляется всё сильнее. В заданиях ЕГЭ по математике включаются задачи физического содержания, а многие задачи по физике решаются пр...
Интегрированный урок (физика-математика) по теме: "Применение производной в физике".
Интегрированный урок проводится в конце изучения темы "Производная" с целью показать роль математики в описании физических процессов и возможности физики для наглядного представления математ...
Презентация к интегрированному уроку физика-математика "Применение производной в физике и технике"
Презентация к уроку "Применение производной в физике и технике" дает наглядную возможность отследить алгоритм р...