Рабочая тетрадь по физике для 7 класса
методическая разработка по физике (7 класс) по теме

Терехина Светлана Александровна

Домашние практические работы по физике для 7 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая тетрадь

для домашних   практических работ

по физике

7 класс

Практическая работа №1.

Измерение длины.

Задание 1.

Пользуясь масштабной линейкой, измерьте следующие длины предметов и расстояний.

1.длину указательного или среднего пальца ……….

2.длину локтя, т.е. расстояние от конца локтя до конца среднего пальца…………..

3.длину ступни от конца пятки до конца большого пальца………………….

4.окружность шеи………………

5.окружность головы………………..

6.длину……..    ширину……      высоту……           спичечной коробки.

7.длину спички………..           иголки……..

Задание 2.

Ознакомьтесь с рулеткой, осмотрите ее устройство, научитесь разматывать и сматывать рулетку.

1. пользуясь рулеткой, измерьте длину…  ширину…….своей комнаты.

2.измерьте высоту………       входной двери.

Задание 3.

Научитесь отмечать  при  помощи рук и  пальцев длины в 1дм. и 1см.

  1. возьмите масштабную линейку, отметьте на бумаге карандашом длину 1дм.и раздвинув указательный и средний пальцы, запомните как их нужно раздвигать, чтобы откладывать 1дм. уже без линейки.
  2. проверьте длину линии при помощи «собственных» дециметров и при помощи масштабной линейки.

                      А        Б

М        К

        

Сделай вывод.

Практическая работа № 2.

Измерение длины.

Задание1.

  1. вечером перед сном, снимите обувь и станьте спиной к косяку раскрытой двери.
  2. плотно прикоснитесь к косяку пятками, тазом, спиной и затылком и держите голову прямо.
  3. попросите кого-нибудь отметить на косяке небольшую черточку.
  4. измерьте расстояние от пола до черточки в сантиметрах и миллиметрах.
  5. проделайте тоже самое утром.
  6. результаты запишите в таблицу

Вечером

Утром

разница

 Задание 2.

 Определите среднюю длину своего шага

1.  пройдите спокойной и ровной походкой 10 шагов.

  1. измерьте пройденное расстояние в метрах и сантиметрах и полученное число разделите  

на 10……………………

3.   установите среднюю длину своего шага …………….

4.   после измерения расстояний шагами обязательно измерьте его рулеткой ………………….

 

Задание 3.

  1. измерьте диаметры монет достоинством 1, 5, 10,  50.копеек



Диаметр монет


1 коп …………..

5 коп…………

10 коп………….

50 коп……….

.

Сделай вывод.

Практическая работа № 3.

Измерение диаметров малых тел.

Задание 1.

1.намотайте на цилиндрическую ручку несколько витков проволоки, прижимая как можно туже один виток к другому.

  1. измерьте с помощью линейки длину полученного ряда …………….        

3.подсчитайте число витков …………….  

  1. разделите длину полученного ряда  на число витков, и вы получите диаметр проволоки ………..

Задание 2.

1.измерьте, диаметры нитей определенного номера как вы делали это в задании № 1.

Нитки № 10 ………………..

            № 30 ………………..

            № 40 ……………….

Задание 3.

1.возмите несколько одинаковых монет, сложите их стопкой  и измерьте толщину стопки -----  

2.разделите полученный результат на число монет, и вы получите диаметр одной монеты -----

Сделайте вывод

Практическая работа № 4.

Измерение площадей.

Задание 1.

  1. возьмите бумагу в клетку и поставьте на него свой ботинок.
  2. обведите карандашом края подметки и каблука.
  3. посчитайте число полных клеток …………..
  4. подсчитайте число не полных клеток ………….
  5. площадь опоры ног вычислите так

Задание 2.

  1. определите площадь дна чайного стакана, используя тот же прием что и в задании 1.
  2. вычисли площадь того же круга по формуле

Задание 3.

1.  определи площадь поперечного сечения проводника.

2.  сначала определи его диаметр, как это ты делал в п.р. № 3.

3. а затем узнав радиус( это половина диаметра ), вычисли площадь его поперечного сечения ( это площадь круга) по формуле

 Сделай вывод.

Практическая работа № 5.

Определение объемов.

Задание 1.

Определите объем спичечной коробки или резинки.

  1. измерьте длину……………..мм
  2. измерьте ширину…………….мм
  3. измерьте высоту………………мм
  4. перемножьте полученные числа, и вы получите объем …………………куб. мм.
  5. выразите данный объем в………………куб. см. ……………………куб. м.

Задание 2.

Научитесь капать капли.

1. отломите головку от спички, надломите конец палочки, согните ее под углом и положите на край наклоненного стакана, в котором налито немного воды. Вода по спичке будет стекать каплями.

2.подсчитай сколько капель содержится в 50 мл. воды

………………………………………..

3.более совершенную капельницу можно устроить из

трубочки того изолятора, которым покрыт цветной радио провод.

Сняв с провода кусок такой трубочки длиной 20 см,                                                                               нужно опустить один конец его в стакан с водой, а из другого конца,

предварительно опустив его вниз, отсосать воздух.  

  1.              4.сравни, как вытекают капли.

Задание 3.

  1. подсчитайте, сколько капель воды можно поместить в

чайную ложку до краев……………………..

  1. попробуйте теперь на эту воду накапать столько же капель,

сколько их уже поместилось в ложке до краев………………….

Сделайте вывод.

        

Практическая работа № 6.

Измерение времени.

Задание 1.

  1. научитесь быстро находить свой пульс
  2. возьмите часы с секундной стрелкой и установите, сколько ударов пульса наблюдается  у вас  за 1 мин……………………..
  3. проделайте обратную работу, считая удары пульса, установите продолжительность одной минуты ( следите за секундной стрелкой)…………………………….

Задание 2.

  1. возьмите чистую пол-литровую бутылку, наполните ее водой и,                                                            зажав пальцем, горло бутылки, переверните ее вверх дном.
  2. отметьте точное время по секундной стрелке часов, отпустите                                                       палец и установите, за сколько  секунд  вытекает вода из бутылки.

………………………………………………………………………….

Задание 3.

Установите продолжительность горения спички.

  1. зажгите спичку, одновременно засекая время  в секундах. Спичку держите горизонтально.
  2. когда спичка будет догорать до конца, помочите пальцы и подержите догорающую спичку за обуглившуюся головку, дав спички догореть до конца.
  3. в конце горения отметьте время.

Сделайте вывод.

        

Практическая работа № 7.

Диффузия.

Задание 1.

  1. в тонкостенный стакан с водой с помощью пипетки опустите на дно несколько капель крепкого чая.
  2.  отметьте через, сколько времени чай окрасит воду во всем стакане ……………………….
  3. проверьте  наблюдаемое явление , взяв два стакана – с холодной и горячей водой

холодная вода…………………….

горячая вода………………………

Задание 2.

      1. возьмите часы с секундной стрелкой, кусок шпагата, линейку ( рулетку ),флакон духов  и          

          встаньте  в один коней комнаты.

2.пусть ваш товарищ  заметит время и откроет флакон. Вы отметьте время, когда  почувст

вуете  запах  духов. Измерьте расстояние между вами и найдите скорость диффузии.

            расстояние

Скорость = ---------------------        ………………………….м/с

           время

Задание 3.

        1.налейте в тарелку воды и на ее поверхность капните  пипеткой  каплю масла. Когда капля        

растечется, измерьте диаметр пленки линейкой, положив ее на края тарелки.

…………………………………………

        2. вычислите площадь пленки                       S = 2        

        

Сделайте вывод.

        

Практическая работа № 8.

Траектория движения.

Задание 1.

Сделайте  рисунки, иллюстрирующих приводимые здесь примеры механического движения.

1.мячика, брошенного горизонтально

2.стального шарика, выпушенного из руки

3.снаряда, выпущенного из орудия под углом к горизонту

4.кончика карандаша при письме

5.метеорита

6.полета мухи

7.движение Земли вокруг своей оси

8.движение воды в водопаде

9.движение волчка

10.движение пальцев пианиста

Практическая работа № 9.

Инерция.

Задание 1.

Сделайте иллюстрации, используя приводимые здесь примеры.

      1.  мальчик сидит на санках. Другой мальчик резко дергает санки за веревку и бежит, но по            дороге он спотыкается о кочку.      

      2. санки, нагруженные ребятами, скатываются с горы и по дороге наезжают на пенек.

      3. трамвай резко останавливается. Люди наклоняются.

      4. желая стряхнуть ртуть в медицинском термометре, или кляксу с пера ручки, мы делаем      

рукой.

  1. сделав несколько ударов веслами по воде и подняв весла вверх, мы замечаем, что лодка.

Задание 2.

  1. возьмите два железных молотка – один очень маленький,а другой большой.Возьмите также          несколько одинаковых орехов.
  2. положите орех на что- нибудь твердое и слегка ударьте его большим молотком. Подберите и запомните ту наименьшую высоту, с какой нужно опускать молоток, чтобы разбить орех.
  3. теперь возьмите другой орех и опустите на него маленький молоточек с такой же высоты, с какой был опушен большой молоток.

4.  опишите что вы наблюдаете

Сделайте вывод.

Практическая работа № 10.

Плотность.

Задание 1.

Рассчитайте среднюю плотность человеческого тела.

  1. необходимо знать свою массу………………….кг.
  2. объем тела можно определить в ванне

уровень воды до погружения                                                уровень воды после погружения

Заметьте уровень воды до погружения, и после погружения, отметив цветным мелком или клейкой лентой.

  1. определите объем воды между этими двумя уровнями, подсчитав, сколько литровых банок воды необходимо вылить в ванну, чтобы вода поднялась от первого уровня до второго.

    V = …………………………………………

  1. можно сделать иначе, заметить по часам , за сколько времени струя воды из крана наполнит

одну банку и сколько времени эта же струя будет наполнять ванну до отмеченного уровня.

      V =………………………………………

5.  зная, объем вашего тела и массу, определите его среднюю плотность.

        МАССА

ПЛОТНОСТЬ  =     ------------------------

                                    ОБЪЕМ

  1. по таблице плотностей посмотрите плотность воды и сравните ее c плотностью вашего тела.

Сделайте вывод.

                                 

Практическая работа № 11.

Деформация.

 

Задание 1.

  1. возьмите резинку для белья длиной 15 см. и подвесьте на  нее груз, масса которого вам известна ………………………кг

2.  на сколько растянулась резинка ……………………………см.

Задание 2.

  1. положите на два спичечных коробка полоску бумаги
  2. затем поочередно кладите монеты, отмечая на сколько

      прогибается полоска бумаги

                      5 коп.  на ……………..см.

                      10 коп на ……………….см.

                      50 коп на …………………..см.

3.   измените форму бумажки, загнув,  края и повторите

      измерения

        5 коп на …………………см.

        10 коп на…………………см.        

        50 коп на…………………см

 

Сделайте вывод.

Практическая работа № 12.

Трение.

Задание 1.

  1. перевяжите книгу ниткой и прикрепите к нитке резинку длиной 20 см.
  2. положите книгу на стол и тяните за конец резинки.
  3. измерьте длину растянувшейся резинки при равномерном движении книги

L = ……………………см.

  1. положите, под книгу две цилиндрические ручки и также тяните за конец резинки
  2. измерьте длину растянувшейся резинки при равномерном движении « на катках»

L = ……………………………. см

  1. сравните результаты.

Задание 2.

 

  1. измерьте длину растянувшейся резинки при равномерном движении по полированному столу

L = ……………………….. см.

      2.  положите книгу на шелковую ткань и измерьте  длину растянувшейся резинки при      

равномерном движении книги.

L = ………………………..  см.

      3. сравните полученные результаты

Сделайте вывод.

Практическая работа № 13.

Простые механизмы.

Задание 1.

  1. возьмите большой шуруп ( винт ) и при помощи миллиметровой линейки измерьте длину окружности его головки. Для этого нужно приложить головку винта к делениям миллиметровой линейки.

  1. длина окружности головки винта

L = 2  ……………… мм.

  1. .возьмите теперь измерительный циркуль и миллиметровую линейку и измерьте расстояние между двумя соседними выступами винтовой нарезки. Это расстояние называется  шагом или ходом винта.

      H=………………мм.

 4. разделите теперь длину окружности головки на шаг винта и узнаете, во сколько раз вы выигрываете в силе, пользуясь этим винтом.

Задание 2.

1. вырежьте из бумаги узкий прямоугольный треугольник  и прочертите вдоль ее гипотенузы яркую линию.

2.возмите карандаш и наверните на него этот треугольник, и вы получите модель винта.

Задание 3.

  1. возьмите плоскую линейку и положите ее на какой либо трехгранный

брусочек так, чтобы она была в равновесии.

  1. отметьте на рычаге-линейке точку опоры рычага.
  2. положите на один конец рычага монету 5 коп. а на другой – 1коп.
  3. добейтесь равновесия
  4. измерьте длины плеч……………………………………………………………………
  5. вычислите вес монет……………………………………………………………………
  6. проверьте условие равновесия рычага

 Формула………………………………………………………………………………………..

Сделайте вывод.

Практическая работа № 14.

Давление.

Задание 1.

 1.возьмите целый кирпич с ровными гладкими краями и измерьте

    линейкой его   длину…………………….см.

                              ширину…………………..см.        1.

                              высоту……………………см.

  1. определите объем кирпича

                            V = авh…………..см3

3.подсчитайте площади трех граней кирпича

                   самой широкой ………………см2

                             средней боковой………………см2

                            самой меньшей…………………см2                                                                                        3.

        сила давления        2.

4. по формуле   давление = -----------------------------

                                                  площадь опоры

подсчитайте давление производимое кирпичом, когда он лежит на широкой грани, когда он стоит на боковой средней грани, и когда он стоит на самой меньшей грани.

        Р1……………………Па

                         Р2…………………….Па

                          Р3 …………………….Па  

 

Задание 2.

  1. приготовьте рисунки примеров того, как человек, уменьшая площадь опоры, увеличивает давление и примеры того , как человек , увеличивая площадь опоры, уменьшает давление.

Сделайте вывод.                           

Практическая работа № 15.

Воздух и его свойства.

Задание 1.

  1. возьмите тонкий упругий прут и как можно быстрее и резче рассекайте им воздух.
  2. возьмите широкую фанеру и как можно быстрее ударяйте ею плашмя по воздуху.

     3. опишите, что вы наблюдаете при этой работе.

Задание  2

  1. Возьмите стакан  и медленно опускайте его вверх дном

в высокую стеклянную банку с водой.

  1. Во время опускания наблюдайте, что  происходит. Отметьте,

на какую часть стакана войдет снизу вода……………………мм

       

Задание 3

   

  1. сделайте из бумаги воронку, и плотно вставьте ее в горлышко бутылки или пузырька, налейте в нее воды, что вы наблюдаете?

Сделайте вывод

Практическая работа № 16

Закон Паскаля.

Задание 1

  1. сверните из тетрадки трубку и перевяжите ее по середине ниткой.
  2. прижмите один конец трубки к ладони, а другой конец, вставив трубку в губы, прижмите к лицу.
  3. дуньте в трубку с силой воздух (нить должна лопнуть)
  4. подсчитайте площадь внутренней поверхности трубки (эта площадь равна приблизительно площади  половины станицы тетради)…………………………..см2
  5. подсчитайте силу давления, действующую на всю эту площадь, приняв давления на 1 см2 , равным приблизительно 0,1 Па………………………….Н

Сделайте вывод

    Задание 2

  1. используя энциклопедию, словари и справочники, составьте краткий рассказ на тему : « Гидравлические машины и их применение».

Рассказ должен быть иллюстрирован чертежами и рисунками.

Практическая работа  № 17

Давление жидкости.

Задание 1

  1. проделайте в стенке пластмассовой бутылке

3 дырочки на разной высоте.

  1. налейте в бутылку воды и наблюдайте  форму и

направление струи воды, вытекающей их дырочек.

  1. во время вытекания воды зажмите большим пальцем горло

бутылки. Что происходит? Почему?…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

  1. прижмите бутылку ко рту и с силой вдувайте в нее воздух. Как будут вытекать струи воды ? ………………………………………………………………………………..

Задание 2

  1. возьмите 0,5 л  пластмассовую бутылку  и отрежьте  нижнюю половину бутылки (дно).
  2. вырежьте из картона кружочек, соответствующий отрезанному дну.
  3. прижмите этот кружочек к нижнему отверстию и придерживая его пальцем опустите эту бутылку в сосуд с водой.
  4. отнимите  палец от кружка внутри воды. Что происходит? Почему?……………………………………………………………………….………………………………………………………………………………………
  5. наливайте в бутылку сверху воду и наблюдайте за кружочком. Что происходит? Почему?………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
  6. вычислите  давления жидкости на картонный кружочек по формуле

        

…………………………………………………………………..Па

Сделайте вывод.

Практическая работа  №  18

Сообщающиеся сосуды

Задание 1

  1. возьмите 2 стеклянные трубочки или 2 ручки, предварительно вынув из них стержень.
  2. соедините их по возможности мягкой эластичной резиновой трубкой.
  3. налейте в трубки воды и проверьте справедливость закона сообщающихся сосудов

Задание 2

  1. сделайте действующую модель фонтана  из воронки, резиновые трубочки и наконечника от аптекарской пипетки.
  2. наливайте в воронку воду и наблюдайте высоту и форму струи фонтана при различных положениях трубки и воронки.

Сделайте вывод.

 Задание 3

  1. заготовьте рисунки и чертежи как очень простых, так и более сложных сообщающихся сосудов, например, рисунки чайника, кофейника, садовой лейки, жидкостного манометра, схему водомерного или нефтемерного стекла, схема водопровода, фонтана.

Практическая работа  № 19

Атмосферное давление

Задание 1

  1. возьмите стакан, наполните его водой и покройте его бумагой, площадь которого больше площади поперечного стакана.

  1. прижмите бумагу к стакану ладонью и переверните стакан вверх дном. Что будите наблюдать? Почему?…………………………………………………………………………………………………

Задание 2 

  1. сделайте поршневой насос, для этого возьмите трубочку от ручки. На стержень ручки намотайте на один конец плотно нитки, так чтобы получился поршень. Вставьте его в трубочку ручки и опустите в воду.
  2. медленно поднимайте поршень вверх и следите за поднимающейся вверх водой.
  3. выньте поршень из трубочки и заставьте подниматься волу по ней с помощью рта.

Задание 3

  1. сделайте сифон. Для этого возьмите резиновую трубочку со стеклянным наконечником (пипетка) и опустите ее один конец в стакан с водой, так, чтобы другой конец со стеклянным наконечником свешивался в низ.
  2. отсосите из трубки воздух, из стеклянного наконечника потечет вода.
  3. подставьте, под вытекающую воду другой стакан и когда в нем накопится, немного воды опустите стеклянный наконечник в эту воду и держите оба стакана в таком положении:  один стакан выше другого.
  4. подумайте, где и когда пользуются сифоном ? ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Сделайте вывод

Практическая работа № 20.

Закон Архимеда.

Задание 1.

  1. сделайте ареометр из пробирки
  2. возьмите пробирку и положите в нее столько дроби, чтобы

она держалась в воде вертикально

  1. отметьте напильником границу (уровень воды) между подводной и надводной частью  пробирки
  2. опустите пробирку в масло и отметьте напильником уровень ее погружения
  3. опустите теперь пробирку в спирт (или денатурат) и также при помощи напильника

отметьте уровень ее погружения

 6.   сравните полученные результаты ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Задание 2

1. возьмите кусочек воска,сделайте из него шарик

2. вложите в него кусочек проволоки и заставьте его плавно затонуть

  в стакане с водой

  1. подливайте в воду раствора поваренной соли и слегка помешивайте

воду

 4. добейтесь сначала  того, чтобы шарик держался в равновесии в середине стакана. а  затем

  того, чтобы он всплыл к поверхности воды

Сделайте вывод

Практическая работа № 21

Плаванье тел

Задание 1

  1. возьмите резиновый мяч, кусочек дерева и пустите их плавать в ведре или тазе.

ПРИМЕЧАНИЕ. Хорошо также пустить плавать рыбий пузырь.

  1. внимательно наблюдайте над плаванием этих тел и определите на глаз, какая часть этих тел при плавании погружается в воду.
  2. запишите результаты……………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Задание 2

  1. возьмите стакан с раствором поваренной соли и положите на поверхность раствора кусочек парафина и дерева.
  2. сравните результаты с заданием 1.

Сделайте вывод


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая тетрадь для 10-11 класса "Комплексный анализ текста"

Рабочая тетрадь для комплексной работы с текстом, предназначенная для учащихся 10-11 классов,  поможет учителю организовать целенаправленную и системную работу по подготовке учащихся к ЕГЭ ...

Требования к рабочим тетрадям по физике

СОДЕРЖАНИЕКоличество и назначение ученических тетрадейТребования к оформлению и ведению тетрадейПорядок проверки письменных работ учащихсяПример решения задачи...

Рабочая тетрадь по СБО 5 класс Раздел "Личная гигиена"

Рабочая тетрадь по СБО 5 класс раздел "Личная гигиена"...

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ УЧЕНИКА 8-11 КЛАССА

Каждому учащемуся необходимо иметь одну тетрадь формата А4, 96 листов или более.Тетрадь разделяется на следующие части:1. работая часть (классные работы)2. словарь (запись новых слов с переводом)3. гр...

Рабочая тетрадь по физике для 8 класса

Домашние практические работы по физике для 8 класса...

Рабочая тетрадь по физике для 9 класса

Домашние практические работы по физике для 9 класса...

Рабочая тетрадь по ФИЗИКЕ

Данная рабочая тетрадь предназначена для студентов 1 курсов всех специальностей и профессий. Данная разработка позволяет более рационально распределить познавательные задания и виды учебной рабо...