Урок "Законы постоянного тока" в 10 классе
план-конспект урока по физике (10 класс) по теме
Урок проводится в конце изучения темы "Законы постоянного тока" и планируется как урок повторения и обобщения. На предыдущем уроке учащиеся получают задание составить опорный конспект по теме и собрать сведения о мощностях бытовых электроприборов в их квартирах. На уроке после повторения основных вопросов темы и самостоятельной работы с опорным конспектом учащиеся подводят итоги, заполняя лист отчёта "Законы постоянного тока знания и умения".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Батанова Мария Георгиевна, учитель физики ГОУ СОШ «Школа надомного обучения» № 265
10 класс. Урок № 52.
Тема урока: Повторение темы « Законы постоянного тока».
Тип урока:IV- урок обобщения и систематизации знаний..
Цель урока: усвоение знаний в их системе.
Задачи урока: образовательная (дидактическая) – осуществить контроль знаний по теме «Законы постоянного тока», их повторение и систематизацию,
воспитательная – формировать мировоззрение учащихся, показать познаваемость мира и его закономерности, показать причинно-следственные связи
явлений природы,
развивающая – на примере изучаемых явлений формировать навыки анализа и классификации.,
оздоровительная – оптимальная смена видов деятельности..
Оборудование: на каждого ученика – обобщающий опорный сигнал по теме, перечень ЗУ по теме, сборник разноуровневых самостоятельных работ,
на класс – справочники, альтернативные учебники по физике, дополнительная литература.
Форма (вид) урока: смешанный урок.
План урока:
Этап урока | Содержательное наполнение | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Время |
1 | Организация начала урока | Готовятся к уроку – дневник, рабочая тетрадь, учебник, задачник, пенал, калькулятор | Проверка готовности, обеспечение раздаточным материалом | 1 |
2 | Проверка выполнения домашнего задания | |||
3 | Подготовка к основному этапу, к восприятию | Восприятие общей цели, определение индивидуальных целей урока – работа с перечнем ЗУ по теме, выявление пробелов | Постановка общей цели, помощь в определении индивидуальных целей | 5 |
4 | Усвоение новых знаний и способов действий | Подготовка к обобщающей деятельности – работа с раздаточным материалом: повторение, ликвидация пробелов – ЧТЕНИЕ(4мин), РЕШЕНИЕ РАЗНОУРОВН. ЗАДАЧ(12мин) | Обеспечение активных действий учащихся с объектом изучения, консультация | 4 12 |
Оздоровительный момент | 3 лёгких упражнения с 3-4 повторениями каждого | Показ, помощь | 2 | |
5 | Первичная проверка понимания | Обобщение силами учащихся - РАССКАЗ | Коррекция | 3 |
6 | Закрепление знаний и способов действий | СЛУШАНИЕ | Обобщение самим учителем | 3 |
7 | Обобщение и систематизация знаний | Коллективное обсуждение полученных результатов – РАССКАЗ, ПИСЬМО | Коррекция | 5 |
Оздоровительный момент | Гимнастика для глаз | Инструктаж, организация | 2 | |
8 | Контроль и самоконтроль | |||
9 | Подведение итогов | Самооценка, анализируют степень успешности достижения цели, намечают индивидуальный план совершенствования результатов | Даёт информацию о реальных результатах учения, анализ и оценку успешности достижения цели урока, намечает перспективу последующей работы | 2 |
10 | Рефлексия | Осмысление своей деятельности(мотивации, способов деятельности, общения) и самооценки | Мобилизует учащихся на рефлексию своей деятельности, усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества | 2 |
11 | Информация о домашнем задании | Запись домашнего задания в дневник | Инструктаж о выполнении, проверка записей | 3 |
12 | Организация конца урока | Приводят рабочее место в порядок | Помощь, контроль | 1 |
Домашнее задание: не задано, т.к. урок – последний в четверти..
Содержание урока: прилагается на трёх листах.
Примечания: приложения – опорный конспект и перечень ЗУ по теме « Законы постоянного тока, конспект урока.
Предварительный просмотр:
Батанова Мария Георгиевна, учитель физики ГОУ СОШ «Школа надомного обучения»№ 265
10 класс.
Конспект урока № 52 «Повторение законов постоянного тока».
Этап- время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Показатель результативности | Рейтинг этапа |
1-1 | «На столах лежат материалы, которые вам могут понадобиться в ходе урока». Пишет на доске число, Классная работа, тему урока. | Готовятся к уроку | На столе-учебник, задачник, рабочая тетрадь, пенал, калькулятор + 2 опорных сигнала по теме, перечень ЗУ, справочник, листки бумаги, маркеры-выделители | Обязат |
3-5 | «Сейчас трудно представить себе как это- жить без электричества. Мы привычно пользуемся бытовыми электроприборами, а нужно ли при этом понимать принцип их действия? Нужно ли знать что-либо о электрическом токе? Ваше мнение? »--------------------- В зависимости от мнения- пример или сразу постановка цели ( план-тезисы на доске, схема обзора на доске): «На этом уроке мы : 1) повторим наиболее существенные вопросы по теме и вы решите, оставите ли вы их в своём культурном багаже, с которым пойдёте по жизни. То, что вы для себя отберёте, я попрошу выделить в опорном сигнале. 2) В перечне требований отметьте ваш индивидуальный план повторения: выясните, что вам известно и поставьте +, если затрудняетесь – ставьте О, потом разберём вместе. 3) Приведите примеры, как вы можете всё это использовать в повседневной жизни, например, для обеспечения безопасности. Итак: обзор--работа с опорным конспектом, определение личных планов повторения, обдумать рассказ «Где мне пригодятся эти знания?». ПЛАН - ТЕЗИСЫ:
ПЕРЕЧЕНЬ | «Мнение» | выполнение учащимися трёх требований: 1)слушание-беседа обзора + последующая самостоятельная работа с опорным конспектом, 2) активная работа по выявлению успешности (или имеющихся пробелов) при работе с перечнем,3)правильный подбор примеров практического использования. | обязат |
4-4+12 | Обзор по схеме на доске, учитель задаёт темп, по возможности коллективно. Электрический ток?------------------------------------------------------------------------------------ Условия возникновения?----------------------------------------------------------------------------- Действия электрического тока? Примеры?------------------------------------------------------- Направление электрического тока? --------------------- ----------------------------------------- Какие физические величины характеризуют действия электрического тока? Что вы знаете о этих величинах?------------------------------------------------------------------------------ Сформулируйте закон Ома для участка электрической цепи---------------------------------- Как читается закон Ома для полной цепи?-------------------------------------------------------- Из каких элементов состоит электрическая цепь?------ ( Здесь можно напомнить о том, почему мы обычно рассчитываем сопротивление однородного цилиндрического проводника – проволоки). Как по закону Джоуля-Ленца вычисляется количество теплоты, выделяемое неподвижным проводником, по которому течёт электрический ток?- Умение вычислять силу тока, работу и мощность тока может пригодиться и в повседневной жизни, обдумайте, как. СХЕМА: ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ЦЕПЬ Приступаем к самостоятельной работе: 1) с опорным конспектом . Подберите для определений один цвет, для законов - другой цвет, для формул, которые вы полагаете полезным запомнить, третий цвет. Не забывайте о правилах соединения проводников и источников тока.2) Закончив выделять главное, положите перед собой перечень и отметьте + или О. 3) Обдумайте примеры применения этих знаний в повседневной жизни. Как вы думаете, вам достаточно 10 минут для этой работы? Что непонятно? Если вопросов нет, приступайте. -------------------------------------------------------------------------- | Отвечают или рассказывают по очереди, давая целостную картину темы. Упорядоченное движение свободных заряженных частиц.
Тепловое, химическое, магнитное (всегда), механическое. Вдоль направления движения положительно заряженных частиц, т.е. от положительного полюса источника тока к отрицательному полюсу источника тока. Сила тока, напряжение, сопротивление,( ответ по плану)- Сила тока на участке цепи прямо пропорциональна приложенному напряжению и обратно пропорциональна сопротивлению проводника. Сила тока в цепи равна отношению ЭДС источника тока к полному сопротивлению цепи. В неё входят источник тока, потребитель тока, ключ и соединительные провода. Формула. «Вопросы» | Быстро, чётко, правильно. | Обязат |
Озд-2 | Показывает 3 лёгких упражнения с 3-4 повторениями каждого: потягивание, растяжение, вибрация кистей рук. | Встают, выполняют. | Снятие утомления, оживление, переход к другой деятельности. | Обязат |
5-3 | «Как ваша индивидуальная программа повторения? С чем вы справитесь сами – отмечено кружком. Что нужно будет вместе повторить на уроке в следующей четверти – отметьте двойным кружочком. ----------------------------------------------------- Расскажите, как в повседневной жизни и практической деятельности вы можете использовать приобретённые знания? В перечне подсказка --------------------------------« | Заканчивают заполнение таблиц перечня, подготавливают к сдаче в конце урока. Рассказ. | Заполнено в соответствии с объективными показателями знаний. Примеры из жизни подобраны правильно. | Обязат |
6-3 | «Я могла бы изложить такой подход к этому вопросу: В жизни мы со всех сторон окружены электрическими токами, даже наши мысли и движения существуют благодаря электрическим токам - нервным импульсам. Понимать физическую природу происходящего, уметь сделать простейшие расчёты часто бывает необходимо для обеспечения безопасности – вашей и тех, кто вас окружает. Примеры? Знаете ли вы, какие токи и напряжения опасны для жизни?-------------------- Короткое замыкание – ёмкое понятие. Когда оно может случиться и чем грозит?------ Как вы будете следить за безопасностью электропроводки в квартире?----------------« | Ответ - из справочника и ТБ. Ответ. Ответ. | В ходе последующего коллективного обсуждения используется типичный разобранный подход. | |
7-5 | «Давайте обсудим, как можно без долгих вычислений определить, сколько и каких электроприборов можно включить в обычной квартире, например, в вашей квартире. Какие будут предложения?» ---------------------------------------------------------------------- «О мощности каких приборов нужно помнить, включая их?---------------------------------- Составьте проект подключения приборов в вашей квартире»-------------------------------- «Нужно ли помнить об этом при покупке новых приборов?.»------------------------------- | Обсуждение. Квартира – участок цепи с параллельным соединением потребителей, поэтому потребляемые ими мощности складываются. Максимальная мощность на участке цепи равна произведению напряжения на максимальную силу тока( пишут на листке значение этой мощности). Легко подсчитать, какие приборы могут быть включены одновременно без опасности короткого замыкания. Ответ, надписывают на листках названия приборов и их мощности. Наклеивают на листок с мощностью листки с приборами. Обсуждают. Ответ. | Разумное комбинирование, получение набора вариантов. | Обязат |
Озд-2 | Предлагаю гимнастику для глаз + перемена положения (подход к окну, потягивание) | Подходят к окну, гимнастика для глаз. | Снятие напряжения. | Обязат |
9-2 | «Подводим итоги. Вы сумели выделить наиболее существенные вопросы в теме? Как вы считаете, удалось вам повторить всё то, что вы считаете необходимым ? В следующей четверти мы продолжим изучать действия электрического тока – что вам нужно будет повторить из того, с чем мы сегодня работали?»------------------------------- Даёт информацию о реальных результатах, анализ и оценку успешности достижения цели урока. Выставляет в дневники оценки за работу на уроке. | Ответы, самооценка, анализируют степень успешности достижения цели, намечают индивидуальный план совершенствования результатов. | Адекватность самооценки. | Обязат. |
10-2 | Мобилизует учащихся на рефлексию своей деятельности. | Осмысление своей деятельности (мотивации, способов деятельности, общения) и самооценки. | Результативность рефлексии. | |
11-3 | « Это последний урок по теме, домашнее задание я не задаю, но попрошу на следующий урок принести цветные карандаши, мы будем делать зарисовки. Запишите в дневник – цветные карандаши.» Проверяет запись в дневник. | Записывают в дневник задание. | Готовность к следующему уроку. | Обязат. |
12-1 | «Прошу вас положить книги на место, Опорные конспекты и перечень требований возьмите с собой, они нам будут ещё нужны. Урок закончен, можете идти.» | Приводят рабочее место в порядок. | Порядок. | Обязат. |
Предварительный просмотр:
«Законы постоянного тока»
- что нужно знать и уметь после изучения этой темы в 10 классе:
Знать и понимать смысл
- физических величин
Название физической величины | Смысл физ. вел. | Определение физ. вел. | Формула физ. вел. | Единица измерения в СИ(*) |
Сила электрического тока | ||||
Электрическое напряжение | ||||
Электрическое сопротивление | ||||
ЭДС | ||||
Работа электрического тока | ||||
Мощность электрического тока |
- физических законов
Название физического закона | Смысл физ. закона | Формулировка физ. закона | Формула физ. закона | Решение задач на его применение(**) |
Закон Ома для участка электрической цепи | ||||
Закон Ома для полной электрической цепи | ||||
Закон Джоуля - Ленца |
Уметь
- использовать физические приборы для измерения физических величин:
Сила тока | |
Напряжение | |
Электрическое сопротивление | |
Работа электрического тока | |
Мощность электрического тока |
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: силы тока от напряжения на участке цепи;
- выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы;(*)
- приводить примеры практического использования физических знаний о законах постоянного тока
- решать задачи на применение изученных физических законов;(**)
- осуществлять самостоятельный поиск информации с помощью различных источников, её обработку и представление в разных формах.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
-контроля за исправностью электропроводки в квартире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа по теме "Законы постоянного тока" 8 класс
Контрольная работа по тем "Законы постоянного тока" 8 класс Контрольная работа состоит из заданий трех уровней Может быть использована для подготовки к ГИА...
Нестандартные уроки: У Р О К - Т У Р Н И Р В 10 КЛАССЕ при обобщении темы «Законы постоянного тока»
НЕСТАНДАРТНЫЕ УРОКИ В ФОРМЕ : урок-соревнование; урок интересных сообщений;урок повторения в виде устного журнала,урок повторения, как ролевая игра \'\'Суд над физи-ческим явленияем\'\' ...
10 класс Презентация по физике на тему "Работа и мощность постоянного тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи."
10 класс. Презентация по физике на тему "Работа и мощность постоянного тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи."...
Опорный конспект "Законы постоянного тока" для 10 класса
Опорный конспект составляется учащимися по мере изучения темы, каждый урок что-нибудь добавляется. Перед уроком повторения конспект ещё раз просматривают и составляют окончательный ...
Разработка урока повторения по теме "законы постоянного тока" 11 класс
ДАЕТСЯ ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ "зАКОНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА " 11 КЛАСС ( ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК)...
Урок систематизации и обобщения знаний « Законы постоянного тока». ( Отчёт в НИИ Электрического Тока) 8 класс.
Цели урока:формирование интереса учащихся к науке, их отношения к проблемам, связанным с научными исследованиями и их ролью в обществе.Задачи урока:в нетрадиционной форме повторить основные ...
Измерение силы тока и напряжения в цепях постоянного тока.
Краткое описание способов измерения силы тока и напряжения в цепях постоянного тока. Расширение пределов измерения. Формулы для расчета сопротивления шунта и добавочного сопротивления. Определения иде...