Звездный час "Пусть победят всезнайки!"
методическая разработка (физика, 7 класс) по теме

Огурешникова Татьяна Вячеславовна

 

Цель игры: Заинтересовать ребят историей физики и астрономии; побудить к самостоятельному изучению явлений, происходящих на звездном небе; продолжить формировать интерес к физике; показать связь физических явлений с жизнью через пословицы и поговорки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pust_pobedyat_vseznayki.docx31.02 КБ

Предварительный просмотр:

ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС.

(Физическая игра. 7 класс. Базовый курс.)

В игре участвуют шесть пар игроков: шесть учеников стоят каждый за своим столиком, на котором лежат шесть табличек с номерами от 1 до 6. Шестеро их друзей также сидят за своими столиками и перед ними также по шесть табличек с номерами, но они не могут видеть, какие карточки поднимают игроки. Остальные ученики – болельщики. Жюри составлено из старшеклассников. Если игрок ответил правильно, ему засчитывается 1 балл, но если и его друг ответил правильно, то 2 балла. В некоторых турах игроку ( и только ему) за правильный ответ на дополнительный вопрос дается ЗВЕЗДА. Звезды учитываются при отборе на следующий тур при равном количестве баллов, а также засчитываются за слова в заключительном туре. На доске – портреты Архимеда, Б.Паскаля, Д.И.Менделеева, К.Э.Циолковского, Ю.А.Гагарина, Н.Е.Жуковского для 1 тура и Н.Коперника, Дж.Бруно, Г.Галилея, М.В.Ломоносова, И.Ньютона, И. Кеплер – для 6. Под портретами таблички с номерами от 1 до 6.

Цель игры: Заинтересовать ребят историей физики и астрономии; побудить к самостоятельному изучению явлений, происходящих на звездном небе; продолжить формировать интерес к физике; показать связь физических явлений с жизнью через пословицы и поговорки.

1 ТУР. «ВЕЛИКИЕ ФИЗИКИ»

На нашем «Звездном часе»

Все физиками стали,

Серьезные вопросы

Должна я вам задать.

Кто знает – тот ответит,

 Хоть физика коварна,

Не унывайте,- вы

Сегодня в этом зале

Астрономами стали,

Задачи не из легких

Придется вам решать.

Пусть победят всезнайки,

Пытливые ребята,

Кто учится серьезно,

Стремиться много знать!

Итак, начинаем игру.

Первый чтец. Представьте себе Сиракузы,III век до н.э.

Вот по дороге мощеной

В раздумье шагает ученый.

К царю Сиракуз направляется он.

Навстречу спешит из дворца Гиерон:

- Нужен твой совет, ученый,

Мастер сделал мне корону.

Погляди-ка на нее, золотая или нет?

С виду золотом сверкает,

Но, ты знаешь, все бывает…

Говорят, что мастер прыткий

Отпилил кусок от слитка,

Остальную часть расплавил,

 Серебра туда добавил.

А потом принес, хитрец,

Мне подделку во дворец!

Золото иль позолота?

Разгадать твоя забота!

Ведущий: О ком идет речь в этих стихах? (игроки и их друзья поднимают карточки с соответствующими номерами.) ЗВЕЗДУ получает тот, кто сформулировал закон Архимеда для выталкивающей силы.

Второй чтец.

Случилось в Петербурге это.

Профессор университета

Писал учебник для студентов…

Задумался невольно он:

-Как рассказать про элементы?

Нельзя ли тут найти закон?

Искали многие решенье,

Но, проходя лишь полпути,

Бросали. Мучило сомненье:

«А можно ли  закон найти?»

Мир состоит из элементов

(в то время знали шестьдесят).

А сколько их всего? На это

Нельзя ответить наугад.-

Но не гадал, а верил он:

-Тут должен, должен быть закон!-

Упрямо он искал решенье,

Был труд, надежда и терпенье,

И вера в то, что он найдет!

Он так работал целый год.

Ведущий. Кто герой этого стихотворения? (игроки и их друзья поднимают карточки с соответствующими номерами.)

Третий чтец.

Мы были узники на шаре скромном,

И сколько раз в бессчетной смене лет

Упорный взор Земли в просторе темном

Следил с тоской движение планет.

Этот ученый теоретически обосновал возможность полетов в космос при помощи ракет, дал первые схематические чертежи космических кораблей, выполнил расчеты движения ракет и впервые указал на необходимость создания на орбитах вокруг Земли промежуточных станций для полетов на другие тела Солнечной системы. А еще он написал очень интересные книги «Вне Земли» и «На Луне».

Ведущий. Кто этот великий человек? (игроки и их друзья поднимают карточки с соответствующими номерами.) ЗВЕЗДУ получит тот, кто скажет, как имя Циолковского связано с Рязанской областью.

Четвертый чтец.

Я первым взлетел,

                      Ну, а вы полетели за мною.

Я подарен навсегда

                       Как дитя человечества небу Землею.

В том апреле лица звезд,

                        Замерзавших без ласки,

                                Замшелых и ржавых,

Потеплели от взошедших на небе

Смоленских веснушек рыжавых.

Ведущий. О ком это стихотворение Евгения Евтушенко? (игроки и их друзья поднимают карточки с соответствующими номерами.) ЗВЕЗДУ получит игрок, который скажет о дате полета и названии корабля Юрия Гагарина.

2 ТУР. «ФИЗИЧЕСКИЕ ПРИБОРЫ И УСТРОЙСТВА»

На столе пронумерованы весы, динамометр, мензурка, линейка, подшипник, часы.

Ведущий. Сейчас вы услышите пословицы и поговорки. Ваша задача – связать их с выставленными на столе приборами и устройствами.

  1. Все идет как по маслу; не подмажешь – не поедешь; сухая ложка рот дерет. (Ответ: подшипник)

ЗВЕЗДУ получит тот, кто объяснит, почему подшипник уменьшает трение.

  1. Две сестры качались, правды добивались, а когда добились, то остановились. (Ответ: весы)
  2. На спине язык, что скажет – люди верят. (Ответ: динамометр)

ЗВЕЗДУ получает тот, кто назовет цену деления прибора и пределы измерения.

  1. Стоят – молчат, пойдут – запоют. (Ответ: часы)
  2. Нема и глуха, а определять объем жидкости позволяет. (Ответ: мензурка)

ЗВЕЗДА вручается тому, кто назовет единицу измерения объема этой мензурки и связь между 1см3 и 1м3.

3 ТУР. «ЗНАКОМЫЕ БУКВЫ».

Ведущий. На доске написаны буквы – обозначения физических величин: p, m, F, l, v. Ваша задача: прослушав пословицы, поговорки, загадки, поставить им в соответствие одну из этих величин. Начнем с пословиц: шила в мешке не утаишь; ежа голыми руками не возьмешь; палец в рот не клади. Какую физическую величину можно поставить в соответствие? (Ответ: давление).

ЗВЕЗДУ получит тот, кто скажет, от чего зависит давление твердого тела, и напишет формулу.

Идем дальше: пеший конному не товарищ; поспешишь – людей насмешишь; тише едешь – дальше будешь. О какой физической величине идет речь? (Ответ: скорость)

С какой физической величиной можно связать эти пословицы: не все на свой аршин меряй; без меры и лаптя не сплетешь? (Ответ: длина)

А вот эти: плохи дела, где сила без ума; без уменья и сила ни при чем; через силу и конь не тянет? (Ответ: сила)

ЗВЕЗДУ получит тот, кто прочитает правила сложения сил.

И наконец, о чем эти поговорки: мал золотник да дорог; тяжело понесешь – домой не донесешь? (Ответ: Масса)

ЗВЕЗДУ получит тот, кто напишет две формулы для нахождения массы тела.

4 ТУР. «ПЛАНЕТЫ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ».

На доске написаны и пронумерованы названия планет: Луна, Меркурий, Марс, Сатурн, Юпитер, Венера.

Ведущий.

  1. Какую планету можно назвать «планетой расплавленных скал»? На какой планете жарче, чем на других? ( Ответ: Меркурий.)
  2. Какое небесное тело вызывает на Земле приливы и отливы?  (Ответ: Луна.)
  3. У какой планеты впервые были обнаружены кольца?  (Ответ: Сатурн)

         ЗВЕЗДУ получит тот, кто скажет, у каких еще планет есть кольца. (Ответ:                       Юпитер, Уран, Нептун.)

  1. Назовите самую большую планету?  (Ответ: Юпитер.)
  2. Какую планету назвали в честь бога войны?  (Ответ: Марс.)

ЗВЕЗДУ получит тот, кто назовет спутники Марса. (Ответ: Фобос и Деймос.)

 

ОТСЕВ ПЕРВОГО УЧАСТНИКА.

5 ТУР. «КУБИКИ С БУКВАМИ»

Ведущий выбрасывает четыре кубика с буквами на гранях. Не выпавшие буквы нужно подобрать физические термины, которые с них начинаются. За каждые четыре слова – 1 балл. Победитель получает ЗВЕЗДУ.

6 ТУР. «АСТРОНОМЫ».

Ведущий. Мир сложен

Он полон событий, сомнений,

И тайн бесконечных, и смелых догадок.

Как чудо природы является гений

И в хаосе этом находит порядок…

Весь мир большой: жара и стужа,

Планет круженье, свет зари –

Все то, что видим мы снаружи,

Законом связано внутри.

Вот этих ученых, кто открыл «планет круженье», вы должны узнать в этом туре и найти их портреты на доске.

Чтец.

Он был ученый и поэт.

Он размышлял про тьму и свет.

В чем сходство стужи и тепла?

Что можно сделать из стекла?

Как получается фарфор?

И что таится в недрах гор?

Он краски изучил и цвет.

Он создал университет.

Своей рискуя головой,

Заряд измерил грозовой.

Был в красноречии силен.

Астроном он. Географ он.

И как сказал о нем поэт:

«Он сам был  - университет!»

Ведущий. О ком идет речь в этом стихотворении? (игроки и их друзья поднимают карточки с соответствующими номерами.)

Чтец.

Он под яблоней сидел.

Вот-вот должна прийти идея.

А плод над ним уже созрел,

К Земле всей массой тяготея.

Умолкли птицы, тишина.

Зажглись далекие светила,

И спелым облаком Луна

Повисла в небе и светила.

Он мыслил, а Луна, кружась

С Землею, Солнце огибала.

Вещей невидимая связь

В ту ночь яснее проступала.

Вот он взглянул на небосвод…

Но ветка дрогнула  - и вот

На Землю яблоко упало…

Ведущий. Кто герой этих стихотворных строчек? (игроки и их друзья поднимают карточки с соответствующими номерами.)

Чтец.

«Земля неподвижна», - когда –то учили.

«Земля неподвижна»,- монахи твердили.

А он узнал о движенье земном.

Движенье Земли он увидел… умом.

Вначале глазам не поверил своим.

Причины нашел смены весен и зим.

«Да будет движенье Земли под запретом»,-

Указано Римом особым декретом.

Ведущий. Какой ученый сделал эти открытия? (игроки и их друзья поднимают карточки с соответствующими номерами.)

Он защищал Коперника идеи

И был сожжен на площади Цветов …

Кто пошел на мученическую смерть за идеи Коперника? (игроки и их друзья поднимают карточки с соответствующими номерами.)

Чтец. Падуя. 1610 год. Старик пишет письмо.

«Кеплер мой! Я шлю тебе

Весть о зрительной трубе.

В тридцать раз мне ближе

Стало наше небо.

Наблюдал я ход планет.

Видел горы на Луне…

Звал ученых – не пришли.

Твердили: «Небыль!»

Посмеемся, Кеплер мой,

Великой трусости людской!

Астрономы от старинных книг ослепли.

Вокруг Юпитера в ночи

Тоже Луны различил.

Жаль, что не было тебя со мною, Кеплер!

PS. Теперь я могу доказать, что прав Коперник».

Ведущий. Кто автор этого письма? (игроки и их друзья поднимают карточки с соответствующими номерами.)

ОТСЕВ ВТОРОГО УЧАСТНИКА.

6 ТУР. «АСТРОНОМИЧЕСКИЕ ЧИСЛА».

На доске написаны числа: 24; 66,5; 9,8; 28; 30; 365, 25.

Ведущий. Отвечая на мои вопросы, посмотрите на доску и выберите число для ответа.

  1. Время, за которое Земля делает полный оборот вокруг Солнца.
  2. Время, за которое Луна сменяет все свои фазы: новолуние, первую четверть, полнолуние, последнюю четверть.
  3. Угол наклона земной оси к плоскости орбиты движения Земли.

ЗВЕЗДУ получит тот, кто скажет, что изменится на Земле, если ось вращения станет перпендикулярна орбите.

  1. С помощью какой постоянной можно рассчитать силу тяжести и вес тела на Земле?

ЗВЕЗДУ получит тот, кто скажет, как можно это сделать на других планетах.

ОТСЕВ ТРЕТЬЕГО УЧАСТНИКА.

7 ТУР. «ЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕПОЧКИ».

  1. Бензин, ртуть, вода – жидкости расположены в порядке возрастания плотности?
  2. Венера, Меркурий, Земля – планеты расположены в порядке удаления от Солнца?
  3. Атом, молекула, ядро – эти мельчайшие частицы расположены так, что последующая является составной частью предыдущего.

ОТСЕВ ЧЕТВЕРТОГО УЧАСТНИКА.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ТУР.

Составьте как можно больше слов из слова «астрономия».

ОТСЕВ ПЯТОГО УЧАСТНИКА.

Подводится итог игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОЛИМПИАДА "ВСЕЗНАЙКА"

Победители и призеры Олимпиады "Всезнайка"...

Викторина "Всезнайки" для 7-8 классов

бучающая викторина для 7-8 классов....

Открытый урок-игра по английскому языку во 2 классе на тему: « Викторина «Всезнайка»

Урок-игра по английскому языку во 2 классе по учебнику Биболетовой М.З. Этот урок проводится в целях закрепления умений и знаний учащихся, после того как пройдены темы: алфавит, животные и звери...

Олимпийские Всезнайки

Это полная разработка внеклассного мероприятия, посвященного XXII Зимним Олимпийским Играм....

Отчёт о проведении конкурса юных информатиков и интеллектуалов "Всезнайка"

"Всезнайка" - конкурс юных информатиков и интеллектуалов, который проводится у нас в школе в рамках подготовки к Международному конкурсу "Бобер"....

Праздник Всезнайки

Праздник Всезнайки проходит  1сентября или в начале месяца  для учащихся 1-11 классов. В этом мероприятии принимают участие  сразу все школьники.  Каждый класс выполняет определённ...

Внеклассное мероприятие по технологии "Всезнайка", для учащихся 6 класса

Внеклассное мероприятие по технологии "Всезнайка", для учащихся 6 класса представляет собой игру состоящую из нескольких конкурсов: 1 конкурс "Викторина по кулинарии", 2 конкурс "Ребусы", 3 конкурс "К...