Мир космоса
элективный курс по физике (11 класс) по теме

Оспищева Анна Михайловна

В современной школе из программы исключен предмет астрономии как таковой. Для восполнения пробелов по вопросом астрономии в школе вводят часы астрономии в качестве элективного курса. предлагаю программу этого курса в 11 классе. программа рассчитана на 1 час в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_kosmosa_.docx22.58 КБ

Предварительный просмотр:

                 

              Программа элективного курса

                         по физике 11 класса

               

                         «Мир космоса».

                            г. Зверево

          Оспищева Анна Михайловна

  1. Пояснительная записка.

Изменение содержания образования старшей школы привело к тому, что из учебных планов школы исключён такой предмет как астрономия, и только отдельные темы данного курса включены в обязательный минимум физического образования. Вместе с тем, этого недостаточно для формирования естественнонаучного мышления учащихся, их представлений о строении мира.

Основной целью элективного курса «Мир космоса» является расширение и углубление знаний по физике, в частности механики, а также химии и биологии. Рассмотрение материала курса служит примером применения основных законов механики при решении конкретной научно-технической проблемы.

Основными задачами данного курса являются:

  1. Знакомство с важнейшими путями и методами использования физических законов и явлений в практике;
  2. Развитие интереса к современной технике;
  3. Ориентация на выбор профессий, связанных с техническим применением физики в технике;
  4. Развитие научных знаний учащихся.

Данный элективный курс по физике представлен как составная часть физики, для углублённого её изучения в качестве предмета по выбору. Перед данным курсом физики «Мир космоса», Завершающим естественно-математическое образование, стоят следующие задачи:

- дать основы знаний о методах и результатах исследований физической природы небесных тел и их систем, строении и эволюции Вселенной;

- показать роль астрономии в познании фундаментальных знаний о природе, использование которых является базой научно-технического прогресса;

- способствовать формированию у школьников научного мировоззрения, раскрывая современную естественнонаучную картину мира, процесс развития знаний о Вселенной;

- способствовать развитию интеллектуальных способностей подростков и их социальной активности.

Данная программа позволит также усилить аспект гуманитаризации курса физики за счёт применения исторического подхода к рассмотрению ряда тем:

- изучение жизни и трудов выдающихся астрономов прошлого;

- изучение исторического процесса развития идей, теорий и астрономических приборов;

- получение фундаментальных представлений о выдающихся достижениях науки, техники и уровне развития современных технологий.

Отличительной особенностью данной программы является уделение внимания развитию практических умений и навыков учащихся. Это позволит глубже понять материал школьного курса астрономии, получить о ней представление как о науке, возникшей из практических потребностей человека и не утратившей этого значения в настоящее время.

Формируемые и проверяемые в ходе выполнения практикума умения  позволят учащимся:

а) применять на практике различные астрономические методы;

б) овладевать элементами проведения научно-исследовательской работы;

в) соотносить результаты практической деятельности с теорией;

г) использовать на практике межпредметные связи.

Требования к уровню подготовки выпускников:

Учащиеся должны знать:

  1. Имена выдающихся астрономов;
  2. Специфику астрономических наблюдений;
  3. Основные элементы небесной сферы;
  4. Связь смены сезонов года с годовым движением Земли вокруг Солнца;
  5. Особенности различных способов счёта времени;
  6. Принципы, лежащие в основе составления календарей.

 

Учащиеся должны уметь:

  1. Находить на небе ярчайшие звёзды;
  2. Работать со звёздной картой;
  3. Знать гелиоцентрическую картину строения Солнечной системы;
  4. Законы движения планет;
  5. Пользоваться астрономическим календарём для получения сведений о движении и возможностях наблюдения тел Солнечной системы;
  6. Находить тела Солнечной системы на небе во время наблюдений.

 

Формы контроля:

  1. Устный опрос.
  2. Тестовые задания.
  3. Рефераты.
  4. Схемы и таблицы.

2. Учебно-тематическое планирование.

Название темы

Количество часов

Форма проведения

Образовательный продукт

Всего

Лекции

Практ.

1. Предмет астрономии. История космонавтики.

2

1.1 Общие представления о строении Вселенной. Созвездия.

1

0,5

0,5

Лекция. Групповая исследовательская работа.

Сообщение. Опорный конспект; реферат.

1.2 Первые фантастические проекты полётов. К.Э. Циолковский – основоположник научной космонавтики. Запуск первого ИСЗ и начало космической эры. Полёт человека в космос.

1

0,5

0,5

Лекция. Видеофильм об освоении космоса.

Сообщение.

2. Научное использование знаний о космосе.

2

2.1 Предсказатель Нострадамус. Движение Луны. Солнечные и Лунные затмения.

1

1

Лекция.

Реферат. Опорный конспект.

2.2 Время и календарь. Становление мировоззрения системы мира.

1

1

Эвристическая беседа. Лекция.

Реферат; сравнительная характеристика календарей. Сравнительная характеристика; схема.

3. Движение небесных тел.

2

3.1 Состав и масштабы Солнечной системы. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе.

1

0,5

0,5

Видеофильм. Эвристическая беседа. Решение задач.

Опорный конспект. Образцы решения задач.

3.2 Движение небесных тел под действием сил тяготения.

1

0,5

0,5

Лекция; решение задач.

Образцы решения задач.

4. Методы астрофизических исследований.

1

4.1 Исследование электромагнитного излучения небесных тел. Спектральный анализ. Назначение, принцип действия и важнейшие характеристики оптических телескопов и радиотелескопов.

1

0,5

0,5

Лекция; групповая исследовательская работа. Групповая исследовательская работа.

Отчёт о работе.

5. Природа тел Солнечной системы.

5

5.1 Общие характеристики планет. Физическая обусловленность их природы. Планета Земля.

1

1

Лекция. Видеофильм.

Сообщение. Реферат.

5.2 Луна – естественный спутник Земли.

1

1

Эвристическая беседа.

Сообщение.

5.3 Планеты земной группы: Меркурий, Венера, Марс.

1

1

Лекция; видеофильм.

Сравнительная характеристика

5.4 Планеты-гиганты: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Особенности Плутона.

1

1

Лекция; видеофильм.

Сравнительная характеристика

5.5 Малые тела Солнечной системы: астероиды, кометы, метеориты, болиды. Межпланетарная среда.

1

1

Лекция; видеофильм.

Реферат.

6. Полёты к Луне и планетам.

1

6.1 Траектории полётов к Луне и  к планетам Солнечной системы. Искусственные спутники Луны. Посадка на планеты.

1

1

Эвристическая беседа. Самостоятельная работа с литературой.

Опорный конспект. Сообщение.

7. Звёзды и Солнце.

2

7.1 Солнце – ближайшая звезда. Солнечная система – комплекс тел, имеющих общее происхождение.

1

0,5

0,5

Лекция. Групповая работа.

Сообщение. Отчёт о работе.

7.2 Основные характеристики звёзд. Переменные и нестационарные звёзды. Важнейшие закономерности в мире звёзд. Эволюция звёзд.

1

1

Лекция. видеофильм.

Опорный конспект. Сообщение. Схема.

8. Наша Галактика.

1

8.1 Наша Галактика. Диффузная материя.  Другие звёздные системы – Галактики.

1

0,5

0,5

Самостоятельная работа с литературой. Эвристическая беседа.

Отчёт о работе. Опорный конспект. Сообщение.

9. Перспективы космонавтики.

1

9.1 Проекты дальнейших космических полётов в Солнечной системе. Проекты освоения Луны и планет. Связь с другими цивилизациями.

1

0,5

0,5

Лекция. Групповая работа. Самостоятельная работа с литературой.

Сообщение. Отчёт о работе. Реферат.

Общее количество часов.

17

13

4

  1. Содержание.

  1. Предмет астрономии. История космонавтики (2 часа).

Общие представления о строении Вселенной. Созвездия. Первые фантастические проекты космических полётов. К.Э. Циолковский – основоположник научной космонавтики. Запуск первого ИСЗ и начало космической эры. Полёт человека в космос.

  1. Научное использование знаний о космосе (2 часа).

Предсказатель Нострадамус. Движение Луны. Солнечные и Лунные затмения. Время и календарь. Становление мировоззрения системы мира.

  1. Движение небесных тел (2 часа).

Состав и масштабы солнечной системы. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Движение небесных тел под действием сил тяготения.

  1. Методы астрофизических исследований (1 часа).

Исследование электромагнитного излучения небесных тел. Спектральный анализ. Назначение, принцип действия и важнейшие характеристики оптических телескопов и радиотелескопов.

5. Природа тел Солнечной системы (5 часов).

Общие характеристики планет. Физическая обусловленность их природы. Планета Земля. Луна – естественный спутник Земли. Планеты земной группы: Меркурий, Венера, Марс. Планеты-гиганты: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Особенности Плутона. Малые тела Солнечной системы: астероиды, кометы, метеориты, болиды. Межпланетарная среда.

6. Полёты к Луне и планетам (1 часа).

Траектории полётов к Луне. Искусственные спутники Луны. Посадка на луну. Траектории полётов к планетам Солнечной системы. Посадка на планеты.

  1. Звёзды и Солнце (2 часов).

Солнце – ближайшая звезда. Солнечная система – комплекс тел, имеющих общее происхождение. Основные характеристики звёзд. Переменные и нестационарные звёзды. Важнейшие закономерности в мире звёзд. Эволюция звёзд.

  1. Наша Галактика (1 часа).

Наша Галактика. Диффузная материя. Другие звёздные системы – Галактики.

  1. Перспективы космонавтики (1 часа).

Проекты дальнейших космических полётов в Солнечной системе. Проекты освоения Луны и планет. Возможность межзвёздных полётов. Исследование межзвёздной среды. Связь с другими цивилизациями.

  1. Используемая литература.
  1. Марленский А.Д. Основы космонавтики. – М.: Просвещение, 1975.
  2. Гильберг Л.А. Покорение неба. – М.: Издательство ДОСААФ, 1977.
  3. Колесников Ю. Космос – Земля. – М.: Детская литература, 1987.
  4. Космодемьянский А.А. Константин Эдуардович Циолковский. – М.: Наука, 1987.
  5. Детская энциклопедия.
  6. Кожеутов И.В. Элементы космонавтики. – М.: Просвещение, 1977.
  7. Серёгин А.В. Путь в космос. – М.: Просвещение, 1974.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дорога в космос. Информационный бюллетень.

Юбилейный год 50-летия первого полета человека в космос всколыхнул интерес к личности Юрия Гагарина не только в России, но и во всем мире.  Имя Юрия Гагарина стало символом космической эры, символом м...

Полет первого человека в космос

В презентации рассказывается о жизненном пути Юрия Алексеевича Гагарина....

Доклад на тему :" Человек и Космос. Научные исследования и эксперименты в космосе , перспективы освоения космического пространства."

В данной работе рассматриваются такие вопросы: Человек и Космос , исследования и эксперименты в космосе , перспективы освоения космического пространства и другие вопросы....

Космос.Оправданы ли потраченные на космос деньги?

В презентации рассматривается вопрос:" Насколько оправданы капитальные вложения в космическую отрасль"...

К 60-летию первого полета человека в космос "Человек, покоривший космос"

Сценарий классного часа, отражает путь Юрия Алексеевича Гагарина к своей мечте - полету в космос.В экспозиции сценария пояляется Маленький Принц А. де Сент-Экзюпери, который путешествовал, мечтал и хо...

Урок, посвященный 50-летию полета в космос первой в мире женщины-космонавта В. Терешковой, по теме «Космос – человечеству»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАУрок проводился в 8 классе в рамках  конкурса методических разработок конспектов уроков «Космос – человечеству». Подготовка урока осуществлялась с учетом во...

Районный конкурс творческих работ по космонавтике «Звёздные дали», посвящённого 55-летию со дня первого выхода человека в космос Номинация конкурса: Исследовательская работа: «Дорога в космос»

Районный конкурс творческих работ по космонавтике «Звёздные дали», посвящённого 55-летию со дня первого выхода человека в космос Номинация конкурса: Исследовательская работа: «Дорога...