Мир космоса
элективный курс по физике (11 класс) по теме
В современной школе из программы исключен предмет астрономии как таковой. Для восполнения пробелов по вопросом астрономии в школе вводят часы астрономии в качестве элективного курса. предлагаю программу этого курса в 11 классе. программа рассчитана на 1 час в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_kosmosa_.docx | 22.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса
по физике 11 класса
«Мир космоса».
г. Зверево
Оспищева Анна Михайловна
- Пояснительная записка.
Изменение содержания образования старшей школы привело к тому, что из учебных планов школы исключён такой предмет как астрономия, и только отдельные темы данного курса включены в обязательный минимум физического образования. Вместе с тем, этого недостаточно для формирования естественнонаучного мышления учащихся, их представлений о строении мира.
Основной целью элективного курса «Мир космоса» является расширение и углубление знаний по физике, в частности механики, а также химии и биологии. Рассмотрение материала курса служит примером применения основных законов механики при решении конкретной научно-технической проблемы.
Основными задачами данного курса являются:
- Знакомство с важнейшими путями и методами использования физических законов и явлений в практике;
- Развитие интереса к современной технике;
- Ориентация на выбор профессий, связанных с техническим применением физики в технике;
- Развитие научных знаний учащихся.
Данный элективный курс по физике представлен как составная часть физики, для углублённого её изучения в качестве предмета по выбору. Перед данным курсом физики «Мир космоса», Завершающим естественно-математическое образование, стоят следующие задачи:
- дать основы знаний о методах и результатах исследований физической природы небесных тел и их систем, строении и эволюции Вселенной;
- показать роль астрономии в познании фундаментальных знаний о природе, использование которых является базой научно-технического прогресса;
- способствовать формированию у школьников научного мировоззрения, раскрывая современную естественнонаучную картину мира, процесс развития знаний о Вселенной;
- способствовать развитию интеллектуальных способностей подростков и их социальной активности.
Данная программа позволит также усилить аспект гуманитаризации курса физики за счёт применения исторического подхода к рассмотрению ряда тем:
- изучение жизни и трудов выдающихся астрономов прошлого;
- изучение исторического процесса развития идей, теорий и астрономических приборов;
- получение фундаментальных представлений о выдающихся достижениях науки, техники и уровне развития современных технологий.
Отличительной особенностью данной программы является уделение внимания развитию практических умений и навыков учащихся. Это позволит глубже понять материал школьного курса астрономии, получить о ней представление как о науке, возникшей из практических потребностей человека и не утратившей этого значения в настоящее время.
Формируемые и проверяемые в ходе выполнения практикума умения позволят учащимся:
а) применять на практике различные астрономические методы;
б) овладевать элементами проведения научно-исследовательской работы;
в) соотносить результаты практической деятельности с теорией;
г) использовать на практике межпредметные связи.
Требования к уровню подготовки выпускников:
Учащиеся должны знать:
- Имена выдающихся астрономов;
- Специфику астрономических наблюдений;
- Основные элементы небесной сферы;
- Связь смены сезонов года с годовым движением Земли вокруг Солнца;
- Особенности различных способов счёта времени;
- Принципы, лежащие в основе составления календарей.
Учащиеся должны уметь:
- Находить на небе ярчайшие звёзды;
- Работать со звёздной картой;
- Знать гелиоцентрическую картину строения Солнечной системы;
- Законы движения планет;
- Пользоваться астрономическим календарём для получения сведений о движении и возможностях наблюдения тел Солнечной системы;
- Находить тела Солнечной системы на небе во время наблюдений.
Формы контроля:
- Устный опрос.
- Тестовые задания.
- Рефераты.
- Схемы и таблицы.
2. Учебно-тематическое планирование.
Название темы | Количество часов | Форма проведения | Образовательный продукт | ||
Всего | Лекции | Практ. | |||
1. Предмет астрономии. История космонавтики. | 2 | ||||
1.1 Общие представления о строении Вселенной. Созвездия. | 1 | 0,5 | 0,5 | Лекция. Групповая исследовательская работа. | Сообщение. Опорный конспект; реферат. |
1.2 Первые фантастические проекты полётов. К.Э. Циолковский – основоположник научной космонавтики. Запуск первого ИСЗ и начало космической эры. Полёт человека в космос. | 1 | 0,5 | 0,5 | Лекция. Видеофильм об освоении космоса. | Сообщение. |
2. Научное использование знаний о космосе. | 2 | ||||
2.1 Предсказатель Нострадамус. Движение Луны. Солнечные и Лунные затмения. | 1 | 1 | Лекция. | Реферат. Опорный конспект. | |
2.2 Время и календарь. Становление мировоззрения системы мира. | 1 | 1 | Эвристическая беседа. Лекция. | Реферат; сравнительная характеристика календарей. Сравнительная характеристика; схема. | |
3. Движение небесных тел. | 2 | ||||
3.1 Состав и масштабы Солнечной системы. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. | 1 | 0,5 | 0,5 | Видеофильм. Эвристическая беседа. Решение задач. | Опорный конспект. Образцы решения задач. |
3.2 Движение небесных тел под действием сил тяготения. | 1 | 0,5 | 0,5 | Лекция; решение задач. | Образцы решения задач. |
4. Методы астрофизических исследований. | 1 | ||||
4.1 Исследование электромагнитного излучения небесных тел. Спектральный анализ. Назначение, принцип действия и важнейшие характеристики оптических телескопов и радиотелескопов. | 1 | 0,5 | 0,5 | Лекция; групповая исследовательская работа. Групповая исследовательская работа. | Отчёт о работе. |
5. Природа тел Солнечной системы. | 5 | ||||
5.1 Общие характеристики планет. Физическая обусловленность их природы. Планета Земля. | 1 | 1 | Лекция. Видеофильм. | Сообщение. Реферат. | |
5.2 Луна – естественный спутник Земли. | 1 | 1 | Эвристическая беседа. | Сообщение. | |
5.3 Планеты земной группы: Меркурий, Венера, Марс. | 1 | 1 | Лекция; видеофильм. | Сравнительная характеристика | |
5.4 Планеты-гиганты: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Особенности Плутона. | 1 | 1 | Лекция; видеофильм. | Сравнительная характеристика | |
5.5 Малые тела Солнечной системы: астероиды, кометы, метеориты, болиды. Межпланетарная среда. | 1 | 1 | Лекция; видеофильм. | Реферат. | |
6. Полёты к Луне и планетам. | 1 | ||||
6.1 Траектории полётов к Луне и к планетам Солнечной системы. Искусственные спутники Луны. Посадка на планеты. | 1 | 1 | Эвристическая беседа. Самостоятельная работа с литературой. | Опорный конспект. Сообщение. | |
7. Звёзды и Солнце. | 2 | ||||
7.1 Солнце – ближайшая звезда. Солнечная система – комплекс тел, имеющих общее происхождение. | 1 | 0,5 | 0,5 | Лекция. Групповая работа. | Сообщение. Отчёт о работе. |
7.2 Основные характеристики звёзд. Переменные и нестационарные звёзды. Важнейшие закономерности в мире звёзд. Эволюция звёзд. | 1 | 1 | Лекция. видеофильм. | Опорный конспект. Сообщение. Схема. | |
8. Наша Галактика. | 1 | ||||
8.1 Наша Галактика. Диффузная материя. Другие звёздные системы – Галактики. | 1 | 0,5 | 0,5 | Самостоятельная работа с литературой. Эвристическая беседа. | Отчёт о работе. Опорный конспект. Сообщение. |
9. Перспективы космонавтики. | 1 | ||||
9.1 Проекты дальнейших космических полётов в Солнечной системе. Проекты освоения Луны и планет. Связь с другими цивилизациями. | 1 | 0,5 | 0,5 | Лекция. Групповая работа. Самостоятельная работа с литературой. | Сообщение. Отчёт о работе. Реферат. |
Общее количество часов. | 17 | 13 | 4 | ||
- Содержание.
- Предмет астрономии. История космонавтики (2 часа).
Общие представления о строении Вселенной. Созвездия. Первые фантастические проекты космических полётов. К.Э. Циолковский – основоположник научной космонавтики. Запуск первого ИСЗ и начало космической эры. Полёт человека в космос.
- Научное использование знаний о космосе (2 часа).
Предсказатель Нострадамус. Движение Луны. Солнечные и Лунные затмения. Время и календарь. Становление мировоззрения системы мира.
- Движение небесных тел (2 часа).
Состав и масштабы солнечной системы. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Движение небесных тел под действием сил тяготения.
- Методы астрофизических исследований (1 часа).
Исследование электромагнитного излучения небесных тел. Спектральный анализ. Назначение, принцип действия и важнейшие характеристики оптических телескопов и радиотелескопов.
5. Природа тел Солнечной системы (5 часов).
Общие характеристики планет. Физическая обусловленность их природы. Планета Земля. Луна – естественный спутник Земли. Планеты земной группы: Меркурий, Венера, Марс. Планеты-гиганты: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Особенности Плутона. Малые тела Солнечной системы: астероиды, кометы, метеориты, болиды. Межпланетарная среда.
6. Полёты к Луне и планетам (1 часа).
Траектории полётов к Луне. Искусственные спутники Луны. Посадка на луну. Траектории полётов к планетам Солнечной системы. Посадка на планеты.
- Звёзды и Солнце (2 часов).
Солнце – ближайшая звезда. Солнечная система – комплекс тел, имеющих общее происхождение. Основные характеристики звёзд. Переменные и нестационарные звёзды. Важнейшие закономерности в мире звёзд. Эволюция звёзд.
- Наша Галактика (1 часа).
Наша Галактика. Диффузная материя. Другие звёздные системы – Галактики.
- Перспективы космонавтики (1 часа).
Проекты дальнейших космических полётов в Солнечной системе. Проекты освоения Луны и планет. Возможность межзвёздных полётов. Исследование межзвёздной среды. Связь с другими цивилизациями.
- Используемая литература.
- Марленский А.Д. Основы космонавтики. – М.: Просвещение, 1975.
- Гильберг Л.А. Покорение неба. – М.: Издательство ДОСААФ, 1977.
- Колесников Ю. Космос – Земля. – М.: Детская литература, 1987.
- Космодемьянский А.А. Константин Эдуардович Циолковский. – М.: Наука, 1987.
- Детская энциклопедия.
- Кожеутов И.В. Элементы космонавтики. – М.: Просвещение, 1977.
- Серёгин А.В. Путь в космос. – М.: Просвещение, 1974.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дорога в космос. Информационный бюллетень.
Юбилейный год 50-летия первого полета человека в космос всколыхнул интерес к личности Юрия Гагарина не только в России, но и во всем мире. Имя Юрия Гагарина стало символом космической эры, символом м...
Полет первого человека в космос
В презентации рассказывается о жизненном пути Юрия Алексеевича Гагарина....
Доклад на тему :" Человек и Космос. Научные исследования и эксперименты в космосе , перспективы освоения космического пространства."
В данной работе рассматриваются такие вопросы: Человек и Космос , исследования и эксперименты в космосе , перспективы освоения космического пространства и другие вопросы....
Космос.Оправданы ли потраченные на космос деньги?
В презентации рассматривается вопрос:" Насколько оправданы капитальные вложения в космическую отрасль"...
К 60-летию первого полета человека в космос "Человек, покоривший космос"
Сценарий классного часа, отражает путь Юрия Алексеевича Гагарина к своей мечте - полету в космос.В экспозиции сценария пояляется Маленький Принц А. де Сент-Экзюпери, который путешествовал, мечтал и хо...
Урок, посвященный 50-летию полета в космос первой в мире женщины-космонавта В. Терешковой, по теме «Космос – человечеству»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАУрок проводился в 8 классе в рамках конкурса методических разработок конспектов уроков «Космос – человечеству». Подготовка урока осуществлялась с учетом во...
Районный конкурс творческих работ по космонавтике «Звёздные дали», посвящённого 55-летию со дня первого выхода человека в космос Номинация конкурса: Исследовательская работа: «Дорога в космос»
Районный конкурс творческих работ по космонавтике «Звёздные дали», посвящённого 55-летию со дня первого выхода человека в космос Номинация конкурса: Исследовательская работа: «Дорога...