«ТРАНСПОРТ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА»
материал по физике (10 класс) по теме
Данный межпредметный семинар проводится в 10 классе, привлекаются знания учащихся из химии и географии, ему предшествуют проведение небольших исследований, описание которых дано ниже. После небольшой коррекции подобного типа семинар можно провести и в 8 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya2_akinshina.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК – СЕМИНАР ПО ТЕМЕ
«ТРАНСПОРТ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА»
(10КЛАСС)
С.Д.Акиншина, учитель физики МОУ –СОШ № 6г.Армавир
Данный межпредметный семинар проводится в 10 классе, привлекаются знания учащихся из химии и географии, ему предшествуют проведение небольших исследований, описание которых дано ниже. После небольшой коррекции подобного типа семинар можно провести и в 8 классе.
Цель семинара: выработать у учащихся навык анализировать проблему, выявить ее первопричины и находить пути ее решения.
Оборудование и наглядные пособия: карта «Транспорт России»; модель двигателя внутреннего сгорания; диафильм «Тепловые машины"; таблица "Уровень СО в атмосфере Земли», «Скорость в природе и технике».
Обсуждаемые проблемы:
- принцип действия тепловых машин;
- технические основы автомобиля;
- транспорт и окружающая среда;
- возможные пути решения проблем транспорта и охраны окружающей среды.
Ход урока. После вступительного слова учителя выступают учащиеся с докладами на темы:
- Изобретение тепловых машин.
- Принцип действия тепловых машин; устройство двигателя внутреннего сгорания дизельного и карбюраторного типа.
- Добавки к топливу; экологически чистое топливо («Химия-8»); образование смога; образование «кислотных» дождей; возникновение парникового эффекта.
- Транспортные происшествия и экологические проблемы; тепловые машины и охран окружающей среды.
- История развития московского транспорта («Георгафия-9»)
Сообщения сопровождаются фрагментами из диафильмов, показом таблиц, карты «Транспорт России» и модели двигателя внутреннего сгорания.
После обсуждения докладов совместно составляется итоговая таблица 1.
Таблица 1.
ТРАНСПОРТ – «ЗА» И «ПРОТИВ»
«ЗА» | «ПРОТИВ» | Пути решения проблемы |
Способствует экономическому развитию. Создает комфортные условия для человека. Удовлетворяет потребности человека в скорости передвижения. | Загрязняет биосферу. Способствует повышению температуры окружающей среды. Истощает природные ресурсы. Негативно влияет на состояние здоровья человека. | Альтернативное топливо. Альтернативные двигатели. Альтернативные источники энергии. Оздоровление окружающей среды. Воспитание экологической культуры водителей. |
Исследовательская работа: «Определение содержания свинца в окружающей среде».
Индикатором свинца является 1-нормаьный раствор КJ и 6%-ный раствор азотной кислоты (качественный анализ).
1
Ход исследований.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ СВИНЦА НА ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ (В СНЕГЕ)
- Отберите посуду для взятия проб снега (емкости не должны быть менее 2520мл), наклейте этикетку, обозначьте объект исследований, поставьте номер исследуемой точки (на расстоянии 0, 30, 60, 120 и 240 м от объекта, чтобы проследить, как далеко распространяется загрязнение), дату.
- Емкость погрузите в снег открытым концом, стараясь достичь его нижнего слоя.
- Пробу выньте, закройте крышкой.
- Пробы доставьте в лабораторию, исследование проведите, кода снег растает.
- Отлейте по 100 мл от каждой пробы, воду отфильтруйте, пропустив воду через фильтрованную бумагу и предварительно взвесив фильтр.
- Зафиксируйте механические загрязнения. Для этого фильтр высушите, а затем взвесьте. Посчитайте общее количество механических загрязнений и, сравнив 5 проб из разных точек, проследите характер распространения загрязнения. Исследования лучше провести на открытом пространстве или озелененных территориях.
- Подготовьте пробы для исследования на свинец: приготовьте 5 пробирок и сделайте соответствующие этикетки.
- В каждую пробирку налейте по 1 мл талой воды, добавив 1 мл 1-нормального раствора КJ и 6%-ный раствор азотной кислоты При наличии свинца должен выпасть желтый осадок (если посуда, в которой проводили эксперимент, была чистой).
- Сравните количество осадка в разных пробирках.
- Полученные результаты проанализируйте, найдите возможность применения полученным знаниям.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОЖДЕРЖАНИЯ СВИНЦА В ПОЧВЕ.
- Аналогичным способом сделайте заборы почв. Пробы заложите в пакеты и сделайте этикетки.
- Подготовьте почвы к исследованию на свинец, для чего извлеките их из пакета и подсушите в течении 3-5 дней.
- Возьмите соответственно 5 пробирок, сделайте и наклейте этикетки.
- Из каждой робы сделайте навески по 10 мг и поместите их в пробирки. В каждую пробку добавьте 10 м дистиллированной воды, хорошенько перемешайте содержимое, встряхивая их в течении 10мин, и оставьте на сутки.
- Через сутки в каждую пробирку добавьте индикатор свинца (см. п.8 выше).
- Проанализируйте, найдите возможность применения полученным знаниям.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОЖДЕРЖАНИЯ СВИНЦА В РАСТЕНИЯХ.
- Подготовьте пакеты для сбора листьев и травы.
- Заготовьте этикетки (номер пробы, дата, и объект) и сделайте забор проб:
проба № 1 – разделительная полоса трассы;
проба № 2 – прямо на обочине;
проба № 3 – на расстоянии 30 м;
проба № 4 – на расстоянии 60 м;
проба № 5 – на расстоянии 120 м;
проба № 6 – на расстоянии 240 м.
- Отберите по 50-100 листьев или 30 -50 г травы в соответствующих точках, заложит в пакеты с этикетками.
- Каждую из растительных проб превратите в гомогенат.
- Гомогенат поместите в пробирки с этикетками, добавьте равное количество дистиллированной воды и смешайте, активно потряхивая.
- Оставьте на сутки.
- Добавьте по вышеописанной схеме индикатор свинца.
- Проанализируйте, найдите возможность применения полученным знаниям.
2
Литература для учащихся:
- Агаджанян Н.А., Торшин В.И.Экология человека. - М. АО «Аспект –Пресс» 1994.
- Газета «Зеленый мир».
- Гнедина Т.Е. Физика и творчество в твоей профессии –М..: Просвещение, 1998.
- Горбатовский В.В. Экологическая безопасность в городе./ Информационно-справочный бюллетень «Экологический вестник России» 1995.
- Иванов А.С., Проказа А.Г. Мир механики и техники. –М.: Просвещение, 1993.
- Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. – Т. 1, 2 –М.: Прогресс, 1994
- Небел Б. Наука об окружающей среде. – М.: - Мир , 1993.
- Одум Е. Основы экологии. – М.: Просвещение, 1968.
- Рыбальский Н.Г. Экологическая безопасность транспорта./ Информационно-справочный бюллетень «Экологический вестник России» 1995.
- Седлецкая Е.Н. Кислотные дожди. – М. : ДЭЦ, 1994.
- Химия в действии./ Пер. с англ. - М. Мир , 1991.
- Химия в обществе./ Пер. с англ. - М. Мир , 1995.
.
3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок "Влияние автомобильного транспорта на окружающую среду»
Интегрированный урок по теме « Влияние транспорта на окружающую среду» позволяет раскрыть социально-экологические проблемы на примере улицы Хиросимы, в районе которой располагается МОУ СОШ №6, учит пр...
«Влияние автомобильного транспорта на окружающую среду и здоровье человека»
Данная работа выполнялась в 2012-2013 году. Целью этой работы является исследование потока автотранспорта на улицах в районе школы - Ленинская, Владивостокская, Луначарского. Вычисление количест...
Экологический исследовательский проект "Влияние газовых выбросов автомобильного транспорта на человека и окружающую среду".
Экологический проект раскрывает проблему загазованности территории лицея и микрорайона "Центральный" г.о. Коломна Московской области. Проект представлен на муниципальном этапе всероссийской олимпиады ...
Тепловые двигатели в развитии теплоэнергетики и транспорта. Экология окружающей среды
В настоящее время имеет место тенденция объединения, или группировки, учебного материала в курсе физики вокруг ведущих физических идей или принципов, т. е. его генерализация. В качестве основных ведущ...
ПРОЕКТ: Влияние автомобильного транспорта на окружающую среду и здоровье человека
В течение нескольких лет мы рассматривали влияние автомобильного транспорта на окружающую среду и здоровье человека. Выяснили, что одним из источников загрязнения воды являются автомойки. В данном исс...
Косметика для автомобиля. Загрязнение окружающей среды автомобильным транспортом
Изучить косметику для автомобиля и загрязнение окружающей среды автомобильным транспортом...
Двигатель внутреннего сгорания. Транспорт и охрана окружающей среды.
1. Изучить устройство, принцип действия и назначение тепловых машин на примере двигателя внутреннего сгорания. Выяснить роль тепловых двигателей в жизни людей.2. Рассмотреть историю развития тепловой ...