«ТРАНСПОРТ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА»
материал по физике (10 класс) по теме

Акиншина Светлана Джалоловна

 

Данный межпредметный семинар проводится в 10 классе, привлекаются знания учащихся из химии и географии, ему предшествуют проведение небольших исследований, описание которых дано ниже. После небольшой коррекции подобного типа семинар можно провести и в 8 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya2_akinshina.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК – СЕМИНАР ПО ТЕМЕ

 «ТРАНСПОРТ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА»

(10КЛАСС)

С.Д.Акиншина, учитель физики МОУ –СОШ № 6г.Армавир

Данный межпредметный семинар проводится в 10 классе, привлекаются знания учащихся из химии и географии, ему предшествуют проведение небольших исследований, описание которых дано ниже. После небольшой коррекции подобного типа семинар можно провести и в 8 классе.

Цель семинара: выработать у учащихся навык анализировать проблему, выявить ее первопричины и находить пути ее решения.

Оборудование и наглядные пособия: карта «Транспорт России»; модель двигателя внутреннего сгорания; диафильм «Тепловые машины"; таблица "Уровень СО в атмосфере Земли», «Скорость в природе и технике».

Обсуждаемые проблемы:

  1. принцип действия тепловых машин;
  1. технические основы автомобиля;
  1. транспорт и окружающая среда;
  1. возможные пути решения проблем транспорта и охраны окружающей среды.

Ход урока. После вступительного слова учителя выступают учащиеся  с докладами на темы:

  1. Изобретение тепловых машин.
  2. Принцип действия тепловых машин; устройство двигателя внутреннего сгорания дизельного и карбюраторного  типа.
  3. Добавки к топливу; экологически чистое топливо («Химия-8»); образование смога; образование «кислотных» дождей; возникновение парникового эффекта.
  4. Транспортные происшествия и экологические проблемы; тепловые машины и охран окружающей среды.
  5. История развития московского транспорта («Георгафия-9»)

Сообщения сопровождаются фрагментами из диафильмов, показом таблиц, карты «Транспорт России» и модели двигателя внутреннего сгорания.

После обсуждения  докладов совместно составляется итоговая таблица 1.

Таблица 1.

ТРАНСПОРТ – «ЗА» И «ПРОТИВ»

«ЗА»

 «ПРОТИВ»

Пути решения проблемы

Способствует экономическому развитию.

 Создает комфортные условия для человека.

Удовлетворяет потребности человека в скорости передвижения.

Загрязняет биосферу.

Способствует повышению температуры окружающей среды.

Истощает природные ресурсы. Негативно влияет на состояние здоровья человека.

Альтернативное топливо.

Альтернативные двигатели.

Альтернативные источники энергии.

Оздоровление окружающей среды.

Воспитание экологической культуры водителей.

Исследовательская работа: «Определение содержания свинца в окружающей среде».

Индикатором свинца является 1-нормаьный раствор КJ и 6%-ный раствор азотной кислоты (качественный анализ).

1

        Ход исследований.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ СВИНЦА НА ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ (В СНЕГЕ)

  1. Отберите посуду для взятия проб снега (емкости не должны быть менее 2520мл), наклейте этикетку, обозначьте объект исследований, поставьте номер исследуемой точки (на расстоянии 0, 30, 60, 120 и 240 м от объекта, чтобы проследить, как далеко распространяется загрязнение), дату.
  2. Емкость погрузите в снег открытым концом, стараясь достичь его нижнего слоя.
  3. Пробу выньте, закройте крышкой.
  4. Пробы доставьте в лабораторию, исследование проведите, кода снег растает.
  5. Отлейте по 100 мл от каждой пробы, воду отфильтруйте, пропустив воду через фильтрованную бумагу и предварительно взвесив фильтр.
  6. Зафиксируйте механические загрязнения. Для этого фильтр высушите, а затем взвесьте. Посчитайте общее количество механических загрязнений и, сравнив 5 проб из разных точек, проследите характер распространения загрязнения. Исследования лучше провести на открытом пространстве или озелененных территориях.  
  7. Подготовьте пробы для исследования на свинец: приготовьте 5 пробирок и сделайте соответствующие этикетки.
  8. В каждую  пробирку налейте по 1 мл талой воды, добавив 1 мл 1-нормального раствора КJ и 6%-ный раствор азотной кислоты При наличии свинца должен выпасть желтый осадок (если посуда, в которой проводили эксперимент, была чистой).
  9. Сравните количество осадка в разных пробирках.
  10. Полученные результаты проанализируйте, найдите возможность применения полученным знаниям.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОЖДЕРЖАНИЯ СВИНЦА В ПОЧВЕ.

  1. Аналогичным способом сделайте заборы почв. Пробы заложите в пакеты и сделайте этикетки.
  2. Подготовьте почвы к исследованию на свинец, для чего извлеките их из пакета и подсушите в течении 3-5 дней.
  3. Возьмите соответственно 5 пробирок, сделайте и наклейте этикетки.
  4. Из каждой робы сделайте навески по 10 мг и поместите их в пробирки. В каждую пробку добавьте 10 м дистиллированной воды, хорошенько перемешайте содержимое, встряхивая их в течении 10мин, и оставьте на сутки.
  5. Через сутки в каждую пробирку добавьте индикатор свинца (см. п.8 выше).
  6. Проанализируйте, найдите возможность применения полученным знаниям.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОЖДЕРЖАНИЯ СВИНЦА В РАСТЕНИЯХ.

  1. Подготовьте пакеты для сбора листьев и травы.
  2. Заготовьте этикетки (номер пробы, дата, и объект) и сделайте забор проб:

проба №  1 – разделительная полоса трассы;

проба №  2 – прямо на обочине;

проба №  3 – на расстоянии 30 м;

проба №  4 – на расстоянии 60 м;

проба №  5 – на расстоянии 120 м;

проба №  6 – на расстоянии 240 м.

  1. Отберите по 50-100 листьев или 30 -50 г травы в соответствующих точках, заложит в пакеты с этикетками.
  2. Каждую из растительных проб превратите в гомогенат.
  3. Гомогенат поместите в пробирки с этикетками, добавьте равное количество дистиллированной воды и смешайте, активно потряхивая.
  4. Оставьте на сутки.
  5. Добавьте по вышеописанной схеме индикатор свинца.
  6. Проанализируйте, найдите возможность применения полученным знаниям.

2

Литература для учащихся:

  1. Агаджанян Н.А., Торшин В.И.Экология человека. - М. АО «Аспект –Пресс» 1994.
  2. Газета «Зеленый мир».
  3. Гнедина Т.Е. Физика и творчество в твоей профессии –М..: Просвещение, 1998.
  4. Горбатовский В.В. Экологическая безопасность в городе./ Информационно-справочный бюллетень «Экологический вестник России» 1995.
  5. Иванов А.С., Проказа А.Г. Мир механики и техники. –М.: Просвещение, 1993.
  6. Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. – Т. 1, 2 –М.: Прогресс, 1994
  7. Небел Б. Наука об окружающей среде. – М.: - Мир , 1993.
  8. Одум Е. Основы экологии. – М.: Просвещение, 1968.
  9. Рыбальский Н.Г. Экологическая безопасность транспорта./ Информационно-справочный бюллетень «Экологический вестник России» 1995.
  10. Седлецкая Е.Н. Кислотные дожди. – М. : ДЭЦ, 1994.
  11.  Химия в действии./ Пер. с англ. - М. Мир , 1991.
  12. Химия в обществе./ Пер. с англ. - М. Мир , 1995.

.

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок "Влияние автомобильного транспорта на окружающую среду»

Интегрированный урок по теме « Влияние транспорта на окружающую среду» позволяет раскрыть социально-экологические проблемы на примере улицы Хиросимы, в районе которой располагается МОУ СОШ №6, учит пр...

«Влияние автомобильного транспорта на окружающую среду и здоровье человека»

Данная работа выполнялась в 2012-2013 году. Целью этой работы является исследование потока автотранспорта на улицах в районе школы - Ленинская, Владивостокская, Луначарского. Вычисление количест...

Экологический исследовательский проект "Влияние газовых выбросов автомобильного транспорта на человека и окружающую среду".

Экологический проект раскрывает проблему загазованности территории лицея и микрорайона "Центральный" г.о. Коломна Московской области. Проект представлен на муниципальном этапе всероссийской олимпиады ...

Тепловые двигатели в развитии теплоэнергетики и транспорта. Экология окружающей среды

В настоящее время имеет место тенденция объединения, или группировки, учебного материала в курсе физики вокруг ведущих физических идей или принципов, т. е. его генерализация. В качестве основных ведущ...

ПРОЕКТ: Влияние автомобильного транспорта на окружающую среду и здоровье человека

В течение нескольких лет мы рассматривали влияние автомобильного транспорта на окружающую среду и здоровье человека. Выяснили, что одним из источников загрязнения воды являются автомойки. В данном исс...

Косметика для автомобиля. Загрязнение окружающей среды автомобильным транспортом

Изучить косметику для автомобиля и загрязнение окружающей среды автомобильным транспортом...

Двигатель внутреннего сгорания. Транспорт и охрана окружающей среды.

1. Изучить устройство, принцип действия и назначение тепловых машин на примере двигателя внутреннего сгорания. Выяснить роль тепловых двигателей в жизни людей.2. Рассмотреть историю развития тепловой ...