Паспорт кабинета физики
материал по физике на тему
Предварительный просмотр:
1. Данные о кабинете
- Номер кабинета №
- Введён в эксплуатацию: ________
- Произведён ремонт кабинета _______
- Расположение (этаж) – 3
- Площадь помещения _________
- Высота помещения __________
- Отделка помещения (стены) окрашены водоэмульсионной краской
- Потолок ж/б плиты, побелка
- Пол деревянный
- Покрытие - ----------
2. Наличие оборудования
Мебель
Наименование | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 |
Стол демонстрационный | 1 | 1 | ||
Стул учителя | 1 | 1 | ||
Лабораторные столы для учащихся | 15 | 15 | ||
Стулья для учащихся | 30 | 27 | ||
Шкафы для хранения приборов | 10 | 7 | ||
Раковина со сливом | 1 | 1 | ||
Ящик для хранения плакатов | 2 | 2 | ||
Стол для учителя | 1 | - |
3.
Оборудование рабочих мест:
- Расстановка лабораторных столов – по периметру, в три ряда
- Мебель – 2- местная
- Проведение влажной уборки ежедневно
- Наличие аптечки первой помощи да
4. Микроклимат
- Отопление – центральное
- Вентиляция – естественная
- Кондиционирование – нет
- Температура воздуха - 17 - 19° С
- Влажность – 55-62%
- Проветривание – во время перемен
5. Освещение
- Ориентация окон на север
- Наличие солнцезащитных устройств шторы
- Искусственное освещение – общее
- Тип светильников – люминесцентные
- Количество светильников – 9
- Размещение светильников по потолку рядами
- Мощность одного светильника - 60 – 100 Вт
6. Система техники безопасности и защиты учащихся:
- Огнетушитель порошкового типа имеется
- Устройство защитного отключения электроснабжения – есть
- Заземление – проведено
7. Уголок по ТБ
- Инструкция по ТБ для учителя физики – имеется
- Инструкция для учащихся при работе с приборами и электрооборудованием – имеется
Правила ТБ работы в учебном кабинете и инструктажа учащихся по ТБ.
№ п/п | Вид инструктажа | Время или причины проведения | Ответственный за проведение | Документ для регистрации |
1 | Вводный | На первом уроке физики и с каждым вновь прибывшим учащимся | Зав. кабинетом, учитель | _________________ |
2 | Первичный на рабочем месте | Перед экспериментальной работой – правила техники безопасности при работе в кабинете физики, и с каждым вновь прибывшим учеником | Зав. кабинетом, учитель | _________________ |
3 | Повторный | На первом уроке в каждом полугодии (триместре) | Зав. кабинетом, учитель | ___________________ |
4 | Текущий | Перед проведением лабораторных и практических работ | Учитель | Фиксируется только для практических и лабораторных работ в классном журнале и спецжурнале |
5 | Внеплановый | В случаях: а) грубого нарушения безопасности труда; б) получения травмы; в) отсутствия на занятиях (работе) более 60 дней; г) введения в действие новых правил, инструкций по охране труда и технике безопасности | Зав. кабинетом, учитель | Спецжурнал |
6 | Целевой | В случаях: а) постановки физического эксперимента на вечерах занимательной физики; б) проведения экскурсий на промышленные предприятия и в лаборатории | Учитель | Специальный журнал |
ПРИМЕЧАНИЕ. Учащиеся расписываются в спецжурнале с 14-ти лет
Предназначение кабинета
Кабинет физики предназначен для уроков физики в 7 – 11 классов. Но кабинет физики используют и другие учителя для проведения занятий с применением интерактивной доски.
Задачи кабинета:
- Способствовать процессу обучения.
- Помогать изучать основные законы науки.
- Способствовать формированию физических понятий и навыков.
Анализ работы кабинета за 2011 – 2012 учебный год.
Для работы каких классов использовался кабинет и находящи-еся в нём материалы | Что сделано по оформлению и ремонту | Что приобретено (ТСО, дидактические материалы и т.п.) | Какие были проблемы |
Для 2 – 11 классов | 1. Вывешен график работы кабинета, графики проведения практических работ, график использования сети Интернет. 2. Обновлён стенд дополнительного образования. | ________________ | 1. С приобретением новой ОС Linux. 2. Не заменены старые компьютеры. |
Задачи на 2012 – 2013 учебный год
Задачи (обновление, для каких классов) | Планируемое оформление, ТСО или учебно – методических материалов | Примечание |
1. Составить тематическое планирование по элективным курсам, индивидуальному обучению для 9 класса на 0,5 часа (до 3.09), а также опорные конспекты (в течение всего года). | 1. Приобрести ЕГЭ и ГИА для подготовки к экзаменам (до 1.10.) 2. Продолжить работу с официальным сайтом. 3. Заменить два старых компьютера на новые. 4. Подготовить стенд «Подготовка к ЕГЭ по информатике» | Переустановить ОС с заменой на Linux. |
Оборудование кабинета
Средства ИКТ | Ноутбук | 1 | На рабочем месте учителя. |
Колонки | - | ||
Мультимедийный проектор | 1 | Установленный в соответствии с требованиями техники безопасности. | |
Интерактивная доска. | 1 | На рабочем месте | |
Принтер. | - | ||
Сканер. | - | ||
Веб-камера | - | ||
Цифровой фотоаппарат | 1 | ||
Видеокамера | - | ||
Цифровые образова-тельные ресурсы | Электронные учебники и тренажёры, в том числе занимательные задания по предмету. | 14 |
|
Электронные хрестоматии и энциклопедии. | - | ||
Перечень поисковых систем | 4 | ||
Коллекция цифровых образовательных ресурсов. | 3 |
| |
Перечень Интернет-сайтов. | 4 | ||
Интерактивные наглядные пособия | 15 |
| |
Учебно-методичес-кая литература | Методическая литература для учителя. Учебно-методические комплекты нового поколения для учащихся. | 19 114 |
Учебники (68 шт): Физика 7 кл – 16 Физика 8 кл –16 Физика 9 кл – 16 Физика 10 кл – 10 Физика 11 кл – 10 Программы (3 шт):
10-11 классы». Москва «Просвещение» 2007 год (профильный уровень). Авторы: В.С. Данюшенков, О.В. Коршунова (программа составлена на основе программы Г.Я. Мякишева).
10-11 классы». Москва «Просвещение» 2007 год, автор П.Г.Саенко (программа составлена на основе программы Г.Я. Мякишева). Рабочие тетради (43 шт):
|
Хрестоматии. | - | Каталог – справочник по физике под редакцией И.Н.Шарова | |
Энциклопедии. | - | ||
Словари | - | ||
Справочные пособия. | 1 | ||
Периодические издания по предмету. | 20 |
| |
Учебно-практичес-кое и лаборатор-ное оборудова-ние | Портреты выдающихся людей | 1 комплект |
|
Таблицы | 4 |
| |
Приборы для проведения опытов: Общего назначения Механика Молекулярная физика и термодинамика Электродинамика Постоянный электрический ток Колебания и волны Оптика Квантовая физика | 124 43 50 38 112 8 38 5 | Генератор высоковольтный школьный – 1 Усилитель низкой частоты – 1 Стробоскоп – 1 Тахометр – 1 Манометр жидкостный– 1 Набор капельниц Шустера – 1 Трёхфазный двигатель – 1 Гальванический элемент – 3 Визирная линейка – 4 Набор твёрдых тел – 1 Динамометр демонстрационный – 4 Разновесы – 5 Набор металлических стержней – держателей – 1 Набор грузов – 17 Уровни – 10 Трибометры – 15 Набор для калометрических работ – 5 Набор пространственных решёток – 1 Набор пористых сосудов – 1 Динамометры – 20 Песочные часы – 2 Ультразвуковой генератор с насадками – 1 Усилитель звука – 1 Набор конструктора – 3 Триод на подставке – 1 Спиртовка - 2 Штатив – 4 Весы технические – 6 Комплект посуды – 1 Психрометр – 1 Цилиндр мерный с носиком – 7 Кодоскоп – 1 Набор тел равного объёма – 1 Набор тел равной массы – 1 Стакан отливной демонстрационный – 2 Лоток для лабораторных работ по механике – 15 Модель машины - 1 Шары для демонстрации движения под углом к горизонту – 1 Прибор для демонстрации взаимодействия тел и удара шаров – 1 Прибор по кинематике и динамике – 2 Маятник в часах – 1 Прибор деформации твёрдого тела – 1 Прибор для изучения закона импульса – 2 Держатель со спиральной пружиной – 1 Анемометр ручной – 1 Динамометр чувствительный – 3 Прибор по механике – 1 Набор приборов по статике – 2 Набор ведёрков Архимеда – 1 Комплект учебных ареометров – 1 Сообщающиеся сосуды - 2 Набор блоков, полиспастов, воротов – 3 Термометры ртутные лабораторные – 20 Гидродинамическая труба – 1 Шар для невесомости – 1 Модель фонтана – 1 Комплект воздушных шаров – 1 Давление на опору – 1 Набор для гидравлического пресса – 1 Прибор измерения влажности воздуха – 2 Прибор теплового расширения тел – 1 Набор для лабораторных работ: определение механического эквивалента – 1 Тепловое расширение – 1 Волосной гигрометр – 1 Прибор для демонстрации газовых законов – 1 Сосуд для закона Архимеда – 2 Калориметр – 10 Прибор различной теплоёмкости тел – 2 Теплоприёмник – 2 Демонстрационный индикатор ионизирующих излучений – 1 Конденсатор (Лединская башня) – 1 Электрометр – 2 Электроскоп – 1 Электрические султаны – 2 Конденсаторы электролитические – 8 Конденсатор переменной ёмкости – 2 Модель конденсатора – 1 Прибор для демонстрации правила Ленца – 1 Прибор для демонстрации вихревых потоков и принципа действия спидометра – 1 Набор магнитов – 10 Модель молекулярного строения магнита – 2 Прибор для определения индукции магнитного поля – 1 Радиореле - 2 Фотореле – 2 Палочка стеклянная – 1 Палочка эбонитовая – 1 Машина постоянного тока – 1 Реостат демонстрационный – 1 Трёхфазный двигатель – 1 Трубка с двумя электродами – 1 Амперметр – 10 Вольтметр – 10 Миллиамперметр – 10 Ключи кнопочные – 15 Трансформатор – 3 Резистор – 20 Реостат – 10 Гальванический элемент – 3 Нагревательные элементы (закон Джоуля-Ленца) – 3 Трансформатор трёхфазного тока – 4 Счётчик Гейгера на полупроводнике – 1 Ключи электрические – 10 Набор для наблюдения за токами Фуко – 1 Комплект проводов – 4 Лампочка на подставке – 3 Машина электростатическая – 1 Набор приборов для сборки простейшего радиоприёмника – 1 Резонанс звука – 1 Камертон на резонаторном ящике – 2 Сирена – 1 Набор приспособлений для камертонов – 1 Камертон с пером – 2 Набор плоских зеркал на подставке – 4 Лабораторная работа по фотоприёмнику (закон освещённости) – 1 Экран со щелью – 11 Водоналивные линзы – 4 Набор линз – 2 Набор объективов – 1 Флуоресцирующий экран – 1 Рентгеновский экран – 1 Батарея солнечная кремниевая – 1 Набор линз и зеркал для шайбы Гартля – 1 Набор по интерференции, дифракции и поляризации света – 1 Восьмигранное зеркало на подставке – 2 Угловой спектроскоп – 2 Счётчик Гейгера (вакуумный) – 1 Осветитель – 3 Гигрометр зеркальный – 2 Фотометр – 1 Фотосортировка – 1 Комплект по фотоэффекту- 1 Трёхэлектродная лампа – 1 Двухэлектродная лампа – 1 | |
Наглядные пособия по основным разделам физики | 36 |
Механика (5 шт)
Гидростатика (9 шт)
Колебания и волны (2 шт)
Молекулярная физика (3 шт)
Термодинамика (4 шт)
Постоянный ток (3 шт)
Электростатика (1 шт)
Магнетизм (1 шт)
Квантовая физика (2 шт)
Электродинамика (2 шт)
| |
Экранно-звуковые средства | Аудиозаписи соответствии программой обучения | - | |
CD-диски с фильмами и мультфильма-ми, соответствую-щими тематике учебных курсов | - | ||
Слайды (мультимедийные презентации), соответствующие тематике учебных курсов | 125 | 7 кл - 43 шт 8 кл – 20 шт 9 кл – 25 шт 10 кл – 20 шт 11 кл – 27 шт |
Лабораторные работы 7 класс
№ п/п | Тема лабораторной работы | Оборудование |
1 | Определение цены деления измерительного прибора | Измерительный цилиндр, стакан с водой, небольшая колба и другие сосуды. |
2 | Измерение размеров малых тел | Линейка, дробь (или горох), иголка. |
3 | Измерение скорости | Трубка стеклянная длиной не менее 200 мм с водой(можно использовать трубку длиной 600 мм из оборудования на газовые законы), стеариновый шарик и три резиновые кольца (кольца от детских надувных шариков), метроном (один на класс), линейка измерительная. |
4 | Измерение массы тела на рычажных весах | Весы с разновесами, несколько небольших тел разной массы. |
5 | Измерение объёма тела | Измерительный цилиндр, тела неправильной формы небольшого объёма (гайки, фарфоровые ролики, кусочки металла и др.), нитки. |
6 | Определение плотности вещества твёрдого тела | Весы с разновесами, измерительный цилиндр, твёрдое тело, плотность которого надо определить, нитка. |
7 | Определение центра тяжести плоской пластины | Линейка, плоская пластина произвольной формы, отвес, булавка, штатив с лапкой и муфтой, пробка. |
8 | Градуирование пружины и измерение сил динамометром | Динамометр, шкала которого закрыта бумагой, набор грузов массой по 102 г, штатив с муфтой, лапкой и кольцом. |
9 | Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления | Динамометр, деревянный брусок, деревянная линейка, набор грузов. |
10 | Измерение давления твердого тела на опору | Динамометр, линейка измерительная, брусок деревянный. |
11 | Определение выталкивающей силы, действующей на погружённое в жидкость тело | Динамометр, штатив с муфтой и лапкой, два тела разного объёма, стаканы с водой и насыщенным раствором соли в воде |
12 | Выяснение условий плавания тела в жидкости | Весы с разновесами, измерительный цилиндр, пробирка – поплавок с пробкой, проволочный крючок, сухой песок, фильтровальная бумага или сухая тряпка. |
13 | Выяснение условия равновесия рычага | Рычаг на штативе, набор грузов, измерительная линейка, динамометр. |
14 | Определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости | Доска, динамометр, измерительная лента или линейка, брусок, штатив с муфтой и лапкой. |
Лабораторные работы 8 класс
№ п/п | Тема лабораторной работы | Оборудование |
1 | Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры | Калориметр, измерительный цилиндр, термометр, стакан. |
2 | Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела | Стакан с водой, калориметр, термометр, весы, гири, металлический цилиндр на нити, сосуд с горячей водой. |
3 | Измерение относительной влажности воздуха | Термометр, психрометрическая таблица, стакан с водой, кусок марли, нитки. |
4 | Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках | Источник питания, низковольтная лампа на подставке, ключ, амперметр, соединительные провода. |
5 | Измерение напряжения на различных участках цепи | Источник питания, резисторы - 2 шт, низковольтная лампа на подставке, вольтметр, ключ, соединительные провода. |
6 | Регулирование силы тока реостатом | Источник питания, ползунковый реостат, амперметр, ключ, соединительные провода. |
7 | Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра | Источник питания, исследуемый проводник, амперметр, вольтметр, реостат, ключ, соединительные провода. |
8 | Измерение мощности и работы тока в электрической лампе | Источник питания, низковольтная лампа на подставке, вольтметр, амперметр, ключ, соединительные провода, секундомер. |
9 | Сборка электромагнита и испытание его действия. | Источник питания, реостат, ключ, соединительные провода, компас, детали для сборки электромагнита. |
10 | Изучение электрического двигателя постоянного тока | Модель электродвигателя, источник питания, ключ, соединительные провода. |
11 | Исследование зависимости угла отражения от угла падения света. | Источник тока, лампочка, ключ, реостат, соединительные провода, экран с узкой щелью, транспортир, плоское зеркало с держателем. |
12 | Исследование зависимости угла преломления от угла падения света | Стеклянная пластина с параллельными гранями, транспортир, линейка, источник света, лампочка, ключ, соединительные провода, экран с узкой щелью. |
13 | Получение изображения при помощи линзы. | Собирающая линза, экран, лампа с колпачком, в котором сделана прорезь, измерительная лента. |
Лабораторные работы 9 класс
№ п/п | Тема лабораторной работы | Оборудование |
1 | Исследование равноускоренного движения без начальной скорости | Желоб лабораторный, шарик металлический, цилиндр металлический, метроном, лента измерительная, кусок мела. |
2 | Исследование ускорения свободного падения | Прибор для изучения движения тел, полоски из миллиметровой и копировальной бумаги длиной 300 мм и шириной 20 мм, штатив с муфтой и лапкой. |
3 | Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жёсткости пружины | Набор пружин с разной жесткостью, набор грузов, массой 100 г, секундомер. |
4 | Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины | Штатив с муфтой и лапкой, шарик с прикреплённой к нему нитью длиной 130 см, протянутой сквозь кусочек резины, часы с секундной стрелкой или метроном. |
5 | Изучение явления электромагнитной индукции | Миллиамперметр, катушка – моток, магнит дугообразный. |
6 | Изучение деления ядра атома урана и изучение треков заряженных частиц по фотографиям | Фотография треков заряженных частиц, образовавшихся при делении ядра атома урана. |
Лабораторные работы 10 класс
№ п/п | Тема лабораторной работы | Оборудование |
1 | Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести | Штатив с муфтой и лапкой, лента измерительная, циркуль, динамометр, весы с разновесами, шарик на нити, кусочек пробки с отверстием, лист бумаги, линейка. |
2 | Экспериментальное изучение закона сохранения механической энергии | Штатив с муфтой и лапкой, динамометр, лента измерительная, груз на нити длиной около 25 см. |
3 | Опытная проверка закона Гей – Люссака | Стеклянная трубка, запаянная с одного конца, длиной 600 мм и диаметром 8 – 10 мм, цилиндрический сосуд, горячая вода, вода комнатной температуры, пластилин. |
4 | Опытная проверка закона Бойля – Мариотта | Две стеклянные трубки, соединенные резиновой трубкой и заполненные водой (одна трубка с закрытым концом), штатив с лапкой, измерительная лента, линейка, барометр-анероид. |
5 | Экспериментальное определение модуля упругости резины | Резиновый шпур, штатив с муфтой и лапкой, грузы, измерительная линейка. |
6 | Изучение последовательного и параллельного соединений проводников | Источник тока, два резистора, амперметр, вольтметр, реостат. |
7 | Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока | Источник тока, реостат, амперметр, вольтметр |
8 | Определение заряда электрона | Стакан с раствором медного купороса, источник постоянного тока, реостат, ключ, амперметр, соединительные проводники, лабораторные весы с разновесом, часы, медные пластины на изолирующей крышке. |
Лабораторные работы 11 класс
№ п/п | Тема лабораторной работы | Оборудование |
1 | Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. | Источник тока, реостат, амперметр, вольтметр |
2 | Изучение явления электромагнитной индукции. | Миллиамперметр, источник питания, катушки с сердечниками, дугообразный магнит, выключатель кнопочный, соединительные провода, магнитная стрелка, реостат. |
3 | Измерение показателя преломления света. | Стеклянная пластина, электрическая лампочка, источник тока, экран со щелью, листок бумаги. |
4 | Наблюдение сплошного и линейчатого спектров. | Проекционный аппарат, спектральные трубки с водородом, неоном или гелием, высоковольтный индуктор, источник питания, штатив, соединительные провода, стеклянная пластина со скошенными гранями. |
График работы кабинета
I полугодие
Урок | Дни недели | |||||
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота | |
11 класс | ||||||
9 класс | ||||||
7 класс | 11 класс | |||||
10 класс | ||||||
5 класс | 10 класс | 9 класс | Кружок | 8 класс | ||
9 класс (и.з.) | 6 класс | Кружок | ||||
II полугодие
Урок | Дни недели | |||||
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота | |
Перечень перевязочных средств и медикаментов
для аптечки школьного кабинета (лаборатории) физики
- Аммиака р-р 10%
- Анальгин
- Ацетилсалициловая кислота
- Бинт марлевый нестерильный 5м х 10см
- Бинт стерильный 5м х 10см
- Бинты эластичные трубчатые №№ 1,3,6
- Борная кислота
- Бриллиантового зеленого р-р 1%
- Валерианы экстракт
- Валидол
- Вата
- Гидрогель «АППОЛО»
- Жгут кровоостанавливающий
- Калия перманганат
- Лейкопластырь 1,9 см х 7,2 см (2,5 см х 7,2 см)
- Лейкопластырь бактерицидный 3,8 см х 3,8 см
- Натрия гидрокарбонат
- Стаканчик медицинский мерный
- Уголь активированный
ИНСТРУКТАЖ
по оказанию первой помощи в кабинете физики
№ 1. ПРАВИЛА ИСКУССТВЕННОГО ДЫХАНИЯ.
Искусственное дыхание необходимо только в том случае, если пострадавший не дышит или дышит очень плохо (редко, судорожно) или его дыхание постепенно ухудшается. Перед тем, как начать процедуру, необходимо:
А) положить пострадавшего на твердую поверхность;
Б) быстро освободить человека от стесняющей дыхание одежды – расстегнуть ворот, развязать шарф, расстегнуть брюки и т.д.; под плечи подложить валик из свернутой одежды;
В) также быстро надо освободить рот пострадавшего от посторонних предметов. Если рот крепко стиснут, то его следует раскрыть путем выдвижения нижний челюсти: четырьмя пальцами обеих рук, поставив из - за углы нижней челюсти, выдвинуть ее так, чтобы нижние зубы оказались впереди них. Если таким образом рот открыть не удается, то следует между задними коренными зубами осторожно вставить крепкую тонкую дощечку, ручку ложки и т.п. и разжать зубы.
Во время проведения искусственного дыхания необходимо внимательно наблюдать за лицом пострадавшего. Если он пошевелит губами или веками или сделает глотательное движение гортанью, нужно проверить, не сделает ли он самостоятельного вздоха. Как только он начнет дышать самостоятельно и равномерно, следует прекратить искусственное дыхание, иначе оно может помешать его собственному дыханию и причинить ему вред.
В настоящее время применяется искусственное дыхание «изо рта в рот» и «изо рта в нос».
При первом способе оказывающий помощь максимально запрокидывает голову пострадавшего назад, подкладывая под плечи валик из одежды. Затем очищает его рот от слизи и всего постороннего указательным пальцем, обернутый марлей, носовым платком и т.д. Придерживая рот пострадавшего полуоткрытым, спасатель делает глубокий вдох и, плотно приложив свой рот через платок ко рту спасаемого и зажав его нос, выдыхает воздух. Выдох же у пострадавшего происходит пассивно. Частота циклов «вдох-выдох» зависит от возраста пострадавшего: для взрослого – 10-12 в минуту, для школьника 15- 18, но вдувание воздуха делается менее резко и при неполном входе (значит, и выходе) взрослого человека, оказывающего помощь.
Искусственное дыхание «изо рта в нос» следует проводить только в том случае, если при дыхании «изо рта в рот» желаемого расширения грудной клетки не наступило и если челюсти пострадавшего остались плотно стиснутыми. Тогда оказывающий помощь рукой удерживает голову пострадавшего в запрокинутом положении, делает глубокий вдох и, охватив плотно губами через платок его нос, выдувает воздух. Можно поступить несколько иначе – воспользоваться трубкой из плотной резины: ввести ее конец в один из носовых ходов спасаемого, другой носовой ход закрыть пальцем и, взяв свободный конец трубки в рот, периодически вдувать воздух.
№ 2. ПРАВИЛА НЕПРЯМОГО МАССАЖА СЕРДЦА
Проводя непрямой массаж, необходимо пострадавшего положить спиной на жесткую поверхность и расстегнуть стесняющие тело пояс, воротник; потом встать с левой стороны от пострадавшего и положить ладонь руки на нижнюю треть груди; другая рука накладывается на тыльную поверхность первой для усиления давления. Затем периодически надо надавливать на грудину, перенося на руки усилия всего туловища человека, оказывающего помощь.
Степень сужения зрачков может служить наиболее строгим показателем эффективности оказываемой помощи. Узкие зрачки свидетельствуют о достаточном снабжении мозга кислородом; наоборот, начинающееся их расширение указывает на ухудшение кровообращения и необходимость усиления мер по оживлению организма.
Дополнительный полезный прием – подъем ног пострадавшего на 0,5 м от пола и фиксирование их в этом положении в течение всего времени массажа сердце из вен нижней части тела.
№ 3. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ УШИБАХ И РАНЕНИЯХ
Ушибы. Первая помощь при любом ушибе – полный покой. Для уменьшения боли и предотвращения подкожного кровоизлияния на область ушиба накладывают давящую повязку, а поверх ее «холод», например лед в полиэтиленовом мешочке или грелку с холодной водой. Особенно опасны травмы головы, следствием которых может быть сотрясение мозга. Для последнего случая характерны потеря сознания, рвота, исчезновение из памяти обстоятельств травмы. После оказания пострадавшему первой помощи его лечение должно проходить обязательно под контролем врача.
Раны и порезы. При работе с режущими и колющими инструментами учащиеся могут получить резаные, рваные, колотые и ушибленные раны. Наиболее опасны колотые раны, так как они зачастую проникают во внутренние органы. Опасность рванных и ушибленных ран в том, что они обычно сильно загрязняются. При всех видах ран в начале необходимо чистыми руками остановить или замедлить кровотечение: очистить вокруг раны поверхность кожи от грязи в направлении от краев наружу; обработать края раны йодной настойкой или «зеленкой», не допуская их попадания внутрь раны, на поврежденные ткани; остановить кровотечение с помощью 3%-ного раствора пероксида Н2 О2(«перекиси водорода») или водного раствора хлорида железа. Затем следует наложить на рану тампон и забинтовать ее. Если повязка намокает от крови, то поверх нее накладывают еще слой материала. После этого ученика отправляют к врачу.
Если ранение сопровождается сильным кровотечением, то выше раны накладывается резиновый жгут. Во избежание омертвления тканей нельзя задерживать кровообращение более чем на 2 ч, поэтому перед отправкой к врачу раненому дают или вкладывают в повязку записку с указанием времени наложения жгута.
№ 4. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ОБМОРОКЕ, ТЕПЛОВОМ ИЛИ СОЛНЕЧНОМ УДАРЕ, ОТРАВЛЕНИИ ОКСИДОМ УГЛЕРОДА.
При обмороке (внезапном головокружении, тошноте, стеснении в груди, потемнении в глазах) больного надо уложить, приподняв его ноги, и дать ему нюхать нашатырный спирт; «холод» на голову не класть.
Тепловой или солнечный удар поражает человека в душную безветренную погоду или когда он находится в жарком помещении, на солнцепеке. При этом он чувствует внезапную слабость, головную боль, головокружение. Его нужно немедленно вывести на свежий воздух в прохладное место. При появившихся признаках недомогания надо без промедления уложить пострадавшего (в прохладном месте), раздеть его и охлаждать тело, лицо, грудь обрызгивая их холодной водой. При остановке же дыхания или резком его расстройстве необходимо делать искусственное дыхание.
Отравление оксидом углерода (угарным, а также светильным газом) происходит в большинстве случаев из-за неправильного обращения с отопительными и светильными приборами. Поскольку угарный газ не имеет запаха, отравление (угарание) наступает постепенно и не заметно. Пахнут угаром другие газы, образующиеся одновременно с ним; они то и предупреждают о том что в воздухе появился ядовитый оксид углерода. Первые признаки отравления угарным газом – головная боль, сердцебиение, общая слабость. Пострадавший начинает жаловаться на «звон в ушах», «стук в висках», головокружение, тошноту. У него может быть рвота, ослабление сердечной деятельности и дыхания, бессознательное состояние. Если в это время ему не будет оказана срочная помощь, может наступить смерть. Угоревшего надо немедленно вывести на свежий воздух. Если можно, то следует срочно достать подушку с кислородом, чтобы он дышал кислородом.
Первая помощь при отравлении угарным газом оказывается так же, как при обмороке. При появлении рвоты нужно положить угоревшего на бок или повернуть на бок его голову. Если пострадавший дышит судорожно, редко или совсем не дышит, необходимо до прибытия врача делать искусственное дыхание.
Поскольку отравление сопровождается понижением температуры тела в следствии замедления в нем тепла окислительных процессоров, пострадавшему дают пить горячие чай и молоко, а на плечи набрасывают теплую одежду или закрывают теплым одеялом.
№ 5 ОСВОБОЖДЕНИЕ ПОСТРАДАВШЕГО ОТ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА.
Прикосновение к токоведущим деталям установок, находящимся под напряжением, в большинстве случаев вызывает судорожное сокращение мышц, которое может быть весьма опасным. Поэтому человеку, случайно попавшему под напряжение, надо немедленно, до прибытия врача, оказать первую помощь, предварительно освободив его от действия электрического тока. Для этого необходимо отключить цепь с помощью ближайшего выключателя (рубильника)или путем вывертывания пробок на щитке. В случае отдаленности выключателя от места происшествия можно перерезать провода или перерубить их (каждый провод в отдельности!) любым режущим инструментом, но с сухой рукояткой из изолирующего материала! Если рукоятка инструмента металлическая, нужно обернуть ее сухой шелковой, шерстяной или прорезиненной тканью.
Освобождая человека от электрического тока, необходимо учитывать следующее:
- при отключении установки может одновременно погаснуть электроосвещение, поэтому нужно тут же, не задерживая отключения установки, позаботиться о другом источнике освещения;
- если установку не удается отключить достаточно быстро, надо отделить пострадавшего от токоведущих частей, к которым он прикасается; для этого (при напряжении до 500 В) можно воспользоваться диэлектрическими материалами (пользоваться металлическими или мокрыми предметами недопустимо) или взяться за одежду пострадавшего, если она сухая и отстает от его тела (например, за полы пиджака). Оттаскивая пострадавшего за ноги, не следует касаться его обуви, так как она может быть сырой, а находящиеся в ней гвозди или крючки для шнуровки – проводники электрического тока;
- для лучшей изоляции надо надеть на руки диэлектрические галоши или накинуть на пострадавшего прорезиненную или сухую материю;
- отделяя пострадавшего от токоведущих деталей, следует действовать одной рукой.
После освобождения пострадавшего необходимо оказать ему помощь. Поскольку меры первой помощи зависят от его состояния, надо:
- немедленно уложить его на спину;
- проверить по подъему грудной клетки дышит ли он;
- проверить наличие пульса (на лучевой артерии у запястья или на сонной артерии на шее);
- посмотреть состояние зрачка – узкий он или широкий (широкий неподвижный зрачок – признак отсутствия мозгового кровообращения).
Определение состояния пострадавшего нужно провести быстро, в течение 15 – 20 с.
Если пострадавший в сознании, его нужно уложить на ровную поверхность (кушетку, диван, стол) и до прибытия врача обеспечить полный покой и наблюдение за пульсом и дыханием. (При отсутствии возможности вызвать врача пострадавшего необходимо доставить в лечебное учреждение при помощи транспортных средств или носилок.) Ни в коем случае нельзя позволять ему двигаться, поскольку отсутствие тяжелых симптомов сразу после поражения током не исключает возможности последующего ухудшения состояния.
При отсутствии сознания, но сохранившемся устойчивом дыхании и пульсе нужно срочно вызвать врача, уложить пострадавшего удобно, ровно, расстегнуть одежду, создать приток свежего воздуха, удалить лишних людей, давать ему нюхать нашатырный спирт, обрызгивать водой, растирать и согревать тело.
Если пострадавший дышит плохо – очень редко, поверхностно или наоборот, судорожно, рекомендуется делать искусственное дыхание.
При отсутствии признаков жизни (дыхания, сердцебиения, пульса) нельзя пострадавшего считать мертвым. В первые минуты после поражения безжизненное состояние может быть кажущимся; оно обратимо при оказании надлежащей помощи. Пострадавшему немедленно надо делать искусственное дыхание с одновременным массажем сердца, причем не прерывно и на месте происшествия (не перемещая человека) все время до прибытия врача.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический паспорт кабинета физики
•Как биологический вид человек формировался в течение миллионов лет в относительно постоянных и медленно меняющихся экологических условиях. Развитие цивилизации, научно-технический прогресс прив...
Паспорт кабинета физики
Паспорт кабинета физики средней общеобразовательной школы....
Паспорт кабинета физики
Документы:акт на проведение занятийЖурнал по ТБ 1 версияЖурнал по ТБ 2 версияЖурнал использования оборудования в рамках ПНПОПаспорт учебного кабинетаОхрана трудаинструкции по охране трудаРежим работы ...
паспорт кабинета физики
Современные стандарты образования требуют от педагога грамотного анализа своей методической и лабораторной деятельности. Перед Вами один из вариантов оформления паспорта кабинета физики....
Паспорт кабинета физики
Паспорт кабинета физики...
Паспорт кабинета физики
Задачи кабинета физики: 1. Обеспечение качественного выполнения программы по физике .2. Организация фронтальной учебной деятельности с ...
Паспорт кабинета физики
В работе представлены все необходимые документы в кабинете физики....