Открытый урок по теме: Электромагнитные волны" 11 класс.
методическая разработка по физике (11 класс) по теме

Куулар Шивит Казак-оолович

Урок повторение по теме:"Электромагнитные волны".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volny_11kl.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по физике в 11 кл

Урок обобщения и систематизации знаний.

Тема: Электромагнитные волны.

                 

Цели урока: повторить и обобщить знания об электромагнитных волн.

Задачи: стимулировать познавательный интерес учащихся к данной теме и предмету в целом; создать условия для практического применения знаний, умений, навыков по изученным темам; развивать интерес к изучению окружающего мира через уроки физики;

- развивать самостоятельность мышления, воспитать чувство ответственности, культуру умственного труда.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.

Оформление и ТСО: а) оформление доски- эпиграф, задача, таблица результатов конкурса команд; б) ПК, проектор, экран;

  Подготовка к уроку:

Класс делится на 3 команды, примерно равными по силам. Команды читают дополнительную литературу по теме, сообщения учащихся.

        

         Как наша прожила б планета,

        Как люди жили б на ней

       Без теплоты, магнита, света

      И электрических полей.

                                                                 Мицкевич (поэт)

Ход урока

  1. Организационная часть урока:
  1. Сообщение цели урока, структуры урока.
  2. Проверка готовности учащихся к уроку.
  1. Вступительная слова учителя:

Про волн начнем рассказ,

Все вспомним, обобщим сейчас.

          Давление и импульс электромагнитных волн!

          Мозги не доведем мы до плавленья,

          Их тренируем до изнеможенья!

  1. Обобщения и систематизация знаний:
  1. Конкурс «Термины! Формулы!».
  2. Конкурс «Попробуй объяснить!»;
  3. Конкурс «Узнай великих». (В этом конкурсе нужно выбрать правильную фамилию);
  4. Конкурс «Порешаем». (Команды получают задачи и отвечают на вопрос);.
  5. Мультимедийное приложение «Электромагнитная волна». (Команды отвечают на вопросы по  мультимедийному приложению);
  6. Физкультминутка;

  1. Итог урока:
  1. Подсчет заработанных очков команд.
  2. Выставление оценок за работу на уроке отдельным ученикам.
  1. Домашнее задание. Подготовиться к контрольной работе;

          П-48,  задача №3 В. А. Касьянов;

  1. «Термины! Формулы!»

    I команда.

    1. Какую волну называют электромагнитной? С какой скоростью она распространяется?

    2. Какое расстояние называется длиной волны? λ = V*(?); обозначение, название, определение, единица измерения неизвестной величины.

    3. Как определяют поток и плотность потока энергии электромагнитной волны?

   II команда.

  1. Что такое радиосвязь? Какие существуют виды радиосвязи? Что их отличает друг от друга?
  2. Какую величину называют плотностью потока электромагнитного излучения? I= (?)* с ; обозначение, название, единица измерения неизвестной величины.
  3. На каких принципах основана работа радиолокатора?

     III команда.

  1. Источникам электромагнитной волны является…………
  2. Какая физическая величина характеризует перенос средней мощности электромагнитной волной? Р=  (?) *π* 4*r2

  1. «Попробуй объяснить!»

Вопрос: Почему замирает или совсем прекращается радиоприем в автомобилях при проезде их под мостом или в тоннеле?

Ответ: Мост и тоннель экранируют (отражают и частично поглащают) электромагнитные волны.

Вопрос: Почему при включении сетевого приемника, звук появляется через 1-3 мин, а батарейного почти мгновенно?

Ответ: В батарейных приемниках применяются лампы прямого накала, в сетевых – лампы косвенного накала.

Вопрос:

 

         

  1. «Узнай великих»
  1. Впервые радиотелеграфная связь на расстоянии 250м была продемонстрирована в 1895г. в Санкт-Петербурге российским ученым – (А. С. Поповым);
  2. Кто изобрел лампу накаливания? (Т. Эдисон);
  3. Кто создал первый русский университет? (М. В. Ломоносов);
  4. Английский ученый в 1864г. Теоретически предсказал существование электромагнитных волн? ( Джеймс Максвелл);
  5.  Кто экспериментально обнаружил электромагнитные волны   в 1887г.

 . в Берлинском университете? ( Генрих Герц);

   6 ) Английский астроном  в 1800г. открыл инфракрасное (ИК) излучение-

       (Уильяом Гершелем);

  1. В 1801г. немецким ученым было открыто ультрафиолетовое (УФ) излучение- (Иоганном Риттером);
  2. В 1895г. немецким физиком было открыто рентгеновское излучение- (В. Рентгеном);
  3. Изобретатель электромагнитного телеграфа и азбуки из точек и тире? (Морзе);

«Порешаем»

   На расстоянии 300м от Останкинской телевизионной башни плотность потока излучения максимальна и равна 40мВт/м2. Какова плотность потока излучения на расстоянии уверенного приема, равном 120км?

Дано:                 СИ:                               Решение:

I1= 40мВт/м2       40*10-3 Вт/м2                   Т.к. плотность потока излучения в

R1=300м                                               случае сферической волны в однород-

R2 =120 км         120*103 м                  ной непоглощающей  среде обратно

                                                              Пропорциональна квадрату расстояния

I2=?                                                        R от источника до данной точки:

                                                              I= const/R2    

                                                                                                 

                 I1=const/R1     

                                   ↔ I1/I2= R2/R1       →  I2 = I1(R1/R2)2

           I2 =сonst/R2      

                                                                 I2= 40*103Вт/м2 (300м/120*103м)2=

                                                                 = 2,5*10-7  Вт/м2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме "Экология", 6 класс

Воспитание у детей бережного отношения к природе...

Открытый урок по теме "Древесина" 5 класс

В этом материале разработан урок по теме "Древесина" с разнообразными формами работы на уроке, проверке знаний....

Открытый урок по теме "Молодёжь" 9 класс

Предлагается полная разработка открытого урока в 9 классе по теме "Молодёжь"...

открытый урок по теме "Электромагнитная индукция"

Данный урок «Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея» - является продолжением темы «Электромагнитные явления» в 9 классе. Очень интересная тема  с исторической, теоретической и практической точк...

Методическая разработка открытого урока по теме: "Работа в классе фольклорный ансамбль над основами вокально-хоровой работы в начальных классах"

Методическая разработка открытого урока по теме: "Работа в классе фольклорный ансамбль над основами вокально-хоровой работы в начальных классах. В работе содержаться такие разделы: пояснительная ...

Открытый урок по теме: Электромагнитная индукция. «От производной к производству или история одного открытия»

Открытый урок по теме:Электромагнитная индукция.«От производной к производству или история одного открытия»...