Открытый урок по теме: Электромагнитные волны" 11 класс.
методическая разработка по физике (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Открытый урок по физике в 11 кл
Урок обобщения и систематизации знаний.
Тема: Электромагнитные волны.
Цели урока: повторить и обобщить знания об электромагнитных волн.
Задачи: стимулировать познавательный интерес учащихся к данной теме и предмету в целом; создать условия для практического применения знаний, умений, навыков по изученным темам; развивать интерес к изучению окружающего мира через уроки физики;
- развивать самостоятельность мышления, воспитать чувство ответственности, культуру умственного труда.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.
Оформление и ТСО: а) оформление доски- эпиграф, задача, таблица результатов конкурса команд; б) ПК, проектор, экран;
Подготовка к уроку:
Класс делится на 3 команды, примерно равными по силам. Команды читают дополнительную литературу по теме, сообщения учащихся.
Как наша прожила б планета,
Как люди жили б на ней
Без теплоты, магнита, света
И электрических полей.
Мицкевич (поэт)
Ход урока
- Организационная часть урока:
- Сообщение цели урока, структуры урока.
- Проверка готовности учащихся к уроку.
- Вступительная слова учителя:
Про волн начнем рассказ,
Все вспомним, обобщим сейчас.
Давление и импульс электромагнитных волн!
Мозги не доведем мы до плавленья,
Их тренируем до изнеможенья!
- Обобщения и систематизация знаний:
- Конкурс «Термины! Формулы!».
- Конкурс «Попробуй объяснить!»;
- Конкурс «Узнай великих». (В этом конкурсе нужно выбрать правильную фамилию);
- Конкурс «Порешаем». (Команды получают задачи и отвечают на вопрос);.
- Мультимедийное приложение «Электромагнитная волна». (Команды отвечают на вопросы по мультимедийному приложению);
- Физкультминутка;
- Итог урока:
- Подсчет заработанных очков команд.
- Выставление оценок за работу на уроке отдельным ученикам.
- Домашнее задание. Подготовиться к контрольной работе;
П-48, задача №3 В. А. Касьянов;
- «Термины! Формулы!»
I команда.
1. Какую волну называют электромагнитной? С какой скоростью она распространяется?
2. Какое расстояние называется длиной волны? λ = V*(?); обозначение, название, определение, единица измерения неизвестной величины.
3. Как определяют поток и плотность потока энергии электромагнитной волны?
II команда.
- Что такое радиосвязь? Какие существуют виды радиосвязи? Что их отличает друг от друга?
- Какую величину называют плотностью потока электромагнитного излучения? I= (?)* с ; обозначение, название, единица измерения неизвестной величины.
- На каких принципах основана работа радиолокатора?
III команда.
- Источникам электромагнитной волны является…………
- Какая физическая величина характеризует перенос средней мощности электромагнитной волной? Р= (?) *π* 4*r2
- «Попробуй объяснить!»
Вопрос: Почему замирает или совсем прекращается радиоприем в автомобилях при проезде их под мостом или в тоннеле?
Ответ: Мост и тоннель экранируют (отражают и частично поглащают) электромагнитные волны.
Вопрос: Почему при включении сетевого приемника, звук появляется через 1-3 мин, а батарейного почти мгновенно?
Ответ: В батарейных приемниках применяются лампы прямого накала, в сетевых – лампы косвенного накала.
Вопрос:
- «Узнай великих»
- Впервые радиотелеграфная связь на расстоянии 250м была продемонстрирована в 1895г. в Санкт-Петербурге российским ученым – (А. С. Поповым);
- Кто изобрел лампу накаливания? (Т. Эдисон);
- Кто создал первый русский университет? (М. В. Ломоносов);
- Английский ученый в 1864г. Теоретически предсказал существование электромагнитных волн? ( Джеймс Максвелл);
- Кто экспериментально обнаружил электромагнитные волны в 1887г.
. в Берлинском университете? ( Генрих Герц);
6 ) Английский астроном в 1800г. открыл инфракрасное (ИК) излучение-
(Уильяом Гершелем);
- В 1801г. немецким ученым было открыто ультрафиолетовое (УФ) излучение- (Иоганном Риттером);
- В 1895г. немецким физиком было открыто рентгеновское излучение- (В. Рентгеном);
- Изобретатель электромагнитного телеграфа и азбуки из точек и тире? (Морзе);
«Порешаем»
На расстоянии 300м от Останкинской телевизионной башни плотность потока излучения максимальна и равна 40мВт/м2. Какова плотность потока излучения на расстоянии уверенного приема, равном 120км?
Дано: СИ: Решение:
I1= 40мВт/м2 40*10-3 Вт/м2 Т.к. плотность потока излучения в
R1=300м случае сферической волны в однород-
R2 =120 км 120*103 м ной непоглощающей среде обратно
Пропорциональна квадрату расстояния
I2=? R от источника до данной точки:
I= const/R2
I1=const/R1
↔ I1/I2= R2/R1 → I2 = I1(R1/R2)2
I2 =сonst/R2
I2= 40*103Вт/м2 (300м/120*103м)2=
= 2,5*10-7 Вт/м2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме "Экология", 6 класс
Воспитание у детей бережного отношения к природе...
Открытый урок по теме "Древесина" 5 класс
В этом материале разработан урок по теме "Древесина" с разнообразными формами работы на уроке, проверке знаний....
Открытый урок по теме "Молодёжь" 9 класс
Предлагается полная разработка открытого урока в 9 классе по теме "Молодёжь"...
открытый урок по теме "Электромагнитная индукция"
конспект урока и презентация....
открытый урок по теме "Электромагнитная индукция"
Данный урок «Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея» - является продолжением темы «Электромагнитные явления» в 9 классе. Очень интересная тема с исторической, теоретической и практической точк...
Методическая разработка открытого урока по теме: "Работа в классе фольклорный ансамбль над основами вокально-хоровой работы в начальных классах"
Методическая разработка открытого урока по теме: "Работа в классе фольклорный ансамбль над основами вокально-хоровой работы в начальных классах. В работе содержаться такие разделы: пояснительная ...
Открытый урок по теме: Электромагнитная индукция. «От производной к производству или история одного открытия»
Открытый урок по теме:Электромагнитная индукция.«От производной к производству или история одного открытия»...