Урок "Трансформатор"
план-конспект урока по физике (11 класс) по теме
Урок разработан согласно технологии "Критическое мышление". Рассмотрены вопросы принципа действия, работы и назначения трансформаторов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_transformator.doc | 162 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок «Трансформатор»
Тема: « Трансформатор, его устройство и принцип действия».
Цель:
- Изучение трансформатора, его устройства и принципа действия;
- Формирование умений переносить в новую ситуацию, развитие умений анализировать;
- Заинтересовать учащихся профессиональной ориентацией изучаемого материала;
- Показать практическую значимость знаний данной темы;
- Продолжить воспитание гордости за ученых своего Отечества.
Оборудование: трансформатор разборный, универсальный, плоская катушка замкнутая на лампочку, лампа накаливания на подставке на 220В и на 6В, провода соединительные, спираль из 5 витков, 2 гвоздя, таблица «Трансформатор», учебник электронное издание «Физика».
ТСО: интерактивная доска.
I. Актуализация урока.
1.Ребята, сегодня опроса д / з не будет, но по ходу урока я буду опираться именно на те знания, которые вы получили в этой теме. Я вас прошу, будьте активными, внимательными и покажите свои знания.
Очень часто на практике приходиться различными приборами, аппаратурой, рассчитанными на различные напряжения. Даже в одном и том же электрическом аппарате необходимо бывает применение различных напряжений тока. Например, для питания ламп в радиоприемнике и телевизорах требуется несколько сот вольт. А в сети, как вы знаете напряжение 220В. Как же быть? Не знаете ли вы приборов, устройств, при помощи которых можно менять напряжение?
1.Слушаю предположение и объявляю тему урока.( Тема на доске).
2.Чтобы понять принцип действия трансформатора нам необходимо вспомнить явление электромагнитной индукции.
- Суть явления э/ магнитной индукции.
- Закон э/ магнитной индукции
II. Формирование новых знаний.
1.Устройство трансформатора по модели и проектирую схему через Лектор, там же условное обозначение.
2. Слушаем реферат « О смелой мысли » для того, чтобы при каких условиях и кем был изобретен трансформатор ( сообщение дается по ходу заранее). Во время рассказа демонстрация портрета П.Н. Яблочкова через интерактивную доску.
3.Как видно из сообщения, задача заключалась в том, что нужно было «дробить» электричество и эта задача была решена при помощи трансформатора.
4.Демонстрация 1: опыт с плоским кольцом с низковольтной лампой и прошу объяснить данный опыт.
Объяснение: изменяющийся во времени ток создает изменяющиеся магнитное поле, а в переменное магнитное поле в свою очередь создает вихревое электрическое поле, которое действуя на электроны, приводит их в движении, поэтому низковольтная лампа горит. Обращаю внимание на то, что напряжение на зажимах низковольтной лампы не равно напряжению на зажимах первичной катушки. Здесь же приближая и удаляя лампочку от сердечника обращаю на неоднородную яркость. Что нужно делать, чтобы яркость была стабильной, т.е. подвожу к мысли о необходимости замкнутого сердечника.
5.Опишем количественно то, что сейчас наблюдали:
e= -’ , если ∮=∮m cos t
e= - (∮m coswt)’=∮ m sin t
Em=∮m× - амплитуда эдс в одном витке. В первичной обмотке число витков n1 и полная эдс индукции e1=n1e
а во вторичной обмотке e2=n2e , отсюда следует
6. Холостой ход.
Если вторичная обмотка разомкнута, ток в ней не течет, первичную обмотку можно рассматривать, как чисто индуктивное сопротивление R0
* l1 и l2 меняются синфразно, поэтому их можно заменить действующими значениями
и учитывая (*) -= K
K- коэффициент трансформации, К>1 пониж., К<1 повыш.
Демонстрация 2. Как U зависит от N
Низковольтная лампа, замкнутая на катушке с большим числом витков.
7. Режим нагрузка.
Рассмотрим случай, что в цепь вторичной обмотки соединена чисто активное сопротивление. Если R велико, по сравнению с индуктивным сопротивлением, то i2 меняется синфазно с e2. По правилу Ленца магнитный поток, создаваемый током i2 должен уменьшать изменение магнитного потока созданного i1 , т.е. ∮(t), а это, при неизменной частоте означает, должна уменьшатся (∮m) амплитуда результирующего магнитного потока. Но уменьшение ∮m в свою очередь уменьшил бы эдс индукции в первичной обмотке, однако, это невозможно, т.к. , поэтому при замыкании цепи вторичной обмотки автоматически увеличивается сила тока в первичной обмотке. P=JU
8. Выполнение закона с сохранением энергии.
U1J1=U2J2 P1=P2
-- это значит, если мы увеличиваем силу тока, то напряжение уменьшается и наоборот.
Повышающий трансформатор на электростанциях используется для :
- Увеличение J в линиях электропередач;
- Увеличение частоты передаваемого U;
- Уменьшение частоты передаваемого U;
- Уменьшение доли потерянной энергии на линии электропередач.
Демонстрация 3: даем от сети - 220В получаем - 6В и даем - 6В получаем - 220В.
Вопрос: Как вы думаете, можно ли увеличивать сколько угодно? т.е. подвожу к выводу: P1=P2
Демонстрация 4: на короткое замыкание.
Демонстрация 5: трансформатор как сварочный аппарат( сварка гвоздей).
9. О потере энергии: суммарная потеря энергии 2 -3 %, т.е. КПД трансформатора может достичь 97 – 98%. А потери 2 – 3 % получаются из – за токов Фуко.
Демонстрация 6: нагревание кольца и уменьшение потерь на сердечниках, показываю устройство сердечника, путем охлаждения. Таблица «Трансформатор» - способ охлаждения 9 через интерактивную доску).
10. Применение трансформаторов.
11. Профориетационная информация: в этом году вы заканчиваете школу. Возможно кто – то из вас выберет себе профессию электрика, механика, радио – телемастера, программиста, электросварщика и т.д. Применение этого прибора вы найдете во всех перечисленных областях.
V.Домашнее задание: & 24, анализировать рис.58, Упр.3 ( 4,5).