Решение задач по теме «Закон Ома для участка цепи»
методическая разработка по физике (9 класс) по теме

Этот урока я проводила на аттестацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shema_konspekta_uroka.docx56.71 КБ

Предварительный просмотр:

Схема конспекта урока

Аттестуемый педагог (ФИО)    Рихерт Татьяна Михайловна

Город, район       с. Сереброполь, Табунский район

Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Серебропольская средняя общеобразовательная школа».

Предмет (или должность)    учитель физики

Класс  9

Тема урока «Решение задач по теме «Закон Ома для участка цепи»/

Тип урока. Урок закрепления пройденного материала.

Образовательные цели урока:

  1. способствовать формированию навыков решения задач на закон Ома;
  2. способствовать формированию навыков работать в коллективе;
  3. способствовать развитию коммуникативных компетенций.
  4. способствовать развитию креативных способностей  учащихся
  5.  способствовать формированию  элементов информационной культуры.
  6. способствовать самореализации учеников;

Развивающие цели урока:

  1. развитие мотивации учебной деятельности,
  2. развитие логически мыслить,
  3. развитее навыков самостоятельного поиска решение задач,
  4. развитие умения устанавливать естественные связи, изучаемого материала с жизнью, целостного представления об окружающем мире.

Воспитательные цели урока:

  1. воспитания внимания и умения слушать,
  2. воспитание умения работать в заданном режиме,
  3. воспитания самоконтроля и дисциплины.

Психологическая цель урока:

  1. создание доброжелательной атмосферы на уроке, взаимного контакта между учителем и учеником.

Задачи урока:

  1. способствовать формированию навыков работать в коллективе при выполнении групповых заданий;
  2. способствовать развитию коммуникативных компетенций при работе в группах;(при выполнении в группах практического задания)
  3. способствовать развитию креативных способностей  учащихся при решении нестандартных задач;
  4. способствовать совершенствованию аналитических навыков учащихся при решении задач;
  5. способствовать формированию навыков и умений  использовать различные способы решения задач.

Требования к уровню усвоения учебного материала после завершения урока:

  1. иметь представление о законе Ома ;
  2. уметь решать задачи на закон Ома;
  3. иметь представление о величинах: сила тока,  напряжение, сопротивление;

Основные элементы усвоения: закон Ома, сила тока, напряжение, сопротивление.

Оборудование и материалы:

  1. С.В. Громов, Н.А. Родина учебник физики 9 класс, Просвещение, 2008г.
  2.  В.И. Лукашик, Е.В.Иванова., Сборник задач по     физике,   Просвещение,2003г.
  3. Оборудование: источник тока, амперметр, вольтметр, резистор, ключ, соединительные провода, электрические лампы на цоколе.
  4. Компьютер, интерактивная доска
  5. На столах у учащихся: листу самооценки, таблица для проверки домашнего задания, набор заданий в таблице, чистые листы для рефлексии.

Характеристика класса:

  1. репродуктивный (воспроизводящий действия),
  2. продуктивный несамостоятельный (действие по аналогии или в сходных условиях),
  3. продуктивный самостоятельный – творческий (действие в новых условиях)

Методы обучения:

  1. Словесные: рассказ учителя с опорой на знания, фронтальная беседа,
  2. Наглядные: работа с учебником, с оценочными листами.
  3. Практические: работа с физическим оборудованием.

Форма работы с учащимися:

  1. Коллективная,
  2. Индивидуальная, при работе: проверки домашнего задания, работа с заданиями в таблице,
  3. Парная, при работе с практическим оборудованием.

Структура учебного занятия:

  1. организационный момент,
  2. проверка домашнего задания,
  3. комплексное применение знаний,
  4. подведение итогов,
  5. задание на дом,
  6. рефлексия.

1. Организационный момент, включающий:

От качества осуществления этого этапа зависит весь ход , развития и результат урока. Здесь формируется умения себя мобилизовать, сосредоточиться, внутренне организоваться. На этом этапе начинается закладываться характер взаимоотношений класса и учителя.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

 

Здравствуйте!

Дети предлагаю свои варианты.

 Приветствие.

-Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас на уроке физики. Вижу полную  готовность класса и желание узнать, что же вас ждет сегодня.

Собранность, доброжелательность, энергичность, педагогическая культура. Отсутствие многословия и твердое намерение перейти к уроку при одновременном вниманию к состоянию учащихся

Я предлагаю вам посмотреть на первый слайд нашей презентации. Как завораживает вид ночного города, когда он весь в огнях  Современные технологии делают города ещё красивее. Предполагал ли Георг Ом,  проводя свои научные исследования или тратя время и энергию на полемику со своими оппонентами, какой сокрушительной молнией окажется его теория, осветившая в прямом и переносном смысле комнату, погружённую во мрак.

У каждого из нас  тоже есть возможность сделать мир красивее, светлее. Что для этого нужно? Для этого нам необходимо разгадать  тайны, которые помогут нам приоткрыть дверь в чудесный мир электрических явлений. Эти маленькие тайны – задачи на закон Ома.  

Тема нашего урока «Решение задач по  теме: «Закон Ома». Кокой цели мы должны сегодня на уроке достичь по окончанию нашего урока.

(Слайд 2) Правильно наша цель: научиться решать задачи различных видов, используя закон Ома.

Вы уже знакомы с такими электрическими величинами, как сила тока, напряжение, сопротивление,  с приборами для измерения силы тока и напряжения. (Слайд 3) Сегодня мы

  1. Повторим  основные понятия.
  2. Проведём эксперимент.
  3. Будем составлять, и решать задачи.

Каждый из вас получит оценочный лист, в котором будет фиксировать набранные в ходе урокам баллы.

2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу:

Дидактическая задача этого этапа заключается в усовершенствовании знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих уроках.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Вариант ответа.

Закон Ома связывает между собой силу тока, напряжение и сопротивление.

Сила тока на участке цепи прямо пропорциональна напряжению и обратно пропорциональна его сопротивлению.

I =   ,

 где I – сила тока на участке цепи,

U – напряжение на этом участке,

R – сопротивление участка.

Первая формула связывает  пропорциональные величины,  т.к. сила тока зависит  от напряжения и от сопротивления.  Вторая формула выражает  отношение величин, т.к. сопротивление не зависит от напряжения и силы тока.

 Возможные варианты работ.

  1. Собрать простейшую электрическую цепь.  
  2. Начертить схему и показать,  как подключаются вольтметр и амперметр.
  3. Измерить силу тока в цепи.
  4. Измерить напряжение на концах резистора.
  5. Используя показания вольтметра и амперметра найти сопротивление резистора.

Заполняют таблицу.

Физическая величина

Обозначение  в физике (буква)

Единица измерения в системе СИ

Формула для вычисления этой физической величины

Баллы

1

Сила тока

2

Напряжение

3

Сопротивление

4

Удельное сопротивление

5

Длина проводника

6

Поперечное сечение проводника

Итого:

Выступают дети, которые проводили эксперимент.

Ребята, давайте вспомним,  какие три величины связывает закон Ома?

Как формулируется закон Ома и как записывается формула закона Ома?

(Слайд 4) Ребята, посмотрите, перед вами 2 формулы которые  имеют одинаковый аналитический  вид, но различную интерпретацию.  Как вы думаете почему?

 Но как же совершать великие открытия без экспериментов? Поэтому и мы на уроке проведём исследование. Ребята, кто у нас в классе очень любит эксперименты?  (2-3 учащиеся по желанию, выходят к доске). Перед вами оборудование (слайд 5 на слайде оборудование которое находится перед детьми на рабочем столе): источник тока, амперметр, вольтметр, ключ, резистор, соединительные провода.  Используя его, составьте план работы  и  измерьте сопротивление проводника.  Результаты представите  перед классом.  

Пока ребята занимаются экспериментальной работой, каждый из вас заполнит таблицу.

 Посмотрите, она перед вами. В течение  2 минут вы должны её заполнить учитель раздает таблицы в печатном виде. Таблица на слайде 6).

По истечению время учитель продолжает.

Теперь вы должны   обменяетесь листочками  и проверите  друг у друга.

Ответы на слайде 7.

 За каждый верную строчку - 1 балл.   После поверки перенесите ваши баллы в свои оценочные листы.

А теперь давайте послушаем ребят, которые проводили эксперимент. Будьте внимательны, так как эти знания  будут вам полезны при выполнении лабораторной работы.

После выступления дети садятся на свои места.

Формулы на слайде

3.Комплексное применение знаний.

Дидактическая задача этапа: научится составлять задачи, использую реальную экспериментальную установку и определенные даны. Индивидуальное решение учащимися составленных задач. Обсуждение составленных задач. Проверить умение применять полученные знания.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Вариант решения задачи:

Дано:

U=3,5B;

I =0,28А;

СИ

Решение.

I = ;        

R = ;  

R = ]=[Ом];

R =   =12,5 Ом.

 

Ответ: R =12,5 Ом.

R - ?

Дано:

R=180 Ом

U=60 В

Решение.

I = ,        

I==1А

I== 0,3 А

Ответ:

I - ?

Дано:

U= 9B;

l=4 м;

S=2 мм2;

ρ=0,4 ;

Решение.

I =,

R= ρ

I =,

I=[ ]=[А],

I = =11,25А

Ответ:11,25А.

.

I - ?

Дано:

U=200 B;

I =2 мА;

 

СИ

200 В

0,005А

Решение.

R = ,  

 R=[ ]=[Ом],

R ==100000 Ом

Ответ:100000 Ом.

R- ?

Дано:

U1=110 B;

I1 =4 А;

 I2=8А;

Решение.

R =,

R =,

,

U2=

U2=[ ]=[В],

U2==220В

Ответ:220 В.

 U2  -?

Дано:

R=180

U=350 В

Решение.

I = ,        

I==1А

I== 1,94 А

Ответ:

I - ?

Дано:

U= 6B;

l=0,2 м;

S=2 мм2;

ρ=13;

Решение.

I =,

R= ρ

I =,

I=[ ]=[А],

I = =4,6А

Ответ:4,6 А.

.

I - ?

Дано:

U=5 мB;

I =50 мА;

 Sм=3,14 см2;

ρм=0,015Ом·м;

СИ

0,005В

0,05А

0,0314м2

Решение.

Rм= ,

lм= ,

Rм = ,  

lм= ,

lм=[ ],

lм= 

=0,2 м

Ответ:0,2 м

lм - ?

Дано:

U1=220 B;

I1 =4 А;

 I2=2А;

Решение.

R =,

R =,

,

U2=

U2=[ ]=[В],

U2==110В

Ответ:110В.

U2-?

Дано:

U1=220 B;

I1 =4 А;

 U2= U1  - 10В;

Решение.

R =,

R =,

,

I2=

I2=[ ]=[А],

U2==105А

Ответ:105А.

I2-?

Дано:

U= 3,5 B;

I =0,35 А;

l=0,41 м;

d=0,25 мм;

ρ=13;

Решение.

R= ρ

ρ=;

S=π

R =

ρ=;

ρ==;

ρ==

1,2;

Ответ:1,2 

(нихром).

ρ - ?

Дано:

U1=U2=U;

l2=3l1;

Решение.

 I =

I2=

I1=

R1= ρ

R2= ρ

===

  =1/3

Ответ: в 3 раза.

- ?

Ребята, я вижу, вы очень хорошо знакомы с теоретическим  материалом. Но знать мало, надо уметь применять свои знания.   У физиков существует такое мнение: если умеешь решать задачи по физике, значит, знаешь физику. Проверим это!

Внимание на экран (слайд 8)

перед вами электрическая лампа, на цоколе которой написано 3,5 В; 0,28 А.  Используя эти данные составьте и решите задачу.

Дети самостоятельно придумывают задачу, решают ее. Потом коллективное обсуждение этих задач (максимальное количество баллов 10, учитель оценивает работу детей индивидуально, они ставят баллы в оценочный лист).

Дальнейшая наша работа будет проходить под девизом: «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас!»  (слайд 9)

На карточке с таблицей у каждого из вас набор заданий, те из вас кто недостаточно уверенно ещё чувствует себя при решении задач выбирают задачу из группы «Делай с нами» и  решают вместе с нами  получая за каждую правильно решённую задачу по одному баллу,  те, кто захочет самостоятельно решить задачу, подобную той, что решают у доски выбирает задачу из группы «Делай как мы» и получает 2 балла,  те, кто уверен в своих силах решают задачи из группы «Делай лучше нас» и получают 3 балла. За каждую правильно решённую задачу ставят соответствующий балл в оценочный лист.

У детей на партах лежат таблицы, в которых по три раздела: первый «Делай с нами», второй «Делай как мы», третий «Делай лучше нас» в каждом по четыре задачи. Дети самостоятельно выбирают свой раздел. В презентации отражены задачи первого раздела. Дети по желанию выходят к доске.

«Делай с нами»

Задача 1А.(слайд10)

Сопротивление тела рыбы в среднем равно 180 Ом, напряжение, вырабатываемое  электрическим скатом 60 В. Установите какое значение имеет для него сила тока.

Задание 2А.(слайд 11)

Определите  силу тока в никелиновой проволоке длиной 4 м и площадью поперечного сечения 2 мм2. При напряжении на ее концах 9В.  (Удельное сопротивление никелина 0,4 ).

Задание 3А.(слайд 12)

Какое сопротивление имеет тело человека от ладони одной руки до ладони другой, если при напряжении 200 В по нему течет ток силой 2мА?

Задание 4А. (слайд 13)

При напряжении на резисторе 110 В сила тока равна 4 А. Какое напряжение следует подать на резистор, чтобы сила тока стала равной 8 А?

Следующие задачи в презентации не отражены, учитель одновременно проверяет учащихся, которые делают задачи самостоятельно

«Делай как мы»

Задача 1В.

Сопротивление тела рыбы в среднем равно 180 Ом, напряжение вырабатываемое электрическим сомом – 350 В. Установите какое значение для него имеет сила тока.

Задание 2В.

Удельное сопротивление графитового стержня от карандаша  13. Какой ток пройдет по стержню, если по нему подать напряжение 6В?  Длина стержня 0,2 м, его площадь поперечного сечения   2 мм2.

Задание 3B.

Определите длину широчайшей мышцы спины, если нервный импульс проходящий через нее имеет напряжение 5 мВ, а сила тока 5 мА. Площадь поперечного сечения мышцы 3,14 см2, а удельное сопротивление 0,015Ом·м.

Задание 4B.

При напряжении на резисторе 220 В сила тока равна 4 А. Какое напряжение следует подать на резистор, чтобы сила тока стала равной 2 А?

«Делай лучше нас»

Задача 1С.

При напряжении 220 В сила тока в спирали лампы равна 0,3 А. Какой будет сила тока, если напряжение уменьшится на 10 В?

Задание 2С.

Собрана электрическая цепь, состоящая из источника  цепь тока, резистора, вольтметра, амперметра, ключа. Показание вольтметра составляет3,5В, амперметра 0,35А. Диаметр проволоки0,25мм, длина 0,41м. Определите из какого материала сделана проволока резистора?

Задание 3С.

Во сколько раз изменится сила тока в проводнике, если при неизменном напряжении увеличить длину проводника в 3раза .

4. Подведение итогов:

Дать анализ успешного закрепления знаний.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Как замечательно мы сегодня поработали! Давайте теперь оценим вашу работу на уроке. Возьмите ваши оценочные листы и посчитайте общую сумму баллов (слайд 14).

15 – 14 баллов – «5»

14 – 11 баллов – «4»

  1. и меньше  баллов– «3»

Учитель выставляет оценки в журнал.

                                               5.Задание на дом:

На основе выполненных результатов усвоении пройденного материала дать домашнее задание, которое было бы направлено на дальнейшее закрепление знаний.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Я предлагаю вам домашнее задание на выбор (слайд 15):

  1. Составить и решить разноуровневую самостоятельную работу по теме «Закон Ома».
  2. Решить задачи.
  1. При напряжении 110 В сила тока в спирали лампы равна 0,5 А. Какой будет сила тока, если напряжение уменьшится на 40 В?
  2. Найти изменение веса и сопротивления провода из одного и того же материала, если при неизменной длине взять провод вдвое большего диаметра.

6.Рефлексия:

Главный итог урока достижение цели поставленной в начале урока.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Да, целью нашего урока была  научиться решать задачи различных видов, используя закон Ома.

Вот и подошёл к концу наш урок. Каждый из вас в чём-то проявил себя. Многие  получили оценку. Как вы думаете, достигли мы цели поставленной в начали нашего урока?

Хочется закончить урок словами    А. Дистервега: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто  желает к ним

 приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными     силами, собственным напряжением». Я желаю каждому как можно больше решить трудных интересных задач на уроках, и тогда физика сама  откроет дверь в свой чудесный мир, и  каждый из вас сможет «осветить своей молнией комнаты, ещё погруженные во мрак».

На ваших стола лежат еще по одному чистому листочку. Я предлагаю вам в этих листочка закончить следующие слова (слайд 16).

Умение решать задачи, используя закон Ома понадобится мне ………..

Спасибо за урок! (слайд 17).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Закон Ома для участка цепи" 8 класс

откртый урок по теме "Закон Ома для участка цепи" (8 класс). Урок для изучения нового материалаЦель: установить зависимость между силой тока, напряжением на участке цепи и сопротивлением этого участка...

Разработка урока по теме "Закон Ома для участка цепи"

Ознакомить учащихся с  формулировкой  и формулой  закона Ома для участка цепи.  Научить приемам исследовательской работы,  экспериментально  находить ...

конспект урока тема: "Закон Ома для участка цепи"

Данная разработка конспекта урока к учебнику физика-8 под ред. А.В.Пёрышкин....

Урок физики по теме "Закон Ома для участка цепи" (8 класс"

Урок+презентация по физике в 8 классе по теме "Закон Ома для участка цепи"....

Методическая разработка урока по теме "Закон Ома для участка цепи"

Разработка данного урока содержит план урока и его основные этапы, а также презентацию с активными ссылками....

Задачи по теме "Закон Ома для участка цепи".

Закрываем долг за пропущенное дополнительное занятие 20.01.14...

Конспект урока "Решение задач по теме "Законы и закономерности в цепи постоянного тока"

Данный урок изучается в 8 классе в главе "Электрические явления". Применяется метод проектов, что позволяет активировать и углубить знания о законах  электрического тока, развивать инте...