Законы сохранения
элективный курс по физике (9 класс) по теме
Элективный курс разработан на 17 часов. В первой части программы дается краткая классификация задач по физике и способы их решения. Во второй части рассматриваются задачи по теме. С целью активизации познавательной деятельности обучающихся много внимани яуделяется нестандартным задачам истрического, занимательного, межпредметного характера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Элективный курс
«Законы сохранения» (9 класс, 17 часов)
Автор: Лесникова Валентина Алексеевна – учитель физики Староюрьевской сош
1. Пояснительная записка
Решение физических задач – один из методов обучения физике. С помощью решения задач сообщаются знания о конкретных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, формируются практические и интеллектуальные умения, сообщаются знания из истории науки и техники, осуществляются межпредметные связи.
Цели:
развитие интереса к физике, к решению задач;
совершенствование знаний и умений, полученных в базовом курсе;
формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения школьных физических задач.
Задачи:
подготовка учащихся к выбору дальнейшего образования;
воспитание целеустремленности, дисциплинированности, настойчивости;
формирование творческих способностей;
активизация самостоятельной деятельности учащихся.
Первый раздел носит теоретический характер. В нем школьники знакомятся с минимальными сведениями о понятии «задача»; осознают значение задач в жизни, науке и технике; знакомятся с классификацией задач и основными приемами их решения.
Приемы и методы: рассказ и беседа учителя, выступления школьников, объяснение примеров решения задач, постановка экспериментальных задач, составление конкурсных задач, знакомство с различными задачниками.
ЗУН: школьники должны классифицировать предложенную задачу, составлять простейшие задачи, последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задач средней трудности.
Во втором разделе решаются задачи по законам сохранения. Больше внимания, чем в базовом курсе уделяется задачам технического, краеведческого, исторического, межпредметного содержания.
Формы работы: постановка, решение и обсуждение задач; составление задач по теме; подготовка к олимпиаде; выполнение домашних заданий по решению задач.
ЗУН: Решение задач по определенному плану; владение основными приемами решения; самоконтроль и самооценка; моделирование физических явлений; работа со справочной литературой.
2. Учебно-тематический план.
N|n | Тема | Всего часов | теор | пр | Форма контроля |
1 | Физическая задача. Классификация задач. | 2 | 2 | - | |
2 | Правила и приемы решения физических задач. | 4 | 3 | 1 | зачет |
3 | Законы сохранения. | 10 | 2 | 8 | тестирование |
4 | Обобщающее занятие по приемам и методам решения физических задач. | 2 | - | 2 | творческий отчет |
3. Содержание
Тема 1
Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Физическая теория и решение задач. Значение задач в обучении и жизни.
Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания, способу решения. Примеры задач всех типов.
Тема 2.
Составление физических задач. Основные требования к составлению физических задач. Способы и техника составления задач. Примеры задач всех типов.
Тема 3 .
Алгоритм решения задач с помощью законов сохранения импульса и энергии. Решение задач на закон сохранения импульса и реактивное движение. Решение задач на определение работы и мощности. Решение задач на закон сохранения и превращения механической энергии.
Взаимопроверка решаемых задач.
Знакомство с примерами решения задач по механике всесоюзных и областных, районных олимпиад.
Тема 4.
Творческий отчет предполагает самостоятельный подбор, решение и объяснение сюжетных задач по рубрикам:
-задачи знаменитых физиков;
-из мира современной техники;
-экспериментальные задачи;
-задачи сельскохозяйственного содержания;
-задачи с краеведческим содержанием;
-экологические задачи;
-занимательные задачи.
Литература для учащихся:
- Балаш В. А. Задачи по физике и методы их решения. - М.: Просвещение, 1983.
- Енохович А. С. Справочник по физике и технике. - М.: Просвещение, 1989.
- Кикоин И. К., Кикоин А. К., Физика 9 кл, - М.: Просвещение, 1990.
- Лукашик В. И. Физическая олимпиада. М.: Просвещение, 1987.
- Меледин Г. В. Физика в задачах: экзаменационные задачи с решениями. - М.: Наука, 1990.
- Перельман Я. И. Занимательная физика. М.: Наука, 1991.
- Рымкевич А. П. Сборник задач по физике. - М.: Просвещение, 1992.
- Тарасов Л. В., Тарасова А. Н. Вопросы и задачи по физике. - М.: Высшая школа, 1998.
- Тульчинский М. Е. Качественные задачи по физике - М.: Просвещение, 1972.
Литература для учителя:
- Бугаев А. В. Методика преподавания физики в средней школе. - М.: Просвещение, 1981.
- Задачи и упражнения с ответами и решениями: Фейнмановские лекции по физике. - М.: Мир, 1969.
- Каменецкий С. Е., Орехов В. П. Методика решения задач по физике в средней школе. - М.: Просвещение, 1987.
- Кирик Л. А. Физика 9: Самостоятельные и контрольные работы. - М.: Илекса, 2003.
Элективный курс
«Физика и творчество в твоей профессии» (9 класс, 17 часов)
Автор: Лесникова Валентина Алексеевна – учитель физики Староюрьевской сош
1. Пояснительная записка
В мире, в котором мы живем, действует множество законов физики. Среди них и такие, которые знает каждый школьник, и такие, которые известны только немногим. Прогресс науки и техники требует от человека максимального развития его способностей, умений и навыков трудовой деятельности. Содержание курса опирается на знания, полученные на уроках физики, биологии, химии.
Цели курса: развитие интереса к физике, технике и производству; знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний по физике на практике; совершенствование знаний и умений; формирование научной картины мира.
Задачи курса: осуществление тесной связи изучения физики с жизнью; формирование у школьников профессиональных намерений для выбора профессии; показ роли физики в научно-техническом прогрессе.
Курс носит прикладной характер. В нем показывается, как люди различных профессий стремятся овладеть своим ремеслом и создать новые технологические и культурные ценности. Рассматриваются профессии: физика-станочника, токаря, технолога, метеоролога, врача, фотографа и др.
Приемы и методы: рассказ и беседа учителя, постановка проблемных вопросов, подбор и изучение литературы, работа со справочниками, подготовка сообщений.
ЗУН: работа со справочной литературой; моделирование физических явлений; анализ изобретательских задач.
2. Учебно-тематический план
N|n | Тема | Всего часов | теор | практ | Форма контроля |
1 | Техническое творчество и физика | 3 | 3 | - | - |
2 | Законы физики и законы технологии | 2 | 2 | - | тест |
3 | Физика в истории и жизни профессий | 10 | 5 | 5 | сообщения, рефераты |
4 | Обобщающее занятие | 2 | - | 2 | презентация |
3. Содержание
Тема 1
Изобретатель: профессия или призвание?
Методы технического творчества.
Техническое решение и физический принцип действия.
Закономерности технических систем и применение физических эффектов.
Профессиональные задачи в биографиях изобретателей.
Тема 2.
Что такое технология?
Какие законы действуют в технологии?
«Классическая» технология и микроэлектроника.
Профессиональное творчество в технологии.
Представление о тупиках в технологии.
Тема 3.
Физика на флоте. Условия плавания тел: судов, рыб. Подводные лодки, батискафы, батисферы. Тайны звуков моря: ультразвук, инфразвук.
Физика в медицине. Радиоизотопы – источник внутреннего облучения. Строение глаза. Очки. Дефекты зрения. Лазеры.
Самостоятельная работа: Определение оптической силы очков.
Физика в метеорологии. Облака и их виды. Условия возникновения грозовых облаков. Молния. Громоотвод. Магнитные бури: причины их появления.
Самостоятельная работа: измерение атмосферного давления, температуры и влажности воздуха.
Физика в фотографии. Устройство фотоаппарата. Физические основы современной фотографии.
Тема 4.
На обобщающих занятиях предполагается защита проекта о роли физики в какой-либо профессии, оформленная в виде презентации.
Литература для учащихся:
1.Блудов М. И. Беседы по физике. Часть 2. – М.: Просвещение,1984.
2..Гнедина Т. Е. Физика и творчество в твоей профессии. М.: Просвещение, 1984.
3. Книга для чтения по физике./ Учебное пособие для учащихся. Составитель И. Г. Кириллова. – М.: Просвещение, 1986.
4.Ломов В. Ф. Человек и автоматы. - М.: Педагогика, 1984.
5. Хорошавин С. А. Физико-техническое моделирование. - М.: Просвещение, 1983.
6. Энциклопедический словарь юного техника. - М.: Педагогика, 1980.
Литература для учителей:
1.Капцов Л. Н. Физика элементов ЭВМ.- М.: Просвещение, 1985.
2.Куприн М. Я. Физика в сельском хозяйстве. – М.: Просвещение, 1985.
3.Низамов И. М. Задачи по физике с техническим содержанием. – М.: Просвещение, 1983.
4.Физика в школе. Научно-методические журналы.
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС
«СИЛЫ В ПРИРОДЕ» (17 часов, 9 класс)
Автор: Лесникова В. А., учитель физики Староюрьевской сош.
- Пояснительная записка.
Содержание курса опирается на знания, полученные учащимися в 7-8 классах и предполагает их расширение. Курс способствует: выявлению и развитию познавательного интереса учащихся к физике и технике; усвоению учащимися единства мировоззренческих идей и законов; активизации самостоятельной деятельности учащихся. Все это позволит девятиклассникам осознанно подойти к выбору дальнейшего профиля.
2.Учебно-тематический план.
N/n | Тема | Всего часов | теор | пр | Форма контроля |
1 | Введение | 1 | 1 | - | |
2 | Гравитационные силы | 2 | 1 | 1 | тест |
3 | Электромагнитные силы | 5 | 2 | 3 | тест |
4 | Электромагнитные волны | 3 | 2 | 1 | Сообщения |
5 | Ядерные силы | 3 | 2 | 1 | |
6 | Обобщающее занятие | 3 | - | 3 | зачет |
Тема 1.
Сила в повседневной речи.
Сила в механике.
Единство сил природы.
Тема 2.
От Анаксагора до Ньютона.
Закон всемирного тяготения.
Гравитация в действии.
Тема 3.
Какие силы называют электромагнитными.
Проявление электромагнитных сил.
Электрический заряд.
Взаимодействие зарядов (движущихся и неподвижных).
Электрическое и магнитное поле.
Решение задач на расчет сил Ампера, Лоренца, Кулона, силы упругости и трения.
Тема 4.
Взаимосвязь электрических и магнитных полей.
Электромагнитные волны.
Электромагнитные волны в природе.
Тема 5.
Ядро и элементарные частицы.
Как осуществляются ядерные взаимодействия.
Превращение атомных ядер.
Тема 6.
Систематизация знаний о силах.
Решение задач на применение второго закона Ньютона.
Литература:
- Енохович А. С. Справочник по физике и технике. – М.: Просвещение, 1980
- Иванович Г. В., Мякишев Г. Я. Силы в природе. – М.: Наука, 1988
- Кудрявцев П. С. Курс истории физики. – М.: Просвещение, 1982
- Мултановский В. В. Физические взаимодействия и картина мира в школьном курсе физики. – М.: Просвещение, 1975
- Рымкевич А. П., Рымкевич П. А. Сборник задач по физике. – М.: Просвещение, 2000
12 апреля – день космонавтики. Сегодня, 12 апреля – знаменательный день - день космонавтики.
Людей всегда манили дали,
Их вечно звали океаны…
А космос жил не торопясь,
Он был загадочен и страшен.
Что же влекло человечество в неземные дали? Прежде всего дерзновение, желание постигнуть неведомое, фантазия… Сегодня мы убеждены: выход человека в космос диктуется необходимостью развития науки, производства, медицины… Современную науку уже не удовлетворяет информация, получаемая в земных условиях. За пределами своей планеты, человек имеет возможность наблюдать Вселенную, изучать земные явления и объекты.
Началом космической эры считают запуск первого искусственного спутника Земли. Это произошло в нашей стране 4 октября 1957 года. А 12 апреля 1961 года, ровно 45 лет назад, в 9 часов 07 минут по московскому времени в космос стартовал космический корабль «Восток» с советским человеком на борту – Юрием Алексеевичем Гагариным.
Сын крестьянина, ученик ремесленного училища, курсант летного Оренбургского училища, летчик Заполярья, первый в истории человечества космонавт. Претендентов на это космическое путешествие было много и все же выбор пал на него. Этому способствовали его, гагаринские достоинства:
-беззаветный патриотизм,
-непреклонная вера в успех полета,
-отличное здоровье,
-неистощимый оптимизм,
- гибкость ума и любознательность,
-смелость и решительность,
-аккуратность и трудолюбие,
-выдержка, простота и скромность,
-большая человеческая теплота и внимательность к окружающим людям.
И так:
Дата первого космического полета: 12 апреля 1961 года.
ф.и.о. космонавта: Гагарин Юрий Алексеевич.
Национальность: русский.
Корабль:"Восток"
Позывной: « Кедр»
Руководитель полета: Королев Сергей Павлович.
Продолжительность полета:1час 48 минут.
Длина траектории: 41000 км.
Наибольшая высота над землей: 327 км.
Прошло 45 лет, пройдут еще десятки, сотни лет, а люди будут помнить это событие и с любовью и уважением называть имя первого космонавта планеты Земля – Юрия Алексеевича Гагарина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обобщения и закрепления знаний по теме "Импульс.Энергия.Законы сохранения"10 класс.
Идея урока: Учащиеся выбирают свою индивидуальную траектории работы на уроке, выбирая задания по силам,, результатом ,которой будет набранное определённое количество баллов.. Эстафета состоит из неск...
Разработка урока по теме "Импульс тела. Закон сохранения импульса"
Рзработка урока по теме "Импульс тела. Закон сохранения импульса", 9 класс...
Контрольная работа по физике для 9 класса "Законы Ньютона.. Закон всемирного тяготения. Движение тела по окружности. Импульс тела. Закон сохранения импульса".
Контрольная работа для 9 класса по теме "Законы Ньютона.Закон всемирного тяготения. Движение тела по окружности. Импульс тела. Закон сохранения импульса". Контрольная работа разработана имеет дв...
Контрольная работа "Законы Ньютона.Импульс тела. Закон сохранения импульса"
Контрольная работасодержит 2 варианта по пять заданий среднего уровня сложности по темам: " Законы Ньютона", "Импульс тела", "Закон сохранения импульса"....
Презентация к уроку физики "Закон импульса. Закон сохранения импульса"
Презентация к уроку физики....
ТЕСТ "ЗАКОНЫ НЬЮТОНА, ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ИМПУЛЬСА"
Тест "Законы Ньютона. Закон сохранения импульса"для учащихся 9, 10 класса, сделанный с помощью программы easyQuizzy. easyQuizzy— это программа, позволяющая создавать компьютерные тесты знаний. Каждый ...
План урока 9 Г класс (четверг) Тема «Полная механическая энергия. Закон сохранения и изменения полной механической энергии. Общефизический закон сохранения энергии»
В рамках дистанционного обучения возникает необходимость разработки подробного плана занятий для школьников в соответствии со школной программой и поурочным планированием....