Проект модульного построения программы по физике в 8 классе.
методическая разработка по физике (8 класс) по теме

Рослова Тамара Анатольевна

Модульное проектирование учебной программы предполагает отказ от обучения в режиме "параграф - урок". Программа разбивается на модули. Модуль -это отрезок времени от постановки одной "стратегической" задачи до другой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_modulnogo_postroeniya_programmy_po_fizike_2.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект модульного построения программы по физике  

В 8 классе.

 Цель модульного обучения состоит в создании наиболее благоприятных условий развития личности путём гибкости содержания обучения, приспособления к индивидуальным потребностям личности и уровню её базовой подготовки посредством организации учебно-познавательной деятельности.

 Модульное образование обеспечивает обязательную проработку каждого компонента дидактической системы и его наглядное представление, предусматривает чёткую структуризацию содержания обучения, последовательное изложение теоретического материала, обеспечение учебного процесса методическим материалом и системой оценки и контроля знаний, позволяющий корректировать процесс обучения. Модульное образование предусматривает вариативность обучения, адаптацию учебного процесса к индивидуальным возможностям и запросам обучающихся.

 Главная цель модульного обучения – создание гибких образовательных структур, как по содержанию, так и по организации обучения.

 При построении учебного материала используется принцип модульности: материал делится на блоки, из которых строится курс. Освоение материала происходит в процессе завершённого цикла учебной деятельности, причём подразумевается вариативность уровня сложности.

 В каждом крупном блоке выделяется несколько модулей:

-1 модуль(1-5 урока) – устное изложение учителем основных вопросов тем, раскрытие узловых понятий.

-2 модуль (3-5 уроков) – самостоятельная и практическая работа, где учащиеся  под руководством учителя работают с различными источниками информации, прорабатывают материал, обсуждают, дискутируют. Уроки- практикумы, лабораторные работы, решение задач, конференции, игры, презентации.

-3 модуль(1-2 урока) – повторение и обобщение тем.

-4 модуль(1-2 урока) – контроль знаний по теме.

-5 модуль(1 урок) – коррекция знаний по теме.

Преподаватель четко планирует модуль. Внутри же модуля при продвижении к учебному результату преподаватель и учащиеся получают определенную свободу, которая позволяет учиться в удобном темпе, на определенном уровне сложности.

 Учебный модуль обеспечивается наборами заданий:

-для самостоятельной работы учащихся;

-самоконтроля и самооценки результатов;

-использования дополнительных источников информации;

-реализации индивидуальной траектории развития и др.

 В основе учебного занятия – собственная познавательная деятельность учащихся и совместная деятельность с преподавателем по его осмыслению.

8 класс.

Блок

Содержание блока

Кинематика

(12 ч.)

1. Наука о движении тел. Ускорение. Скорость и путь при равноускоренном движении. Равномерное движение по окружности. Период и частота обращения.  -4 ч.

 2. Лабораторная работа №1 «Измерение ускорение тела при равноускоренном движении».-1 ч.

Лабораторная работа №2 «Изучение движения конического маятника».  -1 ч.

 Решение задач на расчет скорости и ускорения, пути при равноускоренном движении.

Решение задач на расчет величин, характеризующих движение по окружности.

Решение задач по теме «Кинематика». – 4 ч.

3. Контрольная работа №1 по теме «Кинематика». -1 ч.

4. Коррекция знаний.- 1 ч.

Динамика.

(12 ч.)

1.Законы Ньютона. Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Развитие ракетной техники. Энергия. Закон сохранения энергии. Использование энергии движущейся воды и ветра. -4 ч.

2. Лабораторная работа №3 «Измерение силы трения скольжения». -1 ч.

 Решение задач на применение 2 закона Ньютона, закона сохранения импульса, закон сохранения энергии. -4 ч.

3.Повторение и обобщение темы.-1 ч.

4.Контрольная работа по теме.-1 ч.

5.Коррекция знаний по теме.-1 ч.

Колебания и волны.

(13 ч.)

1. Механические колебания. Превращения энергии при колебаниях. Виды колебаний. Резонанс. Механические волны. Скорость и длина волны. Сейсмические волны. Звуковые волны. Звук в различных средах. Громкость и высота звука. Эхо. Инфразвук и ультразвук.- 5 ч.

2.Лабораторная работа №4 «Изучение колебаний нитяного маятника». -1 ч.

 Решение задач по теме.-4 ч.

3. Повторение и обобщение темы.-1 ч.

4. Контрольная работа по теме.-1 ч.

5. Коррекция знаний по теме.-1 ч.

Внутренняя энергия.

 (12 ч.)

1. Температура. Способы изменения внутренней энергии. Виды теплообмена. Примеры теплообмена в природе и технике. Расчет изменения внутренней энергии. Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела и выделяемого им при охлаждении. Закон сохранения внутренней энергии и уравнение теплового баланса. -4 ч.

 2. Лабораторная работа №5 «Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры». -1 ч.

Решение задач по теме «Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела». -2 ч.

Решение задач по теме «Закон сохранения внутренней энергии». -2 ч.

3. Повторение и обобщение темы.-1 ч.

4. Контрольная работа по теме.-1 ч.

5. Коррекция знаний по теме.-1 ч.

Изменение агрегатных состояний  вещества.

(16 ч.)

1.Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. Количество теплоты, необходимое для плавления тела и выделяющееся при его кристаллизации. Испарение и конденсация. Кипение. Количество теплоты, необходимое парообразования и выделяющееся при конденсации. Количество теплоты, выделяющееся при сгорании топлива. Тепловые двигатели. Изобретение автомобиля и паровоза. Двигатель внутреннего сгорания. -5 ч.

 2.Лабораторная работа №6 «Наблюдение за охлаждением воды при ее испарении и определение влажности воздуха»-1 ч.

Решение задач на расчет количества теплоты. -5 ч.

Решение задач по теме «Тепловые двигатели». -2 ч.

3.Повторение и обобщение темы.-1 ч.

4.Контрольная работа по теме «Внутренняя энергия».-1 ч.

5.Коррекция знаний по теме.-1 ч.

Повторение.

(5ч.)

Кинематика.

Динамика.

Колебания и волны.

Внутренняя энергия.

Изменение агрегатных состояний вещества.

Тест.

Модульная программа  «Динамика».

В процессе работы над учебными элементами учащиеся должны овладеть следующими знаниями:

Знать формулировки трех законов Ньютона, формул, условие, при котором систему отсчета можно считать инерциальной; какое тело называют изолированным. Знать, что сила является причиной изменения скорости и ускорения. Знать единицы измерения сил, связь между массой тел и сообщаемым ему данной силой ускорением. Уметь определять числовое значение ускорения. Уметь находить равнодействующую двух сил, направленных вдоль одной прямой. Знать виды сил.    

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного содержания

1.Три закона Ньютона.

 

Изучить §7-9. Цель: Знать формулировку первого закона Ньютона, условие, при котором  систему отсчета можно считать инерциальной, какое тело называют изолированным. Знать, что сила является причиной изменения скорости, а значит, и ускорения, что второй закон Ньютона выражает связь между ускорением, силой и массой тела. Знать формулировку второго закона Ньютона, что в случае действия на тело нескольких сил ускорение определяется их равнодействующей, что ускорение и вызвавшая его сила сонаправлены, что сила – векторная величина. Знать единицы измерения сил, связь между массой тела и сообщаемым ему данной силой ускорением. Знать, что в природе всегда имеет место взаимное действие тел друг на друга; знать, что силы, возникающие при взаимодействии, описаны в третьем законе Ньютона; знать формулировку закона. Знать, что силы взаимодействия всегда приложены к разным телам, а потому не имеют равнодействующей. Уметь в приведенных примерах выделять взаимодействующие тела, определять силы взаимодействия, показывать их на рисунке.

  Ответить письменно на вопросы после параграфов. Привести свои примеры ситуаций изменения скорости тел. Сделать подписи к рис. 11 и 12.Закончить предложение «Если магнит (рис. 11) повернуть к скрепке другим полюсом, то…»

Изобразить на рисунках соответствующие ситуации и указать силы взаимодействия:

  1. шарик висит на нити;
  2. брусок лежит на наклонной плоскости;
  3. Железный брусок и рядом расположенный магнит лежат на столе;
  4. два кирпича лежат друг на друге на столе.











Самостоятельно оцените, достигли ли Вы цели. Для этого вернитесь к началу модуля и прочтите цели.


Тест. (Сверьте ваши ответы с ответами в таблице учителя. Оцените свою работу. Поставьте оценку.)

2.Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Развитие ракетной техники.

 Изучить §10-13. Цель: знать, что импульс – величина векторная, что направление импульса совпадает с направлением скорости. Знать формулу для определения числового значения импульса и уметь ею пользоваться. Знать единицы импульса, формулировку закона сохранения импульса – фундаментального закона природы. Уметь определять общий импульс системы до и после взаимодействия тел. Знать, какое движение называют реактивным, приводить примеры. Знать, что на принципе реактивного движения основана конструкция ракеты, что числовое значение скорости истечения газов и соотношения масс топлива и ракеты, что эта зависимость получена из закона сохранения импульса. Рассказывать о работах К.Э. Циолковского. Уметь выделять в тексте основные проблемы, которые решались учеными и конструкторами.

Ответить письменно на вопросы после параграфов.



Тест.

 (Сверьте ваши ответы с ответами в таблице учителя. Оцените работу. Поставьте оценку.)

Можно  пользоваться учебником.


Учебником пользоваться нельзя!

3.Энергия. Закон сохранения энергии. Использование движущейся воды и ветра.

Изучить §14-16. Цель: Знать обозначение и единицы энергии, называть виды механической энергии. Знать, что кинетическая энергия обусловлена движением тел, а потенциальная – их взаимодействием. Применять основное правило для расчета кинетической и потенциальной энергий, формулы, приведенные в тексте параграфа. Приводить примеры тел, обладающих кинетической и (или) потенциальной энергиями. Пояснить термин «полная механическая энергия». Знать формулировку закона сохранения механической энергии, условия его применения.

1.Предложить для анализа свои ситуации, в которых кинетическая энергия тела превращается в потенциальную и наоборот. Описать возможный опыт, иллюстрирующий это превращение, выполнить соответствующий рисунок.

2.Раскрыть значение термина, «изолированная система тел». Высказать суждение о величине полной механической энергии тела, если в процессе его движения нельзя пренебречь силами трения

3.Составить в тетради краткий конспект сообщений по проблемам, затронутыми в §16, используя дополнительную литературу.

























Самостоятельно оцените, достигли ли Вы цели. Для этого вернитесь к началу модуля и прочтите цели.

3.Лабораторная работа №3 «Измерение силы трения скольжения»

Цель: формирование экспериментальных знаний.

Выполнить работу по предложенной инструкции.

Исследовать зависимость коэффициента трения от скорости равномерного движения бруска с грузами. Сформулировать гипотезу и проверить ее экспериментально.

Пользоваться инструкцией на стр.150 учебника.

1.Решение задач на применение 2 закона Ньютона, закона сохранения импульса, закона сохранения энергии.

Цель: Уметь находить равнодействующую двух сил, направленных вдоль одной прямой. Уметь определять числовое значение ускорения при известной массе тела, движущегося под действием двух противоположно направленных сил, значение силы, массы, ускорения из второго закона Ньютона. Уметь определять общий импульс системы до и после взаимодействия тел.

Решить предложенные задачи.







Сверьте ваши ответы с ответами в таблице учителя.

Оцените вашу работу. Если есть ошибки, установите их причину.

Оценки ставьте в таблицу.

Самостоятельно оцените, достигли ли Вы цели. Для этого вернитесь к началу модуля и прочтите цели.


Д.З.№  50,48,52,57,62,44,46,66,68,?2,78,80,84,89,86,88,89.

4.Повторение и обобщение темы.

Обобщить и систематизировать новые знания, сформировать целостность системы ведущих понятий по курсу.

5. Контрольная работа по теме «Динамика»

Обеспечить самооценку знаний учащихся, оценку преподавателя и их согласование.

6.Коррекция знаний.

Фамилия

1

2

3

4

Выходной контроль

Итоговая оценка

Само-

оценка

Оценка учителя

Само-оценка

Оценка учителя

Само-оценка

Оценка учителя

Само-

оценка

Оценка учителя

Учитель

Учитель

Что даёт модульное построение учебного материала?

-Развитие познавательных, коммуникативных способностей личности, возможность сформировать у каждого выпускника школы необходимые общеучебные умения и навыки самообразования.

Результат достигается за счёт постоянного положительного приращения в развитии человеческого «само», мотивации на каждом этапе, сотрудничестве, не создающем дополнительных жизненных проблем ученику.

Литература: Борисова Н.В. «От традиционного через модульное к дистанционному образованию» ВИПК 1999 г.

Мартынова Н.К. «Физика. Книга для учителя». Просвещение  2003 г.

Ксензова Г.Ю. «Перспективные школьные технологии» М.: Пед. об-во России 2000, 2-е изд. 2001.

Ксензова Г.Ю. «Инновационные технологии обучения и воспитания школьников». М.: Пед. об-во России 2005; 2-е изд.2008.

Громов С.В., Родина Н.А. Физика 8 класс  Просвещение 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект рабочей программы по физике 7 класс ФГОС второго поколения

проект содержиттитульный лист, цели и задачи изучения физики в 7 классе в соответствии с ФГОС второго поколения, тематическое планирование и т.д....

Проект рабочей программы по физике 7 класс

содержание рабочей программывыступление на совещании заместителей директоров по УВР...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ 11 КЛАСС ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (Авторская программа Г. Я. Мякишева) 5 часов в неделю.

Примерная программа среднего (полного) общего образования: «Физика» 10-11 классы (профильный уровень) (Физика.Астрономия.7-11 классы./сост. В.А.Коровин,В.А.Орлов.-М.:Дрофа,2008) и авторской программы ...

Проект модульного построения программы по физике в 7 классе.

Цель модульного обучения состоит в создании наиболее благоприятных условий развития ученика. Развиваются познавательные, коммуникативные способности личности, у каждого учащегося формируются общеучебн...

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...